- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
Между тем отрока привели живого, и немало утешились.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Вера христианская во всем торжестве ее — живое соединение людей с Господом Иисусом Христом — дает возможность совершать невиданные и невероятные чудеса. Для внешнего мира, мира, не знающего или отвергающего Истинного Бога, чудесные знамения являются лишь необъяснимыми фактами. Но последователи Христа осознают, что в основе любого чуда лежит не сверхъестественное начало непонятного происхождения, а любовь и сила Божия, действующая через верных и праведных людей. Вот почему, говоря о чуде как явлении, совершённом Господом, мы прославляем не человека-чудотворца, а Самого Творца. В противном случае сбудется то, о чем предупреждал нас Спаситель: восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф.24:24). В сегодняшнем Апостольском чтении описано чудо воскрешения апостолом Павлом некоего юноши, молодого последователя Христа (см. Деян.20:7-12). Дело происходило в Троаде. Местные христиане собрались для преломления хлеба. Апостол Павел был среди них, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. На следующий день он намеревался отправиться в дальнейший путь, а вопросов у троадских христиан к своему духовному наставнику оставалось еще много. По этой причине беседа сильно затянулась. Это было не простое духовное общение, а общение прощальное. И апостол Павел, и ученики его понимали, что расстаются навсегда. Поэтому никому не хотелось прерывать беседы, трудно было им прощаться с возлюбленным учителем, а апостолу Павлу разлучаться с учениками, в которых он вложил любовь и тепло своей души.
Автор Деяний, который был непосредственным свидетелем происходящих событий, рассказывает: В горнице, где мы собрались, было довольно светильников. Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.
Случилось страшное несчастье. Храма Божия, где можно было бы совершать Богослужения, у первых христиан еще не было, местом собрания служила обычно просторная горница в доме. Чтобы придать большую торжественность Божественной службе, зажгли множество светильников. И вот, сидевший на подоконнике открытого окна юноша, утомленный долгой беседой, заснул и по неосторожности выпал из окна. Мы слышали, что он был поднят мертвым. Слова эти значат, что юноша действительно умер. Естественной реакций собратьев были скорбь и отчаяние. Но Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. Подобным же образом, как мы помним из Ветхого Завета, были воскрешены пророком Илией сын вдовы сарептской и пророком Елисеем сын сонамитянки. Апостол говорит: …душа его в нем. Не следует понимать это как то, что юноша и не умирал, не расставался со своей душой. Нет, здесь все иначе. Силою Божией Павел воскресил юношу, и душа его опять была в нем. Но, по величайшему смирению своему перед Господом, апостол не выражался прямо. Он не хотел, чтобы ученики, поразившись, восславили его, как невиданного чудотворца. Таким образом, Павел избежал похвал за совершенное чудо. Чудо воскрешения произошло, а Богослужение и духовное общение продолжались. Все настолько верили словам апостола, что даже и тени сомнения в их душах не оставалось. Люди успокоились, что с юношей все в порядке. Апостол Павел продолжал проповедовать: Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. Верный последователь Христов, не дав себе даже короткого отдыха, отправился далее в путешествие. Окончание этой истории было чудесным и радостным: Между тем отрока привели живого, и немало утешились, пишет автор Деяний, апостол Лука. Троадские христиане восславили Господа, совершавшего величайшие чудеса через ближайших учеников Своих.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Юноша этот действительно разбился, упав с высокого этажа, и был мертв. Но Господь наш всесилен. Его именем святой апостол совершил столь знаменательное чудо. Сегодняшнее Апостольское чтение свидетельствует о том, что нет ничего невозможного для славы и могущества Господа. Но, посмотрите, как ведет себя апостол Павел, какую веру в силу Божию он являет, какие смирение и самоуничижение. Апостолу совершенно не надо было, чтобы его благодарили, возвеличивали, прославляли за чудо. Единственная слава, которой он жаждал, это слава воскресшего Господа, чтобы весь мир воспевал и восхвалял в благодарных молитвах неизреченное торжество воскресшего Спасителя. Троадские христиане верили, что Бог не оставит их в беде и через верного ученика Своего, апостола Павла, пошлет желанную помощь. Так и случилось. Если бы этой веры не было, они не смогли бы правильно воспринять совершившееся чудо и называться чадами Божиими.
Тот же апостол Павел пишет: Ибо все вы — сыны Божии по вере во Христа Иисуса (Гал.3:26). А апостол Иоанн утверждает: …тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин.1:12). Вера имеет для нас огромное значение. Отец Небесный дарует нам блага, превышающие человеческое разумение, которые принимать надо верой, не колеблясь и не сомневаясь. Если же мы начинаем искать объяснения тому, что не способны понять в силу своего падшего, ограниченного человеческого естества, то углубляемся не в веру, а в маловерие или, в худшем случае, в отрицание Самого Бога. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Вера не принимает умозаключений не потому, что они безрассудны, но потому, что она превосходит всякое размышление».
Верою познаем мы Бога, верою умудряемся в правде. Потому что именно вера открывает нам то, что истинно, и именно через нее приходит Божественная любовь.
Многое в этой жизни, не постигаемое ведением, становится близким и понятным при помощи веры. Сколько бы мы ни пытались постигнуть разумом, сколько бы ни мудрствовали, но факт Воскресения Христова принимается не умом нашим, а душой, не разумением, потому что это чудо необъяснимо и непостижимо, а верой. То же самое можно сказать и о Рождестве Бога Слова, когда явился в мир и воплотился, телесно родился Сын Божий. Мы не можем объяснить, но веруем, что Божия Матерь действительно присно пребывает Девою. И другие важные, непостижимые разумом вещи открываются искренней и несомненной верой. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Падшее человечество приступает к святой истине верой; другого пути к ней нет».
Вот почему мы говорим сегодня о том, что при размышлении о множестве тайн Божиих прежде разума должна стоять вера. И тогда непостижимое становится доступным, необъяснимое объяснимым, а непознаваемое познаваемым. Все преображается в свете веры. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Вот признак веры истинной: когда обетования бывают выше человеческого понимания, а мы твердо уповаем на силу обещанного». Троадские христиане, рассказ о которых мы слышали сегодня в Апостольском чтении, настолько были уверены в словах апостола Павла, что без колебания прекратили причитания по поводу несчастья, случившегося с юношей. Они уповали на то, что Господь молитвами верного Своего последователя воскресит умершего отрока. Именно вера помогла им принять и понять факт воскрешения, как подлинно свершившееся чудо.
Во всем и всегда просветимся и защитимся мы нашей верой. Ведь, по словам святителя Иоанна Златоуста, «вера есть щит, покрывающий тех, которые веруют, не испытывая». Вера есть наше оружие спасения. При этом надо помнить, что верующий человек не тот, кто верит всему, что ему скажут или покажут, а тот, кто верит в Бога и уповает на Промысл Божий. Верующий человек знает, что ничто в этом мире не происходит без воли Господа. Бог управляет всем происходящим и в природе, и в человеческом обществе, и в жизни каждого человека. По словам апостола, вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр.11:1). Нам не нужно стремиться разгадывать Божественные тайны, которые, быть может, вовсе и не доступны нашему разумению, мы должны смиренно и кротко принимать уроки, преподанные нам нашей святой православной верой. Если мы, братья и сестры, поймем это, воспримем душой и сердцем, то никакие греховные помыслы, никакие соблазны и искушения земной жизни не отнимут у нас этого великого дарования — веры нашей, которой просветил нас Всещедрый Господь. Верующим во Христа уготована столь желанная награда. Ибо, как пишет святитель Климент Римский, «мы, по воле Божией призванные во Христе Иисусе, оправдаемся не сами собой и не своей мудростью, или разумом, или благочестием, или делами, но верой, которой Бог Вседержитель всех от века оправдывал».
Аминь.
Комментировать