- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения…
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Услышанное сегодня Апостольское чтение переносит нас к тому моменту, когда апостол Павел прибыл в Иерусалим (см. Деян.21:26-32). Вчера мы говорили о том, как верный ученик Христов решительно выступил навстречу опасности, даже зная предсказание о себе пророка Агава. Перед Церковью в Иерусалиме встала сложная проблема. Иерусалимские пресвитеры признали дело апостола Павла по обращению язычников деянием Божиим и прославили Бога (Деян.21:20). Однако недоброжелатели стали распространять в Иерусалиме слухи о том, что апостол Павел побуждает иудейский народ отказаться от веры и законов предков. Естественно, это не было правдой. Да, Павел не настаивал на том, чтобы и обратившиеся ко Христу язычники следовали иудейскому закону и исполняли обряды, как, например, обрезание. Он понимал, что это могло оттолкнуть от веры новообращенных. Хотя сам Павел всегда уважал обычаи предков и, конечно же, даже не пытался отвратить от них иудеев.
Когда возникла эта проблема, разгорелся спор и начались всяческие нестроения в Церкви. Чтобы оправдать Павла и оградить его от клеветы, придумали способ, доказывающий его приверженность иудейским законам. В иерусалимской христианской общине было четыре человека, давших обет назорейства. Этот обет давали лишь те, кто чувствовал в себе силы пойти на многие жизненные лишения в знак благодарности и служения Господу. Считалось, что на них лежит особое благословение Божие. Для обряда очищения следовало в течение тридцати дней не есть мяса и не пить вина, поститься и усердно молиться. Все это время нельзя было стричь волосы. Обычно дававшие обет последние семь дней проводили в храме. После этого следовало принести жертвы: за грехи приносился в жертву однолетний агнец, в ознаменование мира — баран, а также хлебная жертва — корзина опресноков из пшеничной муки. Надо было остричь волосы и сжечь их вместе с жертвой в алтаре. Естественно, все это требовало довольно больших расходов и определенного времени. Считалось Богоугодным делом, если кто-то брал на себя расходы других. В этот раз Павел должен был покрыть не только свои материальные затраты, но и расходы по принесению жертв еще четырех людей. Этим апостол Павел должен был показать клеветникам, что он полностью соблюдает закон.
Естественно, апостол согласился на это, хотя подобный обычай лично для него утратил свое значение. Он пошел на компромисс для того, чтобы вернуть спокойствие своим братьям по Церкви. Это был не признак слабости, а проявление духовной силы и уверенности в правильности выбранного пути.
Все было хорошо и благообразно. Дни очищения заканчивались. Но в это время была Пятидесятница, и в Иерусалим собрались иудеи из разных стран, чтобы помолиться в храме. И здесь недоброжелатели увидели совершавшего обряд очищения апостола Павла. Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки, крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие. Иудеи, жившие в Азии (Асии), а именно в Ефесе и его окресностях, знали, какой успех имела в тех местах проповедь апостола Павла. Люди эти были не из числа уверовавших в Господа иудеев, а из тех, которые, несмотря на очевидность происходивших событий, так и не приняли и не признали Сына Божия. От них-то апостол Павел повсюду и терпел гонения, преследуемый их злобой, ненавистью и завистью.
Выкрикивая свое клеветническое обвинение, они, конечно же, искажали суть апостольской проповеди, извращали слова и дела апостола Павла. Говоря во множественном числе об Еллинах, которых апостол Павел ввел в храм, они лгали, для того чтобы придать своим обвинениям большую достоверность. У Павла был друг Трофим, выходец из язычников. Иудеи предполагали, что апостол брал Трофима с собой в храм, что считалось не только грехом, но и серьезным преступлением. Язычники могли входить только во двор язычников, в храм же они не должны были входить. На преграде, отделявшей двор язычников, даже имелась соответствующая предупреждающая надпись: «Никакой иноплеменник не имеет доступа внутрь ограды и стены вокруг храма, и если кто будет застигнут в нарушение этого правила, пусть сам несет ответственность за смертную казнь, которая следует за это». Закон в отношении язычников был весьма строг, даже римляне позволяли иудеям в этом случае выносить и исполнять смертный приговор. Вот почему асийские иудеи столь яростно ополчились на Павла, обвиняя его в нарушении закона, оскорблении народа и осквернении храма. Их расчет был прост и понятен: если соответствующим образом возбудить толпу, направить, настроить в негативном отношении иудейский народ, то не составит никакого труда быстро и легко физически расправиться с неугодным апостолом, учинив самосуд и убийство. Кто потом будет разбираться?!
Римляне тщательно следили за тем, чтобы при скоплении народа в Иерусалиме не вспыхивали бунты. На северо-западе Иерусалима был расположен дворец Антония. В дни великих праздников в этом дворце обычно располагалась когорта в тысячу воинов. Римское правительство строго требовало соблюдения гражданского порядка. Апостол Павел был на волоске от гибели, когда разъяренная толпа поволокла его из храма. Когда до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился; он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла. Таким образом, Павел был арестован, но этот арест послужил для его же безопасности, потому что ослепленная ненавистью толпа была настроена фанатично и решительно. Так мы можем говорить о том, что в этот раз от гибели Промыслом Божиим апостола Павла спасло беспристрастное римское правосудие.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Какой урок мы можем извлечь для себя из прослушанного сегодня Апостольского чтения? Урок тщетности компромиссов. Желая церковного мира и спокойствия, апостол Павел послушался старейшин христианской общины и совершил обряд очищения. Против своей совести он не пошел, так как чтил законы предков, хотя для него все эти ритуальные действия не имели уже никакого значения. Он согласился на компромисс не ради собственного благополучия или для того, чтобы избежать мучений, а для братьев во Христе, чтобы успокоить других членов Иерусалимской Церкви. Но, посмотрите, как восприняли этот компромисс иудеи? Не в оправдание апостола Павла, а в осуждение его! И для нас случай этот должен служить предостережением.
Апостол Павел уступил мнению руководителей Иерусалимской Церкви по великому послушанию и любви, дабы воцарилось спокойствие. Мы же отступаем от истины по своей греховности, самолюбию, тщеславию и гордыне, поддавшись соблазну и искушению. Мы так научились идти на компромисс со своей совестью, что даже не замечаем всей пагубности подобного пути. Нельзя грешить и одновременно быть угодным Богу! Святитель Василий Великий говорит: «Грех есть тяжесть, влекущая душу на дно адово!» Страшно? Конечно! Почему же мы, столь боящиеся поразить тело свое огнем, не уклоняемся от вечного пламени грядущих адских мук? Ради чего идем на компромиссы сами с собой? Какие могут быть достойные мотивы, чтобы усыпить свою совесть? Нарушаем посты, оправдываясь своей немощностью и недугами. Но вгоняем себя в еще худшую беду — в болезнь души. Поддаемся страстям и искушениям плоти. Только греховные наслаждения очень быстро пресыщаются, приедаются, а далее что? Ничего! Тяжесть и пустота. Прежде чем дальше грешить, идти на компромисс со своей совестью, этим гласом Божиим в человеке, вспомним мудрые слова святителя Иоанна Златоуста, который говорит: «Грехи удаляют нас от Бога и делают врагами Его». Всякий грех есть отступничество, отказ от истины и пути спасения. А потому будем честны и откровенны — нет оправдания никакому искажению правды в угоду греху и человеческим страстям! Никакими «высшими целями» нельзя убелить свою трусость, маловерие, духовную леность и равнодушие. Ни к чему доброму и светлому это не приведет! Ведь всякий грех есть измена Богу, нарушение присяги, данной при Таинстве Святого Крещения, сопротивление святой и благой воле Божией, оскорбление Божественного закона и правды. Будем помнить о том! Аминь.
Комментировать