митрополит Владимир (Иким)Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)

А Я говорю вам: не противься злому.

(Мф.5:39)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как много дает нам Святое Евангелие! Сквозь время до нас с вами доносится живой голос Господа нашего Иисуса Христа, Который наставляет на путь истинный, подсказывает, как должно поступать в той или иной ситуации, как следует реагировать на различные события жизни. Сегодня мы слушали продолжение Нагорной проповеди Господа (см. Мф.5:33-41), с которой Он обращался к народу иудейскому и ко всем христианам. Спаситель показывает, что Новый Завет не отвергает ветхозаветные заповеди, а значительно расширяет и дополняет их и духовно, и нравственно.

Вот Иисус Христос говорит: Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе.. И, действительно, чем может поклясться человек? Что ему принадлежит? Что не зависит от воли Божией? Господь поясняет, что небом клясться нельзя, потому что оно является Престолом Божиим, землей нельзя, так как она — подножие ног Господа, Иерусалимом нельзя — это град Царя Небесного. Человек не может даже головой своей поклясться, потому что без Бога не в состоянии ни одного волоса сделать белым или черным.

На горе Синай сказано было иудейскому народу: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно (Исх.20:7). Но люди очень часто нарушали эту заповедь, клялись именем Бога, доказывая свою правоту. Они ссылались на Творца как на свидетеля правильности выполняемых ими действий или истинности высказываний. Более того, люди имели дерзновение призывать кары небесные. Почему так происходило? Они не знали любви, не ведали милосердия и сострадания к ближним, сердца иудеев были ожесточены и преисполнены эгоизма. Зная их жестокосердие, по снисхождению к человеческому несовершенству, и желая сохранить их от более тяжкого греха, вплоть до убийства, Моисей разрешил клятву, но требовал, чтобы люди не клялись ложно и исполняли перед Богом данное обещание. Но люди продолжали нарушать обеты, клятвы для них перестали что-либо значить. К тому же фарисеи придумали, как обойти закон, и поучали народ, что клятвопреступлением является лишь клятва именем Бога, в остальном же — да клянитесь вы как угодно! И что получилось? Сплошная ложь. Где же здесь, спрашивается, было место правде и страху Божиему при нарушении обещания?

Не так учит нас Господь наш Иисус Христос. Он требует от верных последователей Своих нравственности, превосходящей фарисейское видимое благочестие. Как мы уже говорили, по завету Спасителя христианин должен быть нищим духом, плачущим и сокрушающимся о совершенных грехах, кротким, правдивым, милостивым, водворяющим мир в душе своей и душах ближних. Христианину не нужно призывать Бога в свидетели своей правоты, потому что такому человеку, живущему по заповедям Божиим, можно верить безоговорочно, ему можно доверять и должно уважать его слово. Вот почему Иисус Христос наставляет: Но да будет слово ваше «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого. Очень хорошо пояснил эти слова Господа святитель Григорий Богослов, который в беседе «На тех, которые часто клянутся» писал: «Что хуже клятвы? Я рассуждаю, что ничего нет хуже. Если бы не было опасности от ложной клятвы, то клятва была бы делом благочестия. Ложная клятва, как давно уже доказано, есть отречение от Бога. Благонравным менее нужды в клятве; что говорю — менее? Им вовсе не нужна клятва. За них порукою добрые нравы». А святитель Иоанн Златоуст в беседах на Евангелие сказал так по поводу клятвы и ее необходимости для человека: «Кто внял учению о вышесказанных блаженствах (имеются в виду заповеди блаженств) и устроил себя так, как повелел Христос, того всякий будет считать достойным почтения и уважения и никто не станет принуждать к клятве».

Но, посмотрите, что дальше говорит нам Господь: Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому.

Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую. Ох, какая нелегкая к исполнению для нас с вами заповедь! Иной, услышав вышесказанное, подумает: «Как так можно? Тебя бьют, а ты и не сопротивляйся!» Да, в испорченной природе человеческой и сейчас, когда мы знаем Господа и всепрощающую любовь Его, таится чувство мести. Если нас обижают, а еще если и несправедливо обижают, то так хочется отомстить обидчику, тоже сделать ему что-то неприятное, чтобы и он почувствовал обиду.

У иудейского народа до прихода Христа месть была узаконена, люди широко ею пользовались. Ветхозаветные законы Моисея повелевали воздавать обидчику местью, но не выше той, которую он нанес. То есть: отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. Какой кто сделает вред ближнему своему, тем должно отплатить ему (Втор.19:21). Именно этот закон применялся и судом для вынесения наказания.

Моисей понимал, что народ его еще не возвысился до такой любви, которая способна все прощать, потому-то требовал от соплеменников хотя бы справедливого отмщения. Кто исполнял этот закон, считались праведными. На самом же деле ветхозаветный закон практически потворствовал злым, неугодным Богу делам, оправдывал даже фактических убийц, которые убивали из чувства мести и не каялись, так как в душе считали, что совершают возмездие, кару Божию, брали на себя функции Господа. Это уже был не просто грех, а тяжкий грех! Получался парадокс: закон оправдывал беззаконие. При этом и любовь к ближним была заповедана и в Ветхом Завете. Было сказано: Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего, как самого себя (Лев.19:18). А теперь задумаемся: о ком здесь идет речь? Только о сынах иудейского народа. И закон говорил: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

Господь же наш Иисус Христос в основу Своего учения положил любовь ко всем людям, и даже не только к любящим нас и делающим нам добро, а и к настроенным враждебно. Спаситель говорит: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Да, это трудно. Совсем непросто достичь такого духовного совершенства. Но если в основе поведения христиан лежит всепрощающая любовь, то мы не сможем сделать что-то недоброе любимому человеку, просто не пожелаем мстить. Если мы всем сердцем и всей душой любим Господа, то не станем причинять страдания другим людям, всем, кого возлюбил Иисус Христос, за кого был распят и принял смерть на Кресте.

Некоторые воспринимают слова Господа: Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую в буквальном смысле — тебя бьют, а ты терпи. Но речь здесь идет не о физической обиде, а о духовных переживаниях. Евангельские примеры показывают, что Господь и Сам не буквально исполнял Свою заповедь. Вы помните в Святом Евангелии описано, что когда Христа допрашивал первосвященник Анна и один из служителей, стоявших близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? — Господь не подставил другую щеку, а воспротивился злу кротким, вразумляющим вопросом: …если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? (Ин.18:23).

И святые апостолы не воспринимали слова Христа в буквальном смысле. Так, апостол Петр поучает: …такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей. Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? (1 Пет.2:15; 3, 9-13).

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня в Евангельском чтении опять говорилось о любви. Вывод из всего услышанного нами таков: Господь наш Иисус Христос призывает верных последователей Своих возлюбить ближних, не только друзей, но и врагов, и поступать с окружающими людьми так, как ты бы хотел, чтобы с тобой поступали. Спаситель привел и примеры конкретного сопротивления злу добром: …и кто хочет судиться с тобою, и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

Не зла, обиды и ненависти, а добра, любви и всепрощения ждет от нас в жизни Господь! И счастлив тот, кто научился уже прощать обидчиков, воздавать добрыми делами и помыслами за злые выпады против христианского милосердия, творимые врагом рода человеческого через слабых верой людей. Счастлив и уподобляется Господу тот, кто возносит молитвы за врагов своих, взывая: Прости им, Боже! Не ведают, что делают. Ведь Господь наш Иисус Христос пришел водворить Царство Божие, в котором не будет тьмы, зла и насилия. Вот почему и мы с вами, братья и сестры, должны свято выполнять Его заповеди, а зло побеждать тем благословенным оружием, которое нам дал Спаситель, Сын Божий — верою, любовью, молитвою, смирением, добром и кротостью сердечной. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Бог так чудно устроил дело спасения нашего, что зло, имея дурную цель и действуя с намерением повредить рабу Божию во времени и вечности, способствует этим его спасению». Аминь.

Комментировать