- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших рабов Твоих и всех от века скончавшихся православных христиан в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание…
Молитва на заупокойной литии
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!
В этот день, накануне праздника Святой Троицы, Церковь Христова постановила особо поминать всех от века усопших православных христиан. За светлыми пасхальными торжествами не должно было печалиться о поминовении усопших, дабы не умалить радость великого праздника. Хотя Святая Церковь все это время ни на минуту не забывала верных чад своих, от века почивших. За каждым Богослужением звучали молитвы об упокоении душ усопших православных христиан. Все вместе пережили мы и Радоницу, веруя, что пасхальная радость озарила несказанным светом души почивших наших дорогих и близких.
Но сегодня Святая Церковь сугубо призывает всех нас совершить моление за усопших. Для чего это нужно и почему мы это делаем? Из этой жизни мы ничего не возьмем, как не взяли с собой усопшие, — только свою душу. И вот уже здесь, на земле, человек предвкушает либо райское блаженство, либо геенну огненную. Если христианин живет по заповедям Божиим, они для него становятся совершенно естественными, являясь настоятельной потребностью для его души. Тогда всякий грех, если и совершается, омрачает душу человеческую, не дает ей жить спокойно, мучает ее. Естественно, такой человек никогда с грехом жить не станет, он будет его оплакивать, будет сокрушаться, стремиться к Таинствам исповеди и Причащения, которыми возможно убелить и очистить душу. При этом еще в земной жизни верующая душа сподобится пребывать в райском наслаждении и постоянном духовном видении Господа. И когда такой человек умирает, он уходит в вечность с подлинным, нетленным духовным богатством, с сокровищем, которое уже ничто не уничтожит и никто не отнимет.
Если же человек отказывается от общения с Богом и для него «естественной потребностью» становится удовлетворение греховных страстей, то в этом случае покой он испытывает только тогда, когда удовлетворяет свои страсти. Причем покой этот тоже призрачный, мимолетный. Ненасытная во грехе душа требует все большего и большего. Некоторое успокоение приходит при удовлетворении похотей и дурных привычек. Но потом все повторяется снова с еще большей страстью и силой. Поэтому душа грешника уже здесь, на земле, пылает настоящим адским огнем. Нет ей радости, нет спокойствия, нет духовного наслаждения! Как мучается человек, который подвержен какой-то страсти. Ни о каком покое его не может быть и речи. Все ему не мило, все не нужно до поры, пока не произойдет временное насыщение ненасытного греховного естества. И если мы посмотрим внимательно, то увидим, что страсть начинает главенствовать в душе, порабощать человека, подминать его под себя.
Нелегко вырваться из греховных сетей. Это настоящая борьба. Несчастный грешник неимоверно страдает, сам лишает себя душевного покоя, лишает небожительства. Ведь когда человек умирает, бессмертная душа переходит в другое бытие, но не изменяется, остается точно такой же. И в загробном мире сохраняются все желания и привычки. Но в ином мире не будет возможности дальнейшего удовлетворения своих страстей и пороков! В один момент у человека ничего не останется! Только палящая совесть станет непрестанно обличать его в том, что он сам предпочел спасению греховную жизнь. Не захотел ни в храм ходить, ни постов соблюдать, ни молиться. И исповедовался лишь бы как, словно бы «галочку» ставил. Не подвизался в духовной жизни, не уделял внимания душе своей, с прохладцей смотрел на грехи, себя во всем оправдывал, а других осуждал. Вот с чем уйдет грешный человек в вечность, уйдет туда, где самому ничего уже невозможно изменить. И душа его примет такие страдания от этого адского огня, каких ни одна человеческая плоть ни секунды не выдержит.
Всем нам, братья и сестры, должно об этом помнить и знать именно сейчас. Потому что мы, живущие, еще многое можем изменить, как в своей жизни, так и в отношении усопших, души которых, еще раз повторю, остаются точно такими, как при жизни, и нуждаются в нашей помощи. Пока не пришел во Втором пришествии Господь наш Иисус Христос и не свершился окончательный Страшный Суд, есть еще время не только о своей душе подумать, но и помочь душам усопших, молясь о них.
В земной жизни любой человек, который хоть раз приходил с верою в храм Божий и молился, не мог не почувствовать благоприятное действие молитв Святой Церкви. А человек, опытный в духовной жизни, знает, как Господь отзывается на наши молитвы. И исцеления бывают, и утешения, и многие сложные ситуации выравниваются для пользы верующего человека. Все мы это знаем. Так вот и после смерти — для усопших — возможно то же самое, та же помощь и благодать, по молитвам близких людей и Святой Церкви. Те же самые молитвы, но заупокойные, в которых мы просим, чтобы уже после смерти Господь простил умершим людям согрешения их вольные и невольные.
Для усопших огромное значение имеют и молитвы об их упокоении, и милостыня, творимая за них.
Очень много можем мы сделать для почивших родных и близких. Чем сильнее наша любовь к усопшим, тем больше мы должны стремиться облегчить их участь. Чем усерднее будет наша молитва пред Богом за усопших, тем более мы почувствуем, что они воистину живы и разделяет нас совсем немногое.
Сколько времени нам требуется, чтобы прожить свою жизнь на земле? Совсем мало. Годы летят так стремительно! Каждый год приближает нас к иной жизни — за гробом. Вот почему любящий своих усопших человек, чем больше молится за них, тем больше чувствует состояние их душ. И потому им явно ощущается то, что при поминовении почившего праведника его душа радуется и ликует. Для живых в его смерти нет скорби, но есть утешение, что дорогой и любимый человек обрел душевный покой и радость.
Но бывает и наоборот, когда человек, стоя у гроба, испытывает огромную скорбь и теснение душевное. Нет ничего, кроме грусти и отчаяния невосполнимой потери. В этом случае духовными очами можно увидеть, что душа умершего грешника безмолвно взывает к нам, просит о помощи, молит, чтобы мы не уходили в свою скорбь, но чтобы не поленились потрудиться, сотворив дела любви за нее, чтобы, скорбящая и стонущая от совершенных беззаконий, она обрела утешение и прощение грехов уже после смерти.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Любовь — огромная сила. Любовь способна творить чудеса. Как мы знаем, и в этой жизни, когда молимся мы за болящего человека, который имеет грехи, — если в сострадании ему, молитве и делах милосердия за него, явим мы пред Богом свою любовь к нему, — Господь всегда прощает, поднимает страждущего с одра болезни. Точно так же и после смерти. Ведь у усопших такие же живые души, как у нас с вами. И по нашим молитвам, по делам любви и милосердия, за них содеянные, Господь может извлечь их из геенны огненной, из огня адского и они могут обрести покой. Главное, чтобы мы умели просить, чтобы прошения исходили от нашего искреннего сердца, по любви, с состраданием и искренностью, — тогда будут они Господом услышаны и приняты. А усопшие будут благодарны нам за все труды, содеянные в их память, в заботе об упокоении их душ.
Человек, молящийся за ближних своих, уже покинувших этот мир, наверняка уходит из храма умиротворенным, имея в душе надежду, что поминовения его услышаны. Он лелеет надежду на встречу с дорогими усопшими людьми, веря во всеобщее воскресение и вечное блаженное житие в Царстве Господа нашего Иисуса Христа.
Будем же неустанно просить у Бога оставление грехов усопшим, надеясь, что сподобимся вечного общения с любимыми людьми, уже покинувшими этот грешный мир, но вновь обретенными нами в будущей жизни нескончаемого Царства Небесного. И дай Бог, братья и сестры, чтобы то драгоценное время, которое уже более никогда не возвратится, было употреблено нами на пользу и для спасения, в утешение, в радость, в духовное совершенствование, в оставление грехов и жизнь вечную за веру нашу, за молитвенные поминовения, за все добрые дела и подвиги, творимые не только за себя, но и за усопших.
Аминь.
Комментировать