митрополит Владимир (Иким)Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)

Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.

(Деян.3:6)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

Сегодня мы с вами слушали Апостольское чтение (см. Деян.3:1-8) об исцелении хромого от рождения человека, просившего милостыню у Иерусалимского храма. В Деяниях святых апостолов повествуется о том, как Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. Девятый час у иудеев соответствует нашему третьему часу пополудни. Это было время особой молитвы в храме. Считалось, что молитва бывает особенно действенной и сильной, если помолиться не дома, а в храме. Хотя специального указания на то не было, и человек мог молиться в любом месте по своему духовному стремлению и желанию. Для нас примечателен и значителен тот факт, что апостолы, исповедуя учение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, соблюдали ветхозаветные традиции. Они в ни коей мере не противопоставляли себя другим иудеям, не отрицали то духовное богатство, к которому ревностно и трепетно относился иудейский народ. Ученики Христа понимали, что новая вера не противоречит старым, давно сложившимся установлениям. И Господь говорит, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить (ср. Мф.5:17).

Вот и теперь апостолы Петр и Иоанн спешили в храм в час девятый для того, чтобы совершить там молитву. Мы знаем из Святого Евангелия, что эти два ученика Господа повсюду являли дружбу и единодушие, помогали, поддерживали друг друга. Между ними была настоящая христианская любовь и взаимопонимание. И вот встреча: …был человек; хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.

Обычно нищие и нуждающиеся люди садились у дверей, благоговейно поклоняясь святыне и надеясь, что богомольцы явят им свою милость и милосердие. И действительно, верующие, воздавая хвалу Создателю, были добры, щедры и внимательны к чужим страданиям.

Конечно, в первую очередь, просящий хромой ожидал от апостолов материального подаяния. И хотя не было у них денег, они могли, по чудотворной силе, дарованной им Господом нашим Иисусом Христом и Духом Святым, дать ему гораздо большее. Вот почему апостол Петр, обращаясь к страдающему от тяжкого недуга человеку, сказал: …серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.

И далее мы слышали, как было совершено само чудо. Апостол Петр взял хромого за правую руку, поднял, и вдруг укрепились его ступни и колени. Из этих слов видно, что до исцеления ноги несчастного были атрофированы, и по физическим показаниям он просто не мог ходить. Чудо было сотворено одним только словом, так Господь наш Иисус Христос при земной Своей жизни исцелял недугующих. Примечательно, что апостолы не присваивали себе заслуги исцеления, потому что чудотворили во имя Господа нашего Иисуса Христа. Хотя, конечно, представившись собственно чудотворцами, они могли обрести немалую человеческую славу и всяческие общественные почести. Но ученикам Господа не нужно было ничто мирское, земное, временное и тленное, потому что еще при жизни своей на земле они были возвеличены не человеческой, а Божественной славой, открывающей им огромные возможности для благовестия.

Как же воспринял хромой человек то чудо, которое с ним совершилось? Мы слышали, как он, вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога. Храм Божий для всех иудеев был местом особого благоговения, сосредоточенной тишины и молитвенного настроя. Здесь, естественно, нельзя было прыгать и скакать, вести себя так, как вел себя исцеленный хромой. Такое ликование привлекало внимание окружающих и само по себе указывало на необычность происходящего. Важно и то, что бывший хромой не поспешил сразу домой порадовать исцелением родных, а вместе с апостолами вошел в храм, чтобы поблагодарить Бога. Почему он так поступил? Потому что уверовал всем сердцем и всей душой своей в Господа Иисуса Христа, о Котором говорили апостолы. И, уверовав, не мог уйти просто так, не воздав хвалы Истинному Богу, столь щедро одарившему его совершенным здравием.

Задумаемся теперь, братья и сестры, а всегда ли мы с вами так поступаем? Мы часто просим у Господа всяческих благ, но, получая их, как правило, медлим с благодарением или вовсе забываем о нем. Мы так привыкли к просительным молитвам и гораздо реже возносим Богу благодарственные славословия. Разве неправда то, что в церковь мы приходим чаще в горе, чем в радости?! Когда ищем у Господа спасения и заступления. И Бог дает нам Свою помощь, щедро одаривает благословенной милостью. Чего Отец Небесный ждет от нас в ответ? Бог не нуждается ни в каких материальных сокровищах. Только богатства духовные, которые мы обретаем благочестием и верою, ценны в очах Божиих. Господь милостиво долготерпит наши прегрешения, дабы мы все-таки образумились, покаялись и возлюбили Его той самоотверженной любовью, которой Он любит нас.

Вот такую любовь и чистоту сердца принес Господу исцеленный апостолом Петром при свидетельстве апостола Иоанна хромой человек. Ходя и скача, он испытывал себя, удостоверяясь в действительном своем здравии. Так как это было чудо, и чудо, совершенное сверх всякого ожидания, естественно, он сам с трудом мог поверить в него. Спокойствия в нем не было и не могло быть от важности и значительности происходившего. Бывший хромой получал настоящее удовольствие оттого, что мог теперь ходить, прыгать, скакать, мог передвигаться, как все нормальные люди. И его поведение не осталось незамеченным. Естественно, люди, знавшие его как недвижимого хромого, просящего милостыню у дверей храма, очень удивились такой перемене. Ничто не могло заградить ему уста. Никто не мог воспринять совершенное за обман, слишком уж очевидно было это чудо, которое воочию подтверждало истинность христианской веры и проповедь святых апостолов.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Когда мы читаем или слышим о многочисленных чудесах, совершаемых ближайшими учениками Господа, невольно возникает вопрос: почему же сейчас нет столь ярких и впечатляющих знамений?

Размышляя о чудесах, надо помнить, что творились они в подтверждение слов благовестников Христовых, для большей пользы и спасения рода человеческого. Это было особое время, когда знамения и необыкновенные события являлись настоятельной необходимостью. Благая христианская весть только распространялась, и зримые чудеса способствовали умножению верующих. Люди, как и во все времена, жаждали чудес и знамений, которые апостолы могли совершить. В начале бытия Церкви Христовой апостолы при содействии необыкновенных чудес и знамений несли благовестие по всей земле.

Сегодня ситуация изменилась. Святое Евангелие проповедано повсюду, вера насаждена повсеместно, про Спасителя знают все, только одни принимают Господа и догматы веры, а другие отрицают Его учение. Слово Божие известно и принято, а потому и чудесные знамения отняты от нас, как закончившие свое служение. Ведь дивные чудеса явлены были в то время неверующим, желавшим того по плотскому разгорячению или мудрованию, чтобы они становились верующими. Живая же вера во Христа являет собой истинный духовный разум и не нуждается в чудесном подтверждении, ибо она ознаменована высшим чудом — спасительным словом Господним.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Не для бесчестия нашего, но для большей почести Господь сократил явление Своих чудес. Он творит так, желая открыть нашу веру, чтобы мы верили Ему без залогов и без всяких чудес».

Сама жизнь во Христе, достойное несение своего жизненного креста, неуклонное следование заповедям Божиим разве не есть подлинное зримое чудо, которое доступно всем нам, православным христианам?!

Когда фарисеи и саддукеи требовали от Господа нашего Иисуса Христа сотворения чудес и дивных знамений, они даже не задумались над тем, что истинное чудо — Сам Господь перед ними, Который есть Сын Божий. Не об этом ли свидетельствовали Его свершения? Дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют обо Мне, — говорил Господь иудейскому народу (Ин.10:25). Каких подтверждений и свидетельств еще требовали эти люди?! Их с болью сердечной обличал Иисус Христос: Различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете (Мф.16:3). Отчего же зрячие и слышащие иудеи оставались такими слепыми и глухими к делам и словам Божиим? Только лишь потому, что жили плотской жизнью, не задумываясь о жизни духовной. Так же происходит и с теми, кто сегодня не имеет страха Божия, утопает в греховной скверне, живет во грехе и не задумывается о покаянии.

Но разве в наше время, братья и сестры, вовсе прекратились чудеса Божии? Не прав тот, кто так говорит. Нет, не прекратились. Просто мы не всегда можем видеть их физическими очами и духовно ощущать. Бог открыл людям новые знания, предоставил новые возможности. Так, например, современные хирурги, по Божией милости, спасают людей от верной смерти и совершают сегодня такие сложнейшие операции, которые в апостольские времена вполне бы посчитали за настоящее чудо.

Порой хирург, приступая к операционному столу, понимая сложность поставленной задачи, не смеет даже надеяться на собственные силы и способности, но всей душой уповает на помощь Божию, молится, чтобы Господь помог ему в лучшей степени осуществить возложенные на него обязанности. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Бог постоянно ожидает, не позовет ли Его кто-нибудь, и никогда не оставит без ответа призывающего как должно». По вере врачей к людям приходят самые, казалось бы, невероятные исцеления. Даже в советские времена, в страшные атеистические гонения, были такие хирурги, которые надеялись не на свой скальпель и профессиональное мастерство, а на милость Господа. Потому-то перед операцией они удалялись от всех, чтобы втайне от посторонних глаз вознести Богу свои молитвы, попросить помощи на совершение сложной операции. И Господь, видя их веру, через талантливые руки врачей посылал больным людям необходимое здравие.

Милосердие Господне и благость Божия все те же, с нами они всегда, во все дни жизни нашей, и чуду Божиему есть и в современной жизни место, только надо научиться видеть его и правильно воспринимать — с несомненной верой и любовью. Станем всегда помнить о том, что любое наше доброе начинание будет поддержано и сотворено Богом. Будем же, по словам святителя Иоанна Златоуста, «непрестанно прибегать к Богу и во всякой печали искать Его утешения, во всяком несчастии — Его избавления, Его милости, во всяком искушении — Его помощи». Врач прописывает лекарства и разрабатывает схему лечения, пациент следует его предписаниям, но исцеляет и совершает чудо выздоровления только Господь.

Каждый из нас может сотворить настоящее чудо и быть сопричастным к духовному возрождению ближних своих. Вспомним мудрые слова святителя Григория Двоеслова: «Кто всеми мерами содействует ближнему своему, еще не утвержденному в благочестивой жизни, и собственным примером добродетельной жизни утверждает его в благочестии, тот как бы на больных возлагает руки, чтобы они исцелились. Польза, которая происходит от таких духовных чудес, так же велика, и эти чудеса еще спасительнее, потому что врачуют не тела, а души». Аминь.

Христос воскресе!

Комментировать