<span class=bg_bpub_book_author>митрополит Владимир (Иким)</span> <br>Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Оглавление

Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)

Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.

(Деян.5:4)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

Недаром Господь открыл для нас истину о том, что кому много дано, с того много и спросится. Именно эту мысль содержит услышанное нами сегодня во время Богослужения Апостольское чтение (см. Деян.5:1-11), где речь шла о намеренной лжи Анании и Сапфиры, членов первой христианской общины Иерусалима, которые были подвергнуты смерти за свой злой и коварный умысел. Для чего преподан нам этот рассказ? В назидание и в память о том, что все сокрытое для людей всегда открыто для Бога. От ближних своих можно утаиться, от Отца Небесного — никогда!

Из Деяний святых апостолов мы достоверно знаем о жизни первой христианской общины: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян.4:32-35). Христиане были счастливы тем, что их связывали единство веры, сострадание, дружба, взаимопонимание и любовь. Отношения в общине можно было назвать идеальными. Ведь все совершалось по доброй воле и с открытым сердцем. Никто никому не ставил никаких условий. Богатые сами стремились помочь бедным, потому что хорошо понимали тщетность и тленность земного богатства и значительность сокровищ, обретаемых на небесах. Такое единодушие объяснялось полнотой и глубиной исповедуемой ими истинной веры. Даже тени сомнений не допускали в своих сердцах первые христиане. Но вот среди такой святой, праведной среды случилось непредвиденное: Некоторый же муж, именем Анания, с женой своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Анания даже и предположить не мог, что откроется то, что они с супругой решили скрыть от других. Только Бог открыл обман апостолу Петру, и тот обличил Ананию, говоря: Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Сама по себе ложь являлась весьма неблаговидным и недостойным поступком, но обман Анании носил еще более преступный характер, потому что он намеренно сказал собратьям во Христе, что отдал все, что имел. Не людей, а Бога дерзнул обмануть Анания. Это явилось выражением не только позорной корысти и сребролюбия, но и сознательным лицемерием. Ведь и другие христианские семьи продавали свои имения, отдавали деньги апостолам, чтобы помочь неимущим, сотворить конкретное дело милосердия. Анании не хотелось выглядеть в глазах братьев менее самоотверженным. Он с женой думал предстать перед обществом таким же чистым, праведным и сострадательным. Опять-таки не ради других и во имя Господа, а исключительно для укрепления и утверждения собственной славы, чтобы в христианских кругах говорили о них: «Анания и Сапфира — щедрые, милосердные! Вон сколько всего пожертвовали!» Только того не учли обманщики и корыстолюбцы, что людям-то солгать можно, но Богу нельзя! Потому и говорить ничего не надо было, обман их сам собой открылся и перед Господом, и перед братьями во Христе.

Анания и Сапфира работали двум господам, хотя хотели представиться служащими одному. Фактически в себе они соединили страсть к почестям и возвеличиванию, фарисейское лицемерие и иудино сребролюбие. Апостол Петр узнал об их злодеянии не сам, не собственной прозорливостью, а наитием Духа Святого. Это Господь словами апостола обличил отступников. В поступке Анании и Сапфиры апостол Петр усматривает дело сатаны, врага рода человеческого. Возможно, не без колебания в душе принимали они столь позорное решение. Ведь были же в них человеческие чувства! Только стремление к земному, а не к небесному возобладало в их душе, зло крепко и надежно пустило корни, оказалось даже сильнее страха Божиего и потому в итоге принесло пагубные плоды. Христианство для них на этом просто закончилось… Ведь ни веры, ни любви больше не было в их сердце. Как страшно! Блаженный Феофилакт так истолковывает: «Некоторые говорят, что если сатана исполнил сердце Анании, то за что же он понес наказание? За то, что он сам был виновником того, что сатана исполнил сердце его, так как он сам подготовил себя к принятию действия сатаны и к исполнению себя его силою». Фактически утаивание было не столько перед Церковью, сколько перед Святым Духом.

Примечательно, что своим имением Анания мог распорядиться как угодно, мог бы и не продавать его вовсе, ведь никто из собратьев во Христе его к такому действию не побуждал и не заставлял вносить какие-то деньги. Разве апостолы привлекали к тому кого-то насильно? Нет! Люди сами, из благих побуждений, по доброте душевной и по совести поступали так. Просто они хотели помочь тому, кого любят! Нет ничего радостнее знать и осознавать, что ты можешь помочь и конкретно помогаешь любимому человеку. Свет милосердия и сострадания — неотъемлемая потребность христианской жизни. А у первых христиан, исполненных глубочайшей верой, она проявлялась особенно ярко. Никто не удивлялся подобной помощи, и, вместе с тем, никто для себя ничего не требовал. Собственно говоря, даже продав имение, Анания имел полное право распорядиться деньгами так, как он считал нужным, мог отдать все в пользу бедных, но также мог честно и откровенно отдать только часть денег на общие нужды. Наконец, мог бы вообще ничего не отдавать. И, опять-таки, никто его за такие действия не осудил бы. Но Анания заведомо обманывает, выдавая часть денег за всю вырученную сумму. Почему? Чтобы не выглядеть в глазах общины скупым, то есть чтобы не упасть в мнении ближних своих. Между тем он так упал, что дальше было уже некуда. За деньги, за жалкое материальное богатство, этот человек продал душу диаволу, стал рабом греха, замарался совершенным беззаконием. Святитель Иоанн Златоуст пишет об обличении Анании: «Видишь ли, как он обвиняется в том, что сделав свои деньги священными, потом взял их? Разве не мог ты, говорит, продав имение, пользоваться ими как своими? Разве кто препятствовал тебе? Почему восхищаешь их после того, как обещал отдать? Для чего ты, говорит (апостол Петр), сделал это? Ты хотел удержать у себя? Надобно было удержать сначала и не давать обещания».

Наказание за произведенный обман Бога не замедлило: Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. Анания умер. Его смерть не была вызвана сильным нервным срывом или потрясением. Психика людей, привыкших врать, способна вынести еще и не такое. Но тут пред всеми христианами Иерусалима было явлено чудо мгновенного Божественного наказания преступника. Ведь действия его были не только греховны, но и преступны. Анания преступил заповеди Божии, возжелав обмануть Самого Творца. Блаженный Феофилакт усматривает в описываемом событии три чуда, утверждая: «Три чуда в одном и том же случае: одно состояло в том, что Петр узнал то, что совершено было тайно; другое — в том, что он определил мысленное настроение Анании, и третье — в том, что Анания лишился жизни по одному лишь повелению». Тяжкое преступление вполне справедливо повлекло за собой и тяжкое наказание.

Так случилось с Ананией. А что же жена его, Сапфира, как она поступила? Верная не Богу, а человеческому договору с мужем, она продолжила ложь пред апостолом Петром. И услышала страшные слова: Что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Апостол пытался пробудить в Сапфире веру и христианскую любовь, но стремление к наживе, любовь к деньгам и богатству и для нее, как и для Анании, оказались важнее, чем чистая, праведная и Богоугодная жизнь. Итог сему плачевный: Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее. И далее в Деяниях написано: И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это. Страх перед наказанием Божиим распространился не только на непосредственных свидетелей этого события, но и на всех христиан Иерусалима. И это был спасительный страх, удерживающий от греха и беззакония.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня мы с вами услышали в Апостольском чтении о том, как среди первых христиан начиналась ложь. Из любви к славе человеческой она рождалась, из желания выглядеть почетно среди других людей. Ложь обесчестила Ананию и Сапфиру, они были окрадены собственным обманом, так как лишились главного — Божественной любви и, таким образом, отдалились от Бога, стали чужими Отцу Небесному. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ложь есть разрушение любви». Именно обман убил в этой семейной чете страх Божий, сделал их бесстыдными в лукавстве. Между тем ложь перед именем Божиим и пред лицом Божиим не только позорна, но и клятвопреступна. Вот почему Господь так строго и незамедлительно покарал лжецов Ананию и Сапфиру, не позволив им оправдываться и строить дальнейшую ложь пред Духом Святым. В назидание всем нам они были наказаны. На примере этих людей Бог показал, что в Церкви Христовой нет и не может быть места лжи и обману. Во всех своих проявлениях ложь чужда Господу и поэтому должна незамедлительно отвергаться всеми верными Его последователями. «Как горючее вещество от дома, удаляй ложь от уст твоих», — поучает святитель Иоанн Златоуст. Когда в своих поступках мы попускаем и позволяем себе неискренность, мы грешим против Бога, мы расстраиваем Господа своим обманом. Мы самостоятельно выбираем, по какому пути идти — по пути спасения или по пути погибели. Господь предоставил нам это право выбора. Но, вступив однажды на пусть спасения, став членами Церкви Христовой, мы идем по нему не просто так, а при участии Духа Святого. Поддаваясь же грехам, сбиваясь на путь лжи, мы грешим не только против истины, но и против Господа, движущего нашими сердцами, направляющего нас по верной дороге.

Апостольское чтение честно и откровенно донесло до нас, что и в первой христианской Церкви, которая, по вере и отношению к жизни, казалась идеальной, были разные люди — и хорошие, и плохие.

Плохими сделали Ананию и Сапфиру человеческие страсти и отступление от правды. Пусть же их пример послужит всем нам, братья и сестры, очень наглядным и показательным уроком. Нельзя выставлять ложь под личиной истины, потому что при этом мы неисцелимо вредим своей душе, заражая ее смертельным грехом. Не бывает лжи значительной или незначительной. Неправда всегда остается неправдой, какими бы благими намерениями мы ее ни прикрывали. И мы должны знать, что всякий обман бывает наказуем, потому что он противен Богу, Который не может доверять лжецам и обманщикам. Примем же к сведению для своего блага мудрые слова преподобного Ефрема Сирина: «Злополучен и жалок тот, кто костенеет во лжи, потому что диавол лжец и отец лжи (Ин.8:44). Кто костенеет во лжи, тот не имеет дерзновения, потому что ненавистен и Богу, и людям». Аминь. Христос воскресе!

Комментировать