<span class=bg_bpub_book_author>митрополит Владимир (Иким)</span> <br>Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)

Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.

(Ин.14:15)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодня мы с вами продолжим разговор об утешительной речи Господа нашего Иисуса Христа, с которой Он обратился к ученикам. Святое Евангелие, прочитанное за Божественной литургией, свидетельствует о благих обетованиях, данных Спасителем верным последователям Своим (см. Ин.14:10-21). И сначала Господь говорит о том, что апостолы, продолжая на земле дело Христово, благовествуя миру веру в Истинного Бога, сподобятся совершать удивительные чудеса и знамения, которые, по Божией милости, будут сопровождать их проповедь и служить подкреплением правды: истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит. Слова эти, конечно, не означают, что ученики будут иметь большую чудодейственную силу, чем Божественный Учитель, но результаты их деятельности с точки зрения распространения христианства станут весьма впечатляющими.

Но Сын Божий одновременно называет два условия, при которых совершится это обетование. Во-первых, и прежде всего, нужна крепкая, несомненная вера в Господа, и, во-вторых, Христос должен уйти к Отцу Небесному, чтобы дать им эту чудодейственную силу, послать ее от Бога Отца. Потому-то если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Отныне все, чтобы ни совершали апостолы во имя Христово, будет сбываться, ибо только так воочию можно узреть славу Божию.

Спаситель выступает не только как Ходатай и Заступник пред Отцом Небесным, но и как непосредственный Исполнитель просьбы: если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю. Говоря так, Господь еще раз указывает на Свою теснейшую связь с Богом Отцом по силе и существу. Вот почему в наших душах, преисполненных христианской веры, живет совершенно тождественное отношение, одинаковая любовь и к Отцу и к Сыну и к Духу Святому, о Котором сказал в Своей утешительной речи Господь: Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек.. Дух истины пребудет со святыми апостолами только в том случае, если они станут соблюдать заповеди Божии, тем самым выражая свою любовь к Господу Христу.

Но далеко не всем людям дано познать Утешителя. Мир не увидит его земными очами, а потому и не примет. Ученики же Христовы, имеющие теперь правильное представление о вере, Отце Небесном и проповедующие Господа Иисуса Христа как Сына Божия, просвещены Духом истины, Который и сейчас уже пребывает с ними в духовных дарах и Божественной благодати, осеняющих их жизненный путь, и будет вовек. Но пока Господь не взошел к Отцу Небесному, Дух Святой находится с апостолами, наставляет их и вдохновляет, но не пребывает в них самих, как обновляющая все человеческое естество, открывающая невероятные способности сила. Такого в учениках Христовых пока нет, но Господь им это вполне определенно обещает.

Можно по-человечески понять этих людей, для которых Божественный Учитель стал светом всей их жизни, самой большой любовью, самой утешительной надеждой и самой неизреченной радостью. Какой же грустью, скорбью и тоской наполняются их сердца, когда они слышат слова Господа о скором расставании! Как хочется им предотвратить это событие! Как хочется уберечь Сына Божия от всяческих опасностей, чтобы никогда с Ним не прощаться и не расставаться! Но, увы, они прекрасно понимают, что Божии дела не подвластны силам человеческим. Как же больно ощущать свою оставленность, свое сиротство, потому что, как им кажется сейчас, без Господа и сама жизнь их не будет иметь никакого смысла.

Но это не так. Спаситель возлагает на учеников Своих великое дело благовестия, и, восходя к Отцу Небесному, Он ни на секунду не оставляет их, обещая: Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите, ибо Я живу, и вы будете жить. О какой жизни говорит здесь Господь? О жизни вечной, о бессмертии, которого сподобятся все, любящие Бога и соблюдающие заповеди Его. Да, после смерти на Кресте мир не сможет уже телесными очами зреть Иисуса Христа. Неверующие не увидят Господа. Но те, у которых, благодаря учению Христову, отверзлись очи душевные, будут знать о том и верить, что Господь воскрес, Он жив и как истинный Живой Бог пребывает вечно. Более того, Спаситель обещает и ученикам Своим такую же блаженную вечность!

Указывая на теснейшее общение между Сыном Божиим, Богом Отцом и всеми членами Церкви Христовой, Господь подчеркивает: …узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Именно об этом, как мы знаем, свидетельствует Таинство Святой Евхаристии, Таинство Причащения Святых Христовых Таин, когда верующие люди принимают в себя, — в душу и тело свои — Господа Бога. Вот обо всем этом и говорил святым апостолам Господь наш Иисус Христос.

А заканчивается сегодняшнее Евангельское чтение потрясающим обетованием: кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам. Вы только вдумайтесь в эти строки! Господь обещает явиться Сам ко всем, кто любит Его и соблюдает Его заповеди! Может ли быть что-либо более ценное и дорогое для души христианской, чем возможность непосредственного Богообщения, возможность видеть пред собой Господа?!

Обетование это определяет любовь. Любовь людей к Богу и любовь Бога к людям. Любящие сердца не могут быть долго в разлуке, расставание всегда томит и тяготит их. Святитель Иннокентий пишет: «Истинно любящие не могут долго оставаться без свидания». А разве вы сами, братья и сестры, не убеждались в этой простой истине? Разве в земной жизни это не так?

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Все мы с вами, по Божией милости, пребываем в любви. Это святое чувство движет всеми нашими помыслами, желаниями и начинаниями. Без любви невозможно совершить никакое благое дело. Без любви человек становится равнодушным, ибо душа его становится черствой и немилосердной. Без любви сама жизнь теряет всякий смысл. Мы говорим сейчас не о телесной любви, не о страсти или чувственности, которые по сути своей являются человеческими грехами. Мы говорим о том свете, который наполняет и переполняет нашу душу, помогает выстоять в любых испытаниях и трудностях. Потому что Сам Бог есть Любовь. И нет ничего выше любви к Богу и любви к ближним.

Вы ведь помните слова Господа: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим (Мф.22:37). И далее: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф.22:39). Что еще может сравниться по значимости с этими двумя заповедями?!

«Имеющий любовь — имеет в себе Бога», — говорит святитель Василий Великий. И действительно, лишенные любви лишены Божественной благодати. Все добрые дела, все совершенства человека, все милосердные начинания и добродетели источником своим имеют любовь. Сам союз Бога с человеком основывается именно на любви, потому что кто не любит Господа, в том нет веры, такой человек не христианин и чужд Церкви Христовой. Кто же любит Бога, тот постоянно с Ним пребывает, обращается ко Всевышнему с молитвами, устремляет к Богу все свои мысли и помышления, да и саму жизнь, все события, в ней происходящие, соизмеряет с точки зрения Божественной любви.

Если один человек любит другого человека, то он всячески старается угодить ему, сделать что-то доброе, нужное, приятное. Вот так же и здесь. Кто любит Господа, стремится всего себя посвятить служению Ему, во всем исполнять Его святую волю.

Нельзя любить Бога сердцем, неочищенным от грехов, страстей и пороков. Мало одного желания любить Господа, надо соделать себя достойным этой любви, дара, ниспосылаемого в убеленные искренним покаянием сердца наитием Святого Духа. Спаситель Сам не раз указывал на то, что единственным доказательством правильной любви к Богу является исполнение животворящих Христовых заповедей. Об этом говорит и апостол любви Иоанн Богослов: …это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его. (1 Ин.5:3). Будем же, братья и сестры, стараться снискать именно такую совершенную любовь к Богу, потому что с приобретением ее мы приобретем и ни с чем не сравнимое блаженство, и Господь явится к нам Сам, сделает наши души храмом Божиим. От чистой любви этой мы сами становимся чистыми, светлыми, лучезарными, неприступными для всякого зла и ненависти. Любовь возвышает нас над житейскими заботами. Любовь возжигает любовь. Осознав однажды и навсегда, что Бог любит нас, восчувствовав, как сильно любит нас Господь, мы уже не сможем оставаться равнодушными, холодными или безучастными. Сердца наши сами устремятся к Господу с благодарностью и любовью. И Бог услышит, поймет и утвердит нас в этом. Потому что, как утверждает преподобный Макарий Египетский, «любящему Бога и Бог дарует Свою любовь».

Аминь.

Комментировать