- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
…да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
(Мф.5:45)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!
В Святом Евангелии, прозвучавшем сегодня за Божественной литургией (см. Мф.5:42-48), Господь наш Иисус Христос продолжает учить нас тому, как должно поступать Его верным последователям. Вот мы слышим от Спасителя заповедь: Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
Для верующих людей эти слова несут огромный смысл и не подлежат сомнению, потому что Господь Сам так поступал в земной Своей жизни и нам велел — будьте милостивыми, не жалейте для ближнего, не скупитесь. Как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы.
Теперь посмотрим, братья и сестры, так ли происходит в мире? Нет, конечно. К сожалению, мы слишком погрязли в земном, в материальном. В той или иной степени все мы находимся под властью денег: когда их нет, прилагаем множество усилий, чтобы добыть определенную сумму, когда есть, трясемся над каждой копеечкой, не в силах расстаться хоть с малым количеством. В долг-то даем неохотно, а безвозмездно — практически никогда. И где же, спрашивается, наше милосердие, где стремление помочь ближнему?! Где исполнение заповеди: просящему у тебя дай? Некоторые начинают искать оправдание для своей корысти: можно ли любому просящему давать, а не потратит ли он мои деньги на пьянство или иные грехи?
Или где исполнение заповеди: от хотящего занять у тебя не отвращайся? Занять-то займу, а вот отдаст ли и когда отдаст? Но Сын Божий не делает никаких ограничений, не ставит условия и не приводит никаких оговорок, призывает делать добро просто, от всего сердца, от всей души. И награда за то будет! Обязательно! Только нетленная, не поддающаяся действию времени, — награда на небесах.
Святитель Иоанн Златоуст так рассуждает об этой заповеди Господа: «Сделав доброе дело, не ищи благодарности, чтобы иметь тебе должником Самого Бога, Который сказал: взаймы давайте тем, от которых вы не надеетесь ничего получить. Сам Бог сказал: благотворящий бедному дает взаймы Господу (Притч.19:17)». Да, иногда бывает так, что в ответ на наше доброе дело мы получаем черную неблагодарность и, с человеческой точки зрения, это нас возмущает. Вот, мол, я столько всего ему сделал или сделала, а он такой-сякой, никакой от него благодарности. Подождите, а что вы ждали? Вы рассчитывали получить в ответ похвалу или еще что-то доброе, что вам выгодно и необходимо? Так скажите, где же здесь бескорыстие? Получается, что целью вашего милосердия было желание потешить собственное тщеславие, возвеличиться над другими — вот, какой я хороший, как людям помогаю, за это-то точно мне воздаст Господь! Конечно, Бог сторицей воздает за добрые дела, но только если человек, их совершающий, не ждет в ответ никакой благодарности. А потому, братья и сестры, постараемся просто жить по совести, любить ближних, жалеть их и помогать, чем можем. Но не стоит вменять себе в достоинство и доблесть исполнение наших обязанностей, потому что мы — христиане, и так действовать, так поступать нам повелел Господь! Во имя любви к Нему мы все это совершаем, во славу Божию, но не во славу людскую.
Люди неверующие еще больше будут недоумевать, слыша следующую заповедь Господа: А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. В этой заповеди Иисус Христос превзошел ветхозаветный закон, который повелевал не мстить и не иметь злобы только по отношению к единоплеменникам, а врагов позволял уничтожать. Не только иудеи, но и язычники ненавидели врагов своих. И вот Сын Божий призывает, чтобы Его ученики в нравственном отношении превосходили самых праведных иудеев, самых верных ревнителей закона Моисеева, потому что они стремятся и желают быть сынами Отца Небесного, Который одинаково любит всех людей: …ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. В подтверждение тому Господь сказал еще: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф.9:13).
По человеческому разумению было бы понятно, что Спаситель ради того, чтобы спасти самых добрых, самых честных и боголюбивых людей пострадал и принял смерть на Кресте. Но нет, не только за праведников и не столько за них была принесена Искупительная Жертва. Агнец Божий был заклан по неизреченной Божией любви за всех людей, отдал Свою жизнь за грехи всего мира.
Преподобный Нил Синайский говорит: «Блажен человек, который всякого человека почитает как бы богом после Бога».
Действительно, в человеколюбии, в одном из лучших качеств характера, заключена великая сила. Научившись прощать обиды, молиться за врагов своих, равно благотворить благочестивым и нечестивым, мы постепенно уподобляемся Богу, становимся все ближе и ближе к Отцу Небесному.
Совершенная любовь к людям, без деления на своих и чужих, добрых и злых, хороших и нехороших, определяет совершенство христианина. Ведь Господь конкретно указывает: Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? И пусть эта заповедь — самая трудная к исполнению. Достигается она постепенно, по мере духовного совершенствования верующего человека. Зато и награда за нее велика — любовь Божия. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Достигший любви к врагам достиг совершенства в любви к ближнему, и ему сами собой отворились врата любви к Богу».
С чего начинается эта любовь? С желания и умения прощать. Человек вас ненавидит, сердце его преисполнено злобы, клеветы, мести, в нем нет ни капли раскаяния? Бедный! Он сейчас так далеко от Бога! Он движется к погибели из-за собственной глупости и дурной воли! Он так одинок, что не может противостоять врагу рода человеческого, который радуется и искушает несчастного с еще большей силой. Так неужели мы на него станем гневаться, неужели не пожалеем, не сокрушимся помрачению его?! А ведь жалость и есть не что иное, как основа любви! Жалеем, значит, любим. Как же ему помочь, как внушить, что он ошибается в своем злословии и злонравии? Ведь по нашей милости, вольной или невольной, впал он в такое страшное состояние души.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Мы с вами носим великое звание — православных христиан. Православные — те, кто правильно славит Бога, кто проводит земную жизнь так, что Бог в ней прославляется, а окружающие люди осеняются неизреченным светом истинной веры, исходящей из православных душ и сердец. И мы должны подавать пример жизни во Христе. Милосердием пробуждать в ближних милость и сострадание. Кротостью и незлобием сердца умиротворять враждующих и страстями обремененных. Миром душевным творить мир в обществе. Любовью к врагам уподобляться совершенству Отца Небесного, открытого нам в Господе Иисусе Христе, Который призывал: Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный!
Кто-то из вас, может быть, спросит: «Разве можно когда-нибудь достигнуть совершенства Бога?» Это — правильный вопрос. Слова эти нельзя понимать в том смысле, что Спаситель повелевает нам сравняться с Богом. Естественно, величие Божие недосягаемо для нас, и никаким человеческим разумом, никакими человеческими чувствами его не постичь и не достигнуть. Познание Отца Небесного началось лишь тогда, когда на землю пришел Божественный Сын, рожденный от Пресвятой Девы Богочеловек. Именно в Нем, Господе нашем Иисусе Христе, люди в полноте узнали те Божии достоинства, которые может вместить человек.
Да, величие Бога для нас недосягаемо, но мы можем и должны стремиться к достижению тех совершенств, которые, по Божией милости, нам Господом открыты. И самый короткий и верный путь к этой благословенной цели — исполнение заповедей Христовых, потому что Спаситель, явившись в мир Богом и Человеком, на примере Своей земной жизни показал всем нам, как нужно эти заповеди исполнять. Господь Сам на деле указал ученикам и всем последователям возможность осуществления того, что Он заповедал. «Всякое действие и всякое слово Спасителя нашего Иисуса Христа — есть правило благочестия и добродетели», — говорит святитель Василий Великий.
Будем же любить Господа всем сердцем и всей душой, и держать во всеоружии духовном святые Евангельские заповеди. Недаром апостол Иоанн, которого называют «апостолом любви», самый любимый и самый любящий Господа ученик пишет:
Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его (2 Ин.1:6). А святитель Иоанн Златоуст дополняет: «Душа праведного, говорит Спаситель, ничем не побеждается потому, что она основана на камне. Камнем же Он называет твердость Своего учения. Ибо поистине, заповеди Его гораздо тверже камня. С их помощью человек становится выше всех волн человеческих. Ибо кто тщательно соблюдает их, тот побеждает не только гонения людей, но и козни диавольские». Аминь.
Комментировать