<span class=bg_bpub_book_author>митрополит Владимир (Иким)</span> <br>Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)

Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже,
когда мертвые услышат глас Сына Божия, и, услышав, оживут.

(Ин.5:25)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

Каким благодатным для всех нас является слово Божие! В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Ин.5:24-30) мы слышали, что Господь обещал жизнь мертвым, которые услышат глас Сына Божия. Высказывание это, на первый взгляд, кажется несколько загадочным и непонятным. Как мертвые могут слышать, а тем более воспринимать призыв Спасителя? Или речь здесь идет о всеобщем воскресении из мертвых перед Судом Божиим? Но тогда как быть со словами: наступает время, и настало уже?

Прежде всего, обращает на себя внимание особенная торжественность тона, с которой Господь произносит эти слова. Иисус Христос дважды повторяет слово: истинно, тем самым как бы усиливая значимость произносимого. Мы понимаем, что Спаситель имеет в виду нечто новое и необыкновенное, чего не было ранее. Проще всего было бы воспринимать слова о воскрешении мертвых как о духовном возрождении светом Христовым, когда человек духовно был мертв, пребывал в духовной смерти, а услышав глас Божий, святое благовестие, очнулся от смертельного сна. Однако об этом уже говорил Господь, и Он не повторяется в словах Своих. Вслушаемся в текст Евангелия: и особая торжественность слога, и сам контекст указывают нам на чрезвычайную власть, которая дана Господу нашему Иисусу Христу Отцом Небесным. Чрезвычайная — значит, не поддающаяся никаким обыденным меркам. Всеобщая, всеобъемлющая, не имеющая границ! А раз так, то Сыну Божиему подвластны самые невероятные чудеса, в том числе физическое воскрешение мертвых.

До этого мы слышали, что кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца. Однако чтобы это высказывание не представлялось надменным или напыщенным, Господь подтверждает его словами: наступает время, и настало уже. Да, настало, ведь до Него, до Сына Божиего, никто на земле не мог поднять из могилы усопших, как бы ни старался и к каким бы волшебным заклинаниям ни прибегал. Господь же являет миру невиданные чудеса — воскрешение сына наинской вдовы, дочери Иаира, начальника синагоги, наконец, чудеснейшее воскрешение четырехдневно пребывавшего в гробу Лазаря. Время пришло, и мертвые слышат глас Сына, и встают, и повинуются Его воле. Так разве это не является прямым доказательством Божественной природы Иисуса Христа?! Раз Он — Сын Божий, истинный Бог, Единосущный Отцу Небесному, то для Него нет ничего невозможного, ибо все мы хорошо знаем, что Богу все возможно.

И в подтверждение истинности сказанного Спаситель продолжает: Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.

Что значит иметь жизнь в Самом Себе? Все творения Божии (и человек, и животные, и птицы, и даже насекомые) не могут существовать без помощи Бога. Сами по себе мы бы с вами, братья и сестры, не прожили бы ни дня! Без дыхания, оживляющего нас, без работы сердца и других органов нашего организма, которая опять-таки осуществляется не сама по себе, а по милости Божией, без пищи и воды, которые ежедневно дает нам Господь, мы просто бы не могли существовать и погибли. Но Бог любит каждого из нас, любит всякую тварь, сотворенную по Его неизреченной воле, и никогда, ни на мгновение не оставляет без внимания Свои творения. Потому мы можем утверждать и всегда должны помнить о том, что жизнь наша, бытие, существование полностью зависит от воли Божией. И земная жизнь наша, какой бы долгой она ни была по милости Отца Небесного, все равно временна, ограничена сроками, определенными Богом.

Но вот Сын Божий… Как истинный Бог, Господь наш Иисус Христос ничем не ограничен и ни от чего и ни от кого не зависит. Наоборот, обладает безграничной полнотой жизни, которую имеет в Самом Себе. Так же как Небесный Отец, во всем равный Ему, Господь наделен силой власти по отношению к созданиям Божиим и может, как и Отец, давать тварям все необходимое, в том числе жизнь. Кроме того, Бог Отец подарил, предоставил Своему Сыну исключительное право: власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия. Название Сын Человеческий неоднократно встречается в Святом Евангелии. Здесь же, в данном случае, оно определяет особое основание, благодаря которому Сын Божий, и в то же время Сын Человеческий, становится Судьей всех людей. Не человеческая природа подчеркивается в данном выражении, а то, что явившись миру как Человек, Мессия выступает как Царь устроенного Им Самим Царства Божия. Естественно, Царь всех людей обладает достоинством производить суд над ними.

Апостол Павел пишет: …должно нам всем быть явленными как есть пред судом Христовым с тем, чтобы каждый получил за то, что он сделал в теле: будь то доброе, будь то плохое (ср. 2 Кор.5:10). Память и мысли о дне Судном необходимы нам, братья и сестры, потому что человек, размышляющий о должном воздании за свои действия, постарается в лучшую сторону изменить свою жизнь, сделать ее более угодной Богу, добродетельной. Если живет в нас уверенность в будущем воскресении, если просвещены мы пасхальной радостью Воскресения Христова, то, конечно же, мы не устанем постоянно сокрушаться о грехах своих, будем каяться Богу и стараться достойно встретить Грозного Судию.

Почему Господь просит людей не удивляться? В словах этих открывается великая истина: Господь наш Иисус Христос — Сын Человеческий, но и Сын Божий, и Сам Бог. Далеко не все и не сразу из слышавших Господа людей поняли и приняли Христа, очень многие не доверяли Его словам о том, что Он и есть Мессия, Спаситель мира, Тот, о Котором вещали пророки. Однако Господь указывает им, что наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия. И вот здесь уже речь идет о всеобщем воскресении, которое свершиться перед последним Судом. Когда Спаситель говорил о частном воскресении, коим, например, является воскресение Лазаря, Им ни слова не было сказано о суде. Все правильно, Лазарь воскрес не для того, чтобы тут же предстать пред судом Божиим. Лазарь воскрес из мертвых, дабы утвердить славу воскресившего его Господа, дабы зажечь в сердцах свидетелей этого необыкновенного события несомненную веру в могущество Иисуса Христа. Но здесь Господь, пообещав всеобщее воскресение из мертвых, прибавляет к тому заключение, что участь воскресших будет не одинакова: И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. Эти слова Спасителя касаются абсолютно всех! Мы с вами знаем о том, что Богу угодна и мила не только наша истинная вера, но и дела любви и милосердия, которые мы осуществляем во имя Господа нашего Иисуса Христа.

Воскресение жизни есть жизнь вечная, блаженная, не имеющая временных сроков и границ. Воскресение осуждения — вечное наказание, также не имеющее временных сроков и границ. Все мы однажды окажемся в вечности, но вот вопрос — в какой?!

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Господь — безмерно свят, безмерно праведен и безмерно милосерден. Он говорит всем нам: Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу; и суд Мой праведен: ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца. Сын Божий во всем равен с Богом Отцом, а потому Спаситель не имеет силы и воли отличной от Отчей. Как слышу.. От Отца слышит Господь. Так и сужу.. Сам Бог Отец судит так же, и потому суд просто не может быть не праведным. От Бога не скроешь ничего! А по открывшейся правде, естественно, справедливое решение. И в том воля Божия, потому что нет, не существует воли Божественного Сына без воли Бога Отца. Господь недаром призывал людей не удивляться тому, что Он — Сын Человеческий, но призван Всевышним судить людей. Человек, по естественной природе своей, способен как на праведные действия, так и на ложные, не соответствующие истине. Именно об этом свидетельствуют слова царя Давида: …всякий человек ложь (Пс.115:2). Человек — да. Очень трудно, практически невозможно найти абсолютно честного и справедливого человека. Но не Богочеловек, в Котором воедино соединены и действуют две природы — Человеческая и Божественная. Он — сама Честность и сама Справедливость. Сын Божий желает лишь того, чего хочет Его Небесный Отец. И желание это в одном — в спасении грешного рода человеческого.

Праведным судом будет судить нас Господь, сподобимся же достойно предстать пред Лицем Всевидящего Творца. Возлюбим Бога всей душой, как Он возлюбил нас, соделаем сердца свои чистыми храмами Божьими, и тогда в каждого из нас, братья и сестры, вселится Всевышний Бог. Любовь к Богу явится для нас крепостью, и силой, и защитой от всех соблазнов грешного мира. И нет на свете той добродетели, нет такого духовного дарования, которые бы не порождала христианская любовь. Недаром преподобный Ефрем Сирин утверждал: «Имеющий любовь будет сожителем Ангелов и со Христом воцарится». Аминь.

Христос воскресе!

Комментировать