<span class=bg_bpub_book_author>митрополит Владимир (Иким)</span> <br>Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)

И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу,
и воскреснуть из мертвых в третий день…

(Лк.24:46)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!

В светлый день Вознесения Господа нашего Иисуса Христа Святое Евангелие повествует о последних днях пребывания Спасителя на земле по Преславном Воскресении Его до Вознесения на небо (см. Лк.24:36-53). Свидетельство апостола Луки необычайно ценно для нас как тем, что описывает событие Вознесения Господня, так и тем, что мы можем получить из этого описания нравственные и духовные уроки. Известно, что Господь наш по Воскресении из мертвых неоднократно являлся ученикам, чтобы укрепить их в вере и уверить в самом факте Своего Воскресения. Кроме того, Сын Божий знал, что им всем предстоит нелегкий путь благовествования, а потому Сам готовил верных Своих последователей к будущему славному поприщу, к которому предназначил их. Церковь Христова должна была распространиться по всей земле посредством вдохновенных проповедей, чудес исцелений и примеров благочестивой жизни, которые должны были явить миру святые апостолы.

Евангелист Лука пишет: когда они говорили о сем (о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа), Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Божественный Учитель явился ученикам в самый первый день Воскресения, вечером. Свидетельство о Воскресении Господа уже прозвучало из уст ангельских. О Воскресении с радостью возвещали жены-мироносицы. И два ученика, шедшие в Еммаус, уже поняли, с Кем им довелось беседовать по дороге. Конечно же, все эти свидетельства не могли не наполнять души учеников радостью и удивлением. Однако, сильно и искренне любя Господа и только что оплакивая невыносимую потерю Божественного Учителя, они просто боялись поверить в несказанную радость, уж слишком необыкновенным и чудесным было совершившееся событие. Но сердца их жаждали услышать подтверждение столь удивительной новости. И вот Сам Господь выступил в Свое свидетельство. Реакция учеников была слишком земной и обыденно человеческой: они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Спаситель появился внезапно для них, при закрытых дверях. Безусловно, это неожиданное и необъяснимое с человеческой точки зрения появление не могло не испугать учеников. Они подумали, что перед ними явился не Сам Божественный Учитель, а лишь дух, отделившийся от тела. Но Господь, по величайшей любви Своей, понял их сомнения и ласково сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. Сердцеведцу Господу были открыты все помышления учеников, малейшие движения души. Спаситель видел суеверный страх, который объял сердца близких и дорогих Ему людей. Потому-то поспешил ободрить, утешить, утвердить в правде. Первым уверением для них стало то, что Божественный Учитель, как Истинный Сын Божий, читал в их душах как в открытых книгах, — ничто не могло утаиться от Него. Перед ними предстал Господь, ведь, по свидетельству псалмопевца Давида, знать сердца свойственно одному Богу (см. Пс.138:1). Более того, Спаситель наш Иисус Христос уверяет апостолов в том, что Он истинно жив, что именно это тело Его было распято на Кресте, о чем говорят раны от гвоздей на руках и ногах.

Наверное, было большим дерзновением осязать руки и ноги Спасителя, но Он Сам призывал к тому учеников. Очевидно, что кто-то из них воспользовался Его призывом. На это, например, указывают слова апостола Иоанна Богослова, который потом писал в своем послании: …что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, возвещаем вам. (1 Ин.1:1-2). Вспомним в связи с этим и о дерзновении Фомы, который осязание поставил условием своей веры в Воскресение Господне. Ученики узнали воскресшего Господа, осязанием постигли живость Его плоти, но они от радости еще не верили и дивились. Радость их была столь велика, что они боялись просто поверить, что все происходящее перед их глазами не сон, не видение и не сказочное забытье. Часто в жизни бывает так, что человек от великой радости не смеет верить ни своим глазам, ни своим ушам. Несказанный восторг наполнил души апостолов. И чтобы еще более укрепить их в осознании радости Своего Воскресения, Господь отведал часть печеной рыбы и сотового меда. Спаситель вкушал перед учениками, по словам блаженного Феофилакта, «потребляя едомое некоторою Божественною силою». Какое же еще нужно было удостоверение?!

Преодолев смущение апостолов, уверив их в истинности происходящего, Господь указал им на Свои предречения о страданиях, смерти и Воскресении: …что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Евангелист Лука далее пишет: тогда отверз им ум к уразумению Писаний. Сколько говорил Божественный Учитель ученикам Своим о пророческих изречениях Ветхого Завета, но они не понимали Его, не могли в должной мере уразуметь сказанное о Его страданиях, смерти и Воскресении. Но вот все свершилось. Господь умер и истинно воскрес, смертью Своей попрал саму смерть. Именно теперь Спаситель озарил ум апостолов новыми знаниями и способностями к уразумению древних Писаний. В течение сорока дней воскресший Христос духовно наставлял учеников, подготавливал их к подвигу апостольского служения.

А следующие слова Господа уже можно и должно отнести к дню, когда Ему предстояло покинуть святых апостолов и вознестись на небо. Потому что отныне должны были знать все люди, что так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и пропо-ведану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Своих учеников при этом Христос называет: вы же свидетели сему. Действительно, еще во время земной жизни Спасителя апостолы являлись очевидцами всех Его знаменательных деяний. Теперь Сам Господь перед ними засвидетельствовал истину Своего Преславного Воскресения, стало быть, они были призваны теперь донести это свидетельство людям. Но дело благовестия очень трудное. Господь хорошо знал о том, посему одобрил учеников благословенным обещанием: .Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. Апостолы должны были ждать того момента, когда на них сойдет благодать Святого Духа. Блаженный Феофилакт, давая толкование на это место Евангельского чтения, пишет: «Не сказал: пока не получите, но: пока не облечетесь, показывая чрез это, что духовное вооружение будет хранить их со всех сторон».

Господь наш Иисус Христос уводит учеников Своих из Иерусалима, где провел с ними последний день, доводит до горы Елеонской, на которой и произошло Преславное Его Вознесение. Дав последнее обетование и наставление ученикам Своим, Спаситель, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.

Господь благословляет и возносится. Какая знаменательная картина! О многом говорит этот факт любящему сердцу! Спаситель как бы не хочет прекращать Свое благословение. И преподает его всей Церкви Христовой, всегда, не только в этот знаменательный день. Господь непрестанно благословляет всех любящих Его, верующих в Него, исповедующих святое Его имя. Никто не уйдет неутешенным под этим Господним благословением.

Иисус Христос взошел на небо Пречистой плотию Своей, дабы стать Божественным Предтечей для всех праведных и верных Божественной истине. И событие Вознесения наполнило души апостолов ликующим торжеством всепобеждающей веры. Потому-то они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога.

Радуются ученики от изобилия в сердце совершенной любви: для них так отрадно видеть, как Божественный Учитель восходит к торжеству Своей славы. Да, они знают, что их самих ждет нелегкий жизненный путь, полный испытаний, опасностей, страданий, мучений. Но они чают и чувствуют, что вознесшийся Спаситель ни на минуту не оставит их без Своей неизреченной помощи и участия. И по обещанию Своему вскоре пошлет им Утешителя, Духа Святого, Духа Истины. И Господь наш Иисус Христос, вознесшийся на небо, обязательно еще придет на землю, чтобы судить живых и мертвых, чтобы облечь всех верных несказанной благодатью Божественной славы.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Как много благословенных уроков мы можем почерпнуть из прочитанного сегодня Святого Евангелия! Господь, вознесшийся к Отцу Небесному, ныне поучает нас закрывать душу свою на прочные засовы от всяческих соблазнов и искушений мира. Как апостолы скрывались в горнице, так и мы должны уединяться от суеты мира сего в духовную тишину, покой, дела спасения. Это не значит, что мы обязаны жить в пустыне, затворяться в кельях, скрываться в пещерах. Нет! Но всякая христианская душа нуждается в духовном очищении и обновлении, в непрестанном молитвенном делании. Это — потребность души, как, например, еда — потребность плоти. Мы ведь тратим время, деньги, прилагаем усилия, чтобы накормить свое тело, насытиться для поддержания физических сил. Точно так же в поддержке и насыщении нуждаются силы наши духовные. Христиане просто обязаны заботиться об этом, подкрепляя душу покаянием, молитвой, Богомыслием, Богопознанием. И тогда Бог сподобит нас вкусить сладость непрестанного моления и славословия, когда уже никакие мирские дела не смогут отлучить от непрестанного общения с Богом, от Господней любви.

В день Вознесения Господня и во всякий другой день вознесем сердца наши на небо, сподобимся несказанной радости и устремимся от земного, тленного и временного к небесному, непреходящему и вечному. В небесных обителях нас ждет много благословенных встреч. Там Отец наш Небесный, там Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, Пречистой Кровию Своей искупивший нас от власти греха и смерти. Там Владычица наша, Матерь Божия, Царица Небесная, Пресвятая Богородица. Там святые Ангелы, небесные покровители наши, святые угодники Божии, сияющие венцами Божественной славы. Разве может что-либо земное сравниться с радостью ликующего небесного торжества?! Нам открыто Богом Царство Небесное. Господь непрестанно призывает нас стать наследниками блаженной вечности на небесах. Вроде бы мы и жаждем вступить на путь спасения, да грехи, соблазны и страсти не дают, мешают, сбивают нас. Между тем земля — лишь место нашего изгнания. А обитель наша блаженная там — на небесах. Там истинное Отечество, радость и надежда. И никакие сокровища мира, никакое материальное богатство, никакие человеческие привязанности не заменят неизреченной сладости Божественного общения. Так уж устроена человеческая душа, что для нее все услады и наслаждения мира не заменят истинной духовной радости о Господе нашем Иисусе Христе. Будем же помнить об этом, братья и сестры.

Святые апостолы возвращались с Елеонской горы окрыленные обетованием Второго пришествия Спасителя. И в наших сердцах ожидание Его пришествия должно быть всегда. А в чем же заключается ожидание Господа? В соблюдении чистоты помыслов и дел, в удалении от греховной скверны, в достойной встрече Искупителя и Судии. Как невозможно на сырых дровах развести огонь, так невозможно и в греховной душе возжечь Божественное пламя. Потому вспомним и осознаем сердцем мудрые слова преподобного Ефрема Сирина, призывающего каждого последователя и исповедника Христова: «Гори духом, подобно святым, чтобы водвориться с ними в Царствии Небесном».

Аминь.

Комментировать