Проповеди протоиерея Александра Глебова

Проповеди протоиерея Александра Глебова

Проповедь на Евангелие по Марку: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу»,

Январь 29-ое 2012

Так можно давать подать кесарю или нет? Христос столь мудро ответил на этот коварный вопрос, что сама Его фраза «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» приобрела широкую известность. А вопрос был действительно просто убойный. Как мы слышали из сегодняшнего евангелия, задан он был Христу не просто так, не ради того, чтобы действительно узнать, можно ли с точки зрения Спасителя платить подать кесарю или нет?

Это было не праздное любопытство, а тонкий и очень опасный подвох. Евангелист прямо говорит, что фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. Совещались, то есть тщательно продумывали, какой задать вопрос, и главное, как его сформулировать таким образом, чтобы любой ответ на него поставил бы Христа в затруднительное положение. Да не просто в затруднительное положение, а любой из ответов Христа грозил для Него катастрофой.

Вопрос предваряется правдивой, но не типичной для фарисеев оценкой слов и дел Спасителя. Они говорят: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо; ибо не смотришь ни на какое лицо». То есть Ты не лицеприятен, Ты всегда честен, Ты справедлив, Ты учишь ходить по путям Божиим, поэтому Ты должен честно, не уклоняясь и не лукавя, ответить на наш вопрос. Ну и затем следует сам вопрос: «Итак, скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?»

Ну и как ответить на такой вопрос?

Если Христос скажет, что нет, не надо платить подать кесарю, то фарисеи тут же донесут на Него римским властям. Они скажут, что Христос призывает к саботажу, учит народ не платить налоги, да и вообще отказывается признать власть кесаря. Христос будет, конечно, немедленно арестован и, наверное, казнен, как подстрекатель к мятежу.

А если Христос скажет «да», платите подать кесарю, что тогда подумает народ, который окружает Христа, который идет за Христом и который видит в Нем Мессию. Да, пускай такого Мессию, каким Он им представляется, как царь-освободитель. Но какой же Он царь-освободитель, если вместо того, чтобы начать борьбу с поработителями, Он с ними сотрудничает? Призывает народ быть лояльным Риму и платить дань кесарю?

Можно только догадываться, с каким нетерпением, и с каким внутренним ликованием ожидали фарисеи ответа от Христа. Любой Его ответ – это Его поражение: либо народ от Него отвернется, либо римляне с Ним покончат – в любом случае победа за фарисеями.

Ответ Христа это холодный душ фарисеям. Он не только с честью вышел из, казалось бы, безвыходной ситуации, но и Своим ответом воздавать Богу Божие, а кесарю кесарево, показал нам, каким образом соотнести в своей жизни свою веру в Бога и обязанности гражданина.

Вот эта тема взаимоотношений христиан с гражданской властью всегда волновала людей. Уже в апостольских посланиях мы видим, насколько актуальной эта тема была в мире первых христиан. Я процитирую некоторые отрывки из апостольских посланий.

«Бога бойтесь, царя чтите», – пишет апостол Петр в Первом Соборном Послании.

«Прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте». Вот это интересно, что в этом отрывке из послания апостола Павла к Тимофею апостол Павел призывает молиться за царя, а когда он писал это послание, то царем-то был Нерон, первый из римских кесарей, который воздвиг кровавое гонение на Церковь.

«Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям», – пишет апостол Павел своему ученику Титу.

И еще зачитаю одно свидетельство из Послания апостола Павла к Римлянам, в котором апостол разъясняет, почему мы должны быть покорны властям. Он пишет: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению».

Так вот в чем дело, оказывается. Власть дана нам от Бога. А тот, кто противится власти, противится Божию установлению. И вот что важно. Апостол здесь не дает оценки власти. Он не говорит, что это власть хорошая, а эта плохая. Он говорит, что сам институт власти является Божественным установлением.

Ну и действительно, убери власть – начнется хаос, анархия. Человеческое общество не может жить в условиях безвластия. Все из нас, что хорошо помнят, что творилось в нашей стране в начале девяностых годов прошлого века, когда власть была слабой и неэффективной. Государство было не способно защитить своих граждан от произвола и насилия. И как часто тогда можно было услышать пожелание сильной руки и сильной власти. И к тому же любой власти, хоть Сталина, кого угодно, лишь бы прекратить этот беспредел и порядок навел. Потому что в таком хаосе жить невозможно. Хаос противен Божию замыслу. Господь Сам установил институт власти.

Власть, конечно, бывает разная, как в эффективности своей политики, так и в отношении к Церкви. Но исполнение гражданского долга – это священная обязанность всякого христианина, вне зависимости от того, лояльна эта власть к Церкви или нет. И Церковь всегда придерживалась этого принципа, буквально с первых дней своего бытия, что и отражается в апостольских посланиях, отрывки из которых я уже сегодня цитировал, в молитве за власть, в покорности власти. Хотя в то время, когда писались эти послания, властью-то являлся император-язычник.

А если вспомнить нашу недавнюю историю, ХХ век, Великая Отечественная война. Ведь тогдашнее руководство нашей страны провозгласило воинствующий атеизм. Предвоенная пятилетка так и называлась «Пятилетка безбожия». Была поставлена задача, чтобы к 42 году на территории страны не было ни одного храма и ни одного священнослужителя.

А вот немцы, оккупанты, на захваченных территориях открывали храмы и в них восстанавливались богослужения. Так что же, может, было бы правильно людям церкви помогать немцам свергнуть богоборческую власть? Нет. С первых же, не то что с первых, а в первый же день войны 22 июня 41 года, а это воскресенье совпало с неделей всех святых в земле Российской просиявших, так вот сразу после литургии Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий обратился с проповедью и воззванием к пастве Русской Православной Церкви сплотиться против агрессора и вступить с ним в беспощадную борьбу.

И те миллионы верующих людей, в том числе и священнослужителей, которые жизни свои положили на поле брани, гибли не за господство марксистской идеологии во всем мире, они сражались за Родину; они, совершая военный подвиг, исполняли свой гражданский долг. Так что подлинный христианин – это образцовый гражданин своей страны.

Но есть область, которой светская власть не имеет права касаться – это духовная внутренняя жизнь человека. И если государство дерзает брать на себя функцию религиозного или безрелигиозного учительства и обязывает своих граждан исповедовать ту идеологию, которую исповедует руководство страны, то здесь христианин должен не подчиниться государству. Хотя часто такое неподчинение стоило людям жизни. Каждый день Церковь вспоминает память того или иного мученика. Это как раз те люди, которые, будучи добрыми и исполнительными гражданами своей страны, отказались признать господство светской власти в своих сердцах и душах. Они предпочли смерть и вечную жизнь со Христом земной и благополучной жизни без Христа.

Значит, отдавать Богу Божие – это внутренняя установка человека быть верным Богу, вне зависимости от того, чья власть. Религиозная жизнь человека может быть подконтрольна только Богу и никому более. Отдавать кесарю кесарево это признание власти, как Богом установленного института, без которого общество нормально жить не может, а также добросовестное исполнение своих обязанностей, как гражданина по отношению к стране, в которой ты живешь.

Комментировать

1 Комментарий

  • Проповедь о святом Пророке, Предтече и Крестителе Иоанне — НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ, 08.03.2015
    […] Протоиерей Александр Глебов […] Ответить »