<span class=bg_bpub_book_author>митрополит Владимир (Иким)</span> <br>Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)

И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое.

(Деян.4:29)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

В сегодняшнем Апостольском чтении (см. Деян.4:23-31) мы слышали, как апостолы, получив освобождение от синедриона, воззвали к Господу с пламенной молитвой о милости и заступлении в дальнейшей проповеднической деятельности. Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины, — повествует автор Деяний. Скорее всего, под своими надо подразумевать остальных апостолов и их учеников, новообращенных христиан, которые, находясь все вместе, усердно молились об освобождении Петра и Иоанна. И когда те предстали пред собранием целыми и невредимыми, радости собратьев во Христе не было предела! И тогда единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.

Молитва первых христиан была едина, все с благоговением и трепетом поддерживали сказанное, выражаемое кем-то одним из них, вероятно, апостолом Петром, обладавшим особенной силой проповеднического слова. Как одна душа, одно сердце сострадали все души и сердца верных последователей Христа. В основу молитвы были положены известные строки псалмопевца Давида (см. Пс.2:1-2), в котором содержалось пророческое изречение о восстании царей и князей народных против Мессии и Самого Бога, Пославшего Его. Именно это и произошло, когда был несправедливо осужден, приговорен к распятию и Крестной смерти Господь наш Иисус Христос. Теперь святые апостолы на земле продолжали Его дело благовестия. И на них, как когда-то на Спасителя, ополчились цари земные и князи, точно так же, как восставали вместе на Господа и на Христа Его. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Они приводят пророчество, как бы требуя от Бога исполнения обещания и вместе с тем утешая себя тем, что враги их замышляют все тщетное. Таким образом слова их значат: приведи все это к концу и покажи, что они замышляют тщетное». Действительно, если подумать о произошедшем, несложно осознать несостоятельность усилий врагов Господа, которые намеревались физически расправиться с Ним, убить Христа, как непризнанного Мессию, но невольно способствовали восстановлению достоинства и славы человечества, возвращения милости Божией к людям через искупительную смерть Божественного Сына. Потому-то апостолы говорят в молитве, обращаясь к Создателю, что все это совершилось для того, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.

Понимая всю важность и сложность возложенной на них задачи, апостолы просят у Бога защиты и подкрепления сил: И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всей смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.

Благие дела, совершаемые апостолами в подтверждение истинности христианской веры, всегда будут поддержаны Господом чудесными знамениями, и не столько для того, чтобы удивить народ, сколько для того, чтобы таким образом еще больше и весомее утвердить правду.

Воззвание ко Господу святых апостолов было столь горячо, что произошло невиданное: по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением. Землетрясение, в общем-то, не представлялось для иудеев незнакомым событием, потому что случалось и раньше, но в этот раз это природное явление носило чудесный характер, подчеркивая силу апостольской молитвы. Ведь это было не просто колебание места, но Дух Святой сошел на верных последователей Христа, озарив сердца их благодатной смелостью и осознанной решительностью. В том ярко и зримо выразилось всемогущество Божие, укрепившее апостолов в их начинаниях и как бы подтверждающее, что никакие угрозы синедриона им не страшны, поскольку они совершают Богоугодное дело. Блаженный Феофилакт пишет: «Это было свидетельством Божия посещения и того, что они были услышаны; потому что иногда это бывает признаком гнева, а иногда знамением посещения. Молились же апостолы не о том, чтобы избавиться от перенесения трудностей, но об успехе проповеди. Но для чего же Бог потряс дом? Чтобы на угрожавших навести страх, а апостолам придать бодрости; так как было еще начало (проповеди), то необходимо было чувственное знамение. Итак, поколебалось место и еще более утвердило апостолов». Кроме того, Господь ободрил собравшихся тем, что молитва их имеет такую искренность и силу, что мгновенно доходит до небес. И потому, что бы благое, во имя Христа, они ни попросили, Господь всегда готов воспринять просьбу и помочь в исполнении. Вот какой должна быть настоящая молитва — преисполненная веры, надежды, совершаемая по великой любви!

В Апостольском чтении, прозвучавшем сегодня за Богослужением, хорошо отражена триумфальность возвращения из заключения апостолов Петра и Иоанна. Как ни старались наказать их члены синедриона, как ни искали повода, чтобы осудить, но все попытки оказались тщетны. Для нас данный отрывок интересен еще и тем, что показывает реакцию Первохристианской Церкви во время реальной опасности. На первый взгляд, можно предположить, что рассказ Петра и Иоанна вызовет страх и глубокое смятение в предчувствии гонений и всяческих испытаний веры. Но никто из собравшихся учеников Христовых даже не подумал о необходимости выполнять требования синедриона, подчиниться решению не говорить народу о Иисусе Христе. Чем же можно объяснить столь похвальную стойкость первых христиан Иерусалима? Они нисколько не боялись быть наказанными или призванными на суд. Наоборот, ощутив чудесное знамение Божие, произведенное их общей молитвой, апостолы стали еще убежденней в правоте совершаемого ими благовестия. Жизнь их наполнилась приливом творческих духовных сил и благочестивым стремлением к исполнению заветной цели. Потому что, по глубокой вере своей, они были уверены во всемогуществе Божием. Им нечего и некого было бояться, ведь они в жизни теперь были не одни, а с Богом, Создателем неба и земли, мира видимого и невидимого. Убежденность в том, что все в руках Господа, руководила всеми их желаниями и поступками.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Как много важных мыслей для нас содержится в сегодняшнем Апостольском чтении. Мы поражаемся смелости и целеустремленности святых апостолов. Но ведь основа этих дерзновенных начинаний заключается в очень простом: в осознании своей сопричастности к Богу и в постоянном ощущении Промысла Божия. Все в руках Господа! И потому, что бы с нами ни происходило, какие бы испытания ни выпадали на жизненном пути, если есть в душе вера, то живет и убеждение, что Бог никогда не оставит нас, не посрамит искреннего упования и вознесенной от всего сердца молитвы.

Апостолы, утверждая на земле слово Божие, хорошо понимали тщетность человеческого противоборства, противопоставления своего несовершенного волеизъявления совершеннейшей Божественной воле. Неповиновение Богу по сути своей изначально греховно и несостоятельно. Тем самым мы себя только отдаляем от Господа, лелеем страсти и пороки — гордость, самость, тщеславие. Но сколько бы мы ни бились, сколько ни возносились, сами, без воли Божией, ровным счетом ничего мы не можем совершить. В конечном итоге, все равно все произойдет так, как угодно Господу. И не иначе. Мы любим мечтать, планировать жизнь, куда-то и к чему-то стремиться, но, если это не будет нам полезно, Бог не допустит осуществиться в реальности нашим желаниям. Отец Небесный всегда видит и внимательно следит за тем, что нужно Его возлюбленным чадам, а что нет… Только вот и мы должны определить для себя: а сами-то мы хотим быть чадами Божиими, хотим, чтобы Бог любил нас, заботился о нас? Вы можете сказать: кто же этого не хочет? Хотеть-то хотим, только должным ли образом к тому готовимся? Ведь тогда, когда мы потворствуем своим грехам и нарушаем заповеди Господни, мы неизменно отдаляемся от Бога, предаем Его любовь, отвергаем Божественную благодать. Так что же потом удивляться, если что-то не сбывается или не получается! Вот и твердим в духовной слепоте, что Господь нас оставил, что не слышит Он нашей молитвы. Страшным грешим — осуждением Бога. Но своей личной вины в том, как правило, не ощущаем. Претендуем на Божию помощь, а молиться не хотим и не умеем!

Разве наша молитвенная хладность способна сдвинуть горы или поколебать землю?! Конечно же, нет, куда нам до святых апостолов! А ведь они были такими же людьми, как мы, так же болели, страдали, подвергались жизненным испытаниям, чувствовали искушения плоти. Но они были людьми, пламенно и самоотверженно любившими Господа, считавшими молитвенное воззвание к Нему за неизреченный дар Божественного общения. Любовь к Господу служила источником и стимулом их праведной, Богоугодной жизни. А в молитвенном делании избегали они скоропалительности, несобранности и пренебрежения. Рассеянность же в молитве, наша в частности, идет исключительно от недостатка веры, от малодушия, от неумения истинно взывать ко Господу и благоговейно славить Его! Бог любит нас искренне и сильно, но в нас самих так мало ответной любви! Недаром святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Не Богу нужны наши молитвы! Он знает и прежде прошения нашего, в чем мы нуждаемся. Молитва необходима нам: она усвояет человека Богу». И, прежде чем воззвать к Отцу Небесному с молитвой о помощи и заступлении, необходимо достойно приготовить себя к молитвенному деланию чистотой душевной, делами добра и милосердия. «От молитвы, даже продолжительной, не бывает никакой пользы, если молящийся остается в грехах», — разъясняет святитель Иоанн Златоуст. А преподобный авва Дорофей поучает: «Если ты просишь семени для своего поля, то удобри прежде поле к принятию семени». Понятно, что речь идет здесь вовсе не о земельном наделе, а о человеческой душе.

Мы слышали, как в памяти своей апостолы постоянно оживляли образ любимого Божественного Учителя. Это служило им особым укреплением сил, приносило надежду и уверенность в успехе проповеднической деятельности. Даже трудности и гонения не пугали святых апостолов, ведь Господь наш Иисус Христос тоже претерпел страшные страдания и мучения, принял смерть на Кресте, но потом воскрес и восторжествовал, воссиял в Божественной Своей славе. Апостолы хорошо знали и понимали, что если своими силами они не смогут противостоять жизненным трудностям в совершении благой цели благовестия учения Христова, то всегда могут обратиться к Силе Божией, которая сильнее и могущественнее всех земных сил. И, действительно, Бог пришел им на помощь, исполнив души Святым Духом, принесшим спокойствие и утешение. Отныне свидетельствовали они с неиссякаемым мужеством и дерзновением, хотя прекрасно знали, что данное свидетельство могло стоить им жизни.

Научимся же и мы, братья и сестры, во всем уповать на волю Божию и так строить свою жизнь, чтобы служить Богу, а не противостоять Ему. Господь всегда неразлучен с теми, кто Его действительно любит, где бы они ни находились. Бог утешает, укрепляет, дает силы и терпение, посылает верным чадам Своим изобилие дарований — земных и духовных. «Будем, — по словам святителя Иоанна Златоуста, — всячески стараться снискать небесную помощь, чтобы не испытывать горестей в настоящем и сподобиться будущих благ». Аминь.

Христос воскресе!

Комментировать