- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!
В сегодняшнем Апостольском чтении (см. Деян.4:23-31) мы слышали, как апостолы, получив освобождение от синедриона, воззвали к Господу с пламенной молитвой о милости и заступлении в дальнейшей проповеднической деятельности. Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины, — повествует автор Деяний. Скорее всего, под своими надо подразумевать остальных апостолов и их учеников, новообращенных христиан, которые, находясь все вместе, усердно молились об освобождении Петра и Иоанна. И когда те предстали пред собранием целыми и невредимыми, радости собратьев во Христе не было предела! И тогда единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.
Молитва первых христиан была едина, все с благоговением и трепетом поддерживали сказанное, выражаемое кем-то одним из них, вероятно, апостолом Петром, обладавшим особенной силой проповеднического слова. Как одна душа, одно сердце сострадали все души и сердца верных последователей Христа. В основу молитвы были положены известные строки псалмопевца Давида (см. Пс.2:1-2), в котором содержалось пророческое изречение о восстании царей и князей народных против Мессии и Самого Бога, Пославшего Его. Именно это и произошло, когда был несправедливо осужден, приговорен к распятию и Крестной смерти Господь наш Иисус Христос. Теперь святые апостолы на земле продолжали Его дело благовестия. И на них, как когда-то на Спасителя, ополчились цари земные и князи, точно так же, как восставали вместе на Господа и на Христа Его. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Они приводят пророчество, как бы требуя от Бога исполнения обещания и вместе с тем утешая себя тем, что враги их замышляют все тщетное. Таким образом слова их значат: приведи все это к концу и покажи, что они замышляют тщетное». Действительно, если подумать о произошедшем, несложно осознать несостоятельность усилий врагов Господа, которые намеревались физически расправиться с Ним, убить Христа, как непризнанного Мессию, но невольно способствовали восстановлению достоинства и славы человечества, возвращения милости Божией к людям через искупительную смерть Божественного Сына. Потому-то апостолы говорят в молитве, обращаясь к Создателю, что все это совершилось для того, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.
Понимая всю важность и сложность возложенной на них задачи, апостолы просят у Бога защиты и подкрепления сил: И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всей смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.
Благие дела, совершаемые апостолами в подтверждение истинности христианской веры, всегда будут поддержаны Господом чудесными знамениями, и не столько для того, чтобы удивить народ, сколько для того, чтобы таким образом еще больше и весомее утвердить правду.
Воззвание ко Господу святых апостолов было столь горячо, что произошло невиданное: по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением. Землетрясение, в общем-то, не представлялось для иудеев незнакомым событием, потому что случалось и раньше, но в этот раз это природное явление носило чудесный характер, подчеркивая силу апостольской молитвы. Ведь это было не просто колебание места, но Дух Святой сошел на верных последователей Христа, озарив сердца их благодатной смелостью и осознанной решительностью. В том ярко и зримо выразилось всемогущество Божие, укрепившее апостолов в их начинаниях и как бы подтверждающее, что никакие угрозы синедриона им не страшны, поскольку они совершают Богоугодное дело. Блаженный Феофилакт пишет: «Это было свидетельством Божия посещения и того, что они были услышаны; потому что иногда это бывает признаком гнева, а иногда знамением посещения. Молились же апостолы не о том, чтобы избавиться от перенесения трудностей, но об успехе проповеди. Но для чего же Бог потряс дом? Чтобы на угрожавших навести страх, а апостолам придать бодрости; так как было еще начало (проповеди), то необходимо было чувственное знамение. Итак, поколебалось место и еще более утвердило апостолов». Кроме того, Господь ободрил собравшихся тем, что молитва их имеет такую искренность и силу, что мгновенно доходит до небес. И потому, что бы благое, во имя Христа, они ни попросили, Господь всегда готов воспринять просьбу и помочь в исполнении. Вот какой должна быть настоящая молитва — преисполненная веры, надежды, совершаемая по великой любви!
В Апостольском чтении, прозвучавшем сегодня за Богослужением, хорошо отражена триумфальность возвращения из заключения апостолов Петра и Иоанна. Как ни старались наказать их члены синедриона, как ни искали повода, чтобы осудить, но все попытки оказались тщетны. Для нас данный отрывок интересен еще и тем, что показывает реакцию Первохристианской Церкви во время реальной опасности. На первый взгляд, можно предположить, что рассказ Петра и Иоанна вызовет страх и глубокое смятение в предчувствии гонений и всяческих испытаний веры. Но никто из собравшихся учеников Христовых даже не подумал о необходимости выполнять требования синедриона, подчиниться решению не говорить народу о Иисусе Христе. Чем же можно объяснить столь похвальную стойкость первых христиан Иерусалима? Они нисколько не боялись быть наказанными или призванными на суд. Наоборот, ощутив чудесное знамение Божие, произведенное их общей молитвой, апостолы стали еще убежденней в правоте совершаемого ими благовестия. Жизнь их наполнилась приливом творческих духовных сил и благочестивым стремлением к исполнению заветной цели. Потому что, по глубокой вере своей, они были уверены во всемогуществе Божием. Им нечего и некого было бояться, ведь они в жизни теперь были не одни, а с Богом, Создателем неба и земли, мира видимого и невидимого. Убежденность в том, что все в руках Господа, руководила всеми их желаниями и поступками.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Как много важных мыслей для нас содержится в сегодняшнем Апостольском чтении. Мы поражаемся смелости и целеустремленности святых апостолов. Но ведь основа этих дерзновенных начинаний заключается в очень простом: в осознании своей сопричастности к Богу и в постоянном ощущении Промысла Божия. Все в руках Господа! И потому, что бы с нами ни происходило, какие бы испытания ни выпадали на жизненном пути, если есть в душе вера, то живет и убеждение, что Бог никогда не оставит нас, не посрамит искреннего упования и вознесенной от всего сердца молитвы.
Апостолы, утверждая на земле слово Божие, хорошо понимали тщетность человеческого противоборства, противопоставления своего несовершенного волеизъявления совершеннейшей Божественной воле. Неповиновение Богу по сути своей изначально греховно и несостоятельно. Тем самым мы себя только отдаляем от Господа, лелеем страсти и пороки — гордость, самость, тщеславие. Но сколько бы мы ни бились, сколько ни возносились, сами, без воли Божией, ровным счетом ничего мы не можем совершить. В конечном итоге, все равно все произойдет так, как угодно Господу. И не иначе. Мы любим мечтать, планировать жизнь, куда-то и к чему-то стремиться, но, если это не будет нам полезно, Бог не допустит осуществиться в реальности нашим желаниям. Отец Небесный всегда видит и внимательно следит за тем, что нужно Его возлюбленным чадам, а что нет… Только вот и мы должны определить для себя: а сами-то мы хотим быть чадами Божиими, хотим, чтобы Бог любил нас, заботился о нас? Вы можете сказать: кто же этого не хочет? Хотеть-то хотим, только должным ли образом к тому готовимся? Ведь тогда, когда мы потворствуем своим грехам и нарушаем заповеди Господни, мы неизменно отдаляемся от Бога, предаем Его любовь, отвергаем Божественную благодать. Так что же потом удивляться, если что-то не сбывается или не получается! Вот и твердим в духовной слепоте, что Господь нас оставил, что не слышит Он нашей молитвы. Страшным грешим — осуждением Бога. Но своей личной вины в том, как правило, не ощущаем. Претендуем на Божию помощь, а молиться не хотим и не умеем!
Разве наша молитвенная хладность способна сдвинуть горы или поколебать землю?! Конечно же, нет, куда нам до святых апостолов! А ведь они были такими же людьми, как мы, так же болели, страдали, подвергались жизненным испытаниям, чувствовали искушения плоти. Но они были людьми, пламенно и самоотверженно любившими Господа, считавшими молитвенное воззвание к Нему за неизреченный дар Божественного общения. Любовь к Господу служила источником и стимулом их праведной, Богоугодной жизни. А в молитвенном делании избегали они скоропалительности, несобранности и пренебрежения. Рассеянность же в молитве, наша в частности, идет исключительно от недостатка веры, от малодушия, от неумения истинно взывать ко Господу и благоговейно славить Его! Бог любит нас искренне и сильно, но в нас самих так мало ответной любви! Недаром святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Не Богу нужны наши молитвы! Он знает и прежде прошения нашего, в чем мы нуждаемся. Молитва необходима нам: она усвояет человека Богу». И, прежде чем воззвать к Отцу Небесному с молитвой о помощи и заступлении, необходимо достойно приготовить себя к молитвенному деланию чистотой душевной, делами добра и милосердия. «От молитвы, даже продолжительной, не бывает никакой пользы, если молящийся остается в грехах», — разъясняет святитель Иоанн Златоуст. А преподобный авва Дорофей поучает: «Если ты просишь семени для своего поля, то удобри прежде поле к принятию семени». Понятно, что речь идет здесь вовсе не о земельном наделе, а о человеческой душе.
Мы слышали, как в памяти своей апостолы постоянно оживляли образ любимого Божественного Учителя. Это служило им особым укреплением сил, приносило надежду и уверенность в успехе проповеднической деятельности. Даже трудности и гонения не пугали святых апостолов, ведь Господь наш Иисус Христос тоже претерпел страшные страдания и мучения, принял смерть на Кресте, но потом воскрес и восторжествовал, воссиял в Божественной Своей славе. Апостолы хорошо знали и понимали, что если своими силами они не смогут противостоять жизненным трудностям в совершении благой цели благовестия учения Христова, то всегда могут обратиться к Силе Божией, которая сильнее и могущественнее всех земных сил. И, действительно, Бог пришел им на помощь, исполнив души Святым Духом, принесшим спокойствие и утешение. Отныне свидетельствовали они с неиссякаемым мужеством и дерзновением, хотя прекрасно знали, что данное свидетельство могло стоить им жизни.
Научимся же и мы, братья и сестры, во всем уповать на волю Божию и так строить свою жизнь, чтобы служить Богу, а не противостоять Ему. Господь всегда неразлучен с теми, кто Его действительно любит, где бы они ни находились. Бог утешает, укрепляет, дает силы и терпение, посылает верным чадам Своим изобилие дарований — земных и духовных. «Будем, — по словам святителя Иоанна Златоуста, — всячески стараться снискать небесную помощь, чтобы не испытывать горестей в настоящем и сподобиться будущих благ». Аминь.
Христос воскресе!
Комментировать