<span class=bg_bpub_book_author>митрополит Владимир (Иким)</span> <br>Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)

Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.

(Рим.2:1)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Почему Господь попускает людям впадать в тяжкие грехи? В сегодняшнем Апостольском чтении (см. Рим.1:28-2, 9) апостол Павел продолжает беседовать с духовными чадами из Рима, и в их лице со всеми христианами, о потемнении нравственного сознания, которое происходит оттого, что люди не знают и отвергают Истинного Бога. Апостол пишет о язычниках: И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства. Познание о Боге уже существовало, имело место, но грешникам проще было не думать о Господе, а потворствовать своим личным прихотям. В результате они отказались от того, чтобы иметь Бога в уме, душе и сердце. Образовался вакуум, пустота, которая тут же заполнилась потребностями превратного ума, всяческими нечистыми помыслами и желаниями. Потому-то они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия. Ум превратный, неправильно воспринимающий события и действия, был не в состоянии определить, где есть добро и где зло. В этом случае непотребства становились нормой поведения, которую общество не осуждало. В сплошной безнравственности изменились и сами люди, которые стали злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Какой полный и впечатляющий перечень человеческих грехов! Только, внимательно прочитав его, скажем себе честно, братья и сестры, а разве в нас не проявляются грехи эти в той или иной степени? Да, в языческой среде они считались нормой, потому что само время было слишком безнравственно. Но это не значит, что грешники не ведали вовсе о расплате. Апостол Павел указывает: Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют. А разве мы не знаем, что за грехи и беззакония должно нести наказание? Почему же не останавливаемся, почему продолжаем огорчать Отца нашего Небесного своей греховной жизнью? Не время ли задуматься о том, что с каждым совершенным грехом мы все ниже падаем в нравственном и духовном отношении. Это падение можно и должно остановить.

Есть способ, который милостиво предоставляет нам Господь, уверовать в величие и славу Его и принести вселюбящему Богу искреннее покаяние.

Преподобный Ефрем Сирин называет покаяние «древом жизни и праздником для Бога», потому что оно «воскрешает многих умерших грехами», и даже «ангелы радуются, когда покаяние приглашает их на вечерю».

Покаяться способен лишь тот, кто верит в Господа и надеется на Божественную милость. Вся трагедия людей неверующих заключается в том, что они отрицают Бога, а потому и покаянию нет места в их сердцах. Ум занят земными вещами, душа пребывает в духовном забвении. Живет человек физически, а фактически он давно умер, духовно почил. Только Бог всегда оставляет возможность пробудиться от тяжкого сна неверия. Господь Сам готов с радостью и милосердием устремиться навстречу тому, кто Его для себя откроет и примет.

Другая важная мысль, которая прозвучала в сегодняшнем Апостольском чтении — недопустимость осуждения других. Людям вообще свойственно осуждать, особенно там, где есть определенные знания о том, как жить, чтобы угодить Богу. Вот и начинаются наставления, поучения, постепенно переходящие в осуждение. Между тем своими словами и действиями такие мнимые «праведники» фарисействуют, приносят не пользу людям, а вред, да и сами постоянно нарушают закон Божий. Недостаточно знать, надо и исполнять волю Господа. Вот что об этом говорит нам апостол Павел. Он строго предупреждает таких «поборников благочестия»: Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. И далее: А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. Мы — это апостолы Христовы и все христиане, в том числе последователи Господа из Рима, к которым и обращено послание.

Никто не вправе осуждать, если сам грешит. Никто не избежит справедливого, но грозного Суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же. Здесь апостол Павел обращается к иудеям, которые думали, что по избранности своей не будут наказаны, что они уже по происхождению, по рождению своему есть сыны Божественного Царства, Царства Мессии. Но это было страшным заблуждением! И апостол хорошо это знал. Иудеи осуждали язычников как грешников, обличали пороки современного им общества, а сами немало грешили против морального порядка.

Вселюбящий Бог многое дает верующим в него — богатство благости, кротость, долготерпение. Именно эти качества могут привести к очистительному и искреннему покаянию. Но как больно и грустно, говорит апостол, когда по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его.

Презрение к Божественным дарам и милости Господа не проходит бесследно. Всякий, восстающий против помощи Божией и кичащийся своей злой волей, собирает на себя гнев Всевышнего. Оправдаться перед Богом можно только истинной верой, христианской любовью, упованием на Божественную милость и добрыми делами, творимыми во славу Божию.

По упорству твоему и нераскаянному сердцу. Мнимым, бесславным упорством или просто упрямством мы коснеем во грехах, все более и более углубляемся в губительную пропасть, а в нераскаянном сердце нет любви к Богу. Апостол Павел говорит об упорном в своем неверии иудейском народе. Но ведь эти слова не потеряли силы и сегодня. Как мы можем быть непреклонны в удовлетворении собственных желаний и греховных страстей! А чем больше грешим, тем легче становится совершать беззакония. Тем больше утешаем себя милосердием Божиим и гоним мысли о Страшном Суде Господнем. Только ведь настанет час расплаты и ответа перед Богом. И каждый получит свою награду или свое осуждение. Как пишет апостол Павел: …тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, Господь воздаст жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев. Не об одних христианах говорит апостол, а обо всем человечестве. По его убеждению, во всех народах есть люди, которые стремятся к правде и Богу, живут праведной жизнью, творят дела любви и милосердия, и есть нечестивцы, для которых нет ничего святого, которые почитают только свой эгоистический мир, полный заблуждений и греховных соблазнов.

Какой славы, чести и бессмертия ищут угодники Божии? Для себя ли желают они всяческих благ? Нет, конечно. Всякое доброе дело и всякое слово, из их уст исходящее, направлено на прославление Господа, святого имени Его, славы и величия Божиих. Вот в этом стремлении и обретают праведники высшую награду — вечную жизнь в Царствии Небесном.

Как же достигнуть христианской славы и чести, как послужить Богу всей жизнью своей? Святитель Феофан Затворник пишет: «Чтобы возжелать и взыскать той славы и чести, надо отвергнуться себя и всего высокого и высящегося на земле и низойти на самую смиренную и уничиженную долю».

Без веры во Христа спасение невозможно. Почему? Потому, что отвергающие Господа сознательно встают на путь неправды, ибо Господь и есть Путь, Истина и Жизнь. Упорствующим во грехе уготовано от Бога вечное наказание, они не смогут оправдаться пред Судом Господа, потому что живут ложью и обманом, не покоряются истине, думают лишь об удовлетворении желаний плоти.

А как же быть с теми, кто всей своей жизнью являлись образцами честности, добродетели, милосердия и в то же время не были просвещены светом Христовым? Спаситель говорил: …поступающий по правде идет к свету (Ин.3:21). И, действительно, если человек, не зная заповедей Божиих, все-таки жизнью своей исполняет их, стремится к миру, добру, созиданию, то он неизбежно устремляется ко Христу, в Котором только и осуществляется идеал истинно праведного бытия. Стремление к добродетели само по себе есть как бы признание Господа, согласие со Святым Евангелием, просто человек на определенном моменте еще не осознает этого.

Суд Божий будет одинаков для всех, независимо от национальности или места проживания: Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! Скорбь здесь надо понимать как различные бедствия, жизненные испытания и невзгоды бытия, а теснота есть безвыходное положение в духовном плане, в котором оказываются все грешники. Почему во-первых апостол Павел упоминает иудеев? Потому что они были, как мы знаем, Богом избранным народом. Помните, как Господь наш говорил: …от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк.12:48). Иудеи лучше других знали, что произойдет с теми, кто будет нарушать Божественный закон. Тем не менее, их знания не помешали им поступить беззаконно, не признать Иисуса Христа, предать Его жестокой и позорной смерти. Это пренебрежение словом Божиим имело для иудейского народа плачевные последствия. Но апостол подчеркивает, что и другие народы, даже менее просвещенные, не освобождаются от ответственности предстать перед Высшим Судией. И каждый получит по своим жизненным заслугам.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодняшнее Апостольское чтение говорит нам о суде Божием и суде человеческом. Суд людской преисполнен эгоистического начала, в нем много несправедливого, вытекающего из человеческого греховного естества. Суд Божий всегда праведен и справедлив. Еще древние пророки заявляли об этом: Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия (Иов.37:23). Или: Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои (Пс.118:137). А святитель Василий Великий пишет: «Милостыня у Него не без суда и суд не без милости. Потому человеколюбивый Бог милостив к раскаявшимся, но судит упорствующих в грехе». Да, милость и благость Божии непревзойденные, безмерные. Но не менее значительна праведность Господа, которая основана на справедливости, и нераскаянный грешник, пренебрегающий богатством Божественной благости, получит возмездие по делам своим. И сколько бы он ни оправдывался, не тешил себя иллюзиями при угрызениях совести, не ругал Господа за трудности бытия, Бог поругаем не бывает (Гал.6:7).

Познав правду Божию, возлюбив Господа всей душой и сердцем, научимся не осуждать других, видеть только свои грехи, каяться в них искренне и с полным сознанием дела, поняв свою виновность перед Богом, обретем кротость и христианское смирение. Мы — немощны и несовершенны, Бог же бесконечно благ и всемерно могуществен. Стоит лишь прибегнуть к Нему, обнажить свои беды и огорчения пред Его всевидящим оком, попросить прощения и исцеления, и Господь дарует нам освобождение от грехов, убелит паче первого снега. Будем же всегда помнить о том, что, по словам преподобного Ефрема Сирина, «Господь — истинный Друг. Когда забывают о тебе и друзья, и братья твои, Он не забывает и не оставляет тебя, но пребывает с тобою».

Аминь.

Комментировать