митрополит Владимир (Иким)Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную.

(Ин.5:24)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

Мы слышали сегодня в Святом Евангелии (см. Ин.5:17-24) повествование о том, как Господа нашего Иисуса Христа обвиняли за то, что Он исцелял в субботу, якобы пренебрегая священным для иудеев днем покоя. Люди, приступившие к Спасителю в храме, обличали Его в нарушении заповеди Божией и указывали на слова пророка Моисея о почитании субботы. Господь же отвечал им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. Иисус Христос пояснял этим людям, что они неправильно понимают слово «покой», какой наступил по окончании творения мира.

Да, в субботу Божию Творец пребывал в покое, в успокоении от дел творения. Все было создано Всевышним, обустроен мир видимый и невидимый, а потому Бог благословил этот день отдыха и покоя. Однако неверно думать, что в субботу сотворенный мир как бы перестал для Отца Небесного существовать. Такого просто быть не могло! А потому, пребывая в успокоении, Творец ни на мгновенье не переставал заботиться о созданном мире и заниматься делами промышления. И в день субботний все в мироздании шло своим чередом: продолжали светить светила, солнце всходило и заходило, текли реки, били источники, бушевала морская стихия, шумели деревья, цвели цветы и шелестели травы, а тварь продолжала жить своей жизнью. И даже человек, созданный по образу и подобию Божьему, спокойно занимался своими делами. Спрашивается, как мог существовать весь этот мир без Бога, без Вездесущего Промысла Его?!

Отсюда логически следует, что тот покой, к которому стремятся в субботу иудеи, подражая Богу, вовсе не означает прекращение всякой деятельности. Человек и в субботу может и должен трудиться, но занятия его меняются, и то, что он совершает в субботу, должно благотворно сказываться на нем, обновлять духовно, приносить пользу душе. Естественно, совершенное чудо исцеления как раз и было таким делом, не входящим в круг обычных обязанностей. Так где же здесь нарушение закона Божия? Разве Бог Отец отдыхает когда-нибудь от добрых дел? Разве хоть на миг оставляет весь мир без Своего Всевидящего Ока? Если бы это даже произошло, ничто не смогло бы больше существовать и мир бы рухнул, распался бы в прах. Бог заповедал: Не делай в субботу никакого дела… чтобы отдохнул раб твой и раба твоя, и осел твой, как и ты (Втор.5:14). Что в этих словах? Милосердие Божие. По милосердию и любви Бог обязал людей в субботу ничем не утруждать ближних своих. Так неужели милосердие, любовь и милость Сына Божия, готового прийти на помощь страждущим, больным людям в любой день недели, не приятны Отцу Небесному, не поддерживаемы Им? Богу не может быть неугодно прямое делание добра! И совсем при этом не важно, в какой день это добро совершается.

Сын Божий может делать то, что делает Отец Небесный. Эту истину напомнил обвинявшим Его людям Господь. Это — право Господа нашего Иисуса Христа. Право, которое основывается на Его единстве с Отцом. Имеющий одну природу с Творцом Небесным, Сын Божий поступает также свободно и независимо как истинный Бог.

Обратите внимание на текст Евангелия. Отец Мой, — говорит Спаситель, но — не «Отец наш». Тем самым подчеркнут прямой смысл слова «Отец». А вот это как раз больше всего и возмутило иудеев, которые хорошо поняли смысл Его слов. Поняли, и тут же искали убить. Почему? Разве не радостно, не благодатно для них было принять всей душой Бога, пришедшего в мир человеческий? Нет! В их ожесточенных сердцах не было ни радости, ни благодатного воодушевления, да и веры как таковой не было, лишь страшная, клокочущая и подстрекающая на злобу зависть. По зависти не хотели и не сумели познать и принять Сына Божия, вступившего в мир, озаряющего души верных несказанным светом Божественной благодати, щедро разливающего на род человеческий Свою любовь.

Гнавшим Его людям Христос проповедовал: Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Господь во всем подобен Отцу Небесному, Сам по Себе не может совершать действий, если на то нет Божественной воли. Спаситель делает только то, что открывает Ему любящий Отец Его. Почему так происходит? Потому что Отец и Сын — одно суть! У Отца и Сына — одна сила, одно существо и одно действие. То, что совершает на земле Иисус Христос, совершает Сам Бог. И потому: … как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. И потому: Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца.

Люди завистливые, люди недобрые могли упрекнуть Господа в превозношении, а еще в богохульстве, так как для многих слова Его явились слишком сильным и неожиданным откровением, которое они просто не могли и не хотели принять. Только в ответ на все упреки Христос указывает на свидетельство о Нем со стороны Отца. Свидетельством служат все те дела, которые совершил Сын Божий в силу данной Ему Отцом власти. И, дабы подтвердить высказанную мысль и защитить Себя от нападок иудеев, Господь наш Иисус Христос дважды повторяя слово истинно, заключает: …слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

Спаситель говорит о том, что главным делом для Него является спасение рода человеческого. Конечно, и учение, и пророчество, и проповедническая деятельность, и чудеса исцеления, и даже воскрешение из мертвых, которыми восходит Иисус Христос в земной славе Своей — важны, но все это в значительной степени уступает Жертвенному Крестному Искуплению. Воскрешение из мертвых Христос совершает и теперь. Ведь, помимо физической смерти человека, есть еще и смерть духовная. И сколько людей в такой смерти сейчас пребывают! Не знающие Бога, не верящие в Него, отрицающие истину, отвергающие Церковь Христову. Именно о такой духовной смерти говорит Господь. Но и здесь еще возможно воскрешение, если человек под воздействием слова Божия пробудится от смертельного сна, уверует в Господа и пойдет за Ним. Что же произойдет? Из области смерти (духовной) обратится человек в область жизни, и в силу этого освободится и от всякого суда. Ведь раньше он сам себя осуждал и судил собственным неверием. Что же касается последнего Суда, братья и сестры, то, безусловно, по воскресении из мертвых, ему подвергнется все человечество, все люди — и грешные, и праведные. И верующие в Господа тоже будут судимы, но для праведников Суд Божий не будет иметь такого ужасающего значения, как для людей неверующих и отрицающих Бога. Этот суд не станет для них судом в муку. Потому что им уготован венец правды, который даст… Господь, праведный Судия, в день оный… всем, возлюбившим явление Его (2 Тим.4:8).

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Многими знамениями Господь наш Иисус Христос доказал, что Он есть Свет миру. Но не все поняли это и не все приняли Спасителя. Не все уверовали во Христа, не все чтили Сына, как чтут Отца. Но истина поругаема не бывает! Порой ей нелегко пробивать дорогу к душам людей, порой с немалыми трудностями принимает истину растленный грехами и соблазнами земной мир. Но постоять за истину — счастье и долг каждого христианина! А вот теперь спросим себя, братья и сестры, готовы ли мы к такому сражению? Есть ли в нас та вера, та убежденность и та уверенность, с которой должно проповедовать истину Христову? Не забываем ли мы за каждодневными заботами, хлопотами и мирской суетой о главном нашем предназначении — стяжании Духа Святого, которое невозможно без поста, молитвы, покаянного очищения и непрестанной брани с собственными грехами. «До смерти борись за истину, и Господь будет бороться за тебя», — поучает святитель Иоанн Златоуст. Человек, который с горящей ревностью днем и ночью думает о Боге, взыскует Бога в сердце своем, становится не только страшен духам злобы поднебесным, но и возлюблен Богом и Ангелами Его. И Всевышний дает такому человеку все: здравие, силы, добродетели, смирение, терпение. Но главное — радость о Боге, радость, которая сильнее самой жизни. И тогда, что бы ни произошло, что бы ни случилось, какие бы страдания или скорби ни довелось испытать, радость о Господе не оставит никогда, ни на день, ни на час, ни на минуту. Сердечная радость о Боге есть не что иное, как явный знак Божественной любви. А кто любит, тот всегда радуется! «Насколько человек чувствует в себе сладость любви Божией, настолько и радуется о Боге», — пишет святитель Тихон Задонский. Радость эта духовная, небесная и есть предвкушение неизреченного блаженства вечной жизни, уготованной слушающим слово Сына Божиего и верующим в Пославшего Его. Аминь. Христос воскресе!

Комментировать