- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом,
как вы видели Его восходящим на небо.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодня вся Святая Церковь празднует особый день — день Преславного Вознесения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Вознесением Своим Сын Божий указал путь на Небо всем верным чадам Церкви, всем последователям и исповедникам православной веры. Мы слышали в Апостольском чтении, звучавшем за Божественной литургией, каким образом это событие происходило (см. Деян.1:1-12).
Господь вознесся, взошел к Отцу Небесному, разорвал путы первородного греха человеческого, содеянного нашими прародителями. Вознесением Христовым свершилось долгожданное — Церковь Небесная соединилась с Церковью земной. Возликовали Силы Ангельские, принимая возносящегося Господа. Люди еще не осознавали своего счастья. Только верные ученики Христовы телесными очами могли созерцать чудо Вознесения. Свершилось то, что должно было свершиться. Сын Божий пришел в этот мир, воплотился, проповедовал. Претерпел предательство, клевету, унижения; пострадал, распят на Кресте за греховный род человеческий, умер. И воскрес в третий день, по Писаниям.
После Воскресения Своего Господь, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием, более не мог оставаться на земле. Спаситель победил смерть и Воскресением явил эту победу. Теперь Ему не надо было пребывать в грешном мире, Жертву Искупления за род человеческий Он уже принес.
Господь действительно не раз по Воскресении Своем представал перед учениками, чтобы они воочию убедились в сем чудесном факте и свидетельствовали всему миру о воскресшем Господе. Люди видели, что Христос — распятый и умерший — воскрес. Спаситель хотел, чтобы ученики Его убедились, что Он — не призрак и не привидение. Он вкушал с ними пищу и даже позволил Фоме рукою осязать Себя. Господь стремился к тому, чтобы апостолы уразумели свершившееся чудо Воскресения как непреложный факт не только умом, разумом своим, но и восприняли любящим сердцем, всей верующей христианской душой. Так и произошло. Окрыленные величайшей радостью, вдохновленные на апостольскую проповедь, самые верные ученики Христовы остались в Иерусалиме, памятуя о словах Господних: …ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
Апостолы пока еще имели земные представления о царствовании Мессии. В их воображении все еще складывалась картина о господстве народа Израиля над всеми другими народами. Они по-прежнему жаждали для своего народа величия и славы, силы и могущества. Все это, конечно же, мог дать воскресший Господь. Но являвшийся в течение сорока дней Спаситель говорил Своим ученикам об ином царстве — о Царстве Божием. По словам святителя Иоанна Златоуста, апостолы «не совсем ясно понимали, что такое это Царствие, так как не были еще научены Духом, все еще привязаны были к предметам чувственным, хотя и не настолько, как прежде; они еще не сделались лучшими, — впрочем, о Христе думали уже выше». Только по этой причине ученики задают Божественному Учителю вопрос о времени наступления такого царствования: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
Вопрос этот свидетельствовал о духовном несовершенстве учеников, которых еще надо было просвещать Духом Святым. Господь не хочет разочаровывать апостолов в их чаяниях, ведь все, о чем они мечтают, осуществимо, но в другом, лучшем смысле, когда наследниками блаженного Царства Небесного станут все последователи Христовы, вне зависимости от национальности, и спасение обретут все верующие люди, а не один лишь избранный народ. О несовершенстве человеческого разума говорит Господь: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Спаситель недаром возвещает апостолам о духовном перевороте, который должен произойти в них в самое ближайшее время. Блаженный Феофилакт пишет, что это изречение «есть вместе и увещание и непреложимое пророчество» Иисуса Христа о том, что предстоит ученикам на дальнейшем их жизненном пути. Господь свидетельствует, что именно в осуществлении дела благовестия Святого Евангелия исполнятся все их сокровенные мечты и надежды, связанные с Царством Небесным, которое только теперь они сумеют понять и познать в должной мере и всей полноте.
Просветив верных учеников Своих этой истиной, возродив в сердцах апостолов радость ожидания и вдохновив их на подвиг благовестия, Господь наш Иисус Христос поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. Так было осуществлено последнее, завершающее земное дело Спасителя. Апостолам не дано было увидеть момент Воскресения Христова, но они стали непосредственными свидетелями чуда Его Вознесения. При этом, по словам блаженного Феофилакта, ученики Христовы «видели конец Воскресения, но не видели его начала; видели начало Его Вознесения, но не видели его конца».
Потрясенные чудом, апостолы еще долго стояли, не в силах отвести взора своего от неба, где сокрылся вознесшийся Господь. В глазах учеников было недоумение, граничащее с оцепенением. На какое-то мгновение верные последователи Христовы осознали, что Возлюбленный Господь покинул их, удалился от них к Отцу Небесному. И они почувствовали себя такими одинокими, что замерли в нерешительности и бездействии. Но это оцепенение разрешили два мужа в белой одежде, два прекрасных Ангела, пришедших на помощь людям, которые сказали: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Слова эти не только рассеивали недоумение и удивление учеников, но и призывали их к активным действиям. Отныне апостолы знали, что Сам Господь возложил на них проповедническую деятельность, а потому не стоит далее созерцать воздушные высоты, надо вернуться туда, где их ждут дела благовестия, любви и добра. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
С великой радостью возвратились в Иерусалим апостолы. И как им было не возликовать, если они собственными глазами видели Божественного Учителя, возносящегося к Отцу Небесному во всей Божественной славе?! Как можно было не радоваться, если вознесшийся Господь обещал им великие небесные дарования — крепость веры, силу, вдохновение благовестия, Свою непрерывную помощь и поддержку. Они любили Господа. Они всей душой хотели послужить Ему. Наконец, они радостно ожидали Его Второго пришествия.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Факт Вознесения служит как бы заключительным аккордом на земном пути Господа, возвращающегося к Божественной Своей славе. В течение сорока дней после Воскресения Христос являлся ученикам, ободрял их, укреплял в вере. Но вот срок истек. И Господь привел учеников Своих к горе Елеонской. Чтобы хоть немного понять чувства святых апостолов, надо вспомнить о том, что понятия первых христиан о небе как Царствии Божием были очень расплывчатыми, несмотря на все усилия Господа при Его земной жизни. Вознесение Господа на небо открыло иной взгляд на горнее. Возвращение Христа к Божественной славе возможно было только через Его Вознесение.
И вот чудо свершилось. Облако скрыло из глаз учеников Возлюбленного Учителя. Какова же была реакция апостолов? Лука пишет о радости и торжестве последователей Господа. Ученики получили Божественное обетование. Они обрели уверенность в том, что Господь всегда незримо пребывает с теми, кто Его действительно любит.
Здесь же мы сталкиваемся с учением о Втором пришествии Спасителя. Все рассуждения о том, где и когда это произойдет, бессмысленны, поскольку Спаситель сказал не только апостолам, но и нам, недостойным и грешным, что времена и сроки. Отец положил в Своей власти. Но мы всегда должны быть готовы к встрече с Господом нашим. Вы спросите, как же к этому готовиться? Бодрствованием душевным, молитвенным деланием, очищением души, покаянием в совершенных грехах. Всем тем, к чему призывает нас Господь. Будем же помнить, что, по словам апостола Павла, Бог кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил (Рим.8:30). Свет Христов просвещает и освещает всех, преображает и возрождает для новой, Богоугодной жизни. Святитель Кирилл Александрийский пишет: «Если мы не захотим явиться достойными этого призвания, то причиной этого будем мы, а не Бог, нас призывающий и нам делающий честь».
Господь призывает, а нам должно потрудиться. Наследовать жизнь вечную — заветная мечта каждого человека. Кто же не хочет пребывать в блаженном состоянии духа, непрестанно общаясь с Возлюбленным Богом? Но и здесь, оказывается, у нас самих недостаточно сил, нужна помощь Божия. Вспомним призыв Божий: се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр.3:20). Блаженны те, которые верою обретают Господа, становятся верными чадами Божиими и сподобляются войти в тесное духовное общение с Царем Небесным.
Господь вознесся на небеса, но Он с нами во все дни. Сын Божий среди нас. Его нет только для тех, кто отвергает Бога и Его присутствие. Но ведь невозможно не доверять словам Господа, говорившего ученикам: се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28:20). Что может быть радостней и сокровенней этого обетования?! Если мы хотим действительно подняться до высокого духовного уровня, если, неся жизненный крест и следуя за Христом, не будем жалеть себя, всецело следуя заповедям Божиим и постигая слово Божие, то научимся великодушно — без обид и нареканий — переносить все тяжелое и трудное, что предшествует радости Божественного восприятия мира, которого все истинно верующие обязательно, рано или поздно, сподобляются. И потому воскликнем вместе со святым апостолом: …прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1Кор.6:20). Какими бы начинаниями и проектами мы в жизни ни занимались, для православных христиан служение Богу всегда есть и остается самым значительным, знаменательным и славным делом. Сумеем же собрать все свои внутренние силы и отвергнуть себя для того, чтобы полностью отдаться Богу. Аминь.
Комментировать