<span class=bg_bpub_book_author>митрополит Владимир (Иким)</span> <br>Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)

…как же ты, уча другого, не учишь себя самого?

(Рим.2:21)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!

В Апостольском чтении (см. Рим.2:14-29), прозвучавшем сегодня за Божественной литургией, мы слышали мудрые слова апостола Павла об оправдании на Суде Божием людей верующих и праведных и о неминуемости наказания для тех, кто отвергает Божественную благодать. В своем послании апостол часто сравнивает иудеев и язычников. Первая мысль, которую хочет донести до нас Павел, заключается в том, что никто из рода человеческого не обделен заботой и любовью Всевидящего Бога. И иудеи, и язычники, и прочие другие народы в равной степени дороги Небесному Отцу, и ко всем людям обращено Святое Евангелие.

Из церковной истории мы знаем, что народ Израиля был избран Самим Богом, Который открылся им, дал Божественный закон, заповеди Господни. Но это вовсе не значит, что для Создателя не важны были все прочие народы. В сердце каждого человека заложено стремление Божественного познания, равно как способность восприятия истинной веры. Только, желая нашего обращения, вместе с тем Господь предоставил нам свободу выбора для того, чтобы любовь к Нему не была принуждением, а дела милосердия явились не обязанностью, а действенной потребностью, образом жизни. Человек интуитивно чувствует, что в этой жизни хорошо, а что плохо. Не потому, что он обладает какими-то уникальными способностями, а потому, что Господь открывает ему эти истины, даря таинственную возможность как познания Самого Бога, так и того, что угодно Божественной воле.

Апостол Павел говорит про язычников: ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон. Из этих слов следует, что оправдание на Суде Божием возможно не для тех, кто знает Божественный закон, а для тех, кто его исполняет.

У язычников еще не было заповедей Господних, но многие из них следовали добру и жили по закону совести. Таким образом, дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их. Среди страшного морального разложения и нравственной деградации находились те, что, хотя и придерживались языческого вероисповедания, по потребностям своей совести и человечности неизменно и неумолимо двигались навстречу Истинному Богу, постепенно понимая, что тварные истуканы не могут принести спасение их душам. Через исполнение закона нравственности, записанного в сердцах, а также в уме и сознании, они проводили в действие нормы праведной, несомненно, Богоугодной жизни.

Вероятно, в своем общении с язычниками апостол Павел неоднократно сталкивался с проявлениями чести и благородства. Об этом свидетельствуют и факты истории. Так, например, Сократ, из послушания властям, не желал бегством избежать смертной казни. При этом он руководствовался не Божественным законом, а нравственным.

И настанет день, как пишет апостол Павел, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа. Все тайное, сокровенное, скрытое от посторонних глаз в глубине души, станет явным, открытым, подлежащем огласке. Пред Богом люди предстанут такими, как они есть; невозможно будет что-либо скрыть или как-либо слукавить. Страшный Суд будет равным для всех. Людям придется призвать на помощь весь свой разум и рассуждение, открыто осуждать себя в совершенных грехах, сознаваться в неблаговидных поступках и сетовать на то, что не слушались гласа совести. И справедливое правосудие будет производить Сын Божий, по учению апостола Павла, второй Адам, равно милостивый, как к иудеям, так и к язычникам. Потому что Спаситель наш Господь хочет, чтобы все люди были спасены и достигли познания истины (ср. 1 Тим.2:4).

Апостол Павел обращается к иудеям, которые успокаивают себя законом и хвалятся Богом. Много дано этому народу, они знают волю Бога, разумеют лучшее, научаясь из закона.

Иудеи кичились своим исключительным преимуществом перед Богом, считали себя, по словам апостола, путеводителями слепых, светом находящихся во тьме, наставниками невежд, учителями младенцев. Так было потому, что в законе явлен был им образец ведения и истины. Но вполне резонно верный последователь Христов спрашивает у фарисеев и саддукеев, книжников и вождей иудейских: …как же ты, уча другого, не учишь самого себя?

Иудеи считали себя способными и достойными учить язычников и прочие народы, хотя слово их в огромной степени разнилось с делом. Похвальбы в том, что они есть народ Божий, не мешали иудеям совершать бесчисленные беззакония.

Они непрестанно хвалились законом, а преступлением закона бесчестили Бога. Самое страшное в таком лицемерном поведении то, что оно становится соблазном для других и искажает величие Божественной славы. Хула на имя Божие возводится не только по незнанию, но и по недостойному поведению тех, кто на словах исповедует Господа, а на деле безжалостно предает. В результате складывается парадоксальная ситуация, когда служители Бога становятся Его гонителями и поносителями.

Видя порочную жизнь иудеев, язычники, по словам блаженного Феофилакта Болгарского, неизменно говорили: «Ужели таких людей любит Бог? Ужели Бог, любящий таких, есть истинный Бог?» Отсюда идет законное сомнение в праведности Божественной истины. Вот чем страшно иудейское лицемерие! Иудеи превозносились тем, что придерживались определенной церковной обрядности, в частности обряда обрезания, о котором было столько споров в иудейской и христианской среде и который был предметом постоянного преткновения у язычников. Иудеи возражали апостолу, что они от Суда Божия застрахованы обрезанием. На что Павел однозначно сказал: Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.

Кто лучше — человек, совершающий обряды, но попирающий закон Божий, или человек, обрядов не знающий, но живущий Богоугодно, согласно Божественному закону? На чьей стороне будет Справедливый Господь? Естественно, любое преступление наказуемо, никакое обрезание не может оградить от ответственности совершающих беззакония. Напротив, необрезанный по природе, в силу своего языческого происхождения, без всякой на то личной вины, более чист перед Творцом, если приносит Ему добрые деяния и светлые помыслы.

В заключение апостол Павел говорит, что важна не буква Божественного закона, а дух его. Благодатью Святого Духа изменяется, преображается человек! Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога. Важно не внешнее, а внутреннее. Для Бога необходимо не соблюдение всех ритуалов и обрядности, а состояние человеческой души.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Только ли об иудеях и язычниках идет речь в сегодняшнем Апостольском чтении? Нет, конечно. Апостол Павел ведет разговор обо всех нас, христианах. Мы сами очень часто бываем то «иудеями», то «язычниками». Разумеется, в переносном смысле.

Это, если хотите, — вечные болезненные проявления человеческого восприятия действительности и окружающего мира. Как часто мы, подобно язычникам, стараемся закрывать глаза на происходящее, мол, мы ничего не видели, не слышали и не знаем! Нельзя же судить неведущих! Вот если бы мы знали, если бы нас предупредили. Язычники, сидящие в нас, верят в приметы, судьбу и прочее подобное, живут в суеверии. Но где, простите, здесь Бог? Где упование на волю Божию, на премудрый Промысл Господень?

«Язычники» в нас превозносят культ вещей, создают себе ложных кумиров, увлекаются земными соблазнами.

Но еще больше в нас от гордых и тщеславных ветхозаветных иудеев. Мы так любим хвастаться своими знаниями! Даже вера, как это ни страшно, становится предметом бахвальства. А уж как мы желаем поучать, наставлять других, как ясно видим чужие грехи! Не проявлением ли фарисейства является наше стремление осудить, опорочить, унизить человека, не разбирающегося в каких-то вопросах?! Разве нет порой иудейской мысли о своей избранности — вот именно меня выбрал Господь, привел в Церковь Христову, именно мне поручил важные задачи, мне открыл свои законы! Но ведь закон Божий существует для того, чтобы его выполнять, а не превозноситься им. По человеческому естеству мы не всегда это разумеем. Как часто, вполне по-иудейски, мы сетуем на людей неверующих, осуждаем их, как фарисеи: «Вот, мол, видит Бог, какие они плохие, подверженные всяческим порокам, пьянствуют, курят, сквернословят, блудят. Нет, мы не такие! Мы — Божии люди, чистые и праведные!»

Далеко в сторону от Бога может увести подобное самомнение. Самость никогда не приносила человеку ничего доброго и хорошего. Угодно Богу лишь то, что не противоречит Божественной воле, что идет не от плотского несовершенного ума, а от искреннего, верующего и любящего сердца. Очень плохо, когда мы не слышим встревоженного гласа своей совести. Пусть лучше она палит нас обжигающей правдой, пусть будоражит ум и беспокоит душу, чем спит и потворствует совершению бесконечных беззаконий. Будем же стараться, чтобы действия наши и слова не шли вразрез с совестью, радовали, а не огорчали Отца Небесного, Которому все православные верующие усыновлены. Это Божественное родство — огромное благо, но и не меньшая ответственность. Это — потребность всей своей жизнью служить Тому, Кого действительно почитаешь и любишь! Да будет каждое дело наше соответствовать Божественным заповедям. Забудем ненужные обиды, простим все ближним своим, сподобимся радости молитвенного подвига не только за тех, кто любит нас, но и за врагов. Потому что Сам Господь наш Иисус Христос говорил: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин.15:13).

Из сегодняшнего Апостольского чтения мы слышали, что Бог дает всем возможность равно приобщится Божественного света. Перед Господом нет народов более или менее угодных. Не допустим же в душу свою хвастливые и тщеславные помыслы, которые не возвышают нас, а низводят в очах Божиих. Будем помнить о том, что все, что имеем, не наше, а Божие. Это Господь посылает нам знания, открывает Себя в той или иной степени, сподобляет Божественной любви и благодати. Помня об этом, не забудем и слова святителя Василия Великого: «Кто любит ближнего, тот исполняет свою любовь к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя». Многое можем совершить мы по христианской любви, если станем во всем руководствоваться своей совестью и думать о том, как угодить Богу. Господь ведь недаром поучает: Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк.6:31).

Проповедь учения Христова и добродетели тогда действенна и имеет значение, когда подтверждается конкретными делами. Не осуждать, а милосердствовать, не злословить, а понимать, не вводить в соблазн грехами, а поддерживать добрые и светлые начинания. К этому призваны Богом все христиане! Недаром святитель Иоанн Златоуст пишет: «Прощая ближним, не будем думать, что мы благодетельствуем им или что проявляем к ним большую милость: мы оказываем благодеяние себе и извлекаем большую пользу. Если же мы не прощаем их, мы не причиняем им особенного вреда, но себе готовим страшное наказание в геенне».

Аминь.

Комментировать