митрополит Владимир (Иким)Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)

Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

(Ин.8:12)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!

В славный праздник Пресвятой Троицы мы вспоминаем сошествие Святого Духа на апостолов. Сегодня нашему вниманию было предложено Евангельское чтение, в котором рассказывается о предреченном Господом обетовании о ниспослании благодати и даров Святого Духа (см. Ин.7:37-52; 8, 12).

В последний же великий день праздника, — свидетельствует евангелист Иоанн Богослов, — стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Был праздник кущей, знаменательный для иудейского народа, отличающийся особой торжественностью и радостным настроем. Праздник кущей продолжался в течение восьми дней. На все это время иудеи оставляли свои дома, устраивали из веток деревьев кущи (то есть палатки) и находились в них. Это должно было настраивать мысли людей на духовное начало, напоминать о сорокалетнем странствовании иудейского народа в пустыне и Божией помощи, служить выражением благодарности Создателю за все свершенные благодеяния. В эти дни иудеи из разных мест сходились в Иерусалим, дабы предстать в храме пред Господом. Как раз оканчивались полевые работы, люди становились более свободны от мирских забот. В праздник кущей в храме приносили жертвы от всего Израиля и возжигали светильники, а алтарь украшали вайями.

Особенно торжественным был восьмой, последний день праздника, который иудеи называли великим. Именно в этот день Господь наш Иисус Христос, имея в виду совершаемый по традиции обряд возлияния воды, взятой из Силоамского источника, на жертвенник, призывал: …кто жаждет, иди ко Мне и пей. Спаситель обещал всем верующим реки воды живой, разумея под красивым образным сравнением многочисленные дары Святого Духа, щедро изливаемые на истинных чад Божиих. Эта живая вода есть не только источник утоления духовной жажды, но благословенное спасение для всех людей, готовых открыть для восприятия слова истины свои души. Примером же своей благочестивой жизни верный последователь Христов призван способствовать распространению славы Божией среди разных народов.

Действия Святого Духа были видны и в ветхозаветные времена: Он вещал устами пророков, посылал знамения. Но до прославления Господа нашего Иисуса Христа, по словам святителя Иоанна Златоуста, «мы были врагами и грешниками, а благодать есть свидетельство примирения, посему надлежало прежде принестись за нас жертве, и тогда уже получить дар сей». Человечество должно было подготовиться к правильному восприятию Духа Святого. Вот почему только после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа стало возможно усвоение славы Божией христианами.

Святой Дух видимо явился в образе огненных языков, почивших на святых апостолах. Сей огонь должен был возгореться в каждой ищущей Истинного Бога душе, преобразить ветхого человека в нового, преисполненного духовной радости и христианской любви, устремленного не к земному, мирскому и тленному, а к возвышенному, вечному, небесному.

Слова Спасителя вызвали волнения: Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? Итак произошла о Нем распря в народе. Несогласованность в народе происходила оттого, что многим людям хотелось верить в свершившееся пришествие Мессии, к этому тянулись их души. Только вожди иудейские втолковывали им противоположное и сеяли сомнения: …разве из Галилеи Христос придет? Происхождение Спасителя от Давида и ветхозаветное пророчество о рождении Его в Вифлееме было существенным аргументом. Но не знал в тот момент народ иудейский, что все уже свершилось, как должно, как следовало, как написано было в Священном Писании.

Мы слышали, что Иисусу Христу грозила реальная опасность: Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук. Очень недовольны были фарисеи тем, что служители не привели Господа на их неправедный суд. Служители же отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. Мудрые слова людей из народа встретили лишь фарисейское озлобление, обвинение в прельщении, в незнании закона. Вожди иудейские, руководимые тщеславием, были полны презрения и недоверия к народу, утверждая, что этот народ невежда в законе, проклят он. Какая глубокая язва изнутри точила Израиль! Фарисеи не считались с тем, что в великий праздник, дни которого святы для всех иудеев, нельзя давать повод к распрям, злобе или ненависти. Несмотря на праздник кущей, синедрион был в сборе, книжники, фарисеи и первосвященники только и мечтали о том, чтобы разделаться с Господом, предать смерти. За что? За какое-нибудь преступление или нарушение закона? Нет! Просто потому, что Этот Человек говорил неординарно и проповедовал по-особому, а главное потому, что Ему верили, за Ним шли, Его окружали толпы людей. Даже верные слуги фарисейские, служители, впервые в жизни ощутили на себе благодать живительного слова Божия, оказались под благодатным влиянием Господа. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Своим мнением слуги показали, что они не только удивляются Ему (Христу), но и осуждают фарисеев, что они послали их связать Того, Кого надлежало слушать».

Для фарисеев и книжников стало неожиданностью, что даже в их среде имелись тайные последователи Господа. Таким был член синедриона Никодим, говоривший: …судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? Посреди преисполненных ярости и ненависти вождей иудейских раздался его голос, слабый, нерешительный, но все-таки произнесенный в защиту Господа нашего Иисуса Христа. Эта попытка защиты тут же была встречена презрительным вопросом: …и ты не из Галилеи ли? — а также безапелляционным суждением: рассмотри, и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк. Происхождение из Галилеи считалось постыдным, заслуживающим осуждения. Все население этой страны презиралось, потому что здесь жили не только сыны Израиля, но и язычники. Тем не менее, укоряя Никодима, фарисеи сами грешили против исторической правды, утверждая, что из Галилеи не может быть пророков, ведь именно отсюда происходили величайшие и всеми признанные пророки Илия, Иона и, возможно, Наум.

Утром следующего дня Господь вновь обратился к народу и сказал: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Как неизреченный свет, Иисус Христос освещает и освящает мир, наполняет его духовным содержанием, наставляет на путь спасения. Сын Божий есть вечный источник духовного просвещения и преображения. Благодаря неизреченному свету христианского учения, мы имеем возможность выйти из тьмы духовного неведения, равнодушия или мирского прозябания. Стоит лишь обратить взор свой ко Господу, возлюбить Бога всей душой и сердцем, как в нас утвердится Его благословение и просвещение, ведь Он есть Свет миру.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Евангельское повествование, услышанное нами сегодня за Божественной литургией, наводит на важные мысли и размышления. Только Господь способен утолить духовную жажду верующего человека. Только Он есть единый Живой Источник, наполняющий жизнью каждую страждущую душу. Благодать Божию не могут заменить никакие соблазны мира. Перед реками живой воды отступают всякие греховные страсти и беззаконные желания. Если есть в нас стремление к правде, то нет иного пути, только как путь к Господу. Ведь, по словам апостола Павла, во Христе сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол.2:3).

Придите в храм Божий, придите к Господу, ведь только здесь вы найдете то, что так долго ищете, — неоскудевающую чашу вечного духовного блаженства. Но приблизиться ко Спасителю можно лишь очистившись покаянием, преисполнившись веры, надежды, любви, обретя искренность и сладость молитвы. Как пишет святитель Филарет, митрополит Московский, «пейте свет истины и жизнь благодати и правды из Его заповедей, из Его Евангелия, из Его Таинств».

Что руководило вождями иудейскими в неистовом порыве злобы? Тщеславие, своеволие, греховные страсти, жажда власти.

Своеволие, то есть предпочтение своей воли пред волей Божественной, порой характерно и нам. Мы тоже иногда слишком надеемся на собственные силы, нам кажется, что мы что-то сами можем сделать. Между тем даже лист с ветки не упадет, если не будет на то Божественного благоволения. Спасти же нас от этого глупого заблуждения может только сильная и крепкая вера христианская. Вера в Господа и неизреченную славу Его обуздывает страсти, помогает сражаться с грехами, побеждает движения плоти. По немощной природе своей и несовершенному разуму, увлекаемые грехом, устремляемся мы туда, где будем отдалены от Бога. Господь не приблизится к отягченным всяческой скверной. Если же будем как зеницу ока хранить нашу веру, то ее благодатной силой убережемся от многих искушений и бед.

Мы слышали сегодня, как синедрион, поступая не по справедливости, а по недоброму своему волеизъявлению, даже не рассмотрев дела Иисуса Христа, сразу же Его осудил. Казалось бы, судьи должны отличаться особой честностью, соблюдать правду в словах и действиях, не торопиться с принятием решений. Недаром благочестивый и милосердный иудейский царь Иосафат призывал судей, указывая им: …что вы делаете; вы творите не суд человеческий, но суд Господа; и Он с вами в деле суда. Итак да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа, Бога нашего, неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства (2 Пар.19:6-7). Только здесь не было справедливого суда, потому что решение они приняли уже заранее — осудить, опозорить, расправиться, дабы устранить со своего пути. Справедливый суд один — Суд Божий. Суд человеческий всегда не свободен от эгоистического начала. Только добросовестное исполнение своих обязанностей, страх Божий и знание гражданских законов дадут судьям возможность оправдания на праведном Божественном суде. Мы тоже так любим осуждать других людей, совершенно не задумываясь о том, что не вправе творить никакой суд, ибо всех судить будет Бог. Вот об этом надо бы всегда помнить.

Как бы ни слабы были перед синедрионом слова защиты, произнесенные Никодимом, они учат нас тому, что всегда и во всем мы должны отстаивать истину. Разве легко было этому человеку, учитывая отношение вождей иудейских, выступать со своим мнением? Долг каждого христианина не малодушничать, не отступать под напором хулителей веры, а бороться, твердо отстаивать истину, и тогда Дух Отца Небесного будет говорить в нас (Мф.10:20), да оправдается премудрость от чад своих (ср. Мф.11:19). Заглянем же, братья и сестры, в собственные души. Будем свято помнить о том, что мы призваны, по словам апостола Петра, в чудный свет Христов (ср. 1 Пет.2:9). Так станем же сынами света (1 Фес.5:5), а не пособниками тьмы неверия, равнодушия или лицемерия. Проявим же свою любовь к Богу и получим великую награду даров Святого Духа.

Аминь.

Комментировать