- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!
Сегодняшнее Апостольское чтение (см. Деян.17:1-15) рассказывает нам о дальнейшем миссионерском путешествии апостолов Павла и Силы. Вот мы слышали, что прошедши чрез Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. Прибытие верных последователей Христовых в этот город имело особое значение для распространения христианской веры. Дело в том, что через главную улицу Фессалоники проходила римская дорога от Адриатического моря на Ближний Восток, которая носила название Эгнацийской. С утверждением христианства в Фессалониках можно было рассчитывать на успех его дальнейшего распространения на Восток и на Запад. Автор Деяний святых апостолов очень сжато и сдержанно повествует о путешествии апостолов. Может даже, на первый взгляд, сложиться впечатление о путешествии этом как о необременительной и приятной прогулке. Между тем, если взглянуть на карту, становятся очевидными те испытания и трудности пути, которые неизменно претерпевали апостолы Павел и Сила.
Мы знаем, что шли они пешком. Расстояние от Филипп до Амфиполя составляло тридцать три римские мили, примерно пятьдесят километров, от Амфиполя до Аполлонии еще тридцать миль. Наконец, до Фессалоники — тоже не менее тридцати миль. Таким образом, все расстояние, описанное в Деяниях, составляет около ста римских миль, или ста пятидесяти километров. Согласитесь, братья и сестры, совсем непросто было понести столь трудный подвиг пешего пути. Но, движимые великой целью благовестия, Павел и Сила мужественно преодолевали все преграды.
В Фессалониках апостол Павел по обычаю начал свою проповедническую деятельность в синагоге: …три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус. Однако апостольское вдохновенное слово не зажгло сердец иудеев, не желавших слушать и воспринимать истину, а привело к обращению Еллинов, чтущих Бога. Таковых было великое множество, немало было и уверовавших знатных женщин. Это вызвало настоящую ярость иудеев, так как они считали представителей других народов людьми второго сорта, недостойными Божественного откровения. Поэтому неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести апостолов на поругание. Однако Павла и Силы в этот момент в доме Иасона не оказалось. Тогда рассвирепевшая толпа схватила безвинного хозяина и поволокла его к администрации города, дабы обвинить в пособничестве всесветным возмутителям. Вожди иудейские использовали старый, но излюбленный прием, основанный на откровенной лжи и клевете. Но Иасон не стал возмущаться и кричать о своей невиновности, а уверенно, с чувством собственного достоинства, объяснил, что никакой опасности апостолы Павел и Сила для города не представляют. Поэтому городские начальники, получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их. Надо сказать, что со стороны Иасона была проявлена особая смелость. Представим себя, братья и сестры, на его месте! Сумели бы мы сосредоточиться, взять себя в руки и найти единственно верное объяснение происходящему, если бы оказались среди клокочущей яростью толпы?!
Однако жизнь апостолов была под угрозой. Потому братья христианской общины Фессалоник немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию. Но и там благовестники, несмотря на опасность, тут же отправились в синагогу, чтобы продолжать дело благовестия. По характеру и духовному устроению здешние иудеи были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и мужчин немало. Верия находилась приблизительно в ста километрах к западу от Фессалоник. Апостол Павел своими речами, произносимыми в местной синагоге, побудил иудеев заняться изучением Писания. Уверенность иудеев в том, что Иисус Христос из Назарета не мог быть ожидаемым Мессией, основывалась на том, что Он был распят на Кресте, а человек, распятый на кресте, подвергшийся самой позорной и мучительной казни, считался худшим из преступников, навеки проклятым и отвергнутым обществом. Но места из книги пророка Исаии, приводимые апостолом Павлом, достоверно убеждали их в том, что деяния Господа Иисуса предсказаны еще древними пророками.
Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ. Крайняя озлобленность иудеев постоянно преследовала апостола Павла в его путешествии. Верия не была исключением. Самая трагичность сложившегося положения заключалась в том, что ревностные иудеи, выступая против проповедничества апостола Павла, искренне считали, что совершают правильное, Богоугодное дело, что этим они служат Богу. Таким образом, они свои личные цели — общественное возвышение, тщеславные устремления, любовь к власти, корыстолюбие — отождествляли с Божественной волей, и даже, что самое страшное, подменяли ими Промысл Божий. Когда люди уповают не на помощь Господа, а на свою самость, воз-греваемую греховным самолюбием, ничего хорошего из этого не получается.
Поражает мужество апостола Павла, который все испытания встречал как должное, во всем полагаясь на волю Божию. Мы помним, как он был заключен в тюрьму в Филиппах, в великой опасности под покровом ночи покинул Фессалоники, и вот опять рискует своей жизнью в Верии. Апостол даже не думает, что может быть иной путь, что возможно отступление. Не он переживает за себя, а братья созданных им христианских общин, помогавшие своему духовному наставнику избежать жестокой расправы. Что питало мужество апостола Павла, что двигало им в нелегких жизненных испытаниях и деле благовестия? Величайшая любовь к Господу нашему Иисусу Христу, желание послужить Богу. Сам апостол Павел пишет: И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией (1Кор.2:4-5).
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодняшнее Апостольское чтение поднимает важные вопросы отношения к воле Божией и воле человеческой. Очень важно понять, что нет никакой возможности одновременно исполнять свою волю и волю Божию. Человеческое волеизъявление, каким бы благодатным и добродетельным оно ни казалось, всегда осквернено эгоистическим началом, а потому противостоит проявлению Божественной воли. Верующий человек должен в полной мере понимать и осознавать, что ничего в этой жизни с ним не случается и не может случиться без соизволения Господа и Божественного попущения. Почему апостол Павел в своей деятельности не страшился ни тюрьмы, ни опасности, ни самой смерти? Потому что в нем была явлена истинная христианская самоотверженность, преданность Промыслу Божиему. По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «верный раб Христов» всегда «предает свою душу и вечную участь в руки Христа».
Сегодня мы можем с уверенностью говорить о том, что вся наша жизнь, все наши дела и помышления должны быть всецелым исполнением воли Божией. Но это возможно только тогда, когда мы сподобимся обрести величайшее смирение, отвергнемся себя и полностью отдадимся Богу. Только в этом случае можно обрести подлинное душевное спокойствие. Что бы с нами ни происходило и ни случалось, какие бы трудности и лишения ни отягощали земное бытие, какие бы лютые времена бедствий мы ни претерпевали, за всем этим должна стоять уверенность в необходимости происходящего, в Божественном начертании переживаемых событий.
От молитвы нашей смиренной ко Господу утихает сердечное волнение, а скорби житейские, хоть и случаются, но не имеют над нами былой власти.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не обилие слов умоляет Бога, но душа чистая и являющая добрые дела». Никакая мудрость человеческая, какой бы возвышенной и совершенной она ни казалась, не способна превзойти Промысл Божий. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Все желающие познать волю Господню должны прежде умертвить в себе собственную волю». Аминь.
Христос воскресе!
Комментировать