- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
(Ин.5:8)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!
По Божией милости сегодня, в четвертое воскресение по Пасхе мы с вами в Евангельском чтении (см. Ин.5:1-15) опять сподобились услышать удивительный рассказ об исцелении расслабленного. С одной стороны, мы снова были поражены чудодейственной силе Господа нашего Иисуса Христа, с другой — возмущены завистью и лицемерием фарисеев, которые старались очернить и обвинить Иисуса Христа, пользуясь тем фактом, что чудо было совершено в субботу.
После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим — так начинает свой рассказ о совершенном чуде апостол Иоанн. Господь возвращается в Иерусалим после первого своего проповеднического путешествия. Мы знаем из Святого Евангелия, что некоторое время Спаситель пребывал в Кане Галилейской, где чудесным образом исцелил сына царедворца. Теперь Он шел в Иерусалим, чтобы помолиться в храме и принять участие в празднике. Апостол и евангелист Иоанн не сообщает нам конкретно о том, какой это был праздник. Толкования отцов Церкви по этому поводу различны. Одни думают, что Господь возвращался в столицу, чтобы справить пасху, другие считают, что это была пятидесятница, есть также мнения о том, что это был праздник пурим, установленный вскоре после завершения вавилонского плена. Очень трудно определить, кто из исследователей прав. Но, скорее всего, все-таки Господь пожелал принять участие в праздновании пасхи, ибо этот праздник у иудеев считался настолько важным, что даже не требовал отдельного названия. В разговорной речи того времени зачастую именно ветхозаветная пасха называлась просто праздником, без дальнейшего пояснения.
Об этом свидетельствует также то, что выше в Святом Евангелии у Иоанна написано: Не вы ли говорите: еще четыре месяца, и жатва наступит? Так вот, говорю вам: поднимите глаза ваши, и взгляните на нивы, как они уже побелели к жатве (ср. Ин.4:35). В пасху приносили Господу ячменный хлеб, потому что начинали жать ячмень. А за четыре месяца, в декабре, ячмень сеяли. Поэтому можно говорить о том, что Иисус Христос пришел в Иерусалим, чтобы праздновать пасху.
Вспомним, чему был посвящен этот праздник. Само слово «пасха» означает «прехождение», «избавление». Ветхозаветная, еврейская пасха являлась торжеством по поводу избавления иудейского народа из египетского плена, когда все иудейские первенцы были избавлены от ангела смерти, тогда как первенцы египетские были умерщвлены.
Хотя по другим толкованиям, что тоже вполне вероятно, Иоанном упоминается праздник кущей, наиболее веселый и любимый в народе. В книгах Ветхого Завета также можно встретить название его просто — праздником. Что же касается того, был ли апостол Иоанн в это время рядом с Божественным Учителем, являлся ли непосредственным свидетелем, то тут можно с полной уверенностью утверждать его соучастие и причастность к описываемым событиям. Иначе евангелист не мог бы передать речь Господа, сказанную при совершении чуда.
Так что же произошло тогда? Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов; в них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды.
«Вифезда» переводится как «дом милосердия». Здесь действительно оказывалась милость больным людям. Овечьи ворота же упоминаются в книге Неемии. Еще они называются Гефсиманскими, или воротами Святой Девы Марии, или первомученика Стефана, так как вели к гробницам Пресвятой Богородицы и архидиакона Стефана. Название же Овечьи произошло оттого, что бедуины прогоняли через эти ворота овец в город для продажи или жертвоприношения.
Археологи открыли эту купель, которая существует и в наше время.
Ученые, исследовав местность, установили, что здесь били многочисленные минеральные источники, которые сами по себе, конечно же, имели некоторую целительную силу. Но не они служили причиной и прихода сюда различных больных. Здесь каждый год совершалось удивительное чудо: Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду; и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какой бы ни был одержим болезнью. Как стремились сюда люди, страдающие тяжкими недугами! Приносили даже тех, у кого не было никакой реальной возможности первыми войти в купель по возмущению воды. Таким, в общем-то, безнадежным и обреченным пребывать без движения, был и тот расслабленный человек, о котором идет речь в сегодняшнем Евангельском отрывке. В болезни своей он находился тридцать восемь лет. Скорее всего, человек был разбит параличом, поскольку не мог передвигаться без посторонней помощи. Господь пытается пробудить в его сердце надежду на небесную помощь, спрашивает: Хочешь ли быть здоров? Кто же из собравшихся здесь страдающих людей не хочет этого? Естественно, и расслабленный мечтает о телесном здравии, но понимает, что для него, парализованного и беспомощного, закрыт всякий путь к выздоровлению. Хотя вера в исцеление все-таки живет. Сейчас он не знает, что с ним говорит Сам Господь Бог, и ответ больного Христу звучит смиренно: Так, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода. Расслабленного приносят сюда уже в течение долгих лет, но без толку, потому что его всегда кто-нибудь опережает, получая чудесное выздоровление. Только один человек, искупавшийся в купели, мог стать здоровым. Остальным приходилось смиренно ждать следующего сошествия Ангела Господня.
Спаситель пытается внушить больному человеку веру в Свою Божественную силу. Простой и доброжелательный вопрос Сына Божиего вдохновляет его, усиливает надежду. Господь видит, насколько сильно в несчастном желание ходить, жить полноценной жизнью. И потому Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. Далее свершилось величайшее чудо: расслабленный тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошел. Казалось бы, все произошло и случилось лучше некуда, кроме одного. Данное чудо исцеления Господь совершил в день субботний, в день покоя и отдохновения от трудов. По воззрениям фарисеев, в субботу нельзя было делать очень многих вещей: зажигать огонь, готовить пищу, начинать путешествие и даже носить шляпу на голове. Тот, кто нарушал день субботний, считался величайшим грешником, заслуживающим строгого наказания.
Больной лежал в параличе в течение долгих тридцати восьми лет. И Господь наш Иисус Христос недаром исцелил его в субботу. Так было, как мы помним, и с исцелением сухорукого, и с исцелением слепорожденного, и с исцелением несчастной женщины, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет (Лк.13:11-16). Все это были чрезвычайные, потрясающие, необыкновенные события, глубоко удивившие людей, ставших свидетелями их. Но если простые иудеи воспринимали происходящее как действительно невиданное чудо, то вожди иудейские кипели злобой в своем бессилии отвратить народ от Христа и видели в совершенных Им чудесах только нарушение закона. И ничего больше!
Словно исцелений вовсе не было! Словно Иисус Христос производил обыденную, рядовую работу! Вот в чем парадокс… Фарисеи оказались слепыми и глухими к творящимся чудесным действиям, зато рьяно подозревали в происходящем злой умысел, пытаясь обличить Господа.
Но Спаситель этими чудесами старается восстановить истину, когда дух закона, давно попираемый и забытый иудеями, становится выше буквы закона, повелевающей не делать того-то и того-то. Ветхозаветный закон не запрещал творить добро. Дела милосердия превыше всего, превыше субботы. А потому не человек для субботы, а суббота для человека. Вот уже перед нами чисто христианская правда, основанная на величайшей Божественной любви. Не мог пройти мимо страдающего человека Господь, несмотря на день субботний! При чем же тут мелочная обрядность, установленная не Богом, а фарисеями, внушаемая верующим раввинами и первосвященниками?
Да, за совершенное чудо исцеления Господь вполне мог опасаться вражды и ненависти со стороны иудеев, но Он этого не боялся. Напротив! Обратите внимание на тон, которым Спаситель произносит исцелительные слова, сильно и энергично приказывая: …встань, возьми постель свою и ходи. Приказ, не признающий никаких возражений. Слова, наполненные такой уверенностью и убежденностью, что потрясенный расслабленный даже не мог произнести то, что он в течение тридцати восьми лет просто не может ходить. Велико же было удивление всех окружающих, когда парализованный человек, по повелению Господа, сумел совершить это — встал, взял постель свою и пошел!
Ясно для нас также, что фарисеи и книжники не оставляли без внимания каждый шаг, каждое слово и действие Иисуса Христа. Везде они искали повода, чтобы обвинить Господа, привлечь к суду и ответственности. Своими чудесами Христос мешал их амбициям, умалял их главенство, ведь вожди иудейские не могли совершать того, что творил на земле Сын Божий. Вот и теперь, хотя они досконально знали, Кто исцелил расслабленного, однако призвали излеченного человека к ответу, обвинив в нарушении субботнего дня: не должно тебе брать постели. Им так хотелось обрести послушного, запуганного совершенным грехом свидетеля перед синедрионом. И потому вожди иудейские спрашивали, как бы выказывая перед обществом свое недоумение: …кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Не знали? Конечно, знали! Тем не менее, факт исцеления для них ничего не значил! Они требовали одного — соблюдения буквы закона, как положено и предписано. Словно чудеса исцеления совершались постоянно, каждодневно и ежечасно. В сердцах их злоба и ненависть на Господа перебивала все мысли, чувства и помышления. Исцеленный же уклонился от ответа, мотивируя тем, что он Целителя своего не знает.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Когда Господь исцелил несчастного расслабленного телесно, Он понял, что тот нуждается не в меньшей степени еще и в другом, более важном, более серьезном исцелении — в исцелении духовном. Потому что, поднявшись с одра своего, встав на окрепшие ноги, он продолжал оставаться в параличе собственной погрязшей в грехах души. Господь, восстановив телесного, земного человека, быстро удаляется от него, чтобы не слышать слов восхищения и благодарности. Спаситель знает, что не за такое исцеление следует благодарить, а за исцеление духовной расслабленности. Неслучайно Господь обретает этого человека в храме и говорит ему: …вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже. Как же поступает исцеленный расслабленный? Евангелист Иоанн свидетельствует: Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. Попробуем разобраться в том, что побудило исцеленного предстать вновь перед синедрионом и указать на Иисуса Христа как на своего Целителя. Прежде всего, он хотел подтвердить правдивость своего рассказа. Святитель Иоанн Златоуст считает, что таким шагом бывший расслабленный не предавал Христа, не стремился снять с себя вину за деяния в день субботний, а хотел прославить имя Господне, имя своего Благодетеля. После слов Спасителя у него открылись духовные очи, он понял, что страшный недуг был следствием его страстей и грехов. И самое главное, осознав это, он раскаялся в совершенных злодеяниях. Причем, посмотрите, он никоим образом не оправдывается перед иудейскими вождями, не упоминает о нарушении субботы, а говорит только об исцелении. Этот человек окрылен совершенным чудом, просвещен новым светом. Ему кажется, что все вокруг должны разделять его возвышенные чувства и распахнуть душу навстречу Господу. Но, увы, иудеи остаются глухи к его искреннему восхищению. Они думают только об одном: как бы обвинить и наказать Иисуса Христа.
Такого же мнения придерживается и блаженный Феофилакт, который пишет: «Некоторые из слов Господа: не греши более выводят догадку, что Господь знал, что сей расслабленный объявит о Нем иудеям и укажет на Него после встречи с Ним в храме, и насчет этого говорит: не греши же. Но не так. Человек сей оказывается благочестивым. Ибо Иисус находит его в храме. Если бы он не был благочестив, он возвратился бы домой и предался бы отдыху и наслаждению, и убег бы от ярости иудеев и словопрения. Но ничто подобное не отвлекло его от храма. Узнав Иисуса, смотри, как благоразумно он объявляет об Нем иудеям. Не говорит, как они желали слышать, что Иисус сказал: возьми постель, но: исцелил меня, чего они не хотели слышать, обвиняя Его в нарушении субботы. Если иудеи стали гнать Господа, то чем виноват в этом человек сей, объявивший им об Нем? Он проповедовал об Исцелителе с доброю целию, с тем чтобы и прочих привлечь к вере. Если же они стали гнать Благодетеля, то это — их вина».
Впрочем, мнение об этом поступке расслабленного у отцов Церкви разделяются. Есть и такое предположение, что исцеленный чудесным образом человек предал Господа, назвав в синедрионе Его имя. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в одной из своих проповедей говорит определенно и категорично: «Как исцеленный отнесся к своему исцелению и Божественному Благодетелю? На первый вопрос книжников и фарисеев, кто его исцелил, он ответил, что не знает. Господь вновь встретил его в храме и сказал: …вот, ты выздоровел; не греши больше. Но что же сделал исцеленный?.. Он тотчас донес первосвященникам, что исцеливший его в субботу — Христос. Он проявил черную неблагодарность, которой страдают и очень многие из нас».
И та, и другая трактовка содержит для нас глубокий нравственный урок. Мы должны возвеличивать и воспевать имя Господне. Мы должны иметь в душе страх, дабы не предать Спасителя. Грехи наши побуждают нас вступать на путь лжи и черной неблагодарности Богу. Если хотим быть угодными Богу, будем стараться избегать пороков и грехов.
Как много поучительных уроков мы можем вынести, братья и сестры, из сегодняшнего Евангельского чтения! Обратимся сначала к факту нисхождения с небес Ангела Господня в купель у Овечьих ворот. Описан конкретный пример, когда Ангел приходит на помощь. И действительно, вмешательство пречистых небесных сил в жизнь людей существует. У всех нас есть Ангел-хранитель, данный нам Господом при Таинстве Святого Крещения. Сколько случаев описано в Священном Писании, когда Ангелы охраняли и предостерегали благочестивых людей, спасали от гибели, выводили из заключения. Ангел сохранил пророка Даниила, когда бросили его в ров с голодными львами. Ангел спас благочестивых отроков в печи от запаления и жестокой смерти. Ангел извел из темницы апостола Петра и сохранил его от расправы властей. Ангелы-хранители всегда невидимо находятся с нами, помогают нам, удерживают от совершения злых дел. Только мы сами должны постараться не отвратиться от наших добрых небесных хранителей. Ведь грехи наши, закостенение в беззакониях очень плохо действуют на этих чистых Божиих существ. Так, святитель Василий Великий говорит: «.Как дым прогоняет пчел и зловоние — голубей, так многоплачевный и зловонный грех отгоняет от нас хранителя нашей жизни».
Много размышлений вызывает у нас образ самого расслабленного. Тут тоже есть о чем поговорить. В течение долгих тридцати восьми лет этот человек был прикован к постели, но не отчаялся, не утратил веру в Бога и Его милосердие. Иначе его бы просто не приносили каждый раз к купели возле Овечьих ворот. Не просил бы он об этом своих родных или друзей.
Каждый раз, когда, парализованный тяжким недугом, лежал он здесь в ожидании Ангела Господня, в глубине души его неизменно теплился огонек надежды на то, что каким-то чудом сейчас все получится и именно он окажется тем единственным счастливым исцеленным. Расслабленный не роптал на Бога, не сердился на тех больных, которые всё опережали и опережали его. Больной смирился сердцем перед волей Божией и терпеливо сносил свою болезнь. Быть может, именно за это смиренномудрие и избрал его Сын Божий, чтобы на нем явить невиданное доселе чудо. К сожалению, нам всем так далеко до этого расслабленного. Как часто мы отчаиваемся в неудачах и скорбим в болезнях. А разве не бывает в сердцах наших ропота и сожаления, сетования на Отца Небесного, когда нам плохо и трудно?
Важные слова сказал Господь наш Иисус Христос исцеленному человеку в храме: …вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже. Этот призыв Спасителя адресован каждому из нас, братья и сестры! Мы мало задумываемся над тем, что между нашими болезнями и грехами существует прямая связь, как между следствием и причиной. Болезни порождаются грехами. Пока прародители наши Адам и Ева не согрешили, в раю они имели совершенное, здоровое тело, не подверженное болезням и страданиям. Но первородный грех исказил это совершенство, люди познали, что есть боль, физические недуги, смерть. Грех, явившись нарушением закона, расстроил прекрасную человеческую природу, сотворенную по образу и подобию Божию. Вот и Спаситель указывает расслабленному на то, что болезнь его не была случайна, а послана была ему за согрешения. Потому-то Господь призывает его не грешить! Мы с вами тоже хорошо знаем, откуда берут начало наши болезни и страдания. Почему же мы так беспечны, так невнимательны к себе, к душе своей?! Почему, заболев, сразу хватаемся за лекарства, бежим к врачам земным, а не молимся, не раскаиваемся и не прибегаем к Врачу Небесному, Истинному Врачевателю душ и телес наших?! У всех нас есть так называемое чувство самосохранения, которое предостерегает нас от греха, от всего того, что может подорвать наше здоровье. Только мы далеко не всегда внимаем природному разуму, но зато с удовольствием потворствуем грешной плоти своей. В итоге — болезни, страдания, переживания душевные и телесные. Будет великим благом, если мы научимся в недугах наших искать, прежде всего, духовного врачевания посредством разумения своих согрешений, искреннего покаяния, желания очищения. Только тогда возможно действительное выздоровление, если всегда будем держать в памяти проникновенные слова Господа: …не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже.
Среди тяжких болезней, скорбей и трудностей, если мы искренне и пламенно исповедуем Господа, мы не должны унывать, говорить себе о безнадежности положения. Даже в самых крайних случаях, если есть упование на Бога, надежда остается. В болезнях души нашей, отягченной бесконечными грехами, страшно допустить ропот на Бога за совершаемое. В трудностях бытия все мы только еще ярче и определеннее чувствуем свое недостоинство, смирение перед Господом, усиливаем молитву к Нему о помощи и заступлении. Бог слышит каждый наш призыв к Нему, каждое слезное воздыхание. Помощь придет, обязательно придет! Но именно в тот день и час, когда Отец Небесный, для нашего же блага, посчитает нужным нам ее послать. Ведь Всесильный Бог в одно мгновение способен уврачевать самые тяжкие болезни, подать утешение чувствам, радость скорбящей душе, отраду опечаленному сердцу. Для любящего нас Господа нет ничего трудного или невозможного! И нужна-то Ему в ответ только глубокая, несомненная, искренняя вера наша! Как поверил расслабленный, лежащий тридцать восемь лет, в одно только Божественное слово — тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошел.
В Евангельском чтении, прозвучавшем сегодня, Господь наш Иисус Христос учит нас быть милостивыми и милосердными, не проходить мимо чужой беды. По примеру Божественного Учителя обратимся же ко всем несчастным и страждущим, подадим им нашу руку. К этому побуждает нас заповеданная Господом любовь к ближнему, чувство сострадания и сопереживания, а также память о Суде Божием, который всех нас когда-то ждет. Недаром пророком сказано: Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом (Иак.2:13). Не имеющим доброго сердца, не творящим дел любви и милосердия, Грозный Судия непременно скажет: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня (Мф.25:41-42).
Наконец, образ расслабленного можно и должно воспринимать относительно нашего духовного состояния. Парализация души гораздо страшнее, чем физический паралич. Иная душа, погрязшая в грехах и страстях, не может подняться, чтобы хотя бы доползти до животворящей купели Церкви Христовой. А ведь здесь через Святые Таинства, молитву, церковную жизнь подается истинное исцеление духовно расслабленным больным. Каждый из нас в той или иной мере похож сегодня на того ждущего исцеления человека. Мы тоже живем надеждой, как расслабленный, и верим, что она нас не обманет. Надежда спасет нас от уныния и отчаяния, даст силы нести свой крест, терпеть и духовно преображаться, открывая глубину нашего грехопадения. Но почему же среди нас так много неисцеленных у благодатной купели Святой Церкви Христовой? Ведь там радость бытия, душевный покой, здравие телесное и душевное. Только должно приложить труд для своего спасения, не быть равнодушными и теплохладными. Но именно эти чувства порождают недоверие в совершении Святых Таинств Церкви, действительности самих благодатных даров.
Овчая купель — это наш мир, отягченный страстями, соблазнами, искушениями и пороками. Сам Господь говорит нам: Встань, возьми постель твою и ходи. А мы в ответ малодушно ропщем: Не имею человека, который опустил бы меня в купальню. Для расслабленного было большим испытанием каждый раз ждать исцеления, но годами не исцеляться. Но все-таки он не отступил, не отказался от своей цели! Вот и нам бы так — быть упорными в праведности, милосердными в делах, убежденными в вере. Только тогда исцелит наши расслабленные души Господь и Бог наш Иисус Христос.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) пишет: «Несчастны те, кто лишен рук и ног, но гораздо более несчастны лишенные доброго и чистого сердца. Разве мало среди нас людей с душой иссохшей, никогда не орошаемой Божественной благодатью?.. Находящиеся в купели были сосредоточены на своем страдании, а мы должны быть всегда озабочены тем, что происходит в нашей душе. Только бодрствующий над своим сердцем не пропустит момента Божия милосердия и получит исцеление, как те, которые первыми входили в воду в Овчей купели». Аминь.
Христос воскресе!
Комментировать