- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
…Ибо мы Им живем и движемся и существуем.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!
В сегодняшнем Апостольском чтении (см.: Деян.17:19-28) мы находим много поучительного, слушая беседу апостола Павла с жителями города Афин. Афиняне, как свидетельствует история, отличались особой склонностью к философским изысканиям и спорам. Им особенно нравилось размышлять о предметах отвлеченных, разбирать новые учения и течения. Поэтому, когда в Афинах появился апостол Павел и начал проповедовать, его слова вызвали у некоторых философов большой интерес. И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою?
Ареопагом называлось место собрания и заседания верховного правления греческой демократии для обсуждения дел государственных, общественных и судебных. Ареопаг имел для греков особенно важное значение. Сюда собирались самые уважаемые и знатные граждане. Местом заседания был холм Ареса, примыкающий к большой площади. Таким образом, выступавшего в ареопаге оратора могло слышать одновременно множество людей. Жители Афин без враждебности восприняли благовестие апостола, но с явно выраженным недоумением: Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое? В словах жителей Афин чувствуется не только желание пофилософствовать, но и легкое пренебрежение, вызванное мнимым превосходством. Они считают себя настолько умудренными, а эллинскую культуру столь высокой, что всякое новое вероисповедание кажется им не столько неправильным, сколько недостойным их внимания. Тем не менее, склонность к разглагольствованиям в этих людях все-таки преобладает. По словам святителя Иоанна Златоуста, «город их был город пустословов».
Речь апостола Павла представляет собой образец красноречия и действительной мудрости. Верный ученик Христов хорошо знает психологию этих кичливых людей. Язычники очень любили, чтобы их хвалили. Поэтому и Павел начал с похвалы: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Особая набожность афинян проявлялась в том, что они боялись демонов и обожествляли создания — и деревья, и камни, и проявления природной стихии. В словах апостола Павла звучит не столько похвала, сколько тонкая ирония и даже обличение. Однако он воздает грекам должное за честность. Ведь почитая неведомого Бога, афиняне не отрицали самой возможности Его существования. И это уже был первый шаг к истинной вере. Блаженный Феофилакт пишет, что столь загадочной надписью на жертвеннике они хотели сказать: «Быть может, есть и еще какой-либо бог, которого мы не знаем, и так как мы не знаем его, хотя он и бог, то делаем ошибку, пренебрегая им и не почитая его». Поэтому-то, по обыкновению, было сооружено капище и сделана соответствующая надпись.
Афиняне выступают с обвинением, что апостол Павел проповедует им новое учение и новых богов. Но последователь Христов освобождает их от подобного подозрения. Не о новом боге говорит он, а о Том, Который неведом грекам, но почитаем ими. Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу пишет: «Ничего странного, говорит, ничего нового я не предлагаю. Они твердили ему: что это за новое учение, проповедуемое тобою? Посему он немедленно уничтожает их предубеждение». И далее апостол Павел очень конкретен в своих заявлениях: Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дал всему жизнь и дыхание и все. Такая проповедь в глазах афинян была очень смелой, если не сказать — дерзкой. Ведь их понятия о сотворении мира представлялись иными. В проповеди апостола звучит важная мысль о том, что Истинный Бог не в созданиях рук человеческих обитает, а в каждой верующей, устремленной к Господу и открытой Богу душе. Бог ни в чем не имеет нужды, это мы в Нем, Небесном Отце, нашем постоянно нуждаемся. Это нам необходимо Богообщение и Божественная любовь.
Апостол стремится донести до слушателей правду, которая заключена в том, что именно Бог произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли. Создатель дал людям все необходимое для духовной и физической жизни. Но главным в земном бытии было, есть и будет искание Бога: …не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас. Ведь Господь и Спас наш Иисус Христос всегда с возлюбленными последователями Своими, во все дни. И обретение благодатного ощущения Богоприближения и Божественного участия зависит только от нас, от нашей веры и мировосприятия. Вывод апостола Павла жизнеутверждающе вечен и прост: …ибо мы Им живем и движемся и существуем. Для большей же значимости апостол напоминает слова известных стихотворцев того времени, которые говорили: «Мы Его и род». Приводимое изречение находится у Арата Киликийца, соотечественника Павла, жившего в III веке до Рождества Христова. Такое же выражение есть и у поэта Клеанфа, ученика философа Зенона. И тот, и другой поэт образно выражали отношение к языческому божеству. Но данное выражение в полной мере относится к Богу Истинному. Ведь все верующие в Господа обретают благодатную степень Божественного родства, усыновляются Отцу Небесному. Сила проповеднического искусства апостола Павла проявляется в том, что он использует доказательства, провозглашенные его оппонентами. Что может лучше убедить людей, как не их собственные мысли?!
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Вдохновенная проповедь апостола Павла, услышанная за сегодняшним Богослужением, обращена не только к афинянам, но и к каждому из нас, поскольку она имеет очень важное, не преходящее со временем значение. Сколько существует человеческий мир, столько есть и будет различных споров, дискуссий, размышлений о Боге. По естеству своему мы очень легко поддаемся на всякого рода искушения и соблазны, если нет в нас главного, основополагающего начала — стержня веры. Верой должно и можно не только спастись, но и обрести жизненную устойчивость и духовную силу. Без веры мы — слабы, немощны, подвержены греховному порабощению. Ведь, как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), «от живой веры в Бога рождается полная покорность Богу, а от покорности Богу — мир помыслов и спокойствие сердца». Вот почему истинно верующие люди всегда спокойны, смиренны и во всех превратностях жизни видят Промысл Божий. Вера в Господа определяется любовью и рождает самоотверженную верность Богу. А еще вера, по словам преподобного Ефрема Сирина, «есть дерево, на котором почивают Божественные дары». Никакие богатства тленного мира не способны заменить нам того драгоценного сокровища, которое дается истинной верой. А Сокровище это — Господь. Господом утешимся, пред Господом смиримся, Господом спасемся, Господом обретем вечную жизнь.
Апостол Павел говорит, что Бога нужно искать, хотя Он и недалеко от каждого из нас. Святитель Василий Великий говорит: «Телу невозможно жить без дыхания, и душе невозможно существовать, не зная Творца». Каждый человек в этой жизни, по милости Господа, обретает ни с чем не сравнимое благо Божественного познания. В этом для верующего сердца — подлинная сладость, радость и вдохновение. Все иные блага, как духовные, так и материальные отступают пред величием Богоискания и Богопознания. Но только сам по себе человек в этом бессилен, сколько бы того ни жаждал, ни желал. Единственное и неоценимое приобретение человеческое — познание Христа и усвоение себя Истинному Богу ниспосылается по милости Небесной. Нельзя стяжать этого, не отвергнув тленного, греховного, земного. Божественные тайны открываются нам Божией милостью, но открываются настолько, насколько мы можем их принять! А впрочем, возможно ли здесь вообще делать какое-то сравнение? Сила, слава и величие Господа не соизмеримы со слабым человеческим воображением и соображением. Бог превосходит любую мудрость. Бог побеждает всяческий разум. Бог творит непостижимо. А мы лишь восхваляем и почитаем нашего Создателя! И в этом обретаем торжество Божественного родства. Сам Господь наш Иисус Христос учит: Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф.11:27). Ум человеческий несовершенен. И в познании он жаждет просвещения от Отца Небесного. Ведь Отец наш Небесный Сам желает быть познанным нами, посылая откровение свыше. Святитель Тихон Задонский говорит: «Слово Божие проповедует Бога, но без Бога познать Бога мы не можем». Аминь. Христос воскресе!
Комментировать