митрополит Владимир (Иким)Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)

Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.

(Деян.19:3)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодня из Апостольского чтения, предложенного нашему вниманию за Божественной литургией, мы узнали о том, как апостол Павел крестил учеников Иоанна Крестителя (см. Деян.19:1-8). Путешествие апостола продолжалось, самоотверженно нес он Божественную истину людям. Верный последователь Христов, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав?

Верхними странами назывались провинции Фригия и Галатия, расположенные выше Ефеса. В этом городе, как мы слышали, апостол Павел нашел учеников, но из сказанного ими было очевидно, что они являлись учениками Иоанновыми, а не Иисусовыми, только готовились к принятию истины, но еще не познали ее. Павел обратился к ним с вопросом о Святом Духе. Но ученики отвечали, что о Духе Святом не слышали, а крестились в Иоанново крещение. Тогда апостол Павел поясняет им: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.

Крещение покаяния преображало людей, их жизнь и мысли в плане осознанного раскаяния в совершенных грехах и беззакониях, дабы достойно встретить Грядущего Мессию, о Котором проповедовал Иоанн. Между его проповедью и проповедью Иисуса Христа было существенное различие: если в словах Предтечи звучала угроза, то в проповеди Спасителя торжествовала любовь, утверждалась надежда и провозглашалась благая весть. При крещении Иоанновом на крещаемых не сходила благодать Святого Духа. Но они осознанно отрекались от прежней жизни, дабы начать жить Богоугодно и праведно.

Блаженный Феофилакт пишет: «Предтеча про-поведывал крещение покаяния для того, чтобы люди, покаявшись и принявши Христа, получили оставление грехов». Почему же этого крещения оказалось недостаточно? Иоанново крещение было как бы подготовительным, очищающим, но самой духовной природы человека оно не меняло, лишь приуготовляло душу к вере в Господа Иисуса Христа. Между тем проповедь Иоанна явилась как бы необходимой и очень важной ступенью на пути. Креститель сам говорил, что лишь предваряет пришествие Спасителя мира, потому-то он — Предтеча.

Мы должны понять, что в духовном плане это был важный, вполне определенный этап. Для того чтобы окончательно уяснить эту мысль, надо посмотреть на формирование в наших душах самой веры. Прежде всего, в силу различных сложившихся обстоятельств, повлиявших на наше сознание и восприятие действительности, мы осознаем необходимость Божественной помощи и заступления. Смиряемся, познавая собственное бессилие. Благоговеем перед торжеством славы Божией. Молимся, уповая на то, что Бог слышит наши молитвы. Таким образом, зреет в нас желание жить честно, праведно, Богоугодно, полностью очиститься покаянием. Мы ощущаем свою вину перед Богом, испытываем вполне определенный страх перед Создателем за совершенные беззакония. Этот этап на пути к вере проходят все мыслящие, разумные, рассуждающие о мироздании и собственном бытии люди. А далее следует понимание, что истинное спасение нам дает лишь Господь наш Иисус Христос, снимая с рода человеческого тяжкое греховное бремя неизреченной Своей благодатью. Тогда-то мы начинаем осознавать, что без воли Божией все наши стремления и усилия будут просто тщетны, как бы мы ни старались и ни радели, как бы ни тщеславились собственными способностями и предприимчивостью.

Народная мудрость гласит: «Без Бога ни до порога». Действительно, как можно жить, не осознавая действия Божественного Промысла и принимая все достижения на свой счет? Если бы мы не знали благодати Христа, мы не могли бы и ощущать благотворности Святого Духа, без признания Которого просто не может существовать христианство. С Духом Святым мы в силах делать то, с чем никогда сами бы не справились.

Ученики, которых встретил апостол Павел в Ефесе, признавали Истинного Бога, осуждали себя за грехи, испытывали желание и осознавали моральный долг жить чище, лучше, честнее. Но в них не было познания о благодати Христа и помощи Святого Духа. Когда же, подготовленные и ожидавшие Мессию, ученики Иоанна узнали о пришествии Спасителя и о недостаточности совершенного над ними крещения, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. Фактически это было не повторное крещение, а совершенно новое. Крещение христианское. Теперь они понимали, что недостаточно осознавать свои ошибки, важно научиться их исправлять, обретая душевный мир и спокойствие. Самому сделать это очень трудно, практически невозможно. Но, по вере и молитвам нашим, все возможно Духом Святым.

Первые христиане ощущали в себе силы бороться. И, действительно, им было с кем бороться — с врагами внешними и внутренними. Они постоянно пребывали в борьбе. Но этого было мало. Только свет Христов, воссиявший благодатью Святого Духа, мог принести мир в сердца и души. Сегодняшнее Апостольское чтение учит нас, братья и сестры, что без Святого Духа не может быть истинного христианства. Все благотворные изменения, которые происходят в нашей душе, преисполнены Духом Святым.

Апостол Павел же и далее продолжает свое благовествование: Придя в синагогу, он небояз-ненно проповедывал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием. О многом говорит слово небоязненно. Оно свидетельствует о том, что проповедь апостола не всегда встречалась слушателями благодушно, у него было немало противников, готовых физически расправиться с неугодным проповедником нового учения. Под понятием Царствие Божие правильнее разуметь Церковь Христову со всеми благами, которые она дарует всем верным чадам своим, как в настоящей, земной, жизни, так и в жизни вечной, небесной.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Мы с вами именуемся высоким званием христиан, носим на себе имя Христа, Господа и Спаса нашего. Но подумаем и скажем честно, всегда ли мы достойны этого, ощущаем ли мы в полной мере свою ответственность перед Господом, последователями Которого желаем быть?! Как часто ради житейской выгоды мы готовы терпеть и тяжкий труд, и лишения, и любые сложности бытия, но совершенно не радеем о главном — о деле собственного спасения. Вроде бы и призваны познать благодать Святого Духа, а приложить усилия к тому не можем, вернее, не хотим. Нерадение в духовной жизни ведет к тяжким последствиям. Беспечность к своему спасению рождает не только стремление к бесчестию и греху, но и подает повод к соблазну других людей. А это страшно. В мыслях окружающих возникает вполне закономерный вопрос: какие же они христиане, если такое творят? Да, все мы призваны Господом, с именем Божиим несем по жизни свой крест, и горе нам забыть о том хоть на минуту. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Кто хочет уклониться от подвигов, тот бывает добычей волков». Если, называясь христианами, крестившись во имя Господа нашего Иисуса Христа, мы по злой воле своей все-таки будем осквернять себя беззаконными греховными делами и страстными движениями сердца и ума, работать в полной мере удовольствиям и делам телесным, не думая о начинаниях духовных, то безжалостно расхитим не только добрые качества, заложенные в нас, но и не услышим человеколюбивого Бога, взывающего к нам: се, стою у двери и стучу (Откр.3:20). Не Своей пользы и славы ищет Благой и Всещедрый Господь, а нашего совершенства, нашего вечного блаженства на небесах. Но беда человеческая и заключается в том, что коснение во грехе не дает услышать призыв дорогого небесного Гостя и раскрыть для Него двери своей души, оглушенной соблазнами тленного мира, плотскими прихотями и удовольствиями. В сегодняшнем Апостольском чтении мы слышали, с какой готовностью ученики Иоанновы восприняли слово Божие. В душах их не было и тени сомнения в том, что им надо креститься во имя Господа Иисуса. И за веру сию, за вдохновение духовное получили они Божественную благодать, Дух Святой сошел на них и принес в сердца их неизреченные блага. А мы? Как часто, обремененные житейскими проблемами, мы просто не слышим сладкого и спасительного Божественного гласа или, в лучшем случае, откладываем это слышание на «потом», когда будет время. А когда оно будет? Вот вопрос. Между тем любящий и страдающий за нас Иисус Христос, постояв при дверях нашей души и не добившись отклика, ответной любви человеческой, с болью и горечью уходит. Спаситель не признает насилия в любви. Невозможно воплотить желание вечной жизни и наследования Царства Небесного без подвигов духовных и дел христианских. Тот, кто действительно жаждет прославиться со Христом, тот станет усиленно избегать славы, чести и роскоши сего греховного мира. Ведь все мы помним слова Господа: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. (Мф.11:12). Как это: силою берется? Каждодневной борьбой со своими грехами, трудом духовным, подвижничеством, отказом от всяких земных удовольствий и роскоши. Преподобный авва Исаия пишет: «О, как труден путь Божий! Сам Господь сказал: тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф.7:14). А мы ленивые, праздные, преданные плотским наслаждениям, ищем спокойствия и благополучия в отвержении ига Христова». Ленимся на добро и любовь, беспечно относимся к душе своей, пребываем во сне греховного земного бытия, тем самым отдаляясь от Господа и радея только врагу рода христианского.

Пока еще есть время, пока отпущен нам Богом срок для покаяния, исправления и делания духовного, пока еще не поздно, восстанем от душевного небытия, внимая словам апостола Павла, призывающего: встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос (Еф.5:14). Светом Христовым да просветимся, верою Христовой вдохновимся, истиной Христовой пребудем в славе Божией, в блаженной вечности Царства Небесного. И неизреченным источником всего этого да торжествует всепобеждающая Божественная любовь, которую не в состоянии в совершенстве превознести и воспеть даже совершеннейший язык ангельский. Нельзя найти ничего драгоценнее, возвышеннее и надежнее этой любви, которая в полной мере утешит и поддержит при всех невзгодах и трудностях земного бытия. В любви ко Христу все наше упование, ибо, как пишет святой апостол, любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1Кор.13:8).

Великой милостью для каждого просвещенного верой человека является то, что по любви христианской он ищет Господа, стремится познать Бога, а Бог приближается ко всякому по мере его человеческих сил. Но будем помнить при этом мудрые слова святителя Григория Нисского, наставляющего: «Тому, чей разум развлекается многим, невозможно преуспеть в познании Бога и в любви к Нему».

Пусть же пример учеников Иоанновых, о которых говорилось сегодня в Апостольском чтении, пробудит в нас такое же стремление услышать и познать слово Божие, стать учениками Иисусовыми, совершенствоваться в духовной жизни делами добродетельными, творимыми в уповании на милость Божию, по несомненной вере и деятельной христианской любви.

Аминь.

Комментировать