- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
Ведомы Богу от вечности все дела Его.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!
Для Древней Церкви вопрос о том, как следует принимать в общение обратившихся язычников, стоял очень остро. Дело в том, что христиане из иудеев никак не могли согласиться с мыслью о ненужности соблюдения обрядового уложения Моисеева закона. Много было споров о том, достойны ли вообще язычники Божественного просвещения. Кроме того, особо консервативные христиане из иудеев говорили новообращенным: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись (Деян.15:1). В сегодняшнем Апостольском чтении (см. Деян.15:5-34) рассказывается об Апостольском соборе в Иерусалиме в 51 году, на котором все эти вопросы получили должное толкование и разрешение.
Для рассмотрения этого дела собрались апостолы и пресвитеры христианской Церкви. И были высказаны два противоположных мнения. Восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев. На что апостол Петр решительно заявил: Мужи братия! .Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Обратите внимание, братья и сестры, вывод из сложившейся ситуации делает не кто-нибудь, а именно апостол Петр. Как пишет святитель Иоанн Златоуст: «Заметь: благодать на решение вопроса получает Петр, в котором и до сих пор оставались элементы иудейства».
Почтительно обращаясь ко всему собранию, апостол Петр напоминает, что Сам Бог избрал однажды его для обращения и просвещения язычников, когда был крещен благочестивый сотник Корнилий со всем его домом: именно вера очистила их души, сделав истинными сосудами для принятия Божественной благодати. Примечательно, что никакой иудейской обрядности над ними в тот момент не было совершено, но дарованный от Бога Святой Дух воочию свидетельствовал, что не было никакого различия между крестившимися язычниками и другими людьми, уверовавшими во Христа. Как опять-таки толкует слова апостола Петра святитель Иоанн Златоуст: «По вере одной, говорит, они получили то же самое. Это может научить, что одна вера, а не дела (закона Моисеева) и не обрезание». Стало быть, вера стоит выше любого закона и всякой, даже самой древней обрядности. Вот почему апостол Петр вполне категорично и определенно говорит: Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Бог может спасти всех верующих в Него, если только вера эта будет сильной и искренней. Вера дарует плоды Божественной благодати. Апостол Петр, обращаясь к своим братьям во Христе, убежденно утверждает: Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.
Мнение апостола Петра полностью разделяли апостолы Павел и Варнава, рассказавшие высокому собранию, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.
С решающим словом на Соборе выступил Иаков, брат Господень, предстоятель Иерусалимской Церкви, строгий законник, от юности посвятивший себя Богу и соблюдавший строгое воздержание. За чистоту непорочной жизни его даже стали именовать «Обли» или «Офли», что значит: «ограда, утверждение людям», или же называли «праведнейшим из всех». Естественно, речь такого выдающегося человека имела для всех собравшихся особое значение. Апостол Иаков, приводя древние пророчества, утверждает не только за иудейским, но и за всеми другими народами право призывать Истинного Бога: Чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы. Если бы крещение язычников не было угодно Богу, то Вседержитель не допустил бы того, поскольку все мы знаем, что ведомы Богу от вечности все дела Его. А раз так, то и не стоит вмешиваться в Божественную премудрость человеческими установками или измышлениями. Апостол Иаков говорит: Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.
Все эти предметы были чрезвычайно важны. Потому для бывших язычников Апостольским собором было составлено наставительное письмо, в котором от лица всех апостолов и пресвитеров Церкви Христовой говорилось, угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого. Послание в Антиохию было доставлено апостолами Павлом и Варнавой, человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа, а также Иудой и Силой, которые должны были изъяснить представителям антиохийской общины то же и словесно. Как мы слышали, эта миссия была успешно выполнена. Христиане из язычников с радостью восприняли апостольское письмо. Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их. Сила остался еще на некоторое время в Антиохии, а Иуда благополучно вернулся в Иерусалим.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! По человеческой своей немощи нам свойственно осуждать других людей. Христиане из иудеев судили христиан из язычников за то, что они не выполняли ветхозаветные обряды. Мы судим тех людей, которые, приходя в храм, быть может, по незнанию делают что-то неправильно или одеты неподобающе. Но если бы тогда Апостольский собор не принял важного и правильного решения, скольких верных последователей Христовых Святая Церковь могла бы потерять! Точно так же и сейчас, резкими словами своими, недобрыми упреками или, хуже того, строгими выговорами мы тоже можем оттолкнуть от Церкви тех, кого Господь в данный момент призывает. Да, вполне возможно, что они не обладают пока достаточными знаниями, не понимают элементарных вещей, но они пришли в храм Божий, вступили на путь, ведущий к Богу, и одно это уже значимо и важно. Вот почему не осуждать и не упрекать мы должны новоначальных, а помочь, поддержать, подсказать. По любви Божией, по любви христианской. Многое может сделать искренняя и самоотверженная любовь! И тогда будет радость и нам, и тем людям, которым мы помогли утвердиться в вере, уврачеваться покаянием, очиститься от грехов суетного мира и прийти к Богу.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Как можно обрести Господа? Вспомни, как отыскивается золото, — с великим трудом. Как мы ищем потерянное, так будем искать и Бога».
В каждом человеке есть эта способность — познавать своего Творца. Только Господь открывается нам по мере нашего духовного роста, настолько, насколько мы можем вместить. Святитель Григорий Богослов пишет: «Только в искании Бога и Божественного не знай меры и насыщения. Бог еще больше дарует Себя тем, кто приемлет Его. Он Сам жаждет жаждущих Его, непрестанно и изобильно источая Себя им». Ни честь, ни богатство, ни слава, ни деньги, ни общественное положение не могут заменить нам в жизни нашей Божественной благодати, щедро посылаемой с небес всем любящим Бога. Нельзя раздвоить наше сердце, нельзя разделить на две части душу. Если сердце любит Господа, оно не прилепляется ни к чему земному и временному. Если душа просвещена неизреченным светом Христовым, для нее совершенно ненужными становятся все соблазны и искушения греховного мира. И тогда жизнь ради Господа исполняется радостью и умиротворением. Иго Христово не бременем, а обретением ложится на плечи, а жизненный крест — вполне по силам. И хочется отныне действовать, мыслить и поступать только по воле Божией, подчиняться исключительно Божественным законам, не отступать от Бога по собственному нерадению или греховности. Так благодатно в этом случае воскликнуть вместе со святителем Тихоном Задонским: «Пусть (Господь и Спас наш) делает с нами, что хочет, пусть ведет тем путем, каким хочет, легким или трудным, радостным или печальным. Пусть поступает с нами, как искусный лекарь с больными, которые отдаются на волю его и так исцеляются».
Мы все желаем спасти душу, исцелиться от грехов наших, от рабства мирских забот для удовлетворения собственного тщеславия. Все это возможно только обретением Божественной любви. Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Мысль человека, искренне любящего Бога, никогда не бывает на земле, но постоянно на небе, где Тот, Кого он возлюбил».
Многое нам в этой жизни, по милости Божией, дается. И все, что ниспосылается нам Господом, должно принимать со смирением и благодарением.
Как же возжечь в себе святое это чувство? Нужно лишь подумать с трепетом сердечным и восхищением обо всех тех благодеяниях, которыми нас столь щедро одаривает Отец Небесный. Сколько бы ни стремились, мы не в состоянии в должной мере возблагодарить Создателя и Спасителя нашего. Святитель Тихон Задонский восклицает: «Много я Тебе, Господи Боже, должен. Не было меня — и вот я есть и живу. Ты, Господи, благоволил мне быть и числиться между делами рук Твоих. Сотворил Ты меня не бездушной тварью, не птицей, не иным бессловесным животным — сотворил разумным существом. Не могу я без света жить и действовать — светила Твои, солнце, луна и звезды, светят мне. Не могу я без огня жить — огонь Твой согревает меня и варит мне пищу. Не могу я жить без воздуха — воздух Твой оживляет меня и сохраняет жизнь мою. Не могу я без пищи и пития быть — Твоя щедрая рука, Господи, подает мне пищу. Благость Твоя произвела ради меня источники, реки, которыми прохлаждаются и омываются люди. О, что воздам Тебе, Господи, за все, что Ты даровал мне?»
Сердце христианское преисполнено особой теплоты и света, благодарности к Создателю нашему. Но лучшим нашим благодарением Богу пусть явится Богоугодная жизнь, соразмеренная с Божественными заповедями, наполненная делами милосердия и украшенная добродетелями. Аминь.
Христос воскресе!
Комментировать