- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир.
(Ин.6:14)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!
Сегодня мы с вами стали свидетелями величайшего чуда, совершенного Господом Иисусом Христом и описанного в Святом Евангелии (см. Ин.6:5-14), когда Сын Божий накормил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек, отправившихся за Ним на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады (Ин.6:1).
Мы слышали, как Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Выражение возведя очи употреблено святым евангелистом Иоанном неслучайно. Оно свидетельствует о том, что в данный момент Господь был сосредоточен на предметах Божественных, о которых беседовал с учениками. Возможно, вначале Он даже не замечал, насколько много собралось людей, готовых сопровождать Его и слушать Его слова. Но, увидев огромное количество усталых и голодных, не желающих, несмотря на позднее время, расходиться, Господь подумал и о земном, — о хлебе насущном, в котором нуждались Его слушатели. И тогда Христос проявляет милосердие и заботу. Учитель спрашивает апостола Филиппа, желая испытать его веру и еще больше сосредоточить внимание на совершенном впоследствии чуде: …где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Почему Филиппа? Очевидно, этот ученик особенно нуждался в укреплении веры, потому что далее именно он скажет: …покажи нам Отца, и довольно для нас (Ин.14:8). Господь знал, что для Него нет ничего невозможного. В сердце Его не было и тени того беспокойства, которое томило верных учеников. Те сетовали и переживали, говорили Божественному Учителю: отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи (Мф.14:15). Но что же сделал Спаситель? Господь Сам знал, что хотел сделать, но дождался ответа апостола: …им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хоть понемногу.
Откуда это маловерие, откуда сомнения? Ведь ученики Господни уже были свидетелями многих чудес, которые совершал Иисус Христос, когда исцелял больных, воскрешал мертвых, изгонял бесов. Неужели в этом конкретном случае они могли усомниться?! Вот апостол Андрей, брат Симона Петра, говорит: Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Что имел в виду апостол Андрей? Быть может, он вспомнил о чудесах ветхозаветных пророков, когда, например, пророк Елисей совершил чудо над хлебами и спас Самарию, дошедшую до крайней погибели (см. 4 Цар.4:42-44). Но и апостол Андрей не верил во всесилие Божественного Учителя. Не потому ли прозвучало: но что это для такого множества?
Отчего ученики допускают сомнение в сердца свои? Просто в них еще не было достаточной веры, не было уверенности в Божественном происхождении их Учителя. «Андрей имел помысл, нисколько не достойный Господа, — размышляет блаженный Феофилакт Болгарский. — Он говорит: но что это для такого множества? Он думал, что Господь, быть может, умножит эти хлебы, но если бы их было более, большее было бы и умножение. Очевидно, мысль его не верна. Ибо Господь мог из ничего сотворить хлебы в достаточном числе для народа. Однако же, чтобы не думали, что тварь чужда Его премудрости, Он самую тварь употребляет в орудие для совершения чудес». Зачем вообще нужны были эти пять хлебов и две рыбки? Для того чтобы показать, что ничто, сотворенное Богом Отцом, не чуждо Сыну, что Он принимает хлеб и другую пищу как вещество для совершения чуда и для того, чтобы чудо это стало более понятным, доступным ученикам Его и другим окружающим людям. И Господь обязует апостолов быть не только свидетелями, но и непосредственными участниками чудесного события. Видя их неверие, Спаситель тотчас доказывает Своим ученикам, что для Него нет ничего невозможного. И потому сказал: велите им возлечь. Обычно иудеи возлежали только возле накрытого и приготовленного к трапезе стола. В этом случае никакого стола не было, но земля была покрыта весенней зеленой травой, на которой и расположились люди.
Как повествует Святое Евангелие: Итак возлегло людей числом около пяти тысяч. На самом деле количество собравшегося народа было большим, но по сложившемуся у иудеев обычаю исчисляли только мужей, памятуя о Моисее, который, исчисляя народ от двадцати лет и выше, также не упомянул ни об одной женщине (см. Чис. гл. 26). По иудейскому закону мужчины и юноши имели преимущественное достоинство пред Богом. И далее Господь, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. Взяв хлебы, Спаситель благодарит Отца Небесного, являя пример всем христианам, что прежде принятия пищи всегда надо благодарить Бога. По Божией воле было совершено это удивительное чудо. И Господь хотел, чтобы все эти люди видели, что Он все происходящие дела и свершения относит ко славе Своего Отца и действует только по Божиему Промыслу, что Он не противник Богу, а Последователь, Сын Божий и Сам Истинный Бог. Обращение к Небесному Отцу свидетельствует не о недостаточной силе Господа, а о стремлении воздать Богу должную славу и научить искреннему благодарению все народы.
В совершении чуда принимают участие святые апостолы. Иисус Христос не Сам раздает хлеб и рыбу, а дает ученикам, как бы влагая в них частицу Божественной силы. Ученики разносили хлеб и рыбу возлежащему народу и видели совершающееся под их руками чудо: количество пищи не уменьшалось, а увеличивалось. Люди, возлежавшие на траве, не просто едва вкусили, а насытились, съели столько, сколько требовалось каждому для полного удовлетворения —сколько кто хотел. Ведь Господь не ограничивал их желания и потребности. Не стоит удивляться и тому, что Господь попустил остаться излишку пищи. Сотворено это было Христом не для возвеличивания Себя, а для того, чтобы чудо всеми было воспринято не как быстро забывающееся, призрачное, а как истинное, реальное событие. Вот, смотрите, все ели и еще двенадцать коробов осталось! Неужели теперь усомнитесь? Неужели не запомните совершенного чуда?
Число коробов — двенадцать — как учат святые отцы, тоже не случайно. У Господа на тот момент уже были двенадцать ближайших учеников, которым для укрепления их веры являл Спаситель это чудесное событие. Как милосердный Человек, Господь насыщал страждущих, а как Божественный Учитель учил последователей живым примером. Куда уж как не убедиться, если сами раздавали хлеб и рыбу и на своих плечах носили тяжелые короба с кусками. Радость совершения чуда милосердия была дана всем ученикам, даже Иуде, который потом предаст Господа. Бог так устроил, что число коробов намеренно соответствовало числу Его учеников. Нося короба, ученики навек запомнили совершенное чудо и поняли, что Учитель их — Бог. Понял это и Иуда, но сердце его не вострепетало от такого открытия и не обратилось к добру. Свидетельство же совершенного чуда принесло Иуде еще большее осуждение, по его же собственной злобе, так как он предал Того, Кто совершал столь необыкновенные дела.
Свидетельство чуда и непосредственное участие в нем для других учеников принесло большую пользу. Благовестники всей вселенной всегда помнили это событие. Но народ, насытившийся пятью хлебами, в отличие от них, и не подумал о важности совершенного. Когда чудо было только совершено, люди признали: …это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир. Но пройдет совсем немного времени, и эти же люди будут стремиться погубить Господа. Живущие сиюминутным, земным, тленным, лишь удовлетворением плоти, иудеи вскоре совершенно забудут и об этом чуде, и о всех других чудесах. Забудут о высоких словах своих. Почему же так произошло? Потому что они слишком потребительски относились к Господу. Требовали чуда для насыщения плоти, но даже не помышляли о насыщении души. Между тем совершенное Господом чудо явило пред всеми не только Его силу и могущество, но и источник нашей надежды, веры и упования на всеблагую помощь Спасителя.
Для святых же апостолов чудо насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек, кроме блага истинной веры, также представляло некое испытание. И не только их веры. Ведь поскольку это в их короба клал Господь хлеб и рыбу и поскольку именно они раздавали вожделенную пищу людям, то легко могли прослыть кудесниками и чудотворцами. Господь намеренно подвергает учеников Своих испытанию человеческой славой: сумеют ли выдержать доверие, оказанное им Господом, а со стороны насыщающихся особое почтение? Не возгордятся ли, не возомнят ли себя по силе подобными Богу?
Ученики достойно прошли это искушение, сохранив в душе своей любовь к Божественному Учителю, желание внимать Его учению, открывать для себя истину и повсюду следовать за Ним. Впрочем, предварительными вопросами Своими Господь наш Иисус Христос сумел направить их на верный путь. Так, например, они сами убедились и поняли, что человеческими средствами (купить или собрать у кого что было) решить поставленную задачу и накормить столько человек нельзя: денег не было, съестных запасов тоже не было. После всех попыток изыскания хлеба, ни у кого ничего не оказалось, только у одного мальчика, имеющего пять хлебов и две рыбки. То есть все-таки — ничего. Без Божией помощи, без участия Господа никакого чуда просто бы не было. И это хорошо осознавали святые апостолы. Но самое главное, — до них дошла важная мысль о том, что истинный последователь Спасителя не тот, кто стремится человеческой славой своей и тщеславием затмить Божие дела, но тот, кто старается с должным смирением в душе быть помощником в совершении этих дел. Не противится Господу своей самостью, а во всем со-работает Ему.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Бесценный хлеб жизни принес людям Господь наш Иисус Христос. Но, как мы слышали в сегодняшнем Евангелии, Спаситель не гнушался давать нуждающимся и простой земной хлеб. Насущный, на потребу дня, который по человеческому естеству для поддержания физической жизни нужен нам всем. А как же святые угодники Божии, спросите вы, ведь они жили, питаясь крайне скудно и не умирали, и длительное время служили Богу?
Укрепленные силой Духа, святые отцы многими годами могли поститься и практически обходиться без хлеба, питаясь хлебом духовным, небесным.
Но если голодному и при этом духовно несовершенному человеку заменить земную пищу Божественными истинами, разве сможет по немощи своей он их правильно воспринять? Нет, конечно. Иного человека надо облагодетельствовать, обогреть любовью, накормить простой человеческой пищей, чтобы через заботу и благодарность почувствовал он желание узнать больше о тех людях, которым открыт милосердный свет Христов и которые этот свет со всей душевной щедростью несут в мир.
Многому поучает нас прочитанное сегодня за Божественной литургией Евангелие. Оно дает надежду на то, что Господь всегда придет нуждающимся на помощь, поддержит, укрепит в вере, не даст страдать от духовного и физического голода. Только надо всей душою и сердцем возлюбить Бога и уповать на Него, во всем ощущая Божественную волю и благодать.
Да, безусловно, хлеб насущный нужен всем нам, мы нуждаемся в нем, равно как нуждаемся в одежде, чтобы прикрыть свое тело, в крыше над головой и во многих других вещах, необходимых в земной жизни. Блаженны пустынники и отшельники, которые ничего этого не имеют и счастливы лишь в Богопознании и Богообщении. Но не всем людям это дано. Ничто не изъято из действия силы Божией! Некоторые люди совершенно неверно считают, что богатство есть достояние диавола. Бог говорит через пророка: Мое серебро и Мое золото (Агг.2:8), кому хочу, даю это. Вопрос только в том, сумеем ли мы правильно распорядиться предоставленным Богом богатством. Ведь можно употребить его в спасение и оправдание себе: …продай имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах (Мф.19:21), а можно — в осуждение: …злой человек из злого сокровища выносит злое (Мф.12:35). Будем же всегда помнить об этом. Заботясь о разных приобретениях мира, не станем забывать о главных сокровищах — духовном совершенствовании, молитве, благочестии и добродетели. Потому что, как говорит святой апостол Павел: Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело (2 Кор.9:8).
Святитель Василий Великий сравнивает людей, сильно предающихся житейским попечениям, с откормленными птицами, которые и хотели бы взлететь, но, даже имея крылья, не могут оторваться от земли. Вот и человек, слишком обремененный земными заботами, чрезмерно пекущийся о хлебе насущном или иных каких временных потребностях, не способен устремить мысли и душу свою к высшему, к горнему, к небесному. Святые отцы учат, что не должно служить телу, кроме крайней нужды. Житейское отвлекает ум от Бога. Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, — говорит пророк (Пс.38:7). Суетимся мы все, и не можем не суетиться, не можем вообще не думать о потребностях и проблемах земной жизни. Но при этом вовсе не должно забывать о главном — о Боге, о вере, о сокровищах нетленных, хранящихся на небесах. Да просветят нас в каждодневных попечениях бытия слова святителя Иоанна Златоуста: «Насколько Бог выше мира, настолько забота о Нем лучше мирской». Аминь.
Христос воскресе!
Комментировать