- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
(Ин.4:14)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!
Слово Божие живительно для всех людей, где бы они ни жили и к какому народу бы ни относились. Ярчайший пример этой непреложной истины дает нам сегодняшнее Евангельское чтение, повествующее о разговоре Господа с самарянкой, которой Спаситель говорит о воде живой, источнике жизни вечной (см. Ин.4:5-42). Ей, грешной и неправедной, но жаждущей духовного преображения и готовой к восприятию света Христова, открывается Сын Божий как давно ожидаемый Христос, Мессия, Спаситель рода человеческого.
Иисус Христос шел в Галилею. Он вышел на общественное служение, немало чудес совершил в Иудее и Иерусалиме, привлек людей вдохновенными проповедями. С Ним были уже те, кто поверили Ему. Но из губительной зависти яростью и негодованием воспылали ко Христу фарисеи и вожди иудейские, готовые сделать зло Тому, Кто творил только добро и милость. Господь знал, что еще рано, что еще не пришло время Ему пострадать, и потому, стремясь уклониться от преследования, Он покинул Иудею.
Наиболее близкий путь в Галилею лежал через Самарию. Однако иудеи редко пользовались им, предпочитая путешествовать в обход. Слишком велика была их ненависть к самарянам. Да и сама-ряне не питали добрых чувств к иудейскому народу. Проход через Самарию для сынов Израиля всегда был чреват опасностями, так как на них устраивались засады и организовывались разбойные нападения. Вражда двух народов тянулась давно. Так, иудеям категорически запрещалось пить вино самарян, разделять с ними трапезу, даже просто разговаривать. Считалось, что тот, кто на земле Самарии не пьет даже простую воду, получает награду на небесах, потому что тем самым остается верным Богу.
Но Господь наш Иисус Христос не зря решил идти в Галилею именно этой, неугодной для иудеев, дорогой. Естественно, Он не разделял ложных предубеждений и ничего не боялся. Более того, Сын Божий Сам желал проповедовать самарянам Святое Евангелие, чтобы посеять в их душах неизреченный свет Истины, милосердия и любви. Надо сказать, что самаряне не являлись язычниками, но и религию иудеев они полностью не принимали, хотя тоже ждали пришествия Мессии. Спаситель знал о том, что семена благовестия упадут здесь в благодатную и подготовленную почву.
Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Колодец, о котором идет речь, по древнему преданию был вырыт самим патриархом Иаковом и потому почитался священным. Он был очень глубоким и наполнялся не только дождевой, но и ключевой водой. К этому источнику и пришла самарянка. Господь устал от долгого пути, жаждал и потому попросил, чтобы женщина напоила Его. Самарянка неоднозначно восприняла просьбу Иисуса Христа, сказав: как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Так был начат сложный и знаменательный разговор. Когда самарянка подошла к колодцу и увидела возле него Иудея, скорее всего, особой радости она не выказала. Но как же была удивлена благому расположению Незнакомца и сердечной доброжелательной просьбе, в которой не было и тени неприязни или пренебрежения!
Господь Всевидец открывает этой простой женщине сокровенное, то, что жаждет слышать ее исстрадавшаяся душа: если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
Под даром Божиим Господь разумеет благодать Святого Духа, которая щедро посылается всем верующим в Него. Христос сравнивает этот дар с живой водой, утоляющей человеческую жажду познания правды и Истинного Бога. Но самарянка пока еще не может понять до конца, о чем говорит ей этот удивительный Иудей. Она даже пытается возражать Господу: господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок: откуда же у Тебя вода живая? Живая вода для нее — лишь свежая и чистая питьевая влага. И слова Иисуса Христа: кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную, — воспринимаются ею, как определение воды, обладающей чудесными, уникальными свойствами. Самарянка просит у Спасителя бесценного дара не с духовной точки зрения, а с мирской — дабы ей не утруждаться и не ходить больше за водой к дальнему колодцу. Даже теперь, услышав потрясающие слова Господа, очень приземленная и обремененная жизненными проблемами женщина думает о чувственном, тленном. Небесное пока для нее слишком далеко!
Однако Господь для того и заговорил с ней, чтобы пробудить от духовного забытья. Именно этим можно объяснить дальнейшее Его повеление: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Ведь Сын Божий и без ее ответа знает, что никакого мужа у грешницы нет, что ведет она жизнь распутную, неправедную. Взывая к ее совести, призывая к покаянию и осознанию греха, Господь говорит: правду ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе.
Незнакомый Человек возле колодца открыл все то, что она тщательно скрывала. Самарянка не могла не поразиться, что неизвестный Прохожий знает тайные подробности ее беспутной жизни. Ей становится стыдно и горько. В глубине души ее зарождается покаяние. Она называет Иисуса Христа пророком и старается отвлечь Его внимание от своей личности, вспоминая и вопрошая по поводу давнего религиозного спора двух народов о святыне, где следует поклоняться Богу.
Для себя она уже усвоила, что разговаривающий с ней не просто человек, а Посланник Божий, и сердцеведец. Несмотря на свою не совсем чистую жизнь, из заданного вопроса видно, что самарянка в духовном отношении не была совсем потерянной, ей не были безразличны вопросы религии, в том числе Богопочитания, и, как другие люди, она ждала прихода Мессии. В ответ Господь говорит: …настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Под духом Спаситель разумеет веру и дела веры — все духовное, вечное, противостоящее земному и временному. Господь говорит, что правда Божия восторжествует в человеческих сердцах. Не будет обмана, фальши, лицемерия в человеческих отношениях и в Богообщении. И придет благословенное время, когда только от искреннего и смиренного сердца верующие люди станут служить Богу, поклоняться Небесному Отцу. Ведь одно только внешнее Богопоклонение не имеет для Творца никакого значения, если оно не подкреплено внутренней, душевной чистотой и стремлением. Поэтому мы должны по мере сил и возможностей, познавая, почитать Господа во всей неизреченной Его Божественной славе.
Внимая словам Спасителя, самарянка не осмеливается прерывать Его или что-то возражать, но вопрос о пришествии Мессии особенно волнует ее.
Женщина решается спросить об этом незнакомого Пророка, говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам всё. Самаряне ждали такого Избавителя, Который явится не только как Учитель, но и как Царь земной, повелевающий всеми народами.
Но вот Господь наш Иисус Христос говорит ей самые важные слова о том, что Он и есть ожидаемый Спаситель: это Я, Который говорю с тобою. Истина открыта! Слово Божие потрясает! Душа женщины, утомленная долгим ожиданием правды, возликовала и вострепетала, и женщина, что самое главное, сразу же поверила услышанному! Но разговор был прерван, потому что пришли ученики, удивившиеся, что Божественный Учитель ведет беседу с женщиной. По иудейским законам на дороге этого нельзя было делать. Но из почтения и смирения ученики не стали задавать никаких вопросов. Самарянка же, смущенная прибытием апостолов, даже забыв свой водонос, поспешила в город, возвещая людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос? Сама она, по сердечному смирению, обретенному в разговоре с Господом, не смела говорить, что общалась с Мессией. Тем не менее, она нисколько не сомневалась, призывая других самарян убедиться в том, что Спаситель уже пришел. Не стесняясь, кается женщина перед людьми в совершенных беззакониях и непотребном поведении. Ей не важно сейчас общественное мнение или то, что кто-то ее осудит. Лишь бы обратили внимание на ее благовестие, лишь бы поверили. Слова сама-рянки столь убедительны, что за ней устремилась целая толпа.
Между тем разговор о Подателе жизни был продолжен Господом с Его учениками, принесшими пищу и предлагавшими Учителю ее отведать. Но Он сказал им: у меня есть пища, которой вы не знаете.
Апостолы удивились: ведь они знали, что Иисус голоден, кто же мог накормить Его без них? На недоумение учеников Божественный Учитель сказал: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Этими словами Христос сообщает, что Он сейчас не нуждается в обыкновенной еде, что, совершая Божественную волю, духовной пищей Он удовлетворяет нужды духа, что гораздо важнее, чем потребности тела в еде. Для большей наглядности Божественный Учитель говорит апостолам о жатве. Но речь идет не о хлебе насущном, а о жатве духовной, в которой призваны участвовать все верные Христу. Самаряне, не просвещенные словом Божиим, представляют собой пока зеленую жатву, которую еще предстоит возделывать, но зато желанной и значимой явится награда: …жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут. Господь подразумевает под вечной жизнью усвоение истинной веры и благодать просвещения христианских душ.
Вскоре ученики Христовы воочию убедились в том, что самаряне всей душой готовы воспринять слово Божие. Вдохновленные словами женщины, разговаривающей с Господом, жители города пришли к Иисусу и просили Его побыть у них для проповеди и вразумления. И, как свидетельствует апостол и евангелист Иоанн, непосредственный очевидец этих событий, еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Много поучительного открывается нам из сегодняшнего Евангельского чтения. Духовными очами мы видим Господа нашего Иисуса Христа, Который решительно пренебрегает условностями мира, исконной враждой иудеев и самарян. Ведь подлинное Сокровище — Сын Божий — принадлежит не одному какому-то избранному народу, а всем людям земли, без ограничений. Спаситель пришел ко всем и к каждому. Пример Христа, явленный нам сегодня в Святом Евангелии, побуждает к проявлениям истинной христианской любви, когда мы милосердствуем и заботимся не только о ближних своих, родственниках или друзьях, но и о врагах, в которых тоже должны видеть образ Божий. А как можно, веруя в Господа, не любить то, что Бог сотворил?! Задумаемся обо всех тех, кто ныне пребывают в духовной смерти, глухи к словам Божиим, не озарены светом Божественной благодати. Да, люди эти ожесточены на нас, противостоят нам словом и делом. Они больны своим зловолием и сами страдают от жизненной несостоятельности, потому-то обвиняют всех и вся, ропщут на жизнь и не принимают Бога. Но что будет хорошего, если и мы воспламенимся в ответ злобой и ненавистью? Только согрешим, очерним душу свою скверной беззакония. Апостол Иоанн пишет: …нелюбящий брата пребывает в смерти (1 Ин.3:14). И это очень верные слова, ведь душа христианская Духом Христа оживляется и наполняется, Светом Божиим обновляется к вечной жизни. Там же, где нет братской любви, где царит дух неприязни, там нет благодати Божией, и, стало быть, самой духовной жизни нет. Но если ощутим в себе братское расположение, если будем сочувствовать, сострадать врагам своим, их погибельному состоянию, хотя бы просто их пожалеем и от души помолимся за них, тем самым угодим Господу и проявим верность милосердию Божиему. Недаром преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Человеколюбие есть подобие Богу, так как оно благотворит всем людям, и благочестивым и нечестивым, как и Сам Бог благотворит». А преподобный Нил Синайский говорит: «Блажен человек, который всякого человека почитает как бы богом после Бога».
Вот и в самарянке, еще не знающей истинной веры, живет любовь к ближним, к своим согражданам, жителям родного города. Нас привлекает ее заинтересованность, стремление разобраться в религиозных вопросах. Вначале она не совсем понимает Господа — слишком высок смысл и велико значение Его слов. Но как только, после обличения и откровенного вразумления ее Спасителем, самарянка поняла, что перед ней Мессия, она, даже забыв земные нужды, свой водонос, по искренней любви к ближним спешит в город, чтобы рассказать о Господе другим людям.
Величайшего счастья сподобилась эта женщина! Сам Христос беседовал с ней, наставлял на путь истинный. Поняв это, она могла бы наслаждаться словом Божиим, как Мария, не отходя от ног Христа, забыв весь мир. И такому ее поведению тоже можно было бы найти оправдание в великом почитании Бога. Но нет, самарянка добровольно покидает Господа. И даже не потому, что пришли ученики Его. Просто она думает не только о себе, а обо всех других жителях Сихаря, которые еще не знают Истинного Бога, но озабочены важными вопросами бытия в ожидании Мессии. Самарянка всей своей откровенной душой желает, чтобы и другие люди познали счастье общения с Господом. Святой порыв ее любви был удостоен величайшей награды: она явилась благовестницей для самарян, Спаситель с любовью и благоговением был принят здесь и обрел множество верных последователей. Вот что может сделать настоящая самоотверженная любовь!
При всей внешней греховности своей, самарянка имела очень чистое и трепетное сердце, умеющее любить ближних и готовое воспринять неизреченный свет Христов. Встреча с Господом перевернула все в жизни этой женщины, в душе ее совершилось духовно-нравственное обновление и преображение. Раньше она вела никчемную, беспорядочную жизнь, имела пять мужей, но при этом ни с одним из них не создала семью, лишь служила греху и удовлетворению своей похоти. Теперь же сердце ее прилепилось к Богу, проснулась совесть, пришло покаяние. Грешница вдруг почувствовала желание искать истину, обрести веру.
Пример самарянки свидетельствует, что даже самые отчаянные, страшные грешники способны искренним раскаянием перед Богом воздвигнуться от греховного плена и обрести Божественную благодать. Отец Небесный взывает ко всем грешникам, призывает к покаянию род человеческий. По свидетельству апостола Павла, глас Божий звучит всегда, убеждая: встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос (Еф.5:14).
Наконец, достойно нашего внимания и поведение самарян, которые, поверив Господу, устремились к дальнейшей жизни во Христе, чтобы не просто веровать, но впитать в себя истину Христову, отложить ветхого человека и облечься в нового, созданного по Богу, в правде и преподобии истины. Ведь Господь наш Иисус Христос не только Спаситель миру, но и Избавитель каждого из нас, верующих в Него и почитающих Его преславное имя. И наше христианство определяется не только по внешним проявлениям, не по тому, как мы молимся, ходим в храм Божий, соблюдаем посты, участвуем в Богослужениях, но и по внутреннему духовному деланию, сочетанию со Христом. Сочетаться же со Христом — значит всю жизнь свою посвятить служению Богу, свято хранить заповеди Господни, творить дела любви и милосердия. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Только сердце, свободное от всякого плотского, истинно может служить Богу и духом соединяться со Христом».
Сподобимся же подвизаться и проводить жизнь так, как заповедует Святое Евангелие, помня о том, что сила наша в смирении, в осознании того, что собственные усилия и подвиги христианские невозможны без участия Господа и помощи Божией. По словам святителя Тихона Задонского, «Бог начинает дело нашего спасения и совершает его, если мы не противимся Ему и делаем то, в чем действует Его благодать». Аминь.
Христос воскресе!
Комментировать