митрополит Владимир (Иким)Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)

Мужи! что вы это делаете? И мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них.

(Деян.14:15)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

Вчера мы говорили о том, как Бог призвал к истинной вере язычника — сотника Корнилия, и апостол Петр пришел по его зову для благовестия и вразумления. Сегодняшнее Апостольское чтение (см. Деян.14:6-18) переносит нас в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их, где побывали апостолы Павел и Варнава и сотворили во имя Христа чудо исцеления.

Ликаония была особой областью Малой Азии, жители которой разговаривали на ликаонском наречии, которое одни исследователи относили к ассирийскому языку, другие считали тождественным каппадокийскому, третьи называли испорченным греческим. Населяли Ликаонию язычники, среди вероисповеданий преобладал культ Зевса, или Зевеса. Близ города Листры был даже сооружен храм Зевса. Народ, живший здесь, свято верил в предание, что однажды Зевс и Гермес (или по-другому — Ермий) явились на землю в виде людей. Но никто на земле не принял в дом этих странников, все гнали их от себя. Только один старик-крестьянин по имени Филемон со своей женой Бавкидой проявили по отношению к богам гостеприимство, приняли в своем доме, угостили тем, что сами имели в этот день на столе. Люди поплатились за свою жестокость — боги истребили все население. Только добрые и щедрые Филемон и Бавкида остались целы и невредимы. Они стали стражами великолепного храма, а когда умерли, языческие боги обратили их в два больших, красивых и раскидистых дерева. Вот поэтому народ Ликаонии с особым трепетом и благоговением относился теперь к Зевсу и Ермию, и именно за них люди приняли апостолов Павла и Варнаву, совершивших невиданное в тех краях чудо.

Автор Деяний святых апостолов рассказывает о том, что в Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Очевидно, что этот больной человек жил тем, что просил у прохожих милостыню. Апостол Павел благовествовал жителям Листры о Господе нашем Иисусе Христе, Его распятии, искупительной смерти на Кресте. Люди внимательно слушали пришлого человека. Но особенно внимал словам Павла несчастный хромой. И вот Богопросвещенный апостол духовным взором увидел, что страдающий тяжким недугом имеет веру для получения исцеления. Почему именно на этого человека обратил внимание апостол Павел? Ведь вслух тот даже и ничего не сказал апостолам. Правда, его молчаливый зов о помощи был подкреплен такой верою в Господа, которая будто бы даже светилась в его глазах. И тогда Павел сотворил чудо — сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И в то же мгновенье атрофированные ноги наполнились жизненной силой, и человек тот вскочил и стал ходить.

Свидетелями этого удивительного исцеления стали многие люди. Естественно, они поразились до глубины души, осознали Божественность совершенного чуда. Конечно же, ведь ни один человек на свете не мог сам сделать ничего подобного! И потому народ, помня древнюю легенду о Зевсе и Ермии, решил провозгласить: боги в образе человеческом сошли к нам. Ликаонцы называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Скорее всего, на такой выбор повлияла также внешность апостолов. По словам святителя Иоанна Златоуста, «Варнава имел вид достопочтенный». Павел же был эмоциональным, скорым в слове, разумным в выводах. А языческий бог Ермий считался красноречивым истолкователем вещаний богов и всегда сопровождал Зевса, когда тот сходил с Олимпа к смертным людям.

Жрец идола Зевса привел к городским воротам волов и принес венки. Он хотел вместе с народом совершить жертвоприношение: для большего угождения богам жертвенные животные украшались венками. Представьте себе, как могли воспринять эту новость апостолы?! В знак глубокой скорби и сокрушения о таком ослеплении и заблуждении людей, они разодрали свои одежды и, бросившись в народ, говорили: мужи! что вы это делаете? И мы — подобные вам человеки…

Апостолы благовествовали об Иисусе Христе и Царствии Небесном и призывали народ отречься от ложных языческих богов, дабы познать истинного Живого Бога, Который сотворил весь этот мир. Вдохновенной проповедью Павел и Варнава доказывали нелепость обожествления их язычниками и вообще ложность языческих богов.

Из их слов, сказанных в Листре, мы можем вынести важную мысль о том, что Бог, Творец вселенной, мира видимого и невидимого, в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями. В разные времена и во всех народах люди выбирают жизненные пути по своей воле, но Отец Небесный следит за каждым сделанным человечеством шагом, спасает, поддерживает, невидимо руководит, исполняя пищею и веселием сердца наши. Бог всегда с нами, даже когда мы, казалось бы, отступаем от Него нашими беззакониями и прегрешениями, даже когда ослабевает вера наша и иссекает надежда на спасение. Блаженный Феофилакт пишет: «Не насилуя свободной воли, Господь позволяет всем людям ходить по собственному их усмотрению; но Сам постоянно совершает такие дела, из которых они, как существа разумные, могли уразуметь Создателя».

Народ был так возбужден, так поражен невиданным до сего дня чудом, что апостолы едва убедили этих людей не приносить им жертвы и идти каждому домой. Это было большой победой, потому что язычникам так хотелось представить апостолов богами, что они долго не могли уразуметь их человеческое естество. Автор Деяний пишет, что Павел и Варнава, еще какое-то время оставаясь там, учили. Закладывали в души и сердца людей ростки истинной веры, которые потом окрепли, поднялись, заколосились и стали добрыми плодами благовестия и просвещения.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Услышанный нами сегодня отрывок из Апостольских деяний представляет особый интерес. Здесь перед нами открывается сила проповеднического слова апостола Павла, произнесенного в обстоятельствах, осложненных тем, что он обращался не к иудейскому народу, знавшему историю и традиции Ветхого Завета, на которые можно было бы ссылаться. Здесь апостол разговаривает с язычниками. Начинает говорить о природе, о мироздании, а уж потом переходит к Творцу и Создателю. Своим вдохновенным словом он показывает сначала насущное, сегодняшнее, постепенно обращаясь к будущему и небесному. Главное, что стремится донести до слушателей апостол Павел, то, что весь этот мир не может существовать без Бога Живого.

Не может мир существовать без Бога, и мы не можем без Бога жить. Даже те, кто отрицают веру, все равно под Богом ходят. Их жизни тоже в руках Божиих. Только мы не всегда об этом задумываемся и не всякий раз это осознаем. Опьяненные ложной свободой, преисполненные самомнения, мы часто многое приписываем собственным талантам и достоинствам, не думая о том, что все наши способности и умения — дар Божий, предоставленный нам по Высочайшей Милости. Совершая какие-то поступки, опять-таки не понимаем, что без воли Божией ничего бы у нас не удалось. Недаром тот же апостол Павел писал в своем послании: …невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творения видимы. (Рим.1:20).

Повсюду вокруг себя мы зрим видимые совершенства. Красота окружающего мира, гармония, царящая в природе, обустроенность бытия и последовательность событий и все, что имеется на свете, указывает на Создателя, помогает обретать Бога.

Посмотрите на всю ту красоту, которая сотворена для нашего блага: какая во всем закономерность, строгая бережливость, логика. Ведь даже Божественное Писание учит нас, проводящих порой драгоценные дни попусту и в праздности: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым (Притч.6:6). Муравей немало трудится, заготавливая и всему муравьиному сообществу и себе пищу. А разве мы не можем так же ревностно работать в деле спасения, получая плоды добрых дел наших и созидая нетленное богатство на небесах? Или далее: …пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива. (Притч.6:8). Неустанно облетая цветы, собирая нектар, маленькая пчелка делает мед, бесценный природный продукт, очень полезный и нужный. Кто ее всему этому научил, Кто открыл ей секреты и знания? Разве в гармоничном строительстве ее сот нет руки Вселюбящего Бога? А разве не премудр Создатель нашего тела, человеческого организма? Почему наше сердце стучит и перегоняет, как насос, кровь по всему организму? Как так устроено, что из пищи, попадающей в желудок, человек извлекает полезные и нужные питательные вещества? В человеческом организме все продумано и очень разумно устроено. Все члены нашего тела находятся в тесном взаимодействии. Ничто в людях, созданных по образу и подобию Божиему, не может быть некрасиво или неправильно. Страсти, пороки плоти нашей, являющиеся источниками грехов, свирепствуют только тогда, когда мы, поддавшись соблазну, перестаем владеть собой и земное ставим выше духовного.

Из разнообразных созданий окружающего мира, в том числе нас самих, научимся же познавать всесильную силу Создателя и Творца. Ему, Единому и Непорочному, по природе Своей достойному поклонения, будем молиться, непрестанно славословить и поклоняться как Истинному Богу.

Отчего мы порой так маловерны? Отчего в трудностях бытия ропщем и гневим нетерпением Господа? Оттого, что не умеем трудиться над своей душой, не ищем покаяния, не читаем слова Божия, не стремимся к духовному совершенствованию, не подкрепляем веру добрыми, милосердными делами. Самое неприятное то, что дни земной жизни неизменно проходят. Мы же их тратим на мелочное, суетное, на какие-то пустяки, вместо того, чтобы вдохновенно радеть о своем спасении и оправдании перед Богом на предстоящем Страшном Суде. Кроме Бога, кто знает, какой кому срок отпущен в этой жизни?! Но над нами довлеет леность. Мы не спешим жить, не торопимся духовно очиститься, стать угодными Господу благочестием и чистотой. Мы прозябаем в суетности. Между тем, по словам преподобного Ефрема Сирина, «Спаситель наш отовсюду подает надежду и помощь всякому, кто хочет приблизиться к Нему и исповедать Его Сыном Божиим».

Если мы во всех делах наших научимся уповать на Господа, если Бог увидит, что мы все свои усилия прилагаем к тому, чтобы угодить Ему праведной жизнью, смиренномудрием, кротостью и милосердием, то воздаст нам за то щедрыми дарами благоденствия, душевного мира и доброго здравия. А самое главное — любящий нас Господь постоянно пребудет в нерукотворном храме нашей преданной Ему христианской души. И тогда нам ничего в этом свете не будет страшно, в Боге обретем мы, по словам святителя Иоанна Златоуста, «силу непобедимую, прибежище неизменное, крепость непреодолимую, ограду непоколебимую». Господь никогда не разлучается с теми, кто любит Его и уповает на имя Христово. Вселюбящий Бог постоянно ожидает нашего обращения — не будет ли к Нему призывного гласа. Прийти же к тому осознанию можно, только ощутив свою немощь и недостойность перед Богом среди обилия грехов, искушений, соблазнов и пороков. А потому, как опять-таки говорит святитель Иоанн Златоуст: «Будем всячески стараться снискать небесную помощь, чтобы не испытывать горестей в настоящем и сподобиться будущих благ». Аминь.

Христос воскресе!

Комментировать