- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса Христа.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!
Вчера мы с вами слышали во время Богослужения о чудесном призвании гонителя христиан Савла. Сегодня в Апостольском чтении (см. Деян.9:19-31) нам рассказывается о его первых шагах жизни во Христе.
То, что произошло с Савлом, было столь необычно и чудесно, что приводило в замешательство не только иудеев, но и самих христиан. Трудно было поверить, что человек, еще недавно творивший столь много зла, ненавидевший имя Господне, сегодня со всей искренностью и смелостью проповедует Его в синагогах, вступает в спор с иудейскими вождями, побеждает силой слова и убеждения. Речь Савла оказывалась так ярка и вдохновенна, что не могла не обратить на себя внимания. И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие?
И ничто не могло остановить теперь благовестия, изливаемого из уст талантливого Савла, которого Сам Господь назвал избранным сосудом Божиим.
По мере укрепления в истинной христианской вере, Савл проповедовал все увереннее и пламеннее и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, рассказывая, что Сей есть Христос.
Видя влияние нового христианского проповедника на иудейский и сирийский народ, фарисеи и книжники задумали убить Савла, как когда-то вынашивали недобрые планы против Господа нашего. Но рука Всевышнего довлела над Савлом, и Промысл Господень охранял его. По Божией милости, коварный умысел стал известен Савлу, нашлись добрые люди, ученики Христа, которые помогли ему убежать из Дамаска, спустив своего собрата в корзине по отвесной стене, где не было охраны.
Куда же устремляется далее Савл? Естественно, он едет в Иерусалим. Из этого города уходил в Дамаск жестокий гонитель христиан, сюда возвращается теперь преображенный и убежденный последователь Иисуса Христа. Но было бы странным и непонятным, если бы его приезд был сразу радушно воспринят местной христианской общиной. Слишком много зла и ненависти видели иерусалимские христиане от Савла. Потому-то, как сказано в Деяниях святых апостолов, все боялись его, не веря, что он ученик. И тогда на помощь новому исповеднику Христову приходит Варнава, который, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса. Варнава, праведный человек и убежденный последователь Христов, пользовался большим уважением христианского общества. Церковное предание говорит нам о том, что Варнава и раньше был знаком с Савлом, они вместе воспитывались в фарисейской школе Гамалиила. Когда Варнава стал христианином, пути их вновь пересеклись. Известно, например, что Савл и Варнава вели ожесточенные словесные споры, как равные противники не уступая друг другу. Еще тогда Варнава пытался убедить своего талантливого сотоварища, проповедуя ему христианскую веру, но Савл оставался упорен в своем нежелании принять и понять христиан, пока не случилось его чудесное обращение по дороге в Дамаск. И вот теперь именно Варнава с великой радостью ввел своего друга и брата, а именно таковым он теперь считал Савла, в христианское общество Иерусалима. Среди апостолов в то время здесь пребывали Петр и Иаков, именно о них упоминает потом в своем Послании к галатам апостол Павел: Потом, три года спустя, я пошел в Иерусалим познакомиться с Кифой (то есть с Петром) и пробыл у него пятнадцать дней; другого же из Апостолов я не видел: только Иакова, брата Господня (ср. Гал.1:18-19). Другие апостолы были на проповеди Святого Евангелия по разным городам и странам. Постоянно в Иерусалиме они все после принятия Святого Духа не находились.
Как ведет себя Савл в Иерусалиме? Смело и решительно. Он не прячется, ни от кого не скрывается: И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедывал во имя Господа Иисуса. Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его. Очевидно, что проповедь Савла в Иерусалиме имела не меньший успех, чем в Дамаске. Еллинами или еллинистами называли иудеев из стран языческих, так называемых иудеев рассеяния, которые говорили на греческом языке. По происхождению своему Савл тоже был еллинистом, так как родился в Киликийском городе Тарсе. Естественно, он стремился, прежде всего, обратиться к иудеям-еллинистам, как более близким по духу и происхождению. Но проповедь христианина Савла вызвала в их душах страшное озлобление. Более того, до глубины души они были оскорблены тем, что еллинист принял христианскую веру и стал последователем Того, Кого иудеи безжалостно распяли на кресте. Апостол Лука пишет, что они покушались убить его. Скорее всего, были осуществлены конкретные попытки разделаться с Савлом, только Бог хранил верного служителя Своего для последующих проповеднических и наставнических трудов.
Братия, узнавши о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс, — слышали мы в Апостольском чтении. Обратите внимание на слово братья, которое очень о многом говорит. Оно означает, что иерусалимские христиане наконец-то действительно признали и приняли Савла, поверили в искренность его веры, помогли ему избавиться от убийц и благополучно покинуть Иерусалим. Их помощь совпала с Господним повелением. Ведь Сам Спаситель, явившись Савлу, сказал: …иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам (Деян.22:21). Да, Савлу, затем апостолу Павлу, предстояло стать величайшим апостолом язычников.
Церковь Христова укреплялась, ширилась и развивалась. Как свидетельствует апостол Лука, тогда еще не было видимых гонений от властей на христиан, а потому христианские общины по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались. И даже когда братья-христиане находились в относительном покое, Савл продолжал испытывать на себе злобу врагов. Его хотели убить в Дамаске, с ним пытались разделаться в Иерусалиме. Были не менее тяжкие и душевные волнения у Савла, когда христиане, боясь и опасаясь «шпионства» с его стороны, не хотели верить его слову, не желали признавать. Казалось бы, все это могло сломить его дух, обречь на разочарование и бездействие. Но мы видим, что апостол Павел не отступает, продолжает свое беззаветное служение Господу. Им движет искренняя вера и любовь к Богу. Ради этой любви он готов перенесли любые жизненные испытания и невзгоды.
Откуда же черпает апостол силы, когда кажется, что помощи нет и не будет, когда погибель видится неминуемой? Павел сам отвечает на этот вопрос, утверждая: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп.4:13). Какие замечательные слова и как о многом они говорят нам! Если и мы сподобимся чувствовать так, то никакие огорчения или искушения, никакие происки врага рода человеческого не будут нам страшны.
Известно, что из Кесарии далее Савл отправился в Тарс. Сухим путем он прошел через Сирию, направляясь в Киликию. Вероятно, шел апостол по береговой дороге вдоль моря. В Дамаск он не зашел, так как здесь, как мы знаем, ждала апостола Павла смертельная опасность. В каком-то небольшом прибрежном городке Сирии сел он на корабль и достиг Тарса морем. Пребывание апостола Павла в Киликии послужило основанием здесь христианских общин, которые впоследствии получили дальнейшее свое развитие.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня мы поняли, как много может сделать человек, если сердце его просвещено истинным Светом Христовым. Апостол Павел являет перед нами ярчайший пример самоотверженной жизни во Христе Иисусе. Сколько испытаний, трудностей и переживаний выпало ему с самого начала апостольского служения! Не каждый бы выдержал столь буйный натиск жизненной стихии. Но христианин Савл, а потом святой апостол Павел не сломался, не струсил, а, наоборот, укрепился в своем истинном исповедании, и многие через него нашли верный путь спасения. При этом он ни в коей мере не ставил успех своей проповеди в личную, собственную заслугу. Апостол Павел, считая себя самым худшим грешником за то, что когда-то был гонителем христиан, все достижения в жизни связывал с именем Господним. И он действительно все мог в укрепляющем его силы и деяния Иисусе Христе! Павел знал, Кому он себя посвятил, уверенно ходил по земле, поддерживаемый Божественной рукой и Промыслом Господним. Никто не мог запретить ему говорить, вещать правду! Никто не мог остановить поток чудес, по милости Божией от него истекающих!
Да, апостол Павел был избранным сосудом Божиим. Но что нам, братья и сестры, мешает стать таковыми же?! Кто-то, быть может, станет возражать на эти слова, что подобное — так невероятно трудно, нереально. Да, трудно, но — возможно. Христиане ведь и не должны искать легких путей. Царство Небесное силою нудится, то есть — непрестанным трудом берется. Между тем преподобный Ефрем Сирин очень справедливо по этому поводу говорит: «Если хочешь стать избранным сосудом, не имей негодования на наставника, но преуспевай в покорности о Господе и смиренномудрии». Послушание, смиренномудрие, покорность воле Божией и наставникам своим — вот путь действительного духовного совершенствования.
Мы все ходим под Богом, Который любит нас и желает нашего спасения. Но Господь никого не принуждает спастись. Мы сами выбираем свою жизненную дорогу, сами решаем: Богу ли служить или порокам и греховным устремлениям. Апостол Павел однажды и навсегда выбрал Господа, и с этого момента стал полностью Божиим, отказавшись от всего плотского и личного. Вот пример для подражания! Но у нас, к сожалению, так не всегда получается. Вроде и любим Бога, ходим в храм, соблюдаем посты, молимся, но коснись нашего земного наслаждения, или другого какого соблазна — властью ли, богатством, славой или чем иным временным и тленным — сможем ли устоять, сможем ли оставаться избранным сосудом Божиим? Трудно однозначно ответить на этот вопрос. По крайней мере, имея пред собой вдохновенный образ апостола Павла, все мы должны к этому стремиться, прилагать усилия воли в конкретных действиях. И в этом случае Бог, видя наши благие намерения, не оставит нас, поможет, укрепит. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Своими дарами Бог не предваряет наших желаний, но когда мы начнем, когда обнаружим желание, тогда Он подает нам многие способы к спасению». И далее: «Нам следует избирать доброе, а когда мы изберем, тогда и Бог оказывает содействие». Ведь с каждым из нас, наверное, такое в жизни было, что, казалось бы, не было средств и возможностей сотворить милость, которую надо было сотворить и очень хотелось, и вдруг откуда-то приходила необходимая в совершении благого дела помощь. Случаев таких с нами в жизни было очень много, мы просто не задумываемся над этим. Но для Бога нет ничего невозможного! Отец Небесный с радостью заботится о нас, когда мы, в свою очередь, заботимся о духовном. Если будем стараться, подвизаться в истинной христианской жизни, совершать дела любви, добра и милосердия, укрепляться в вере, то можно со всей смелостью призывать имя Божие. Господь не посрамит благочестивых и Богоугодных усилий, Божественный Промысл всегда будет с нами, а Спаситель станет пребывать в нашей душе. Будем же помнить мудрые слова преподобного Исидора Пелусиота, который говорил: «Кто стремится к добродетели, тот по праву призывает Божию помощь. А кто не заботится о добродетели, того не послушает Бог; Он благоволит только к тому, кто исполняет все, от него зависящее». Аминь.
Христос воскресе!
Комментировать