митрополит Владимир (Иким)Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную;
и Я воскрешу его в последний день.

(Ин.6:54)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

Сегодня в Святом Евангелии (см. Ин.6:48-54) мы слышали слова, которые каждому верному христианину дают самое отрадное и благословенное обетование. Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, — говорит Господь. Если ранее Спаситель называл Себя хлебом, сшедшим с небес, то теперь Он поясняет более открыто: Я есмь хлеб жизни.

Ранее иудеи указывали Христу на манну, которую низводил по Божиему указанию с небес Моисей. Для них именно эта манна являла собой хлеб небесный. Но ведь предназначена она была для пищи телесной, а потому вечной жизни в себе не несла. Манна небесная утоляла физический голод, поддерживала силы немощного человеческого организма, и все равно, евшие ее умирали, — такой хлеб небесный не давал силы жить вечно. Другое дело Господь, Который Сам есть Жизнь и Бессмертие. Он — хлеб, действительно сходящий с неба, дарованный Отцом Небесным и предназначенный для насыщения души, а не тела. Сын Божий говорит, что тот, кто будет вкушать сей хлеб жизни, не умрет. Что же это значит? Значит ли это, что если мы будем есть истинный небесный хлеб, ниспосылаемый нам Господом, то о физической смерти можно вовсе не думать, мы вовек не умрем? Нет, конечно, все люди смертны. Всех нас, братья и сестры, рано или поздно ждет смертельный рубеж, пройти через который хочется достойно и правильно. Не о физической смерти говорит Спаситель, вкушение хлеба жизни дает человеку возможность обрести спасение и после смерти воскреснуть для последующей блаженной вечной жизни. Вот что обещает нам Господь!

Вернемся немного назад — к иудейскому народу, путешествующему в пустыне и вкушающему манну небесную. Сын Божий говорит: …отцы ваши ели манну в пустыне и умерли. Только ли о физической смерти здесь идет речь? Если мы однозначно будем понимать слова Господа, то не сможем постигнуть того, для чего вообще нужен хлеб небесный. В том-то и дело, что, да, отцы народа, совершавшие этот великий исход из Египта, умерли. Но не естественная смерть их была страшна, а смерть духовная. Они умерли не только физически, но и духовно! Казалось бы, Сам Бог вел их в пути, направлял, защищал, указывал, убеждал многочисленными, самыми невероятными чудесами. Но, помышляющие лишь о хлебе насущном, об удовлетворении желаний плоти и приобретении различных благ, эти избранные люди так и не вступили с Богом в тесное духовное общение, не уверовали в Него всей душой своею и не приобрели доверия к Отцу Небесному. И потому не наследовали жизни вечной… Не наследовали спасения! Как страшно, но как поучительно, братья и сестры!

А разве мы не скитаемся по пустыне жизни нашей, ведомые вселюбящим Богом, но не готовые откликнуться душой на эту великую любовь? Разве в нас нет этого стремления вкуснее покушать, мягче и слаще поспать, больше приобрести богатства, денег, завоевать авторитет у других людей? Разве мы не падки до всякого рода славы и почестей? Мало кто из нас может с уверенностью ответить на эти вопросы отрицательно, потому что в той или иной степени все эти грехи живут в нашей душе и питают наше тщеславие. И если данный процесс усугубится до непоправимого, то есть желание плоти, желание манны для чрева, но не хлеба небесного для души завоюет все существо наше, то уж тут очень трудно будет противостоять искушению духовного небытия.

Так ведь проще: наслаждать себя, искать благ себе, но не думать о Боге, не думать о ближних. Зачем молиться, поститься, духовно развивать свой спящий ум, зачем постоянно испытывать свою совесть, делать добрые дела для ближних? Не лучше ли взять от этой жизни все, не помышляя о том, что будет потом? Какое лукавое, но, к сожалению, слишком часто встречающееся в нашем бурном мире заблуждение. Ведь вот так, без Бога, без Церкви сегодня живут очень многие. Очень многие, подобно слушавшим когда-то Иисуса Христа иудеям, слышат животворящие слова истины, но не только не понимают их, но даже намеренно не хотят понимать и принимать душой. Почему? Так проще!

Но разве не отсюда, братья и сестры, в сердце образуется пустота, щемящая тоска, неудовлетворенность жизнью? Человеческие желания имеют свойство пресыщаться, и вот, — что когда-то радовало и давало наслаждение, теперь не радует, то, что питало гордость и тщеславие, исчезло, а замены нет. Оттого и мечется такой духовный покойник, и живет, и не живет вовсе, только что-то все сетует, всем недоволен, со всеми в разладе. Правильно, — ведь какая же будет гармония с другими людьми, если в собственной душе полный хаос. Простой пример: обратите внимание, братья и сестры, на чад наших. Почему маленькие дети так радостны, почему личики их почти постоянно озарены светлыми улыбками, почему они действительно искренне умеют радоваться жизни? Потому что они — чисты, в их душах не довлеет тяжелым грузом скверна всевозможных грехов, соблазнов и пороков, все то, что, к сожалению, приобретается людьми с годами. Вы ведь помните, как Господь предупреждал: …истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф.18:3). И потому — только вера, только упование на помощь Божию, только детская чистота, только стремление найти истинный путь спасения, способны преобразить душу, пробудить ее от смертельной спячки, возродить для счастливой, радостной и полноценной жизни — с Богом и в Церкви Христовой.

В сегодняшнем Евангельском чтении Господь высказывает новую мысль, еще более непонятную для иудеев: Я хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек. То есть Господь наш Иисус Христос Сам есть хлеб, имеющий в Себе вечную жизнь и сообщающий эту вечную жизнь всем, верующим в Него. И далее Спаситель прямо объявляет, что хлеб, о котором Он столько говорит, является Его Плотью, которую Сын Божий отдаст за жизнь мира. Представляете, каким соблазном для осуждения и возмущения послужили эти слова для неверующих сердец? Книжники и фарисеи, естественно, не поняли Господа и стали ожесточенно спорить: Как Он может дать нам есть Плоть Свою? Говоря о плоти, которая отдана будет за жизнь мира, Спаситель указывает на Крестную смерть Свою как Искупительную Жертву за весь род человеческий, за всех людей, не одних только иудеев.

По сложившейся традиции в ветхозаветную пасху, в память исхода избранного народа из Египта, иудеи вкушали запеченного агнца с пресным хлебом. Теперь Господь, указывая на предстоящую Ему Крестную смерть, представляет Себя новозаветным Агнцем, Который примет на Себя грехи всего мира (см. Ин.1:29). И в том состоит воля Божия. Потому что так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (Ин.3:16).

Но для того, чтобы сознательно исполнять волю Божию и через это не только спастись от осуждения, но и действительно сподобиться блаженства жизни вечной, надо знать и понимать Божественную волю, надо принимать Господа Иисуса Христа как Сына Божия и истинного Бога, надо поверить Спасителю и понять, что Его слова не что иное, как слова Самого Бога, потому что Сын и Отец — одно, иного быть не может. Но как же трудно было тем людям в это поверить! Препятствием вставало то, что Иисус Христос был Человеком. Этой тайны, тайны Боговоплощения сразу не могли осознать даже святые апостолы, ближайшие ученики Христовы. Поэтому Господу нашему Иисусу Христу надлежало принести в жертву Свое тело, Свою человеческую жизнь, чтобы последующим Пресветлым Воскресением окончательно убедить людей, в том числе и нас с вами, братья и сестры, в Своем Божественном происхождении, а следовательно, и в истинности преподанного Господом учения.

Через плоть, отданную за жизнь мира роду человеческому, дается возможность уверовать в Сына Божия, как новозаветного Агнца и только посредством этой веры обрести спасение, достигнуть блаженства вечной жизни. Ведь если Господь воскрес в «третий день по писаниям», то и мы, верующие в Него, имеем теперь надежду на воскресение после смерти.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Как вдохновенны и живоносны для нас слова: ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем; и Я воскрешу его в последний день! Эти слова не оставляют никакого сомнения, что плоть и кровь Христа, отданные за спасение людей, есть средство к единению всех верующих в Господа. Вера дает нам возможность не только следовать учению Христа, не только наслаждаться молитвенным Богообщением, не только совершенствовать человеческую жизнь в стремлении быть похожими на Божественного Учителя, но и соединиться с Ним воедино, пребывать в Нем, дабы и Господь наш Иисус Христос всегда пребывал в нас. Подобное слияние и есть полное следование воле Божией. Это — наша отрада, надежда, упование. Ведь, по словам апостола Павла, Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим.14:17). Потому что нет такого дня и часа, нет такого мгновения, когда бы Бог покинул, оставил, не услышал бы нас. С нами Бог во все дни! С нами Его неизреченная и всемерная помощь!

Конечно, нелегко очистить, убелить свою загрязненную грехами и пороками душу. Но в нечистом Господь не пребывает. А потому жизнь христианская основывается на очистительном и благодатном покаянии, которое мы приносим от всей души и от всего любящего Бога сердца. «Покаяние есть Божия трапеза, — поучает преподобный Ефрем Сирин, — потому что через него вкушает Бог спасение человеческое. Покаяние есть чудный хлеб Божий!» И далее отец Церкви продолжает: «Бог радуется (покаянию людей), как силе Своего творчества, потому что кого грех пытается погубить, тех покаяние воссозидает к Божией славе». И потому: «Блажен, кто исправил себя покаянием и жизнью своею умилостивил Господа». А другой преподобный отец наш Макарий Египетский в духовных беседах говорит: «Достигнуть чистоты сердца можно только через единого Иисуса».

Господь — есть Свет, озаряющий все наше существо, возвышающий человека до высоты небесной в стремлении сохранять душу непорочным, светлым, благодатным нерукотворным храмом Божьим.

Когда же единение со Спасителем будет достигнуто, когда мы, подобно апостолу Павлу, воскликнем, что мы — Христовы, а Христос — Божий (1Кор.3:23), тогда и Господь, с любовью руководя всеми нашими действиями и нашей волей, будет пребывать в нас. И только при этом свершится обещанное всем верным чадам Церкви Христовой: Господь в последний день воскресит нас к вечной блаженной эюизни. Воскрешены будут все люди, но, судимые по грехам, одни наследуют блаженную вечность, а другие вечные страдания. Сподобимся же такого состояния души, когда главным для нас станет не забота о земном, а попечение о небесном. Потому что, по словам святителя Иоанна Златоуста, «насколько Бог выше мира, настолько забота о Нем лучше мирской». Аминь.

Христос воскресе!

Комментировать