- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес; ибо хлеб Божий есть тот, который сходит в небес и дает жизнь миру.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!
В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Ин.6:27-33) поднимается вопрос о том, в чем состоит высшее благо христианской жизни. Это вопрос, безусловно, волнует каждого православного христианина. И Господь дает на него однозначный ответ: …вот дело Божие, чтобы вы веровали.
А как воспринимал это избранный Богом иудейский народ?
Столько знамений и чудес свершал Господь пред глазами этих людей, что, казалось, не должно в их сердцах остаться и тени сомнения о превысшем назначении Сына Божия. Однако вопрос иудеев — Что нам делать, чтобы творить дела Божии? — задан не в стремлении угодить Богу и последовать за Христом, а в желании обеспечить себя всяческими привилегиями.
Да, они признают за Господом Его исключительность, но понимают ее только со своей очень узкой, меркантильной позиции. Они полагают, что наконец пришло время торжества земного царства Мессии! Скоро Христос воцарится над миром и, естественно, даст им все желаемое, потому что Он — Царь Израильский. И ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал, их не устраивает. Дело Божие, стремление сотворить свою жизнь угодной Отцу Небесному заключается в вере во Христа, как Сына Божия и Подателя небесных благ. Но чтобы всецело предать свои сердца Спасителю, необходимо совершить над собой немалое усилие, раскаяться в совершенных греховных делах, отказаться от эгоистических стремлений к удовольствиям, славе, богатству, почестям и подчинить себя и всю свою жизнь исключительно воле Божией.
Слушатели Господа еще слишком далеки от такой веры, греховная человеческая природа не позволяет им возвыситься до духовной чистоты. Между тем именно вера в Господа есть дело поистине священное и совершенное. Все доброе, светлое, созидательное, что происходит в жизни людей, берет свое начало в истинной вере, которая всегда, во все времена, во все дни является руководством к благой деятельности. Потому что как дела мертвы без веры, так и вера без дел мертва (см. Иак.2:17-26). Вот об этом и пытается сказать иудейскому народу Господь наш Иисус Христос.
Но их неблагодарные и бесчувственные сердца просят еще каких-то знамений и подтверждений. Даже чудо насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек не является для них достаточным основанием, чтобы поверить Христу! С сомнением они говорят: …какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? Что Ты делаешь? И это после всех сотворенных чудес, свидетелями которых многие из них являлись?! Иудеи вспоминают Моисея и отцов, которые ели манну в пустыне: …одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им (Пс.77:24). Вот где проявлено их лукавство — яви, Господь, блага материальные, удовлетворяющие телесные потребности, и мы поверим Тебе! И ударение в вопросе, обращенном к Иисусу Христу, ставиться на обращении Ты. Слово это как бы подразумевает, что были другие посланники Божии, сильные в своих пророчествах и святости жизни. Иисуса Христа намеренно приравнивают к ним и требуют в противовес всем прочим ранее жившим совершить удивительное, потрясающее человеческое воображение знамение. Не простого знамения требуют они, а гораздо большего, чем тот удивительный хлеб, которым недавно насытились. Требуют чуда, чтобы насладить чрево, но не напитать дух. Не случайно они вспоминают именно этот момент из истории своего народа, а не какой-то иной, например чудесное прохождение сквозь Чермное море или казни египетские.
По крайнему чревоугодию они напоминают Господу о манне небесной. Но что отвечает им Господь? Что не Моисей дал народу манну, а Бог через Моисея, представляющего собой образ Божий. Господь говорит дальше: …хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. Не только иудейскому народу, а всему миру, всем людям без исключения! Конечно, каждый человек нуждается в хлебе насущном, чтобы жить, поддерживать свой организм в надлежащей физической форме. Но действием Святого Духа через Таинство Святого Причащения Господь наш Иисус Христос поддерживает в человеке душу, духовное начало. Да и само тело, благодаря Искупительной Жертве Господа и Преславному Его Воскресению обрело жизнь вечную через будущее воскресение мертвых. Только беспредельно занятые собственным чревом иудеи слова Господа о хлебе Божием воспринимают как источник постоянного насыщения, а не вечной жизни. Люди эти восклицают: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Тогда Спаситель указывает на Себя: Он и есть хлеб жизни. ..Приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.
Сын Божий, Господь наш Иисус Христос всегда открыт для людей, но прийти к Нему возможно только через веру. Не будет голода и не будет жажды у тех, кто насыщается в вере Христовой, которая полностью удовлетворяет все духовные потребности человека.
Господь не сказал «хлеб», но из уст его прозвучало именно хлеб жизни. Жизни вечной.
Весь род человеческий страдал, умерщвленный грехом, но пришел на землю Сын Божий и оживил, и наполнил весь мир теплом и светом. Здесь можно провести аналогию с человеком крещеным и некрещеным. Некрещеный человек, пребывающий в неведении и поиске истины, не удовлетворит свои духовные запросы, так как в душе его пока вакуум, пустота, всепоглощающая тоска и боль по несбыточному.
И только Таинство Святого Крещения, когда крещаемый трижды погружается в купель со святой водой и принимает на себя печать Святого Духа, милостиво ниспосылаемого с Небес, возрождает душу от духовного сна, наполняет верою и упованием на Господа. Имеющий Духа Святого от Него оживляется.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Вера в Господа нашего Иисуса Христа — дар Божий: Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон. Отец Небесный дает Своему Божественному Сыну тех, кто с неизреченной надеждой приходят ко Спасителю. Но иудеи, слушавшие Христа, не имели в себе любящего, чистого сердца. Их волновали только вопросы земного бытия, материального благополучия и мирской власти. И потому они не пришли ко Спасителю. Они были не из тех, кого дает Христу Небесный Отец. Они выступили противниками Божими, так как повсюду противопоставляли свое эгоистическое «я» Божественному Промыслу. Тот же, кто будет всей жизнью своей служить Богу, любить Его, творить добрые дела во славу Вседержителя, придет ко Христу и того Господь не изгонит вон, примет, согреет, оживотворит, введет в блаженство вечной жизни.
Так что же является высшим благом для христиан? Святая истинная православная вера. И любовь ко Господу. Истинная жизнь верующего человека — в постоянном общении с Богом. Быть причастником вечной жизни, к которой мы все с вами, братья и сестры, так стремимся, возможно только через уподобление Богу, через духовное совершенствование. Но путь этот очень сложный. Такое состояние души достижимо лишь тогда, когда человек сделает для себя окончательный выбор и поймет, что в этой жизни для него самое важное, самое главное — любовь ко Господу, а не любовь к самому себе. Святитель Афанасий Великий указывает: «Как Господь, облекшись плотью, сделался человеком, так и мы, люди, воспринятые Словом, обожаемся ради плоти Его». Да сподобит Бог всех нас, братья и сестры, снискать в душе своей во всей глубине и полноте истинную веру в Господа нашего Иисуса Христа, как высшее жизненное благо. Аминь. Христос воскресе!
Комментировать