- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
(Мф.5:30)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!
В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Мф.5:27-32) продолжается Нагорная проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Спаситель придает новую значимость и звучание ветхозаветным заповедям. Он говорит: Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. Именно так звучит седьмая заповедь, данная Богом людям на горе Синай. Заповедь эта, запрещавшая блуд, охраняла чистоту брака. Если же кто нарушал эту заповедь, то, по закону Моисея, мог быть подвергнут смертной казни.
Господь наш Иисус Христос поднимает нравственную планку гораздо выше: А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
Иудеи считали грехом и злодеянием совершившийся факт нарушения супружеских отношений. Но только что мы слышали, как в той же Нагорной проповеди Господь сказал: Блаженны чистые сердцем (Мф.5:8). Совсем нелегко сохранить свое сердце в чистоте, не допускать в него злые помыслы, страсти и пороки. В сердце человеческом возникает и рождается все самое доброе, возвышенное, светлое, если сердце настроено на созидание. В то же время, Господь говорит нам: …из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства,хуления (Мф.15:19). Страшные слова! Но разве это не так?! Разве мы сначала не соблазнимся самим помыслом, не распалим его в сердце своем, прежде чем начать воплощать в действие?! Вот почему, заповедав соблюдать чистоту сердца, Спаситель обратил наше внимание и на чистоту помышлений. И потому Господь утверждает, что грехом является не только само прелюбодеяние, а даже нечистые мысли и любострастные воззрения на лиц противоположного пола. В проповеди Своей Господь говорит о грехе мужчины, но вполне естественно, что слова эти в равной мере относятся и к женщине. Спаситель удерживает верующих людей от греха не только в действиях, но даже и в помышлениях. Мы не должны осквернять душу и тело страстями и пороками. Помните слова апостола Павла: …храм Божий свят: а этот храм — вы (1Кор.3:17)? Разве в храме могут быть нечистоты? Вот и святые отцы Церкви о том же говорили. Так, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Зачем засматриваешься на чужое лицо? Зачем стремишься в пропасть? Зачем ввергаешь себя в сети? Ограждай свои глаза, прикрывай свое зрение, положи закон очам своим, послушай Христа, Который, угрожая, приравнивает бесстыдный взгляд к прелюбодеянию, что пользы в удовольствии, если оно подвергает непрестанному страху, вечному мучению? Не гораздо ли лучше, немного воздержав силу своих помыслов, удостоиться вечной радости, чем за малое удовольствие от порочных желаний мучиться бесконечно?»
В грех нас вовлекает соблазн. Поэтому Господь говорит, что если даже правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя и далее: если правая рука твоя соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя. Оба эти высказывания Спаситель заключает одним выводом: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
Сама по себе человеческая плоть не может быть осуждена. Глаза нужны, чтобы видеть. Руки, чтобы производить множество действий. Но и глазами, и руками, и прочими органами нашими руководит разум, воля. Развращенную волю человеческую и обвиняет Господь. Причем данное высказывание Сына Божиего имеет особый подтекст, истолкованный отцами Церкви, о котором, в частности, говорили святитель Иоанн Златоуст, блаженный Августин, блаженный Феофилакт и другие. Почему именно правый глаз и правую руку упоминает Господь? Разве не двумя глазами смотрит человек, не обеими руками работает? Святые отцы считают, что речь здесь идет не о членах человеческого тела, а о людях, на которых полагаешься и которым веришь, как своей правой руке и правому глазу. Святитель Иоанн Златоуст поучает: «В самом деле, когда близкий тебе человек и себя самого не спасает, и тебя с собой губит, то какое было бы человеколюбие обоим вам погрязать в бездне погибели, тогда как, разлучившись друг от друга, по крайней мере, один из вас может спастись?»
Далее Господь говорит о святости брачных уз. Если по закону Моисея развод был допустим, то Иисус Христос, обращаясь к Своим слушателям, предупреждает их: А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
Сын Божий утверждает брак, освященный Богом, нерушимым союзом. Но также, хорошо зная человеческую природу, Господь понимает, что люди далеки от совершенства, они могут нравственно падать, но потом каяться в совершенных грехах и опять подниматься. Беспричинный развод (не по причине нарушения супружеской верности), о котором повествует Спаситель, влечет за собой многие грехи, а человек, настоявший на дурной воле и допустивший расторжение брачных уз, становится виновником всех последующих злодеяний, не только своих, но и противоположной стороны, данным поведением побуждая к совершению греха, давая повод к прелюбодеянию. Вот почему Господь наш Иисус Христос не признает законным развод, совершающийся не по причине прелюбодеяния. Человек не может произволением своим расторгнуть союз, который сочетал Бог. И в этом учение Христа идет дальше и глубже, чем соответствующий ветхозаветный закон.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Почему Господь наш Иисус Христос столь усиленное внимание уделяет тому, что кто-либо оскверняет тело свое блудным грехом? Разве тем самым мы наносим Спасителю боль и обиду? Наносим, братья и сестры, и еще какую боль! Вспомните слова апостола Павла: Вы — тело Христово, а порознь — члены (1Кор.12:27). Если душа и тело каждого христианина есть не что иное, как храм Христов, тело Господа, то разве подобает осквернять его всякими плотскими страстями и вожделениями? Тем самым мы изгоняем из нашего храма Благословенного Хозяина — Господа нашего, все более и более отдаляемся от Него. Тот, кто не пытается сопротивляться страстям своего тела, становится неугодным Богу и слабым к собственному пороку. Сластолюбие приводит к еще большему разжиганию огня похоти, потому и говорится в Священном Писании: каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак.1:14).
Но как же не впасть в этот скверный грех, как можно противостоять ему? Облечемся любовью Христовой, и она обязательно нам поможет! Тот, кто любит Бога, думает не о телесном и земном, а о духовном, о вечной жизни в Царствии Небесном. Любящий человек всегда боится огорчить любимого, чем-то обидеть или омрачить его. Разве это не так? Почему же мы, говоря на словах, что любим Бога, тем не менее, постоянно не устаем Его огорчать своими страстями, грехами и пороками. На что мы надеемся, что Господь — милосерден, все стерпит и все простит? Да, Бог готов простить раскаявшихся грешников, оплакивающих грехи, если в душе их уже есть стойкое сопротивление своей греховности и совершенным беззакониям. Но людей, пренебрегающих милостью Божией, спекулирующих на ней, Отец Небесный не услышит, не помилует и не спасет. Они сами отрезали себе все пути к спасению сластолюбием и делами плотскими. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Наш бесчеловечный враг и наставник блуда внушает, что Бог человеколюбив и что Он скоро прощает эту страсть, как естественную».
Разве вообще может быть грех естественен? Разве не противен он человеку, созданному по образу Божию и подобию?! Всякий грех есть преступление, а грех блуда в особенности. И очиститься от него, достигнуть Боголюбезной чистоты тела можно лишь обелив саму душу от сладострастных помышлений, мечтаний и ощущений.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «В Новом Завете грех любодеяния получил новую тяжесть, потому что тела человеческие получили новое достоинство. Они сделались членами Тела Христова, а нарушитель чистоты наносит уже бесчестие Христу, расторгает единение с Ним. Любодей казнится смертью душевною. От впавшего в грех блуда отступает Святой Дух; согрешивший признается впавшим в смертный грех, в грех, отъемлющий спасение, в грех — залог неминуемой погибели и вечного томления во аде, если этот грех не уврачуется благовременно покаянием». И в этом случае только покаяние может нас спасти.
Будем же стремиться к тому, чтобы в жизни нашей мы были всегда влекомы и руководствовались духовным, а не плотским, земным. Путь к этому указал апостол Павел, который учит: …поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти (Гал.5:16). Только так можно достигнуть того, к чему неустанно стремится душа: …сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал.6:8).
Аминь.
Комментировать