- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.
(Рим.1:18)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодняшнее Апостольское чтение (см. Рим.1:18-27) предостерегает нас от тех беззаконий, которые творило человечество, не знающее Святого Евангелия. Воистину в бедственное положение попадает тот, кто отрицает Бога и на первое место ставит удовлетворение собственных страстей и пороков. С тех самых пор, когда люди начали грешить, открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Гнев Божий не относится к одной какой-то определенной эпохе, хотя, безусловно, в своем Послании к римлянам апостол Павел говорит о страшных духовных и нравственных преступлениях язычников. Ослепленные многобожием, поклоняющиеся идолам, они не давали свету истины воссиять в их душах. Потому-то Бог попустил им дойти до крайней степени нравственной распущенности и греховного падения. Язычники попирали Божественную правду и пребывали в духовном забвении.
Апостол пишет о том, что Бог гневается на всякое нечестие и неправду человеков.
Попробуем разобраться в том, а что же есть на самом деле нечестие и неправда?
Жить нечестиво — значит не признавать Истинного Бога, намеренно, в угоду собственным порокам, нарушать закон Божий, руководствоваться не волей Господа, а своим злым волеизъявлением. В результате такого нечестия, человеческое «я» ставится выше Бога. А это и есть неправда человеков, когда нет ни желания, ни стремления отказаться от греховных страстей.
Не Бог отдалялся от людей, а человечество, своими бесконечными прегрешениями отрывало себя от Богопознания и Богообщения. Ведь, казалось бы, весь мир, столь разумно и прекрасно устроенный Творцом, должен был свидетельствовать о Божией силе, благости и мудрости, о свойствах Божиих. И хотя люди осознавали это, они пребывали в делах тьмы и не взывали к Создателю. Более того, апостол Павел так пишет о людях беззаконных: …они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце.
У язычников не было сердечного влечения к истинному Богу, так как обманутые своими ложными представлениями и верованиями, они и не думали даже о том, чтобы воздать честь и хвалу Творцу мира. Их ум был занят лишь попечением о собственной плоти. И эта ложь, которой они себя тешили, которой прикрывали собственные греховные помыслы, привела язычников к подлинному безумию, почитанию богами тварных истуканов: …и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся. Люди изменили Богу, предали своего Создателя. И тогда гнев Вседержителя проявился в том, что Он попустил им пережить все тяготы собственной порочности и глубокого нравственного падения: предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Люди осквернились грехами плотскими, позоря собственное тело, позволяя себе всякие непотребства. В этом было крайнее проявление своеволия и нечистоты как физической, так и душевной.
Но, спрашивается, почему Всевидящий и Всесвятейший Бог попустил язычникам дойти до этого, почему предал их постыдным страстям?
Оторвавшись от Бога, неминуемо устремились они в греховную бездну: …женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга. Постыдные страсти, искажающие порядок природы и человеческого естества, унижают человека до последней степени. Это сегодня, братья и сестры, в нашем современном обществе слишком терпимо и лояльно относятся к представителям так называемых «половых меньшинств» — гомосексуалистам, лесбиянкам, трансвеститам, считая, что они имеют право на собственный выбор и образ жизни. Но грех не перестает быть грехом, сколько бы ни оправдывали его поборники общественной терпимости, и языческие пороки в современном мире ничуть не менее позорны и противоестественны, потому что они низводят до животного уровня человеческое тело, искупленное Кровью и Плотью Господа нашего Иисуса Христа, возвеличенное до нерукотворного храма Божия.
Кто почитает Бога, живет по заповедям Божиим, тот облагораживает себя и никогда не опустится до столь унизительного рабства собственной похоти. Кто же отвергает Господа, для того нет никаких моральных ограничений, он несется с горы вниз в нравственном отношении, и с каждым совершенным и нераскаянным грехом падает все ниже и ниже.
Апостол Павел говорит нам о том, что нравственное чувство и мораль живы в человеке лишь тогда, когда есть в его душе вера в истинного Бога, Божественное разумение и стремление к наследованию Царства Небесного. При этом человеку нет необходимости говорить, что — хорошо, а что — плохо. Он сам это знает, чувствует сердцем, в котором живет Бог и которое боится прогневать Создателя. Попущение же язычникам и всем людям, отрицающим Господа, переживать подобные страсти есть не что иное, как проявление гнева Божия, Божественная кара и страшное наказание. Да, может быть, в данный момент они совершенно этого не понимают, живут в свое удовольствие, но расплата неизбежна. И духовная пустота, которая присутствует во всех их деяниях, не дает покоя. Делающие подобное, по словам апостола Павла, достойны смерти, то есть не простой физической смерти, а вечной смерти, адских мук, которые неизбежно их ожидают в будущей вечности.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Человек своей покорностью, кротостью и смирением, искренней верой может приблизиться к Богу, но отступник, умышленно попирающий Божественные законы, может навлечь на себя справедливый гнев Отца Небесного и быть наказанным за нечестивое поведение. Так было с язычниками, которые поклонялись не Богу, а тварным идолам и своей похоти. Размышления о гневе Божием могут вызвать в наших душах страх и смятение. Нам так хочется возразить: но ведь Бог милостив! Да, Бог милосерден, любвеобилен, милостив к верным Своим чадам. Бог долготерпелив. Но это не значит, что мы можем спокойно и хладнокровно творить всяческие беззакония. Потворствуя своим грехам, мы сами предаем Бога, отказываемся от Него, отдаляемся от Его неизреченной милости и помощи.
В книгах Ветхого Завета понятие о гневе Божием было связано с идеей избранности израильского народа. Мы знаем, что народ Израиля находился в особых отношениях с Богом. Бог избрал этот народ и дал ему Божественный закон, обязательный к исполнению. Нарушение закона навлекало гнев Божий. Так, когда израильтяне начали поклоняться Ваалу, то воспламенился гнев Господень на Израиля (Чис.25:3). Проявлением гнева Божия были и бесчисленные нападения врагов на Израиль. Но когда вавилоняне плохо обращались с плененными израильтянами, пророк произнес: От гнева Господа она (земля Вавилонская) сделается необитаемою (Иер.50:13).
О дне ярости Господа говорили многие ветхозаветные пророки, но они не рассматривали гнев Божий как возмездие. В христианском понимании гнев Божий неизменно связан с Божественной любовью. Промысл Божий премудро ведет людей через очищающие беды. И чада Божии, проявляя смиренномудрие, страшатся прогневать Бога не потому, что опасаются неминуемой кары, а потому, что боятся огорчить возлюбленного Небесного Отца. Христианская мораль, нормы нравственного поведения, внутренний духовный стержень, прежде всего, основаны на любви к Богу и ближним, на заповеди, которую дал нам Господь Иисус Христос. Да, от беззаконий удерживает нас страх Божий, но еще в большей степени сберегает христианская любовь. Мир устроен таким образом, что всякая грешная душа должна была бы погибнуть, потому что мы постоянно нарушаем данный Богом закон, в той или иной степени вызываем гнев Божий. Но Бог нас любит. И этим являет акт невероятного добровольного милосердия, спасает от погибели грешников, терпит и ждет нашего обращения. Господь, по величайшей милости, посылает людям благодать очищения от грехов через покаяние. И в этом тоже видится проявление Божественной любви.
С чего же начинается Богопознание? В сегодняшнем Апостольском чтении говорилось о том, что сам окружающий мир свидетельствует о Боге. Уже по тому, как гармонично, прекрасно, правильно все устроено в природе, можно судить о Творце. Вот почему апостол Павел настаивает на том, что человек не может оправдать свои беззакония тем, что он просто не знает Бога. Разве у людей нет глаз, разве они не видят, каков сотворенный Господом мир? Очень хорошо по этому поводу говорит раннехристианский духовный писатель Тертуллиан, называя природу учителем, а душу человеческую — учеником. Тертуллиан писал: «Уже сам по себе один цветок живой изгороди — я не говорю о луговом цветке; одна морская раковина, я не говорю уже о жемчужине из Красного моря; одно перо болотной птицы — я не говорю уже о павлиньем, — разве они могут сказать вам что-либо плохое о Создателе?» В мире не может быть не виден Бог! И потом, наблюдая мир, разве мы не понимаем гармонии и закономерности его устройства? Нарушьте законы природы, и что будет? Если бросить семена в холодную, еще не прогретую после зимы землю, разве они дадут всходы? Нельзя построить дом, нарушая законы архитектуры, например, без фундамента, сооружение непременно развалится. А человек? Попробуйте нарушить законы жизнедеятельности нашего организма, и он неминуемо даст сбой, возникнут проблемы со здоровьем.
Но как же поступают те, кто своеволием своим пытаются отодвинуть Самого Бога? Вместо того чтобы уповать на волю Божию, такие люди смотрят только на себя. Прислушиваются к собственным страстям. Постепенно вокруг них складывается особый мир, центром которого становится не Бог, а эгоцентричный человек — я сам. И тогда нормы бытия начинают изыскиваться не в Божественных законах, а в собственном ограниченном мнении, которое, естественно, бывает не только ошибочно, но зачастую просто безумно. Потому что отрицание Бога уже и есть безумие! Человек становится рабом вещей, рабом своих эгоистичных желаний. Вот и язычники. Они славу Божию и величие Господне подменяли бездушными истуканами, сотворенными идолами. Если разобраться по существу, то всякое идолопоклонство преисполнено эгоизма: люди сами себе творят кумира и возносят ему молитвы, поклоняются. Для чего? Для того, чтобы поддерживать свои собственные заблуждения, иметь им оправдание.
В современном обществе, к сожалению, тоже распространено идолопоклонство, только такими божками становятся звезды эстрады, кино, политики, видные деятели культуры и науки. Посмотрите на фанатов, сколько в них безумного поклонения, чуть ли не молитвенного воздыхания. Разве от любви это идет? Нет, конечно. От желания выделиться, обратить на себя внимание. А зачем, кому это нужно?! Ведь в этом поклонении видится страшная подмена — предательство Бога. Нельзя человека — создание Божие, как бы он ни был талантлив, ставить на один уровень с Создателем, делать центром всей вселенной. Без Бога все наши таланты и способности — ничто! Все, что имеем, — дар Божий, проявление Его неизреченной милости. Но, к сожалению, как часто, братья и сестры, мы об этом забываем! Нам так мешает в жизни самость, чрезмерное увлечение собой, своими помышлениями, чувствами и страстями. Апостол Павел говорит нам о том, что сущностью всякого человеческого греха является противопоставление себя Богу, сопротивление Божественной воле. Любой грех некрасив и отвратителен, потому что идет наперекор благоразумию, оскверняет человека.
В сегодняшнем Апостольском чтении говорилось о страстном стремлении к наслаждению, к удовлетворению похоти телесной. Люди, предающиеся распутству, опускаются до самого дна безнравственности, порабощаются постыдным делам. Стремление к плотскому наслаждению становится для них всем, заставляет совершать поступки, отвратительные и с Божией, и с человеческой точки зрения. Ужасно даже представить, но Бог, как свидетельствует апостол Павел, оставляет таковых в похотях сердец их нечистоте. Господь более не покровительствует тем, кто от Него сам добровольно отказался.
Человеку предоставлен выбор. И это правильно. Каждый должен сам определить для себя, куда устремлена его душа — к Богу или ко греху. Не может быть принудительной добродетели или принудительной любви. Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3:16). Если же люди, после того, как Отец Небесный послал в мир ради их спасения Единородного Своего Сына, умышленно отвернутся от Бога, то это будет проявлением высшего предательства. Причем чем больше человек грешит, тем легче ему согрешать, тем меньше он задумывается о последствиях своего грехопадения. Не Бог предает грешников, грешники сами предают Бога! И Отец наш Небесный глубоко скорбит, сожалеет и печалится, как печалится всякий отец, не в силах удержать своего блудного сына от пагубного пути. Не Бог наказывает грешников, они сами наказывают себя.
Древние говорили: «Кто стремится сохранить свою добродетель, получает силу для этого; а кто погряз в нечистоте, тому открыт путь греха».
Вступившим на путь греха поначалу кажется, что вот оно — главное, удовлетворение, наслаждение, вот оно — счастье, но постепенно всякий грех разрушает жизнь — и в этом веке, и в будущем. И потому мы должны всегда помнить, что данная нам от Бога свобода выбора налагает на нас огромную ответственность. Вступая на неверный путь, мы наказываем, прежде всего, самих себя, а также ближних, дорогих людей, которые тоже страдают от наших беззаконий. И есть только одна сила, которая поможет нам одолеть греховное рабство, — благодать Господа нашего Иисуса Христа. Будем же уповать на Его святую волю, во всех поступках наших руководствоваться Божественным законом, хорошо знать и понимать, что неправедными действиями своими мы несем огромную боль и огорчение любящему нас, грешных и непотребных, Отцу Небесному. Святитель Василий Великий говорит: «Невозможно, чтобы в душе царствовали грех и Бог; напротив, нужно преодолеть порок и покориться Владыке всяческих». Аминь.
Комментировать