митрополит Владимир (Иким)Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)

Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно…

(Деян.18:25)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

Сегодняшнее Апостольское чтение (см. Деян.18:22-28) повествует нам о путях благовестия апостола Павла и его ближайших учеников. Мы слышали о том, что Павел, побыв в Кесарии, приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию.

Кесария, в которой пребывал апостол, являлась приморским городом Палестины. Именно сюда высадился Павел после переезда через море. Очевидно, в Кесарии верный воин Христов подвизался в проповеднических трудах и благовестии Святого Евангелия. Затем он отправился в Иерусалим, но, судя по описанию, пребывал там недолго, не проявляя особой апостольской деятельности из опасения возбудить и без того сильно раздраженных на него иудеев. Апостол не боялся пострадать за Христа и даже принять мученическую кончину. Он уже много претерпел в жизни и еще был готов претерпеть. Но Павел знал, что впереди его ждало очень важное поприще проповеди слова Божия. Апостол собирался отправиться в новое путешествие в языческие страны, дабы многих людей, ищущих Божественную истину, обратить к Господу. Вот почему здесь, в Иерусалиме, он не имел права вызывать на себя огонь иудейского негодования и злобы, не мог рисковать во имя будущего.

Но Павел, как духовный наставник, не планировал покинуть Иерусалим просто так, без общения с любимыми собратьями во Христе. Как пишет апостол Лука, он приветствовал церковь, укрепил дорогих его сердцу людей в вере и благочестии и только после этого отошел в Антиохию.

Апостол направлялся в Антиохию Сирскую. Павел очень любил этот город, в котором много трудился во благо Церкви Христовой. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Он питал к этому городу особенную любовь — это человеческое чувство: потому что здесь ученики стали называться христианами; здесь он был предан благодати Божией; здесь он успешно окончил дело касательно учения об обрезании».

В Антиохии апостол Павел пробыл, как свидетельствует автор Деяний, несколько времени. Вероятно, данного срока было достаточно, чтобы проповедать учение Христово, поддержать паству, наставить на путь спасения. Сразу же за этим пребыванием начинается третье апостольское путешествие Павла. Мы слышали в Апостольском чтении, что он вышел из Антиохии, укрепившись духом и жизненной силой, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.

Целью посещения названных стран было просвещение людей светом Христовой истины, обращение к Господу нашему Иисусу Христу человеческих сердец, организация новых церковных общин. Утверждая учеников, апостол Павел наставлял их в вере и христианской жизни, призывал к совершению дел любви, добра и милосердия. Книга Деяний не говорит нам конкретно о том, кто именно сопровождал апостола в этом нелегком проповедническом пути. Хотя в дальнейшем станет очевидно, что апостол Павел путешествовал не один, с ним были верные Тимофей и Ераст.

Далее апостольское чтение рассказывает нам о том, что: Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. По национальности иудей, происхождением из Александрии Египетской, бывшего центра обширной торговли и иудейско-эллинского образования, Аполлос выделялся дарованиями и обширным кругозором. Известно, что в те времена Александрия славилась своими знаниями. Аполлос, или Аполлониос, Аполлоний, так его по-разному называли, стал видным деятелем по распространению христианства в Коринфе. Он очень хорошо знал Священное Писание, был широко и разносторонне образован, обладал многими способностями, в том числе красноречием, даром слова. Книга Деяний говорит о том, что на тот момент Аполлос был только наставлен в начатках пути Господня и знал лишь крещение Иоанново. Но это не помешало ему гореть духом и искренне подвизаться в делах благочестия.

Общественное служение Господа нашего Иисуса Христа было преуготовано ревностным служением святого Иоанна Предтечи, который проповеды-вал крещение покаяния всему народу Израильскому (Деян.13:24). Как мы знаем, к Иоанну Крестителю на Иордан приходило много различных людей. Большинство даже почитали именно его за обещанного Богом Мессию. Но святой Иоанн говорил на это: я не тот: но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах (Деян.13:25). От Иоанна Аполлос был наставлен в Божественной правде. И теперь он начал смело говорить в синагоге. Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу восклицает: «Вот и ученые мужи начинают проповедовать!.. Видишь ли успех проповеди!»

Аполлос провозглашал жизнь по заповедям Господним. Он и сам строго следовал тому, ведя праведную и благочестивую жизнь, не впадая ни в какие крайности, которых много было в современном ему мире. Но одного благочестия для спасения было мало. Хотя неполнота знания и учения Аполлоса не мешали ему говорить о Господе правильно. Да он и сам был готов вместить всем сердцем учение Христово во всей полноте. Потому, услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень. Перед Аполлосом открылось более полное и обстоятельное познание об учении и делах Господа нашего Иисуса Христа. Хотя здесь конкретно не указано, но, скорее всего, именно тогда, просветившись до глубины души светом Христовым, Аполлос принял Таинство Святого Крещения, и на него сошла благодать Святого Духа. Теперь он стал действительным проповедником Христовым.

Как свидетельствует сегодняшнее Апостольское чтение, когда Аполлос вознамерился идти в Ахаию, то братия послали его к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью; ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.

Деятельность Аполлоса в Ахаии была очень плодотворной. Об этом, в частности, говорил апостол Павел в Послании к коринфянам: Я насадил, Аполлос поливал (1Кор.3:6). Его проповеди пользовались огромным успехом, потому что помимо красноречия и вдохновения, он обладал и хорошим знанием Священного Писания, мог цитировать большие отрывки из Библии, давал толкования на ветхозаветных пророков, доказывая исполнение их пророчеств в Господе нашем Иисусе Христе. Аполлос не боялся выступать против вождей иудейских, отстаивая Божественную правду. Впоследствии, как мы знаем из церковной истории, он был епископом в Смирне, в Малой Азии, и много потрудился в распространении христианской веры в этом регионе.

Характеризуя деятельность Аполлоса, святитель Иоанн Златоуст пишет: «В том, что он опровергал всенародно, явилось его дерзновение; в том, что твердо, открывалась сила; в том, что доказывал Божественными Писаниями, выражалась опытность; ибо и дерзновение само в себе нисколько не приносит пользы, если нет силы, а сила — без дерзновения».

Аполлос всенародно доказывал, что именно Иисус есть Христос, обещанный Богом Мессия, что Сын Божий понес на Себе грехи мира, пострадал за род человеческий, был распят на Кресте, претерпел позор, унижения, страшные мучения и Крестную смерть, но истинно воскрес в третий день, как было указано в Писании.

Потому нет большего утешения для людей, чем явление в мир Христа Спасителя. Среди нас нет безгрешных, даже самые праведные и возвеличенные святостью не освобождены от козней диавольских, от греховных соблазнов и искушений. Мы падаем в греховную бездну, низвергаемся в пучину беззаконий, но вновь и вновь поднимаемся, обновляясь покаянием. Нас мучает совесть, мы всей душой осознаем свои неудачи, поражения, свою вину пред Богом. Но в Спасителе нашем имеем возможность обрести не только Божественное сострадание и помощь, но и неизреченную благодать прощения грехов. Иисус Христос снял с человечества проклятие смерти, примирил людей с Отцом Небесным, возродил радость Богообщения.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Апостольское чтение свидетельствует нам о тех трудах проповеднических, которые нес апостол Павел и его ученики. Благая весть, возвещаемая миру, одним давала крылья надежды, других же повергала в злобу и отрицание очевидного. Много было таких людей, которые категорически отказывались верить в Воскресение Господа, распространяя ложь, что ученики украли тело Божественного Учителя. Очевидцы всего произошедшего, они видели и знали Христа, не раз слушали Его проповеди, были непосредственными свидетелями совершенных чудес.

Но это не помешало им выбрать ложь. Когда человека захватывают гордыня и корыстолюбие, у него нет желания размышлять о Царствии Небесном.

Мы, братья и сестры, знаем, что невозможно одновременно исполнять свою волю и волю Божию. Господь поучает: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф.7:21). Только добрыми делами, которые всегда имеют Божественное происхождение, питаются чистотою сердца и несомненной верой, человек уподобляется Всещедрому Господу, являя в себе свет образа Божиего, обладающего истинной красотой и величием. Господь управляет всеми дорогами человеческими. Куда бы мы ни устремлялись, без воли Божией нам до конца не дойти. Бог направлял в проповеднических трудах, как мы слышали ныне, апостола Павла и всех его учеников. Небесный Отец заботливо следит за каждым из нас, братья и сестры, и видит все, совершаемое нами в жизни. От Бога не скроешь ни поступков, ни мыслей, ни желаний! И потому, раз уж мы просвещены светом христианской истины, надо стремиться жить по учению Христову, созидать дела любви и милосердия, подкреплять свою веру благочестивыми деяниями.

Почему остались в церковной истории имена апостола Павла, других апостолов, а также Аполлоса, Прискиллы, Акилы и еще многих, о которых мы слышали или читали? Потому что они ревностно и самоотверженно служили Богу и ближним, подвизались в проповеднической деятельности, помогали людям узнать Божественную истину. Вот и мы должны учиться не только хорошо и вдохновенно говорить, но и действовать, способствовать распространению христианского учения, утверждая правоту его примером собственной праведной жизни.

Это нелегко, потому что всегда подразумевает борьбу. Непрестанное сражение с грехом, с соблазнами и искушениями мира, со своими страстями и пороками, от которых, конечно же, мы не избавлены. Но с помощью Божией на этом благом пути все преодолимо.

Святитель Василий Великий говорит: «Преуспевай в добродетелях, чтобы стать ближе к Ангелам». Для совершения добрых дел не существует ограничений, везде и всегда удобно поступать по отзывчивости душевной. Господь награждает каждого человека особыми дарованиями и ждет, когда духовно созревший на ниве благочестия преподнесет Богу данные ему таланты, сподобится радости послужить Отцу Небесному.

Бог призывает всех верных. Как призывал когда-то на служение апостола Павла, призвал упомянутого сегодня в Апостольском чтении Аполлоса, призвал великое множество других последователей Христовых. Бог призывает сегодня и всех нас, братья и сестры! Только готовы ли мы услышать благословенный Божественный призыв, не преобладают ли в нас земные привязанности и греховные страсти, желаем ли мы проводить жизнь в добродетели?!

А что такое, по мнению святых отцов Церкви, христианская добродетель? Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что добродетель «есть всякое слово, дело и помышление, согласное с законом Божиим». Стало быть, добродетель служит показателем уровня нашей духовности. Насколько преисполнен человек Божественной воли, настолько гармонична в нем и христианская добродетель.

Добродетельный человек является победителем, прежде всего, самого себя, своей греховной натуры. Он гордость побеждает смирением, гнев и раздражение — терпением, злобу греховного мира — благим расположением сердца, ненависть — любовью и так далее. По словам апостола Павла: Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим.12:21). И нужно при этом всегда помнить, что, как наставлял преподобный Марк Подвижник, «начало всякой добродетели — Бог». А «вершина добродетелей, — по словам преподобного аввы Исаии, — любовь».

Если мы научимся любить Бога всей душой и всем сердцем, по мере сил своих, то ради этой любви сумеем все отдать и посвятить Господу. Тогда то, что ранее волновало нас или представляло определенный интерес — слава, богатство, положение в обществе, материальные блага, искушения мира сего — все это покажется таким мелким, ничтожным, недостойным внимания.

Святитель Григорий Богослов говорит: «Боголюбивой душе свойственно подчинять Божеству все человеческое». И это очень верные слова. Любовь к Богу, вошедшая в верующее и искреннее сердце, неизменно преображает всю последующую жизнь, потому что по сути своей это благоговейное чувство есть дар Божий в человеке, который, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), приготовил себя «для принятия этого дара чистотой сердца, ума и тела». Аминь.

Христос воскресе!

Комментировать