- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал:
отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!
Ни одно дело на земле не совершается без воли Божией. Просто одни люди это знают и понимают, а другие — не осознают по неведению или отрицают по неразумному противоборству. Сегодня в Апостольском чтении (см. Деян.12:25-13, 12) мы слышали о том, как были призваны на служение Богу апостолы Варнава и Савл (Павел) и как обратился в истинную веру муж разумный римский проконсул Сергий Павел.
Когда апостолы Варнава и Савл, успешно выполнив порученное им, вернулись из Иерусалима в Антиохию, в местной христианской общине были некоторые пророки и учители, которым был глас Духа Святого по поводу дальнейшего служения Варнавы и Савла. По Божией милости, даром пророчества и учительства, то есть духовного наставничества, обладали избранные, угодные Богу праведники. Фактически это было такое состояние духа, которое мы сейчас называем «прозорливостью» или «старчеством». В христианской Церкви первых времен очень ценились такие люди, равно как учителя, представители высшей мудрости, обладавшие не только знаниями, но и способностями донести эти знания до других. Автор Деяний называет их имена: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. «Вот что значит характер каждого; и воспитание не оказывает влияния: посмотри, каким нечестивцем остался Ирод, а его совоспитанник Манаил так изменился, что удостоился даже дара пророчества», — говорит блаженный Феофилакт Болгарский.
Действительно, многое в жизни человека дает воспитание и образование, но просвещенным является не тот, кто обладает массой различных знаний, а тот, кто просвещен верой Христовой и правдой Божией.
Образованным именуется не тот, кто преуспел в естественных науках, а кто принял образ Божественной славы и торжества.
Мы слышали в Апостольском чтении, как христиане Антиохии собрались на общественное Богослужение, служили Господу и постились, и в это время глас Божий вещал через пророков: Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они совершили пост и молитву и, возложив на них руки, отпустили их.
Итак, всякое дело, представляющее особую важность перед Богом, требует специального напутствия на его совершение. Апостолы Варнава и Савл были призваны Господом для проповеди Святого Евангелия в мире языческом. Вот поэтому антиохийская христианская община отпускает их со всей ответственностью. Возложением рук от предстоятелей Церкви им дается полномочная власть и Божественная благодать.
Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр; и, быв в Саламине, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения. В Апостольском чтении рассказывается о первом путешествии апостола Павла, вдохновленном Святым Духом. Посланные к язычникам апостолы не забывали нести слово Божие и иудеям, благовествуя им при каждой удобной возможности. И вот, пройдя весь остров (имеется в виду Кипр) до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие. Очевидно, волхв этот пользовался определенной популярностью в местном обществе, раз пребывал рядом с проконсулом. Его именуют далее Елима, но это не звание, а обозначение рода занятий — волхв или мудрец. Естественно, никакой мудрости в нем не было, а вся деятельность этого лжепророка была построена на лжи и обмане. Ему, вероятно, неплохо жилось при проконсуле, он пользовался и властью, и деньгами, и славой. Вот почему, когда разумный по складу ума и характеру Сергий Павел захотел услышать о новом учении, волхв всеми силами противился апостолам, стараясь отвратить проконсула от веры. Вариисус оспаривал слово Божие, клеветал на благовестников Христовых, пытался выставить их в неприглядном свете. Но ложь оказалась тщетной перед Божественной правдой.
Мы слышали, как Савл, он же Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него (на волхва Вариисуса) взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? Само имя Вариисус означает «сын спасителя». В противовес тому апостол называет волхва презрительно сыном диавола, человеческим воплощением ненависти, злобы и обмана. Обратим внимание и на то, что именно в этом отрывке Апостольского чтения в последний раз автор Деяний употребляет еврейское имя апостола Савл и в первый раз называет его римским Павел, с которым и вошел в церковную историю апостол языков. Почему же апостол Павел принял на себя это новое имя? Толкователи склоняются к тому, что он назывался так в воспоминание совершенного им обращения ко Христу римского проконсула Сергия Павла. Но не только поэтому. И с самим апостолом в этом путешествии произошли большие перемены. Исполнившись Духом Святым, в борьбе с волхвом, он явил такую силу, что возглавил эту миссию апостольского служения и духовного наставничества. Ведь именно по слову Павла: И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени, — Вариисус ослеп, напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого. Слепота духовная, таким образом, породила слепоту телесную. Это грозное чудо потрясло проконсула:
Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню, провозглашаемому устами апостольскими.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Преподобный Исаак Сирин говорит: «Кто покорит себя Богу, тот близок к тому, чтобы ему покорилось все». Слова эти невольно приходят на ум при слушании сегодняшнего Апостольского чтения. Всякое дело, большое и маленькое, совершаемое единственно для угождения Господу и во славу Его, приобретает в очах Божиих особое значение и смысл. Апостолы Павел и Варнава, равно как и другие христиане из антиохийской общины, являли пример беспрекословного послушания Богу. И в этом послушании обрели великие духовные дары. Надо и нам стремиться к подобному усердному Богоугождению и послушанию. И не ради наград, а по любви к своему Создателю. Мы прекрасно понимаем, что ни один человеческий дар, пусть это будет даже сама жизнь, не сравним с той щедростью, которой осеняет нас Творец. Святитель Григорий Богослов говорит: «Сколько ты ни уплатишь Ему, все еще больше будешь оставаться должен и ничего не сможешь дать своего, потому что всё — от Бога».
Но разве Отец Небесный требует от нас какой-либо платы? Единственное, что Господу нужно — это чистое, преданное и любящее сердце человеческое. Задумаемся, братья и сестры, как много порой мы делаем для людей по земным предубеждениям, из тщеславия, страха или, в лучшем случае, из любви и уважения. Дела милости и милосердия к ближним, безусловно, нужны и даже необходимы. Более того, без них жизнь верующего человека просто невозможна! Но нужно очень четко понимать, ради чего мы это все делаем. Для того чтобы себя возвеличить? Или во славу Божию? Иначе можно впасть в греховное самомнение, ведущее к гибельной гордости. Для Бога надо творить гораздо больше, чем для себя или для людей! Потому что и беспредельное благо возможно не в человеческом понимании или отношениях, а только в Боге, Которому служим и Которым живем. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Люди велят тебе угождать им с ущербом для тебя самого. А Христос, напротив, за каждое твое даяние воздаст тебе сторицей и дарует еще жизнь вечную».
Отец Небесный всех нас считает возлюбленными Своими чадами и хочет, чтобы мы являлись таковыми не по принуждению, а по преданности и любви, почитая сие высокое звание для себя не только благом, но и особой честью. Ведь так оно на самом деле и есть! А если — чада Божии, то и попечение должны иметь в жизни скорее Божественное, чем земное. Заботиться не о красоте тела и удовольствиях своей плоти, а о потребностях и красоте души. Невозможно угодить Богу среди греховных развлечений, страстных устремлений или меркантильных соображений. Всем этим мы отдаляемся от Господа, а не приближаемся к Нему. Но чтобы этого не было, должно всегда чувствовать себя в присутствии Божием и держать в уме своем вдохновенные слова псалмопевца Давида, утверждающего и увещевающего: Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь (Пс.15:8). Кто проводит свою жизнь в Божественном присутствии, тот, даже падая, тут же пред очами Божиими раскаивается и обновляется, и очищается, и встает. Ибо на таком человеке во всей полноте проявляются слова псалма: Когда он будет падать, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку (Пс.36:24). В свою очередь чем больше приобретаем мы добродетелей посредством праведной, Богоугодной жизни, исполнением заповедей Господних, старанием и усердием, тем более соединяемся со Христом, усваиваем себя Ему и Его неизреченной милости.
Богом становимся сильными. Богом возвеличиваемся в славе истинной христианской жизни. Богом уповаем на жизнь благословенную и спасение.
Воскресший Господь жив, нетленен и вечен. Кто удостоился обрести Его в душе своей, приблизился к блаженной вечности. Ибо, по словам преподобного Симеона Нового Богослова, с Господом «будут те, которые взыскали Его и Его одного возлюбили».
Но что же нужно сделать, братья и сестры, чтобы достигнуть подобной милости? Примириться с Богом в сердечном сокрушении и искреннем покаянии. Приняв наше покаяние, Господь и простит, и очистит от греховной скверны. А очищенным и дарования пошлет несравненные, имя которым — кротость и смирение. Обретая сию жизненную благодать, обретем и величайшее сокровище — Самого возлюбленного Бога. А с Господом ничего в этом мире не страшно! Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Нет ничего сильнее человека, огражденного высшей помощью, и нет ничего слабее лишенного этой помощи». Сами по себе мы — несовершенны и немощны, но, видя наше усердие и старание, Бог всегда придет на помощь ко всем призывающим Его. Трудное сделает легким, недоступное — доступным, невозможное — возможным. Ничего не требуя взамен! Только кроткого, смиренного, верного сердца и искренней христианской души. Воскликнем же, прославляя Всещедрого Бога, мудрыми словами преподобного Ефрема Сирина: «От Тебя всякая сила, Господи, Тобою побеждают доблестные, Ты возводишь их на высоту доброй жизни, Твоя любовь укрепляет немощных и робких. И мое время, Господи, да не пройдет бесполезно». Аминь.
Христос воскресе!
Комментировать