Категория:Россия
![](/palomnik/images/thumb/7/78/%D0%A5%D0%A1%D0%A1.jpg/400px-%D0%A5%D0%A1%D0%A1.jpg)
Росси́я (Росси́йская Федера́ция) — федеративное государство в Восточной Европе, Северной Азии и, частично, в Центральной Европе. Территория России в её конституционных границах составляет 17 125 191 км²; население страны (в пределах её заявленной территории) составляет 146 748 590 человек (2020). Занимает первое место в мире по территории и девятое — по численности населения. Столица — Москва. Государственный язык — русский.
Крупнейшие города[править | править код]
- Москва
- Санкт-Петербург
- Новосибирск
- Екатеринбург
- Нижний Новгород
- Казань
- Челябинск
- Самара
- Омск
- Ростов-на-Дону
Таблица субъектов Российской Федерации[править | править код]
Православие в России[править | править код]
История[править | править код]
Русская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. По преданию, святой апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия остановился на Киевских горах и благословил будущий город Киев. Распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой — Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, апостолов и просветителей славян. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа — крещение князя Владимира и в 988 году Крещение Руси. Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель.
![](/palomnik/images/thumb/d/df/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D0%BD.jpg/300px-%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D0%BD.jpg)
С Х века строятся величественные храмы. С ХI века на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом — не говоря об их чисто духовной роли — в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. В монастырях процветали иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. Широкая благотворительная деятельность монашеских обителей способствовала воспитанию в народе духа милосердия и сострадательности.
В ХII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. Татаро-монгольское нашествие — величайшее бедствие, постигшее Русь в ХIII веке, — не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси — залога будущей победы над поработителями.
Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в ХIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель Митрополит Алексий (1354-1378) воспитал святого благоверного князя Димитрия Донского. Он, как позднее и святитель Митрополит Иона (1448-1471), силою своего авторитета помогал московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранении государственного единства. Великий подвижник Церкви русской преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг — Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.
![](/palomnik/images/thumb/7/79/5patriarchs.jpg/300px-5patriarchs.jpg)
Сохранению национального самосознания и культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. В ХIII веке было положено начало Почаевской Лавре. Эта обитель и ее игумен преподобный Иов многое сделали для утверждения Православия в западнорусских землях. Всего с ХIV до половины ХV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 года). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.
Освобождаясь от захватчиков, Русское государство набирало силу, а с ним росла и сила Русской Православной Церкви. В 1448 году, незадолго до падения Византийской империи, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. Митрополит Иона, поставленный Собором русских епископов в 1448 году, получил титул Митрополита Московского и всея Руси.
В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В 1589 году Московский Митрополит Иов стал первым русским Патриархом. Восточные патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место.
ХVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Ермоген (1606-1612), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда вписана героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры от шведов и поляков в 1608-1610 годах.
В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем — исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону.
![](/palomnik/images/thumb/5/59/%D0%97%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A1%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B0_%D0%B8_%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%B2_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B5.jpg/300px-%D0%97%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A1%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B0_%D0%B8_%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%B2_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B5.jpg)
Начало ХVIII века ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в 1721 году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет.
В Синодальный период своей истории (1721-1917 годы) Русская Церковь особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны. Велось восстановление старых и строительство новых храмов. Начало ХIХ века ознаменовалось деятельностью замечательных богословов. Немало сделали русские церковные ученые и для развития таких наук, как история, языкознание, востоковедение.
ХIХ век дал великие образцы русской святости: выдающихся иерархов митрополитов Московских Филарета и Иннокентия, преподобного Серафима Саровского, старцев Оптиной и Глинской пустынь.
В начале ХХ века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции — в 1917 году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (1917-1925).
Святитель Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11 ноября 1917 года говорилось: «Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения — кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов — смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга… Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!»
![](/palomnik/images/thumb/4/47/Highest_authority_of_Russian_Orthodox_Church_in_1917.jpg/300px-Highest_authority_of_Russian_Orthodox_Church_in_1917.jpg)
Для большевиков, пришедших к власти в 1917 году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.
Когда в 1921-22 годах советское правительство потребовало выдачи ценных священных предметов, дело дошло до рокового конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви. К началу II Мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений лишь несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие были убиты или пропали без вести.
Катастрофический для страны ход боевых действий в начале II Мировой войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Для богослужений открылись храмы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества — она оказала и материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, финансирования танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.
Кульминацией этого процесса, который можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в «патриотическом единении», был прием Сталиным 4 сентября 1943 года Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).
С этого исторического момента началось «потепление» в отношениях Церкви с государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.
Трудным было положение Русской Православной Церкви в период так называемой «хрущевской оттепели», когда в угоду идеологическим установкам были закрыты тысячи церквей на всей территории Советского Союза.
![](/palomnik/images/thumb/4/40/Avers_medal_1000_rus.jpg/300px-Avers_medal_1000_rus.jpg)
Празднование Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году ознаменовало закат государственно-атеистической системы, придало новый импульс церковно-государственным отношениям, заставило власть предержащих начать диалог с Церковью и выстраивать взаимоотношения с нею на принципах признания ее огромной исторической роли в судьбе Отечества и ее вклада в формирование нравственных устоев нации. Началось подлинное возвращение народа в Отчий дом — люди потянулись ко Христу и Его Святой Церкви. Архипастыри, пастыри, миряне стали ревностно трудиться над воссозданием полнокровной церковной жизни. При этом абсолютное большинство священнослужителей и верующих явило необычайную мудрость, выносливость, стойкость в вере, преданность Святому Православию, несмотря ни на трудности, с которыми было сопряжено возрождение, ни на попытки внешних сил расколоть Церковь, расшатать ее единство, лишить ее внутренней свободы, подчинить мирским интересам. Даже распад Советского Союза в 1991 году, сопровождавшийся повсеместным ростом национального эгоизма, не смог разрушить полиэтничности Московского Патриархата. Стремление заключить Русскую Православную Церковь в рамки Российской Федерации и связанных с нею национальных диаспор доселе оказывается тщетным.
Однако последствия гонений оказались весьма и весьма тяжкими. Предстояло не только восстановить из руин тысячи храмов и сотни монастырей, но и возродить традиции образовательного, просветительного, благотворительного, миссионерского, церковно-общественного служения.
Возглавить церковное возрождение в этих непростых условиях было суждено митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию, который был избран Поместным Собором Русской Православной Церкви на овдовевшую после кончины Святейшего Патриарха Пимена Первосвятительскую кафедру. 10 июня 1990 года состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Под его Первосвятительским омофором Русская Православная Церковь подъяла тяжелейшие труды по воссозданию утраченного за годы гонений. Своеобразными вехами на этом нелегком пути стали Архиерейские Соборы Русской Православной Церкви, на которых свободно обсуждались актуальные проблемы церковного возрождения, принимались решения по каноническим, дисциплинарным и вероучительным вопросам.
Современное состояние[править | править код]
Современная структура Русской православной церкви (Московского патриархата), порядок формирования её центральных и местных органов управления, их полномочия определены Уставом Русской православной церкви, принятым Архиерейским собором 16 августа 2000 года с поправками, принятыми на Архиерейском соборе 27 июня 2008 года, а также Архиерейскими соборами 2011, 2013, 2016 и 2017 годов.
Ныне действующая редакция Гражданского устава РПЦ зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ 30 ноября 1998 года при перерегистрации религиозных объединений в соответствии с новым Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Гражданский устав РПЦ (1991), зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ 30 мая 1991 года, был опубликован в «Журнале Московской Патриархии».
Устав РПЦ определяет Русскую православную церковь как «многонациональную поместную автокефальную церковь, находящуюся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими поместными православными церквами».
Согласно Уставу Русской православной церкви, высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный синод во главе с патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями — каждый в своей компетенции.
Поместный собор решает вопросы, касающиеся избрания патриарха и его ухода на покой, предоставления частям Русской православной церкви автокефалии, автономии и самоуправления. Созывается в сроки, которые определяются Архиерейским собором или, в исключительных случаях, патриархом и Священным синодом, в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян. Последний собор был созван в январе 2009 года.
Архиерейский собор — поместный собор, в котором участвуют исключительно епископы. Является высшим органом иерархического управления Русской православной церкви. В его состав входят все правящие епископы Церкви, а также викарные епископы, возглавляющие синодальные учреждения и духовные академии; по Уставу, созывается не реже одного раза в четыре года.
Священный синод, согласно действующему Уставу РПЦ, является высшим «органом управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами». Состоит из председателя — патриарха (или местоблюстителя), девяти постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев.
Патриарх — предстоятель Церкви, имеет титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Ему принадлежит «первенство чести» среди епископата Русской православной церкви. Имя патриарха возносится во время богослужения во всех храмах Русской православной церкви.
Высший церковный совет — постоянный исполнительный орган, действующий с марта 2011 года при патриархе Московском и всея Руси и Священном синоде Русской православной церкви. Возглавляется патриархом и состоит из руководителей синодальных учреждений Русской православной церкви.
Как юридическое лицо Церковь зарегистрирована в виде религиозной организации «Русская православная церковь».
Святые[править | править код]
Таблицу имен русских святых, расположенных в хронологическом порядке, смотрите здесь.
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Официальный сайт Русской Православной Церкви
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ОТДЕЛ ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СВЯЗЕЙ
История Русской Православной Церкви
В.И. Петрушко. Курс лекций по истории Русской Церкви
Владимир Русак. История Российской Церкви
Василий Ключевский. Православие в России
Краткая история Русской Православной Церкви
Подкатегории
В этой категории отображается 15 подкатегорий из имеющихся 15.
Р
- Россия (Источники) (пусто)
Страницы в категории «Россия»
Показано 200 страниц из 6008, находящихся в данной категории.
(Предыдущая страница) (Следующая страница)Х
- Храм святителя Гурия, архиепископа Таврического (Севастополь)
- Храм святителя Димитрия Ростовского (Барнаул)
- Храм святителя Димитрия Ростовского (Дмитриевка)
- Храм святителя Димитрия Ростовского (Новохуторное)
- Храм святителя Димитрия Ростовского (Сальск)
- Храм святителя Димитрия Ростовского (Ульянка)
- Храм святителя Димитрия, Митрополита Ростовского (Ростов-на-Дону)
- Храм святителя Иннокентия (Екатеринбург)
- Храм святителя Иннокентия Иркутского (Хабаровск)
- Храм святителя Иннокентия Московского (Вязники)
- Храм святителя Иннокентия Московского (Хабаровск)
- Храм святителя Иннокентия Московского (Южно-Сахалинск)
- Храм святителя Иоанна Златоуста (Графовка)
- Храм святителя Иоанна Златоуста (Козино)
- Храм святителя Иоанна Златоуста (Кострома)
- Храм святителя Иоанна Златоуста (Саратов)
- Храм святителя Иоанна Златоуста (Смоленск)
- Храм святителя Иоанна Златоуста (Сочи)
- Храм святителя Иоанна Златоуста в Грэсовском (Симферополь)
- Храм святителя Иоанна Милостивого (Отрадное)
- Храм святителя Кирилла Туровского (Медведево)
- Храм святителя Луки (Большая Мурта)
- Храм святителя Луки (Войно-Ясенецкого) (Екатеринбург)
- Храм святителя Луки (Евпатория)
- Храм святителя Луки Войно-Ясенецкого (Алушта)
- Храм святителя Луки Войно-Ясенецкого (Новый Свет)
- Храм святителя Луки Войно-Ясенецкого (Пятигорск)
- Храм святителя Луки Войно-Ясенецкого (Саратов)
- Храм святителя Луки Крымского (Киселевка)
- Храм святителя Луки Крымского (Севастополь)
- Храм святителя Луки Крымского (Чита)
- Храм святителя Луки на территории Республиканской больницы имени Семашко (Симферополь)
- Храм святителя Луки Симферопольского (Жилино)
- Храм святителя Луки Симферопольского (Новый)
- Храм святителя Луки Симферопольского (Чехов)
- Храм святителя Митрофана Воронежского (Воронеж)
- Храм святителя Митрофана Воронежского (Пермь)
- Храм святителя Митрофана Воронежского (Саратов)
- Храм святителя Митрофана Воронежского на Хуторской (Москва)
- Храм святителя Митрофана, епископа Воронежского в Москворечье (Москва)
- Храм святителя Николая (Алексино)
- Храм святителя Николая (Анновка)
- Храм святителя Николая (Ардонь)
- Храм святителя Николая (Астрахань)
- Храм святителя Николая (Белая Березка)
- Храм святителя Николая (Белый Колодезь)
- Храм святителя Николая (Ближняя Игуменка)
- Храм святителя Николая (Большое Полпино)
- Храм святителя Николая (Бутылицы)
- Храм святителя Николая (Валуйки)
- Храм святителя Николая (Великомихайловка)
- Храм святителя Николая (Весёлое)
- Храм святителя Николая (Волго-Каспийский)
- Храм святителя Николая (Высокое)
- Храм святителя Николая (Головино)
- Храм святителя Николая (Грайворон)
- Храм святителя Николая (Грузское)
- Храм святителя Николая (Грушевка)
- Храм святителя Николая (Деремна)
- Храм Святителя Николая (Домодедово)
- Храм святителя Николая (Заболотье)
- Храм святителя Николая (Ибреси)
- Храм святителя Николая (Ивня)
- Храм святителя Николая (Калуга)
- Храм святителя Николая (Капустин Яр)
- Храм святителя Николая (Карачев)
- Храм святителя Николая (Киржач)
- Храм святителя Николая (Коньшино)
- Храм святителя Николая (Красные Баррикады)
- Храм святителя Николая (Кривцово)
- Храм святителя Николая (Крюково)
- Храм святителя Николая (Кулаково)
- Храм святителя Николая (Купино)
- Храм святителя Николая (Курово)
- Храм святителя Николая (Кутуково)
- Храм святителя Николая (Ломово)
- Храм святителя Николая (Лопатни)
- Храм святителя Николая (Меленки)
- Храм святителя Николая (Мошенское)
- Храм святителя Николая (Мстёра)
- Храм святителя Николая (Мултаново)
- Храм святителя Николая (Незнамово)
- Храм святителя Николая (Нижние Пены)
- Храм святителя Николая (Николаевка)
- Храм святителя Николая (Николополье)
- Храм святителя Николая (Никольское)
- Храм святителя Николая (Новосибирск)
- Храм святителя Николая (Новый Ропск)
- Храм святителя Николая (Оля)
- Храм святителя Николая (Плотавец)
- Храм святителя Николая (Полтево)
- Храм святителя Николая (Ракитное)
- Храм святителя Николая (Самарино)
- Храм святителя Николая (Сельцо)
- Храм святителя Николая (Симферополь)
- Храм святителя Николая (Слоновка)
- Храм святителя Николая (Сорокино)
- Храм святителя Николая (Стародуб)
- Храм святителя Николая (Старопочепье)
- Храм святителя Николая (Старые Котлицы)
- Храм святителя Николая (Старый Оскол)
- Храм святителя Николая (Степаньково)
- Храм святителя Николая (Стремилово)
- Храм святителя Николая (Суздаль)
- Храм святителя Николая (Тишанка)
- Храм святителя Николая (Туапсе)
- Храм святителя Николая (Улан-Удэ)
- Храм святителя Николая (Унеча)
- Храм святителя Николая (Усох)
- Храм святителя Николая (Филипповское)
- Храм святителя Николая (Чехов)
- Храм святителя Николая (Чолхов)
- Храм святителя Николая (Шебекино)
- Храм святителя Николая (Щегловка)
- Храм святителя Николая (Яндыки)
- Храм святителя Николая (Яцковичи)
- Храм святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских при ВТУ (Балашиха)
- Храм святителя Николая в Заяицком (Москва)
- Храм Святителя Николая в Котельниках (Москва)
- Храм Святителя Николая в Кузнецах (Москва)
- Храм святителя Николая в Пластунке (Сочи)
- Храм Святителя Николая в Пыжах (Москва)
- Храм Святителя Николая в Толмачах (Москва)
- Храм святителя Николая в Хамовниках (Москва)
- Храм святителя Николая Мирликийского (Васильково)
- Храм святителя Николая Мирликийского (Луцино)
- Храм святителя Николая Мирликийского (Никольское)
- Храм святителя Николая Мирликийского (Пушкино)
- Храм святителя Николая Мирликийского (Тверь)
- Храм святителя Николая Мирликийского в Бирюлёве (Москва)
- Храм святителя Николая Мирликийского в Дербеневе (Москва)
- Храм святителя Николая Мирликийского в Звонарях (Москва)
- Храм Святителя Николая Мирликийского в Кувекине (Москва)
- Храм святителя Николая Мирликийского в Никольском (Москва)
- Храм святителя Николая Мирликийского при НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко (Москва)
- Храм Святителя Николая на Преображенском кладбище (Москва)
- Храм Святителя Николая у Соломенной сторожки (Москва)
- Храм святителя Николая Чудотворца (Армянск)
- Храм святителя Николая Чудотворца (Бахчисарай)
- Храм святителя Николая Чудотворца (Воейково)
- Храм святителя Николая Чудотворца (Вольск-18)
- Храм святителя Николая чудотворца (Вышний Волочек)
- Храм святителя Николая Чудотворца (Данилов)
- Храм святителя Николая Чудотворца (Деменщина)
- Храм святителя Николая Чудотворца (Златоуст)
- Храм святителя Николая Чудотворца (Керчь)
- Храм святителя Николая Чудотворца (Кобона)
- Храм святителя Николая Чудотворца (Котлы)
- Храм святителя Николая Чудотворца (Крайновка)
- Храм святителя Николая Чудотворца (Лагань)
- Храм святителя Николая Чудотворца (Молдовка)
- Храм святителя Николая Чудотворца (Николаевка)
- Храм святителя Николая Чудотворца (Новокаолиновый)
- Храм святителя Николая Чудотворца (Орловка)
- Храм святителя Николая Чудотворца (Прохладный)
- Храм святителя Николая Чудотворца (Романово)
- Храм святителя Николая Чудотворца (с. Каменка)
- Храм святителя Николая Чудотворца (Свияжск)
- Храм святителя Николая Чудотворца (Суетово)
- Храм святителя Николая Чудотворца (Суздаль)
- Храм святителя Николая Чудотворца (Южно-Сахалинск)
- Храм святителя Николая Чудотворца в Камышовой бухте (Севастополь)
- Храм святителя Николая Чудотворца в Лазаревском (Сочи)
- Храм святителя Николая Чудотворца в Рыжово (Москва)
- Храм святителя Николая Чудотворца в Сабурове (Москва)
- Храм святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры (Ушаки)
- Храм святителя Николая Чудотворца на Рогожском кладбище (Москва)
- Храм святителя Николая Японского (Саратов)
- Храм святителя Спиридона Тримифунтского (Вологда)
- Храм святителя Спиридона Тримифунтского (Межевой)
- Храм святителя Спиридона Тримифунтского (Санниково)
- Храм святителя Спиридона Тримифунтского (Смоленск)
- Храм святителя Спиридона Тримифунтского (Талица)
- Храм святителя Спиридона Тримифунтского (Черноморское)
- Храм святителя Спиридона Тримифунтского в Нагатинском Затоне (Москва)
- Храм святителя Стефана Великопермского (Екатеринбург)
- Храм Святителя Тихона (Архангельск)
- Храм святителя Тихона Задонского (Заречье)
- Храм Святителя Тихона Патриарха Всероссийского в Московском (Москва)
- Храм святителя Тихона, епископа Амафунтского (Тутаев)
- Храм святителя Тихона, Патриарха Всероссийского и всех Новомучеников и Исповедников Российских (Кострома)
- Храм святителя Феодора Едесского в Уварове (Москва)
- Храм святителя Феодосия Черниговского (Севастополь)
- Храм святителя Филарета Московского (Мамонтовка)
- Храм святителя Филиппа Московского в Мещанской слободе (Москва)
- Храм святителя Филиппа, митрополита Московского (Севастополь)
- Храм святого Александра Невского (Александровка)
- Храм святого Александра Невского (Алупка)
- Храм святого Александра Невского (Волосово)
- Храм святого Александра Невского (Вонлярово)
- Храм святого Александра Невского (Звенигород)
- Храм святого Александра Невского (Керчь)
- Храм святого Александра Невского (Смоленск)
- Храм святого Александра Невского (Томск)
- Храм святого Александра Невского (Усть-Ижора)
- Храм святого Александра Невского (Утёс)
- Храм святого Александра Невского (Харино)
- Храм святого Александра Невского (Яшкуль)
- Храм святого Александра Невского в Веселом (Сочи)
- Храм святого Александра Невского в Казачьей бухте (Севастополь)