На́льчик (кабард.-черк. Налшык, карач.-балк. Нальчик) — город на юге России, столица Кабардино-Балкарии. Входит в состав одноимённого городского округа.
Устоявшейся является точка зрения, что в основе названия города лежит слово нал — «подкова», присутствующее как в кабардино-черкесском, так и в карачаево-балкарском языках и заимствованное, по некоторым данным, из персидского языка. Подкова и является эмблемой города. Проблемы возникают с объяснением элемента -чик. Это может быть трансформация кабардинского щыч — «отрывающий» (подкову грунт), тюркский уменьшительный формант («маленькая подкова») или, возможно, термин со значением «вода» (что логично предположить для названия реки Нальчик, которое исторически первично по отношению к названию города).
Народы Кабардино-Балкарии одни из первых на Кавказе были просвещены Христовым Учением. В Ι веке от Рождества Христова, когда апостолы разошлись по разным концам Земли с Благой Вестью, Кавказ и Закавказье «посетили с проповедью пять св. апостолов: четыре из числа дванадесяти - св. Андрей, св. Матфей, св. Иуда Фаддей, называемый Левием, св. Варфоломей, и один от семидесяти - св. Фаддей».
Согласно Священному Преданию и святоотеческим источникам, со стороны Черного моря на Кавказ приходили апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, которые проповедовали христианское вероучение среди зикхов, касогов и алан - предков коренных народов Кабардино-Балкарии.
Апостольский период в истории Христианства Северного Кавказа, неоспоримо доказанный различными материальными и духовными источниками, является тем значимым звеном, которое помогает приоткрыть завесу зарождения самостоятельных епархий и митрополий в составе Константинопольской Церкви, а затем и Русской Православной Церкви, вписывается в общую закономерность возникновения и развития Восточных Церквей.
Условия для раннего распространения христианства в Зихи-Косогии, а несколько позже и в Алании, были идентичны с Грузией, Арменией и Кавказской Албанией. В частности, они были связаны с наличием здесь еврейской диаспоры, в пределах которой первоначально возникли небольшие христианские общины, в том числе и тайные.
Дальнейшее распространение христианства на территории Северного Кавказа обусловлено активной миссионерской деятельностью Византийской империи, где христианство было признано государственной религией.
Общепризнанным является тот факт, что распространение христианства среди адыгов связано с византийским императором Юстинианом (VI в.). Об этом сообщает Ш. Ногмов, называя Юстиниана «союзником адыхейского народа» и «адыхейским витязем», подчеркивая, что адыги так уважали Юстиниана, что даже клялись юстиниановым столом и юстиниановым троном.
Христианский автор того времени- монах Епифаний свидетельствует, что зихи (приморские адыги) - «народ жестокий и варварский и доныне наполовину неверующий», а касоги (закубанские адыги) –«это люди кроткие и доступные вере; они с радостью приняли слово проповеди».
И уже на рубеже VII-VIII вв. центром христианства на Западном и Северном Кавказе становится Зихская епархия, которая упоминается в епископском списке, составленном в 807-815 гг.
Создание на территории Западного и Северного Кавказа самостоятельной епархии позволило ее представителям принять непосредственное участие во Вселенских Соборах, внести свой вклад в разрешение богословских споров, которые будоражили Восток и определить для себя неизменность халкидонского исповедания веры. Все это способствовало широкой миссионерской деятельности, итогом которой становится повсеместное крещение народов Западного и Северного Кавказа в средние века и признание христианства государственной религией в Зихо-Касогском племенном союзе, а несколько позже и в Аланском государстве.
Собор - один из крупнейших и красивейших на Северном Кавказе. Службы в соборе могут одновременно посещать до тысячи человек, площадь застройки храма - ок. 800 кв. м. Пятикупольный двухъярусный храм с пристроенной четырехъярусной колокольней выполнен в византийском стиле. На нижнем ярусе размещаются крестильная, мастерские, технические и подсобные помещения. На втором ярусе - основной храм. Имеется балконная часть для хора, и с этого же уровня - вход в колокольню. Первый уровень колокольни является крытым крыльцом, папертью храма. Стены из кирпича и железобетона с фасадной штукатуркой светлых тонов. Купола шлемовидной формы, покрытые медными пластинами. Главный вход - с западной стороны с площадью перед ним. Храмовый участок в 7000 кв. м огорожен, на нём предусмотрены приходские здания.
Адрес: Россия, 360000, г. Нальчик, ул. Мальбахова, 23
"Состоящая при Нальчикской крепости церковь была созиждена в 1826 году попечением воинских чинов Кабардинского егерского полка... На каменном фундаменте, стены кирпичные в 2,5 кирпича. Купол деревянный, омалеванный снаружи и внутри сосновыми досками, выписанными из Кизляра. Купол и колокольня крыльца такого же соснового лесу, главы обиты жестью и выкрашены зеленою краскою, кресты иже медные с позолоченными звездочками и главным оба на железных цепях. Снаружи три крыльца с деревянными колоннами и крышею, длина ее 13 сажен, ширина 4 сажени и один аршин. Окошек в алтаре - 3, вышестоящем нижнем этаже - 2, верхнем - 10, в трапезе - 4... Церковь сия была украшена как внутри, так и в наружном виде и всегда поддерживаемая воинскими же чинами оного полка и другими людьми, при Нальчике живущими".
Адрес: Россия, 360000, г. Нальчик, ул. Пятигорская, 82
Каноническая территория: ГО Пятигорск, Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Лермонтов, а также Минераловодский, Предгорный и Кировский р-ны Ставропольского края; Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская респп.
Кафедральные соборы: Спасский в г. Пятигорске (строится), Михаило-Архангельский в г. Пятигорске, Марие-Магдалининский в г. Нальчике, Никольский в г. Черкесске.