В Вологодском кафедральном соборе почивают святые мощи преподобного Иоасафа Каменского. Чудотворения от его мощей начались сразу же, во время похорон. На остров съехалось множество народа, больные касались гроба и исцелялись. На протяжении веков над его ракой исцелялись от лихорадки, слепоты, немоты, бесноватости и других недугов.
В 1642 году в подклете собора был устроен престол во имя святого Димитрия, в котором пребывают главные святыни монастыря — под спудом мощи преподобного Димитрия и Игнатия Прилуцких.
В подклете также находятся чтимые иконы — список чудотворного образа преподобного Димитрия с житием (с ней игуменский посох и часть вериг святого) и Пресвятой Богородицы «Страстная», написанная иконописцами монастыря Кутлумуш на Афоне в память о несохранившейся келейной иконе преподобного Димитрия.
Близ гробницы преподобного Игнатия Прилуцкого пребывают вериги, по преданию носимые подвижником, а также ковчег с частицами Ризы Господней, мощей святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, Сорока мучеников Севастийских, преподобного Иоанна Дамаскина.
Особенно почитаема в обители икона Божией Матери «Скоропослушница» — список чудотворного образа, созданного на Афоне и привезённого в обитель в 1910 году.
Местно почитаемая Казанская икона Божией Матери в драгоценной ризе после закрытия монастыря находится в Вологодском музее-заповеднике.
В 1492 году в глухом комельском лесу построена Спасопреображенская деревянная церковь и основан монастырь. Основателями были вологодские святые – преподобные Авраамий и Коприй Печенгские. И хотя имена преподобных есть во всех справочниках, о жизни и смерти их ничего неизвестно. Память их празднуется 17 февраля (4 февраля по старому стилю). Мощи святых в 1916 году покоились под спудом в приходской Спасопреображенской Печенгской церкви Грязовецкого уезда (Грязовецкий уезд выделился из Вологодского в 1780 году).
В настоящее время на место бывшей церкви указывает небольшое возвышение, заросшее мелколесьем, в северо-восточном конце деревни Спас. Монастырь находился на островке среди болот. В советское время земли эти мелиорированы. Русло Печеньги выпрямлено канавой. Она впадала в Комелу юго-западнее деревни Спас. Все деревни, составлявшие вотчину Спасо-Печенгского монастыря, сохранились, но живут в них, в основном, дачники.
Адрес: Россия, Вологодская область, г. Великий Устюг, ул. Набережная, д.57
Святые мощи праведного Прокопия покоятся в храме во имя святого Прокопия уже почти 700 лет. Будущий святой был немецким купцом, торговавшим в Новгороде. Пленившись благолепием и красотою храмов Божиих, набожностью русского народа, он принял Православие, вступил в обитель преподобного Варлаама Хутынского, а затем, избегая известности, удалился в г. Устюг, избрал здесь «буйственное и юродственное, еже по апостолу, жительство» и был первым мирским юродивым на Руси (ранее его живший праведный Исаакий юродствовал в монастыре). Своими молитвами он спас Устюг от угрожавшей этому городу за грехи его жителей каменной тучи, появление которой он сам и предсказал. Туча, миновав Устюг, разразилась раскаленными камнями над необитаемым местом, называемым Колотово.
В советское время богоборцы пытались изъять мощи из земли. Тогда из могилы вырвался пламень, и мощи опустились еще глубже.
Паломниками и местными жителями почитаются в Колотово два места, связанные с чудом святого Прокопия: «ближняя туча» и «дальняя туча». На месте «ближней» устроена часовня, вокруг множество оплавленных камней.
Адрес: ул. Лесотехникум, Тотьма, Вологодская обл., Россия, 161300
Святые мощи преподобного Феодосия Тотемского почивают в Спасо-Суморином монастыре. г. Тотьмы Вологодской области. При гробе преподобного совершались чудеса. В 1796 году при перестройке Вознесенской церкви его мощи были обретены нетленными. Как отметил жизнеописатель, «всех чудес преподобного Феодосия в монастырской книге записано 146, и записывать их давно уже перестали...». Возвращение и перенесение святых мощей, изъятых при советской власти, в Тотьму совершилось 14 сентября 1994 года. в 2016 г. перенесение мощей в Спасо-Суморином монастырь.
Церковь Воскресения Христова и Успения Пресвятой Богородицы.
Святые мощи блаженного Андрея Тотемского находятся в г. Тотьме под спудом в церкви Воскресения Христова и Успения Пресвятой Богородицы. Блаженный Андрей зимой и летом ходил босой, в рваной одежде, питаясь только хлебом и водой и то в таком малом количестве, чтобы только не умереть с голода, и молился день и ночь. За свои подвиги и труды блаженный Андрей удостоился дара чудотворений. У гроба блаженного засвидетельствованы многие исцеления.
Церковь Воскресения Христова (с.Варницы)
Адрес: Вологодская обл., Тотемский р-н, с. Варницы
В Церкви Воскресения Христова (с.Варницы) под спудом покоятся святые мощи праведного Максима, иерея Тотемского, который некоторое время был в городе священником Воскресенской церкви, где и был погребен. В течение сорока лет он проходил тяжелый подвиг юродства Христа ради, постоянно находясь в посте и молитве. Скончался блаженный Максим в глубокой старости 16 января 1650 года. Местное почитание святого началось в 1715 году в связи с многочисленными чудесами, происходившими при его гробе.
Церковь Спаса Преображения (д. Погорелово) - разрушена
Адрес: Вологодская обл., Тотемский р-н, Погореловское с/п,д.Погорелово
Почитание преподобного Вассиана Тиксненского началось в 1647 году, когда во время моровой язвы у места его погребения многие немощные получили исцеление. В настоящее время установлен поклонный крест на месте церкви Св. Троицы, где покоились мощи преп. Вассиана Тиксненского. Надпись на табличке: Преподобный отче наш Вассиане, моли Бога о нас.
Адрес монастыря: 162010, Вологодская обл., Грязовецкий р-н, с. Юношеское.
Святые Мощи Павла Комельского (Обнорского) , келейника преподобного Сергия Радонежского, основателя Свято-Троицкого Павло-Обнорского мужского монастыря, покоятся в этом, основанном им, монастыре. В монастыре почивают святые мощи преподобномучеников Обнорских: Ефрема, Иеронима, Исаакия, Дионисия и Митрофана. В монастыре находится кладезь, выкопанный преподобным Павлом Обнорским.
Быв. Корнилиево-Комельский монастырь
Месторасположение захоронений и источника: Вологодская обл., Грязовецкий р-н, д. Корнильево, быв. Корнилиево-Комельский монастырь.
Святые мощи преподобного Корнилия Комельского почивают под спудом в бывшей Комельской обители. Его имя среди вологодских святых ранее почиталось в одном ряду с именами преподобных Кирилла Белозерского и Димитрия Прилуцкого. Скончался преподобный в возрасте 82 лет 19 мая 1537 года. Сразу же по кончине Господь прославил Своего угодника. От гроба покойного стали происходить многочисленные исцеления, увеличившие почитателей святого. Преподобные Кассиан Комельский, Вологодский, и Лаврентий Комельский были учениками преподобного Корнилия Комельского. Их святые мощи также покоились в этой обители.
Известность монастырю снискали не только многоцелебные мощи великого подвижника, но и святые источники преподобного Корнилия, минеральная вода из которых по своим целебным свойствам славилась на всю Россию. На источниках были сооружены даже больницы с ваннами для лечения целебными водами, которые особенно помогали при кожных заболеваниях, при цинге, при параличе. Хотя больница, как и сам монастырь, разрушена, источник преподобного Корнилия сохранился, и сегодня из толстой трубы под мощным напором вырывается вода.
В храме преподобного Кирилла под спудом почивают мощи преподобного основателя обители.
На месте первого поселения преподобного поставлены каменные сени, в которых находится деревянная часовня, рубленая, по преданию, самим преподобным Кириллом и крест, водруженный им при поселении.
Возле алтаря Успенского собора погребён выдающийся настоятель обители XIX века – преподобный Иаков Кирилловский. На месте захоронения установлен мраморный памятник.
В 6 км от монастыря, на горе Мауре, где преподобный Кирилл узнал место для поселения, указанное в видении Богородицей, поставлен поклонный крест.
В Покровской церкви Кирилловского района Вологодской области 2 октября 1993 года на воскресной всенощной начала мироточить икона архангела Рафаила в алтаре. Икона была изнесена для поклонения. Капли, похожие на смолу, источали едва заметное благоухание и были настолько густыми, что было невозможно собрать их или пропитать ими ткань. Мироточение продолжалось до дня святителя Николая Чудотворца. Епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан засвидетельствовал это чудо.
Месторасположение: Вологодская обл., Красавинский р-н, погост Пятницкой церкви.
Могила подвижника благочестия, старца Максима Погоредовского до наших дней почитается православными, и поток паломников к его могиле не уменьшается.
Старец Максим своим учителем и наставником называл игумена Иоасафа, ученика и келейника преподобного Серафима Саровского. Старца почитали не только жители Великого Устюга, но и далеко за его пределами, ему было открыто о судьбе последнего царя Николая II. Не раз он близким говорил о мученической кончине православного императора за пятнадцать лет до этого.
По своему предсказанию 13 декабря 1906 года мирно отошел к Господу. Сразу же в день похорон начались исцеления. Множество людей получило благодатную помощь от Господа. Старец Максим завещал приходить к нему на могилку всем болящим и страждущим. Просил все ему высказывать на могиле и обещал помощь и заступничество. Над могилой сооружена часовня.
Местные жители много рассказывают об исцелениях, об обретении пропаж, о всплывавших по молитве к подвижнику благочестия Иоанникию, утопленниках. В знак благодарности за многочисленные исцеления поставлен крест на повороте тропы от Мезени к могиле праведника.
Месторасположение: Вологодская обл., Удорский р-н, д. Латьюга.
Святой колодец, оставшийся от праведного Феодосия Тотемского, находится в г. Тотьма Вологодской области возле бывшего Суморина монастыря на окраине городка, на возвышенности, в излучине речек Кодвы и Песье. В Вологодской области почитается также святой источник возле Богоявленского храма в г. Туровец.
Монастырь, находящийся в 20 км на северо-восток от Кириллова и в 120 км на северо-запад от Вологды, выстроен на холме меж двух озёр — Бородаевского и Паского, которые соединяет маленькая речка Паска. Само село Ферапонтово расположено, преимущественно, на противоположном от монастыря берегу реки. Монастырь доминирует над окружающей местностью, однако благодаря своим камерным размерам и изящному стилю он не подавляет величием, как его ближайший сосед — Кирилло-Белозерский монастырь.
В XVII в. в монастыре отбывал ссылку низложенный Патриарх Никон.
Монастырь основан в XVI в. кн. Евфросинией Андреевной Старицкой, которая позже была сослана туда Иваном Грозным и пострижена в монахини. Горицкий монастырь впоследствии часто служил местом ссылки для знатных русских женщин. В 1930-х закрыт, все монахини выселены, здания отданы под дом инвалидов. В Воскресенском соборе располагался сельский клуб.
Кири́лло-Белозе́рский монастырь (также Кириллов монастырь) — мужской монастырь Вологодской епархии Русской православной церкви, расположенный на берегу Сиверского озера в черте города Кириллов Вологодской области, который вырос из слободы при монастыре. В XV—XVII веках — один из крупнейших и богатейших монастырей России, центр духовной жизни Русского Севера. С 1924 года — историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Мужской монастырь, основанный в 1414 учеником прп. Сергия Радонежского - прп. Павлом Обнорским. Отстроен в камне в 1-й пол. XVI в. на средства Василия III, в XVI-XVII вв. несколько раз страдал от набегом татар и пожаров. Весь ансамбль реконструирован в 1870-1880-х игум. Иоасафом (Тихоновым) - перестроены храмы, выстроены стена, келейные корпуса. Закрыт в 1922, использовался как школа особого режима, детский дом, интернат, многие здания сломаны, к кон. 1980-х заброшен. В 1994 передан епархии, первоначально подворье Спасо-Прилуцкого монастыря, с 2003 - отдельный монастырь.
Монастырь основан прп. Димитрием Прилуцким, сподвижником прп. Сергия Радонежского, выходцем из Переславля, в 1380-х при помощи Дмитрия Донского, был одним из первых северных монастырей с общежительным уставом. Уже в XV в., после канонизации прп. Димитрия, стал одним из известнейших и почитаемых, а также богатейших монастырей Вологодчины, в XVI в. основные постройки выстроены в камне. Крепостная стена с башнями построена в 1640-х - 1656, келейные корпуса XVII-XIX вв. Закрыт в 1924, занят домом инвалидов, в 1930 служил пересыльным пунктом, позже использовался под военные склады. В 1950-х отдан музею, проведена реставрация. Вновь открыт в 1991.
Основан в 1554 году преподобным Феодосием Тотемским, пришедшим сюда из вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря.
В XIX веке выстроены два собора — Воскресенский и Преображенский. С 1832 года к монастырю приписана Дедовская Троицкая пустынь на Дедове острове реки Сухоны, основанная в 1676 году.
В монастыре хранились мощи св. Феодосия Тотемского: до революции они находились зимой в Воскресенском соборе под аркой между основным пространством собора и северным приделом во Имя Самого Святого, а весной ежегодно с торжественным крестным ходом переносились в холодный Преображенский собор и здесь покоились на месте левого клироса в серебряной раке; они были покрыты покровом, открытой оставалась только правая рука.
В 2016 мощи преподобного Феодосия Тотемского вернулись в монастырь.
По преданию монастырь был основан в XIII в. князем Глебом Белоозерским, нашедшем на острове спасение от бури во время плавания по Кубенскому озеру. В XV-XVII вв. использовался для заточения знатных особ. Упразднен в 1774 и вновь возобновлен по указу Павла I в 1801 под именем Белавинской Преображенской пустыни. В 1892. обители было возвращено прежнее название: Спасо-Каменный монастырь. В 1925 монастырь был закрыт, на его территории расположилась колония для несовершеннолетних. Вскоре после пожара она была закрыта и заброшена. В 1990-х начато восстановление монастыря.
Спасо-Преображенский собор в Белозерске был построен в 1668—1670-е годы. В соборе сохранился многоярусный резной иконостас конца XVIII — начала XIX веков. В 2017 году Спасо-Преображенский кафедральный собор был передан в собственность Череповецкой епархии и стал вторым кафедральным собором епархии.
Спасо-Преображенский собор города Белозерска построен во второй половине XVII века, в прошлом – главный городской собор. Принадлежит к числу наиболее хорошо сохранившихся памятников русского зодчества этого периода, возвышаясь в историческом ядре города – в центре Белозерского кремля.
Адрес: Россия,Вологодская обл.? Белозерск, ул Советский Вал, Д.8
Церковь Входа Господня в Иерусалим, например, была возведена в 1774-1794 гг. на средства, предоставленные купцами – братьями Григорием и Петром Пановыми, которые занимались торговлей с "Русской Америкой".
После революции 1917 года храм был закрыт. С 1947 по 1985 год в нем находился ликеро-водочный завод.
В настоящее время церковь Входа Господня в Иерусалим полностью восстановлена и открыта для прихожан, богослужения проводятся регулярно.
Также в храме размещён музей мореплавателей.
Адрес: Россия, Вологодская область, г.Тотьма, ул.Кирова, 15
Храм в честь Рождества Христова расположен в городе Тотьма, в самом центре. Храм строился в два этапа. Поначалу, в 1746-1748 годах, была воздвигнута теплая церковь (нижняя) в честь великого светлого христианского праздника Рождества Христова. Позже в 1786-1793 годах была построена холодная церковь (верхняя) и освящена во имя святого великого чудотворца Николы, архиепископа Мирликийского. Отдельно от храма, в 1790 году, была воздвигнута колокольня из камня. В нижнем ярусе каменной колокольни была устроена и освящена церковь с престолом во имя святой угодницы Параскевы Пятницы.
Построена церковь в стиле регионального (тотемского) русского барокко. Церкви, выстроенные в этом стиле, как правило, высокие, имеют длинное узкое основание, и в профиль они кажутся более узкими, чем в анфас. Их каменные стены украшены орнаментом и угловатыми главками. Такие здания были построены только в Тотьме, хотя похожие встречаются и в других местах.
Адрес: Вологодская обл., Тотемский р-н, г. Тотьма, ул. Ленина, 31
Церковь Вознесения на Торгу – древнейшая из сохранившихся великоустюжских церквей.
Храм построен по заказу устюжского купца Никифора Ревякина в 1648-1649 годах, «у торгу, на площади». Раньше на этом месте стояли две деревянные церкви, но они сгорели во время большого пожара в начале 1649 года.
Многие устюжские церкви строились «парами», холодная церковь рядом с теплой. Храм Вознесения на Торгу не стал исключением: к первоначальному холодному храму с колокольней позже пристроили двухэтажную теплую церковь. К концу 1670-х годов церковь обрела тот архитектурный облик, который по большей части сохранился до наших дней.
Храм с апреля 2009 совмещает действующую церковь и Музей древнерусского искусства.
Адрес: Вологодская область, Великоустюгский район, г. Великий Устюг, Советский просп., д. 86
Успенский собор — православный храм в Великом Устюге, старейшее здание города. Расположен на Соборном дворище, самой старой части Великого Устюга, на высоком левом берегу Сухоны.
Изначально собор был построен в 1619—1622 годах и был первым каменным зданием города, но в 1631 году сгорел, был разобран, а современное здание собора строилось с 1639 по 1658 год и потом многократно перестраивалось, отразив в результате черты самых разных архитектурных стилей.
Действующим собор был до конца 1929 г. После закрытия здание использовалось для размещения спецпоселенцев и (до 1976 г.) под склад.
С 1970 г. по настоящее время в Благовещенской церкви размещается Центральная городская библиотека, где с 2003 г. проходят межрегиональные Прокопьевские чтения. Собор используется Великоустюгским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. В летнее время для посетителей открыт доступ на соборную колокольню, откуда открывается вид на историческую часть.
Адрес: Вологодская область, Великий Устюг, Советский просп., д.62 (Соборное Дворище)
Храм во имя святого и праведного Прокопия Устюжского чудотворца - второе после Успенского собора по значению здание соборного комплекса на Соборном дворище (соборным храм стал с 1683 года).
Вторым после Успенского собора по значению зданием соборного комплекса стала церковь во имя Святого и Праведного Прокопия Устюжского чудотворца (соборным храмом стала с 1683 года), который был похоронен на берегу реки в непосредственной близости к Успенскому собору. Блаженный Прокопий Устюжский чудотворец канонизирован на Соборе 26 февраля 1547 года, умер в 1303 году, день памяти 8 (21) июля. В 1458 году над гробом Прокопия была построена скромная деревянная часовня.
Адрес: Россия, Вологодская область, г. Великий Устюг, ул. Набережная, 57
Собор Воскресения Христова (Николая Чудотворца) - обширный двухэтажный храм в стиле классицизма, сооружённый в 1820-1836 годах по образцу Воскресенского собора Вологды.
На Воскресенском погосте с. Устье находится храм, двухэтажный, теплый в честь святителя Николая Мир Ликийских, чудотворца, построенный в 1820-1836 годах. План и фасад его были взяты с теплого кафедрального Вологодского собора (бывшая Картинная галерея). На первом этаже престол освящен в честь иконы Божией Матери Иерусалимская, иконостас был одноярусный. На втором - в честь святителя Николая Мир Ликийских, чудотворца, иконостас был двухярусный, резной, мелкой работы. Главной святыней была почитаемая Иерусалимская икона Божией Матери на серебряной доске с частицами святых мощей угодников Божиих.
Адрес: Россия, Вологодская область, Усть-Кубинский район, с. Устье, улица Пролетарская, 3
Храм Рoждества Христoва был пoстрoен и oсвящен в 1789 гoду. В 30-е годы ХХ века был разрушен. 21 сентября 1991 года по благословению Высокопреосвященнейшего Михаила (Мудьюгина), архиепископа Вологодского и Великоустюжского, была совершена закладка первого камня в основание нового храма.
Первоначально деревянный храм в честь святителя Николая был построен в конце 16 века. Второй придел деревянного храма был посвящен Троице Живоначальной. К концу
18 века деревянный храм обветшал, и в 1780 году был разобран. Новая церковь, посвященная Рождеству Христову, с приделами свт. Николая и Троицы Живоначальной, была построена и освящена в 1789 году.