То́мская о́бласть — субъект Российской Федерации, входит в состав Сибирского федерального округа.
Административный центр — город Томск.
Граничит на западе с Омской и Тюменской областями, на западе и севере — с Ханты-Мансийским автономным округом — Югрой, на востоке — с Красноярским краем, на юге — с Кемеровской и Новосибирской областями.
В 1604 году по указу царя Бориса Годунова казацким головой Писемский и боярским сыном Тырковым строится крепость, расположившаяся на высокой горе, вблизи впадения в реку Томь Ушайки и по тому названная Томском. В благословение созидаемому граду царь присылает образ Пресвятой Троицы. Повелением государя в городе воздвигается и деревянный храм во имя Живоначальной Троицы. Во круг этого храма начинает созидаться церковная и общественная жизнь на томской земле, возвещаться непреходящая истина святого Евангелия.
Одни за другими возводились в Томске и окрестных землях храмы и часовни. Умножалось и количество православных как за счет переселенцев, осваивавших Сибирь, так и за счет принимавших Православие местных жителей. К середине XVII столетия назрела необходимость открытия в Томске самостоятельной архиерейской кафедры. Этот вопрос рассматривался на Большом Московском соборе 1666-1667 гг., где было определено: "Ради церковного устроения: и по Богоревнивому желанию благочестивого Самодержца: царя Алексия Михайловича: мы, православные патриархи - Паисий, Божею милостию папа и патриарх Антиохайский и всего Востока; Иосиф, Московский и всея Руси, преосвященные миторополити, архиепископи и епископи и весь освященный Собор благословихом и утвердихом в царстве Сибирском, в Тобольске с окрестными грады, вместо архиепископи и метрополии быти, в Томске граде - епископу". Кафедральным собором Томска стал старинный деревянный храм во имя Святой Троицы, а после его разборки по ветхости в 1819г. - Богоявленский собор.
Однако исполнение соборного решения затянулось почти на два столетия, епископ в Томск назначен не был, а томские приходы продолжали находиться под омофором Тобольских митрополитов. Только в 1834 году в Тоск назначается епископ и Томская епархия начинает своё практическое существование. Первым епископом Томским и Енисейским становится преосвященный Агапит (Вознесенский), человек образованный и благочестивый. Пред назначением в Томск он нес послушание настоятеля Елецкого монастыря в Чернигове и был инспектором Черниговской духовной семинарии. Провожая избранного епископа в далекую Сибирь, Агапиту вручили в Чернигове жезл святителя Феодосия Черниговского. Эта святыня была привезена в Томск, предавалась от одного епископа к другому и являлась символом Томской епархии.
С образованием Томской епархии церковная жизнь в этом регионе становится более организованной и глубокой. По всей епархии строились храмы и часовни, открывались церковно-приходские школы, церковь заботилась о бедных и несчастных, противостояла человеческим порокам, боролась с пьянством. Православные миссионеры несли свет евангельской правды коренному населению Алтая и Нарымского края. Если в 1834 году в Томской епархии был 181 храм, то в 1917 году их было уже более 1600. Особого расцвета Томская епархия достигла в годы епископского служения в ней святителя Макария (Невского). Именного его заботами были завершены работы по строительству Троицкого собора, являвшегося уменьшенной копией храма Христа спасителя в г. Москве. В мае 1900 г. в этот собор из Благовещенской церкви была перенесена архиерейская кафедра.
Через тяжелые испытания прошла Томская епархия, как и вся русская Православная церковь, после революции 1917 года. Тяжелые гонения и измены раскольников-обновленцев разоряли церковную жизнь. Множество епископов, священников, монахов и мирян за свою верность Богу и Церкви прошли через тюрьмы и ссылки, а многие за Христа отдали свою жизнь. Томская земля была обильно полита кровью христианских мучеников. В её недрах нашли последнее успокоение расстрелянный священномученник Ювеналий Рязанский и многие другие. Напоминанием о тех временах является наклоненный крест на куполе Воскресенской церкви. В 20-х годах власти приняли решение сбросить кресты с этого храма. На один из них была наброшена петля. За трос начали тянуть, крест наклонился, но не упал. Внезапно трос оборвался и один из рабочих погиб. Крест был оставлен на куполе, где и стоит до ныне - наклоненный, но не сломленный.
Епископ Сергий (Васильков)В 1936 году был арестован, а 25 марта 1938 г. расстрелян епископ Сергий (Васильков), замерз в заключении епископ Фострий (Максимовский). В 1947 году был арестован и расстрелян последний епископ Серафим (Шамцев).
К 1940 году все храмы Томской епархии были закрыты, многие разрушены и осквернены. Епархия престала существовать. Но вера в сердцах людей не угасла. В 1945 году был открыт Петропавловский собор, а в 1946 г. - Троицкая церковь. Позднее были открыты ещё три храма - в Тогуре, Моряковском Затоне, Асине. Эти храмы, объединенное в Томское благочиние, вошли в состав Новосибирской епархии. В феврале 1997 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви Томская епархия была восстановлена. Епископом Томским и Асиновским был назначен преосвященный владыка Аркадий (Афонин). С 28 декабря 1998 года Управляющим Томской епархией становится епископ Ростислав (Девятов).
Томская епархия в наши дни является одной из 257 епархий Русской Православной Церкви. В её каноническую территорию входят город Томск и семь районов Томской области: Томский, Кожевниковский, Шегарский, Асиновский, Первомайский, Зырянский и Тегульдетский. В ее состав входят 90 приходов, один монастырь и духовная семинария. Церковная жизнь верующих сосредоточена вокруг храмов и часовен, некоторые из которых сохранились с дореволюционных времен, другие - построены в наши дни. Повсюду ведется реставрация возвращенных епархии храмов, а также строятся новые церкви и часовни - в настоящий момент ведется строительство 20-и новых храмов. Богослужения и Таинства, совершаемые в храмах, освящают жизнь человека, преображают его. Здесь человек духовно рождается в Таинстве Крещения, здесь освящает свою жизнь в Таинствах миропомазания, венчания, соборования, исповеди, соединяется со Христом в Таинстве причащения.
Особое значение имеет и внехрамовая соборная молитва. Стали традиционными для Томска общегородские Крестные Ходы. В Дни славянской письменности и культуры бывает Крестный Ход на Новособорную площадь, где на месте разрушенного в годы гонений Троицкого собора, возносится под открытым небом молитва о граде Томске, Томской епархии и всех кто живет и трудится на Томской земле. В канун праздника Происхождения древа Креста Господня (13 сентября) для освящения и благocловления города с Крестным Ходом несется святой Крест, к которому в особой капсуле прикреплена великая святыня - частичка того Креста, на котором за нас пролил свою кровь Спаситель мира. В наши дни постепенно возрождаются и колокольные звоны, которыми раньше славился Томск. Воссозданы звонницы многих храмов: Богоявленского и Петропавловского соборов, Троицкой церкви, Богородице-Алексиевского мужского и Свято-Никольского женского монастырей, церкви святителя Николая в г. Стрежевом, Спасского храма в с. Коларово.
Движимая заботой о духовном просвещении народа, желанием открыть перед человеком сокровища святого Православия, Церковь не ограничивается храмовой проповедью. Томская епархия ежемесячно выпускает газету "Томские епархиальные ведомости", где на ряду с освещением событий современной церковной жизни публикуются статьи о наших святынях, о молитве, о законах духовной жизни. При большинстве храмов Томской епархии созданы библиотеки православной литературы. Библиотека Богородице-Алексиевского монастыря, куда может записаться каждый желающий, насчитывает более 5000 наименований книг. При библиотеке есть читальный зал.
Особую заботу церковь проявляет о детях. Многие приходы епархии организовали работу детских воскресных школ, наиболее крупными из которых являются школы при Богоявленском кафедральном соборе, Богородице-Алексиевском монастыре, Троицком, Знаменском и Александро-Невском храмах г. Томска, при Богородице-Владимирском храме г. Северска. Дети изучают Закон Божий, церковное пение, познают Бога сами, а иногда помогают найти дорогу к храму и своим родителям.Совершение Таинства Крещения в озере. Ежегодно в епархии проходят летние и зимние православные лагеря отдыха, где проводят каникулы не только дети воскресных школ, но и дети из школ-интернатов. В пасхальные рождественские дни дети под руководством педагогов готовят интересные праздничные концерты. При епархиальном управлении работает Отдел по делам молодежи. Томская епархия поддерживает добрые отношения с высшими и средними учебными заведениями. Стали традиционными ежегодно проводимые совместными усилиями церкви, областной и городской администраций и вузами Духовно-исторические Кирилло-Мефодиевские чтения.
Обращая внимание на душу человека, Церковь не забывает и о земных человеческих нуждах. Дела любви и милосердия были всегда неотъемлемой частью жизни верующих. При Троицком храме г. Томска существует приют для престарелых. Большая работа проводится Церковью в местах заключения. Во всех исправительных учреждениях области есть храмы или часовни, духовенство и миряне проводят там богослужения, общаются с заключенными, помогают им встать на путь исправления. Также открыты храмы или часовни во многих лечебных учреждениях. В своем служении Церковь активно взаимодействует с различными государственными и общественными организациями, и различными ветвями власти. Нас объединяет общая озабоченность вопросами духовно-нравственного возрождения народа, восстановления некогда разрушенных храмов, большинство из которых были историческими и архитектурными памятниками.
Наглядным результатом плодотворного сотрудничества Томской епархии и администрации Томской области явилось восстановление Богоявленского собора, ставшего достойным украшением центра города, духовно-административным центром Томской епархии.
Сведения о времени основании монастыря расходятся — по одним источникам он был основан в 1605, по другим — в 1622 году. Известно, что монастырь точно существовал в 1630-е годы. Столь раннее появление монастыря в только что основанном городе А. Латышев объясняет правительственными указами, а не большим количеством потенциальных насельников, мечтающих удалиться от мира. Первоначальное население Томска состояло из разгульных казаков, корыстолюбивых промышленников, иностранных искателей богатства, высланных поляков, сосланных каторжан, местных татар, «которых обычаи нравились русским, и многоженство нашло и подражателей». «Правительство видело, как необходимо в таком краю заведение благочестивое, подающее пример христианских добродетелей…»
Адрес: Россия, Томская область, Томск, ул.Крылова, 12, 12б
Свято-Никольский монастырь в старинном поселке Могочино основан 1 октября 1989 года, когда в только открывшийся Никольский приход приехал иеромонах Иоанн (Луговских) с монахиней Ириной (Селивёрстовой). Под храм был оборудован деревенский дом. Приход приобрёл так-же 3 близлежащих дома -- они и стали территорией будущего монастыря.
Строительство обители велось без централизованного финансирования, за счет пожертвований благодетелей. Причина появления такого духовного центра в «неперспективной» глубинке тесно связана с подвигом невинно сосланных сюда в период репрессий, а также с духовным очищением этих древних языческих мест, никогда не встречавшихся с церковной благодатью.
Тяжелейшие годы выпали на становление Могочинского монастыря, который основывался на пустом месте. 270 лет поселку - и никогда не было церкви. Не было и дорог. Одна дорога - это река, единственный транспорт - это теплоход и баржа.
Адрес: Россия, Томская область, Молчановский район, Могочин, ул. Советская 19
Монастырь стал образовываться в 1992 году на месте бывшей деревни Волок. Здесь когда-то находился упразднённый монастырь. В 2002 году монастырь зарегистрирован. В 2006 году начались подготовительные работы, в 2010 году строительство.
Служба начинается в 6 часов утра. Читаются утренние молитвы, полунощница, Богородичное правило (150 раз «Богородице Дево, радуйся»), канон Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и акафисты. В 8-30 начинается чтение часов, затем литургия, молебен, панихида. Каждое утро в семь часов (во время чтения канонов и акафистов) совершается Таинство соборования болящих. В 16 часов ежедневно проводится водосвятный молебен перед местночтимой Свято-Крестовской иконой Божией Матери, затем чтение Псалтири Божией Матери. В 17 часов – вечернее богослужение, по окончанию – пятисотица (монашеское правило).
Адрес: 636340 Томская область, Молчановский район, село Большой Волок
Название и история церкви связаны с ныне утраченной иконой Спаса Нерукотворного, одной из трёх чудотворных икон Томска. Написана икона в 1666 году томским иконописцем Герасимом Ивановым. Легенда утверждает, что первоначально иконописцу было заказано написать икону Святителя Николая Чудотворца, однако при написании иконы рисунок Святителя Николая трижды менялся на образ Спаса Нерукотворного, который в итоге и был дописан. Явился или был написан образ неясно. Для иконы позднее и был построен храм.
Село Коларово до 1923 года называлось Спасское, а название Спасское село получило по местночтимой чудотворной иконе Спаса Нерукотворного. Образ славился многочисленными чудотворениями. В 1733 году жители Томска обращались к Спасскому образу за избавлением от эпидемии. Болезнь отступила. С тех пор в день Святых апостолов Петра и Павла, ежегодно до 1923 года, икона крестным ходом вносилась в Томск.
Адрес: Томская область, Томский район, с. Коларово, пер. Кооперативный, 7
В 1818 году, вместо деревянной сгоревшей церкви, в Тогуре был возведен каменный двухпрестольный храм, освященный во имя Воскресения Господня и во имя Святителя Николая Чудотворца. Строили церковь около 30 лет, поставив стены 1,5 метровой толщины на основе просмоленных лиственниц.
Храм имеет форму высокого трехсветного четверика. Перекрыт восьмимолотковым сомкнутым сводом. С востока к нему примыкает гранёная аспида. С запада – прямоугольная трапеза. Двухъярусная колокольня построена по принципу восьмерик, на четверике. Сам храм кирпичный безстолпный, одноглавый, со своеобразным декором фасадов. Углы всех частей оформлены лопатками. По некоторым данным, за основу проекта храма был принят переработанный в стиле сибирского барокко проект Петропавловского собора в Барнауле, составленный по проекту томского губернатора и епархиального архитектора К..Г.Турского. Двухпрестольная церковь была освящена в присутствии благочинного Нарымских церквей и Архиерея из Тобольска, после чего и приняла первую паству.
Адрес: Россия, 636451, Томская обл., Колпашевский р-н, с. Тогур, пер. Торговый, 3
Церковь была построена на личные средства купцом 1-ой гильдии Семеном Степановичем Валгусовым, заслужившим почетное звание потомственного гражданина города Томска. По воспоминаниям современников, он отличался истинно христианской чуткостью, порядочностью, за что неоднократно был избираем депутатом Городской Думы. Семен Степанович имел рыбные промыслы и две лавки в Нарыме, мельницу в Зоркальцево, торговлю в Томске. При Зоркальцевской церкви в 1876 году он выстроил деревянные дома для священнослужителей, а за полгода до своей кончины, в 1890 г – церковно-приходскую школу, причем завещал немалые средства на ее содержание. Храм не вмещал молящихся. Потребовалась реконструкция, в результате которой к церкви были пристроены (опять же на средства Валгусова) трапезная часть и колокольня, оглашавшая окрестности звоном семи колоколов. При храме действовала библиотека.
Первая деревянная церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла в Колпашево появилась в 1878 году на берегу Оби. Построена была на кирпичном фундаменте целиком из лиственных бревен. Называлась она тогда молитвенным домом и относилась к Тогурскому приходу. В 1896 году молитвенный дом перестроили, отремонтировали и 24 ноября освятили. По благословению Преосвященного Макария священником Николаем Никольским. Церковь во имя первоверховных Апостолов Петра и Павла являлась однопрестольной. Церковь располагалась на высоком берегу реки Оби у пристани, она была необычной архитектуры, разукрашенная деревянными кружевами, кое- где облицованная деревянной плиткой «под кирпич».
Адрес: 636460 Томская область, г. Колпашево ул. Коммунистическая 11
При Богородице-Адексиевском мужском монастыре в Томске есть гостиница для паломников.
В паломническую гостиницу бесплатно поселяются мужчины православного вероисповедания, готовые нести трудовые послушания, имеющие при себе паспорт, без вредных привычек.
Не поселяются паломники без документов, в нетрезвом виде, психически больные, люди без определенного места жительства.
Срок поселения - до трех суток.
Распорядок дня паломников соответствует распорядку жизни насельников монастыря (Богослужение, трапеза и труды у паломников и насельников совместные)