Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь
Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь — монастырь Курской и Рыльской епархии Русской Православной Церкви. Расположен в селе Горналь, недалеко от города Суджа Курской области. Святая обитель Курской земли - древняя и знаменитая, известная далеко за пределами края. Сюда устремляются паломники не только из российских городов, но и из стран ближнего зарубежья. При монастыре действует гостиница.
История[править | править код]
Среди святынь Курской земли особое место занимает Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь, расположенный недалеко от г.Суджи. Обитель была учереждена около 350 лет назад, в 1672 году.
Первые монахи – Феодосий, Лаврентий, и старец Нектарий переселились из разоренного татарами Острогожского Дивногорского (Воронежская губерния) монастыря. Вскоре обитель в качестве царских дарений получила земли, мельницу на реке Псел под селом Великие Рыбицы, а также “в церковь Николая чудотворца книги, ризы, сосуды и всякую церковную утварь”. Из Острогожской обители монахи принесли с собой икону Николая чудотворца, во имя которого в 1688 году и была построена небольшая деревянная церковь.
Первым настоятелем обители стал иеромонах Феодосий. Пустынь жила продажей извести. На вырученные деньги воздвигла деревянный храм Преображения Господня, за свою большую величину названный собором. Сохранилось описание этого храма: "...пол каменный из разноцветных плит, иконостас прочной и красивой архитектуры с неглубокой резьбой. В западном притворе иконы ярких и свежих красок. Другой иконостас греческого письма. Главная достопримечательность — икона Богоматери Пряжевская , писанная на полотне и поновленная уже после закрытия монастыря в 1792 году с сохранением в неприкосновенности ликов Богоматери и Младенца тонкой и чистой живописи".
В 1733 году монастырь пришел в ветхость: колокольня упала, в Преображенском храме стало опасно служить. Деревянные строения решили разобрать, а из остатков построить часовню на монастырском кладбище, в ней разместить и старые иконостасы. При игумене Паисии возвели каменный храм во имя Преображения Господня, а также колокольню и монастырскую стену.
В 1770 году монастырю принадлежало 80 крестьянских дворов, две мельницы. Самый большой доход пустынь получала от известкового и кирпичного заводов, фруктовых садов, бахчи, а также от продажи меда и воска.
В Николин день в монастыре проходила ярмарка.
Экономическая самостоятельность уберегла монастырь от закрытия, не раз предпринимаемого властями. Но в 1785 году монастырь, тем не менее, был закрыт и превращен в приход. От него остался лишь Преображенский храм. Новую церковь святителя Николая, кельи и другие строения разобрали на кирпич.
После закрытия обители, как гласит предание в Преображенском храме стали возгораться свечи перед иконами. Подобное повторялось до тех пор, пока не была обретена в 1792 году Пряжевская икона Божией Матери.
После молитв перед этим чудотворным образом Богородицы исцелился суджанский купец Косма Купреев. Он решил в благодарность Богу восстановить обитель на свои средства. Первыми насельниками монастыря, был сам Косма Иванович с сыновьями Феодором и Владимиром.
При игумене Несторе в обители заложили каменный храм во имя свт. Николая чудотворца, а через четыре года освятили домовой храм Покрова Пресвятой Богородицы. Третья соборная церковь во имя Преображения Господня заложена в 1888 году.
Великий русский писатель Федор Достоевский посещал монастырь в 1878 году. Свои впечатления от бесед с монахами он увековечил в знаменитом романе “Братья Карамазовы”.
Поднявшийся над равниной, на высокий белый пьедестал, величественный монастырский архитектурный ансамбль прекрасно сочетался с живописным ландшафтом. Купола Преображенского собора и Покровского храма, построенные в русско-византийском стиле были видны за десятки километров. В 1905 году в монастыре жили 85 монахов и несколько десятков послушников.
Белогорский Николаевский монастырь был закрыт властью в 1922 году, но монахи продолжали там жить, прячась в меловых пещерах и сохраняя чудотворную Пряжевскую икону Божией Матери. В 1937 году монастырь окончательно закрыли, а монахи были изгнаны, многих из них власть отправила в ссылку. В обители разместили колонию для малолетних преступников, а позже – школу-интернат для детей-сирот.
Митрополит Курский и Рыльский Ювеналий не раз ставил вопрос о передаче Церкви комплекса зданий Горнальского Николаевского мужского монастыря. Первое богослужение в возвращенной обители владыка Ювеналий совершил в день молитвенной памяти святителя Николая 19 декабря 2001 года.
Современное состояние[править | править код]
Наместник монастыря игумен Питирим (Плаксин) рассказал, что с момента передачи монастыря проделана большая реставрационная работа, прежде всего, отремонтирована крыша на храмовом комплексе и двух примыкающих к нему крыльях (храм похож на парящую птицу). Закончены работы по обустройству братских и настоятельских келий, заново перекрыта крыша на братском корпусе, на святых вратах, на административном корпусе.
В Никольском храме, - уточнил отец Питирим, - заменен пол в алтаре. Полностью пришлось перебрать балки, потому что раньше там была устроена сцена, так как храм служил клубом. Установлен дубовый иконостас, написаны иконы Деисусного чина, два больших киота для чудотворной Пряжевской иконы Божией Матери и Киево-Печерских святых, 84 частицы мощей которых находятся в ковчеге при этом образе.
В 2008 году завершена роспись храма. Работы выполняли известные московские иконописцы-реставраторы Александр Лавданский и Алексей Вронский. Они расписывали трапезную в Коренной пустыни, левый предел Большого Донского собора в Донском монастыре, собор монастыря во имя зачатия прав. Анны Московской. Сейчас они работают над росписью Успенского собора знаменитой Святогорской Лавры.
В 2005 году иконописцы расписали западную стену в храме, свод и стены алтаря, в 2006 появились изображения Пантакратора в центре храма, архангелов и четырех евангелистов, летом 2007 года – двунадесятые праздники на потолочном своде и образа некоторых великих преподобных отцов, особо почитаемых в монашестве, и преподобных отцов из Собора Курских святых. На фасаде храма написаны три иконы – святителя Николая над входом – главная икона Горнальского Свято-Николаевского монастыря, а по бокам от входа – архангел Михаил и архангел Гавриил.
В братском корпусе восстановлены рухнувшие десять лет назад и межэтажные перекрытия, смонтировано отопление, проложены коммуникационные сети. Закончены штукатурные работы в помещениях цокольного этажа, в которых размещена монастырская трапеза. Возведена временная звонница, на которой установлены 11 колоколов, благоустраивается территория.
Братия монастыря состоит из восьми монахов, есть послушники и трудники.
Большую спонсорскую помощь оказывает уроженец этих мест Анатолий Иванович Дзюба. Он построил на своей малой родине в селе Гуево красивый храм во имя Рождества Богородицы – это скит монастыря, с него и началась современная история обители. Анатолий Иванович помог отреставрировать чудотворный Пряжевский образ Божией Матери.
Когда монастырь только открыли, о нем мало кто знал. Сейчас в обитель приезжает все больше и больше паломников из Белгорода, Старого Оскола, Воронежа, Липецка, Москвы. За каждым воскресным и праздничным богослужением в монастырском храме молятся прихожане с Украины. Сотни курян, жителей других российских городов и сел участвуют в нашем уникальном крестном ходе с чудотворной Пряжевской иконой Богородицы за границу России, на Украину. Этот чудотворной образ Богородицы посетил почти все церковные благочиния Курской епархии, а также Белгородскую и Ярославскую области России, Киевскую и Сумскую области Украины, - завершил свой рассказ о сегодняшнем дне возрождаемой древней обители наместник монастыря игумен Питирим (Плаксин).
Ревностные труды по восстановлению и благоукрашению обители были высоко оценены архиепископом Курским и Рыльским Германом. Владыка наградил Знаменской медалью II степени жертвователей монастыря – москвичей Анатолия Ивановича Дзюба и Юрия Федоровича Алексеева, а также Владимира Александровича Облогина и главного бухгалтера монастыря матушку Макарию.
Посмотреть фотоархив восстановления монастырского храма вы можете на сайте.
Швейная мастерская[править | править код]
http://www.gornal.prihod.ru/clothesfactorycat
Святыни[править | править код]
Великие святыни Православной церкви – мощи святых, находящиеся в храмах и монастырях. Мощи – это нетленные тела святых или их особые костные останки. После смерти святых их тела сохраняют в себе благодать Духа Святаго. Через эту благодать исцеляются духовно и телесно притекающие к мощам граждане. Почитание и поклонение святым мощам связано с их даром исцеления и чудотворения. Святой Иоанн Дамаскин говорил, что святые мощи позволяют бесов изгонять, «немощные врачуются, слепые прозревают, прокаженные очищаются, искушения и скорби исчезают».
Частицы мощей преподобных старцев глинских
Пряжевская Икона Божией Матери
Частица мощей святителя Иоасафа Белгородского
Частицы мощей преподобных старцев оптинских
Престольные праздники[править | править код]
Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Видеоматериалы о Горнальском монастыре
Как добраться[править | править код]
Автобусом из г. Курска до г. Суджа, затем с автовокзала г. Суджа до монастыря автобусом "Cуджа-Горналь", который совершает два рейса в день в 7-00 и 12-00 по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям
Автомобилем
- Из г. Курска ехать в сторону г. Курчатова до с. Дьяконово. В с. Дьяконово свернуть влево на г. Суджу, далее прямо до самого города;
- Более удобно и быстро: выезд из г. Курска в сторону г. Белгорода, перед постом ДПС свернуть направо в сторону г. Льгов (объездная дорога), на кольце свернуть по указателю, налево в сторону г. Суджа. В г. Суджа проехать через центр города до дорожного указателя "Горнальский монастырь" и свернуть по указателю влево. Проехать по главной дороге села Гуево и далее по указателю "Горнальский монастырь" cвернуть влево.
из г. Курска до г. Суджа, затем с автовокзала г. Суджа до монастыря автобусом "Cуджа-Горналь", который совершает два рейса в день в 7-00 и 12-00 по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям
Паломнику[править | править код]
Расписание служб[править | править код]
В седмичные дни
6:00 Монашеское правило: Утренние молитвы, Полунощница.
7:00 Часы 3-й и 6-й. Божественная Литургия.
9:30 Молебен с Акафистом перед чудотворной иконой БМ “ Пряжевская ”
10:30 Панихида.
Послушания
17:00 9-й час. Вечернее богослужение.
Послушания
21:00 Вечернее монашеское правило: Малое повечерие с 3-мя канонами, Молитвы на сон грядущим.
В субботу
7:00 Монашеское правило: Утренние молитвы, Полунощница.
8:00 Молебен о недужных c водосвятием.
9:00 Часы 3-й и 6-й. Божественная Литургия.
10:30 Молебен с акафистом перед чудотворной иконой БМ “ Пряжевская ”
Послушания
Послушания
21:00 Вечернее монашеское правило: Малое повечерие с 3-мя канонами, Молитвы на сон грядущим.
В воскресные дни и двунадесятых и великих праздников
8:00 Монашеское правило: Утренние молитвы, Полунощница.
9:00 Часы 3-й и 6-й. Божественная Литургия.
10:30 Молебен с Акафистом перед чудотворной иконой БМ “ Пряжевская ”
11:30 Панихида
Послушания
17:00 9-й час. Вечернее богослужение.
Послушания 21:00 Вечернее монашеское правило: Малое повечерие с 3-мя канонами, Молитвы на сон грядущим.
Гостиница[править | править код]
Действует с 2009.
Принимает для проживания паломников и трудников. Может одновременно принять до 60 человек (10 мужчин и 50 женщин). При себе необходимо иметь документы, удостоверяющие личность. Срок проживания - до 3 дней (дольше - только по благословению настоятеля). Проживающие обеспечиваются полноценным питанием. Группам паломников желательно заранее извещать монастырь о своем прибытии.
Также[править | править код]
Адрес[править | править код]
Россия, 307816, Курская область, Суджанский район, с. Горналь
Телефоны и т/факсы[править | править код]
(47143) 317-41 - бухгалтерия с 8-00 до 13-00
E-mail администратора сайта[править | править код]
Ссылки[править | править код]