Богоявленский Анастасиин женский монастырь

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…
Богоявленский Анастасиин женский монастырь

Богоявленско-Анастасиин (Богоявленский) монастырь — женский (ранее, до 1863 года — мужской) монастырь, расположенный в Костроме на улице Симановского (Богоявленской). В Богоявленском соборе обители находится Феодоровская икона Божией Матери — почитаемая Русской Православной Церковью чудотворная икона Богородицы, известная как одна из святынь дома Романовых.

Яндекс.Погода

История[править | править код]

Основание монастыря[править | править код]

Монастырь основан происходившим из Подмосковья учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского — преподобным Никитой, бывшим настоятелем Высоцкого монастыря в Серпухове, а затем Высоко-Покровского монастыря в Боровске.

Первоначально все постройки обители были деревянными. В XVI веке деревянные стены монастыря защищали Кострому на подступах к городу. В 1559 году началось строительство Богоявленского собора — самого древнего из сохранившихся в городе Костроме каменных сооружений. Инициатором его строительства был игумен Исайя (Шапошников), а одним из наиболее крупных жертвователей являлся князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат царя Ивана Грозного. В XVI веке к обители были приписаны два женских монастыря — Анастасиин (основанный дочерью Дмитрия Донского - Анастасией) и Крестовоздвиженский.

В 1569 году монастырь посетил князь Владимир Андреевич, направлявшийся с войском для защиты Астрахани; братия во главе с игуменом с честью встретила его, что послужило, вместе с торжественным приемом, оказанным князю жителями Костромы, поводом для окружения царя Ивана Грозного оговорить перед ним князя. В конце того же года князя Владимира убили по приказу царя в Александровской слободе. Царский гнев обрушился и на богоявленских иноков: значительная их часть вместе с игуменом Исайей была также казнена в 1570 году (игумена Исайю погребли в подклете построенного им Богоявленского собора).

Смутное время[править | править код]

Монастырь основан происходившим из Подмосковья учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского — преподобным Никитой, бывшим настоятелем Высоцкого монастыря в Серпухове, а затем Высоко-Покровского монастыря в Боровске.

Первоначально все постройки обители были деревянными. В XVI веке деревянные стены монастыря защищали Кострому на подступах к городу. В 1559 году началось строительство Богоявленского собора — самого древнего из сохранившихся в городе Костроме каменных сооружений. Инициатором его строительства был игумен Исайя (Шапошников), а одним из наиболее крупных жертвователей являлся князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат царя Ивана Грозного. В XVI веке к обители были приписаны два женских монастыря — Анастасиин (основанный дочерью Дмитрия Донского - Анастасией) и Крестовоздвиженский.

В 1569 году монастырь посетил князь Владимир Андреевич, направлявшийся с войском для защиты Астрахани; братия во главе с игуменом с честью встретила его, что послужило, вместе с торжественным приемом, оказанным князю жителями Костромы, поводом для окружения царя Ивана Грозного оговорить перед ним князя. В конце того же года князя Владимира убили по приказу царя в Александровской слободе. Царский гнев обрушился и на богоявленских иноков: значительная их часть вместе с игуменом Исайей была также казнена в 1570 году (игумена Исайю погребли в подклете построенного им Богоявленского собора).

В подклете Богоявленского собора сохраняются надгробные камни, в частности, к XV веку относятся захоронения старца Никиты и сыновей князя Василия Боровского. В XVII веке Богоявленскому монастырю покровительствует боярский род Салтыковых, создавший в стенах обители своё родовое кладбище. В подклете Богоявленского собора были погребены окольничий Михаил Михайлович (в иноках Мисаил, + 1608), его сыновья — бояре Борис Михайлович (+ 1644) и Михаил Михайлович (+ 1671), внук Петр Михайлович (+ 1690, видный государственный деятель в царствование Алексея Михайловича, возглавлявший Малороссийский приказ), правнук стольник Федор Петрович (+ 1682, погиб в Москве во время стрелецкого бунта) и другие.

На территории монастыря сохранился Трапезный корпус XVII века — трёхэтажное здание, с красивыми наличниками окон (особенно нарядны они на верхних этажах).

В 50-е годы XVIII века была построена Никольская («Салтыковская», как обычно называли её костромичи) церковь (освящена в 1760 году); она сооружена над гробницей генерал-майора М. П. Салтыкова его вдовой Е. М. Салтыковой. Это был высокий барочный храм типа «восьмерик на четверике», с ярусным завершением. В советское время он был снесён. В XIX веке наружную лестницу Трапезной палаты, которая вела в помещения второго этажа, убрали и обозначили вход нарядным крыльцом.

Советский период[править | править код]

В 1918 году монастырь был закрыт, однако Богоявленский собор стал приходским храмом и действовал до 1924 года. С 1925 года в здании закрытого собора размещалось губернское архивное бюро, ставшее затем областным архивом. В 1920—1930 годах были почти полностью уничтожены монастырские стены и большинство башен, разрушены Никольский («Салтыковский») храм и Никольская часовня. В 1982 году в Богоявленском соборе, используемом как хранилище областного архива произошел пожар, уничтоживший остатки фресок собора XVII века.

Современное состояние[править | править код]

Монастырь был возрожден как Богоявленско-Анастасиин женский определением Священного Синода Русской православной церкви 20 июля 1990 года. В марте 1991 года из Успенского Пюхтицкого монастыря прибыли первые насельницы.

17 августа 1991 года Богоявленский собор стал кафедральным собором Костромской епархии Русской православной церкви. Сюда перенесли главную святыню Костромы — Феодоровскую икону Божией Матери. В 1991 году начались богослужения в Смоленской церкви. В 2006 году был восстановлен храм во имя преподобного Сергия Радонежского и преподобного Никиты Костромского в подклете собора.

В 1993—1997 годах были расселены западный и больничный корпус, а в 2001 году — восточный корпус (именовавшийся также настоятельским), которые использовались как жилые здания. При участии администрации города Костромы была полностью восстановлена монастырская стена по улице Симановского (Богоявленской). Возродилось монастырское кладбище, а на месте разрушенного Никольского («Салтыковского») храма воздвигнут памятный крест. При монастыре созданы две гостиницы для посещающих обитель паломников и священнослужителей.

В 2002 году на территории монастыря был установлен памятник св. Феодору Стратилату, освященный в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

В настоящее время на территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря располагаются Костромское епархиальное управление и Костромская духовная семинария (в здании Трапезной палаты). Проход посетителей на территорию монастыря запрещён; открыты только наружные входы Богоявленского собора и часовни.

При монастыре действуют приют для девочек-сирот во имя св. Иоанна Кронштадтского и богадельня для престарелых во имя св. Марии Магдалины.

Храмы[править | править код]

  • Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор. Богоявленский собор – древнейшее каменное здание Костромы, из сохранившихся до наших дней. В начале XVII века к нему была пристроена каменная колокольня. "Звон" её составляли 12 колоколов. На ней были установлены "боевые русские часы с перечасьем и получасьем", их костромичи помнили ещё в прошлом веке, когда часов тех уже не было.

Под собором находилась усыпальница. Вечное упокоение нашли в ней племянники Великого князя Василия II, Тёмного, – Иван, Андрей и Василий, погребены здесь именитые благотворители монастыря из фамилий бояр Салтыковых, Кафтыревых, князей Хованских... Тут же захоронены игумены и некоторые иноки монастыря. Все гробницы тщательно сохранялись. Увы, в послереволюционные годы, после закрытия монастыря, они были уничтожены.

В начале того же столетия к Богоявленскому собору были пристроены каменные галереи, затем воздвигнуты Трехсвятительская и Сретенская церковь, звонница с приделом честь Преподобного Сергия Радонежского – в нижнем её ярусе, и церковь в честь святителем Михаила, Петра и Ионы – над святыми вратами обители.

В 1678 году Багоявленский собор был расписан "на иждивение" боярина Петра Михайловича Салтыкова.

После пожара 1847 года Богоявленский собор не был разобран, поскольку император Николай Павлович повелел сохранить его как памятник древности. Скорее всего, остался бы он, со временем, и памятником самому исчезнувшему монастырю, если бы не Божия воля, явленная через игумению Марию, в 1863 году вступившую в управление женским Анастасииным Крестовоздвиженским монастырём. В том году подала она прошение о передаче ей бывшего Богоявленского монастыря под условием его восстановления.

К нему были сделаны три новые пристройки – с западной, южной и северной стороны, сам же древний собор был превращён в алтарь. Просторный, обновлённый, с большим вкусом украшенный, собор был торжественно освящён 28 декабря 1869 года. Позднее его новые стены были расписаны и внутри и снаружи. Обновлена была усыпальница под алтарём, устроена каменная галерея, соединившая собор со святыми вратами под колокольней. В 1867 году в усыпальнице была устроена небольшая церковь во имя св. великомученика Никиты и Преподобного Сергия Радонежского.

  • Храм в честь иконы Божией Матери «Смоленская». С 1542 по 1672 год, без какого-либо перерыва, возводил он, одно за другим, каменные здания. В первые шесть лет этого тридцатилетнего срока монастырь был обнесён каменной стеной семиметровой высоты. Монастырь приобрёл вид крепости. Шесть башен возвышались над стеной: четыре – угловых и две – надвратных. В 1678 году Богоявленский собор был расписан "на иждивение" боярина Петра Михайловича Салтыкова. К этому же времени относится и написание на стене юго-западной башни иконы Богаматери Смоленской, чудесно сохранившейся во время пожара 1773 года, после чего и началось её особое почитание. Здесь сначала была построена деревянная часовня, а в 1824 году, алтайским миссионером, архимандритом этой святой обители Маканием Глухаревым, на средства костромского гражданина Ф.М. Обрядчикова возведена небольшая церковь, названная в народе "Смоленской часовнями".

После пожара 1847 года чудотворная икона Смоленской Божией Матери вновь дивным образом сохранилась без повреждения, хотя сама Смоленская церковь и выгорела дотла. После этого почитание сей святыни ещё более усилилось. Вскоре же после пожара Смоленскую церковь начали восстанавливать. Возобновлена она была на средства Платона Васильевича Голубкова, уроженца Костромы. Богослужения в ней постоянно совершались и в годы полного упадка монастыря. Во время пожара 1887 года вновь остался невредимым в полностью выгоревшем храме чудотворный образ Смоленской Божией Матери. Храм этот также был значительно перестроен в 1892 году.

  • Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Церковь каменная, без колокольни, в упраздненном Богоявленском монастыре, построена в 1825 г. попечением бывшего настоятеля Богоявленского монастыря и ректора Костромской семинарии Архимандрита Макария. Престол в честь иконы Смоленской Божией Матери. Икона Божией Матери Смоленской, изображенная на стене каменной ограды бывшего Богоявленского монастыря и издавна многочтимая, при построении церкви помещена внутри оной вместе с частью стены, на которой написана. Богослужение здесь отправляется служащими при Костромской духовной семинарии в звании наставников и начальствующих. Церковь содержится за счет добровольных приношений усердствующими и входящими в оную для богомоления. Проценты с капитала 280 руб., находящегося в кредитных учреждениях, поступают в пользу священнослужителей церкви. (Иоанн Беляев «Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии», Санкт-Петербург, типография Почтового Департамента, 1863 г.)
  • Колокольня, оригинальный памятник костромского крепостного зодчества XVII века. Башня-колокольня представляет собой уникальный памятник крепостного зодчества Костромы XVII века. Она была возведена в системе монастырских стен в период с 1642 по 1648 годы и выполняла функцию проездной башни со святыми воротами. Конструкция башни включает низкий четверик с арочным проездом, ориентированным по линии запад-восток, на который установлен восьмерик с венчающим поясом машикулей.

Архитектурное оформление башни отличается скромностью и лаконичностью. Декор фасадов включает лопатки на углах четверика и круглые бойницы, обрамленные под машикулями. Верхняя часть башни, собственно колокольня, была надстроена в 1865 году и после пожара восстановлена в 1887 году.

Комплексная реставрация здания проводилась в период с 1977 по 1980 годы специалистами КСНРПМ под руководством архитектора А.П. Чернова. В процессе реставрации надстройка, выполненная в русском стиле, была дополнена восьмериком звона с парными арками и шатром с фигурными кокошниками у основания, слухами и главкой в завершении. Убранство надстройки, включающее ширинки, кокошники и пояса кирпичного декора, было выполнено в духе XVII века, что подчеркивает историческую значимость и архитектурную целостность памятника.

Деятельность прихода[править | править код]

  • Духовно-просветительская деятельность
  • Социальная деятельность монастыря: Работа со студентами
  • Приют для девочек-сирот во имя святого Иоанна Кронштадтского
  • Богадельня для престарелых во имя святой Марии Магдалины

Святые[править | править код]

  • Преподобный Никита Серпуховской и Костромской

Святыни[править | править код]

  • Мощи преподобного Никиты Серпуховского и Костромского (XIV в.) (в крипте под алтарем). Одними из главных Святынь Обители являются Святые Мощи Преподобного Никиты ученика и сродника Преподобного Сергия Радонежского – основателя Монастыря.
  • Крест-мощевик. В Соборе находится крест-мощевик с 278 Частицами Святых Мощей угодников Божиих от I до XIX веков. Среди имен Святых, частицы мощей которых хранятся в кресте - Предтеча и Креститель Господень Иоанн, апостолы Андрей Первозванный, Варнава, Варфоломей, Иаков Алфеев, Клеопа, Климент, Лука, Марк, Матфей, Павел; святители Николай Чудотворец, Митрополит Московский Алексий, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст; великомученик и целитель Пантелеимон, великомученики Георгий Победоносец и Феодор Стратилат, преподобные Сергий Радонежский и Александр Свирский; великомученицы Варвара и Екатерина, мученицы Татиана и Параскева Пятница.
  • Складень-мощевик. Складень-мощевик (ранее принадлежавший Свято-Троицкому Ипатьевскому монастырю), в котором, кроме мощей Святых, имеются частицы Ризы Господней, Пояса и Ризы Пресвятой Богородицы.
  • Мощи преподобного Тимона старца Надеевского (1766-1840) - ученика и сподвижника Преподобного Серафима, Саровского Чудотворца.
  • «Феодоровская» икона Божией Матери
  • «Костромская-Смоленская» икона Божией Матери

Престольные праздники[править | править код]

Контакты[править | править код]

Адрес: 156000, Россия, г. Кострома, ул. Симановского (Богоявленская), 26.

Тел.: +7 (4942) 31-34-86

E-mail: is-ke@yandex.ru.

Сайт: https://богоявленско-анастасиин-м.рф/

Паломнику[править | править код]

Богослужения[править | править код]

Богослужения в монастыре совершается ежедневно:

  • в будни: утром в 7:30, вечером в 18:00
  • в выходные дни и праздники: утром в 9:00

Кафедральный собор Богоявленско-Анастасииного монастыря открыт ежедневно с 7:30 до 18:30

Как добраться[править | править код]

Проезд из Москвы:

  • По городу Кострома троллейбусом №2 и №7, автобус №1 до остановки «Улица Пятницкая» («Музыкальный колледж»), автобус №2 до остановки «Фабрика-кухня» («Богоявленско-Анастасиин монастырь»).

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]