Категория:Россия
Росси́я (Росси́йская Федера́ция) — федеративное государство в Восточной Европе, Северной Азии и, частично, в Центральной Европе. Территория России в её конституционных границах составляет 17 125 191 км²; население страны (в пределах её заявленной территории) составляет 146 748 590 человек (2020). Занимает первое место в мире по территории и девятое — по численности населения. Столица — Москва. Государственный язык — русский.
Крупнейшие города[править | править код]
- Москва
- Санкт-Петербург
- Новосибирск
- Екатеринбург
- Нижний Новгород
- Казань
- Челябинск
- Самара
- Омск
- Ростов-на-Дону
Таблица субъектов Российской Федерации[править | править код]
Православие в России[править | править код]
История[править | править код]
Русская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. По преданию, святой апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия остановился на Киевских горах и благословил будущий город Киев. Распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой — Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, апостолов и просветителей славян. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа — крещение князя Владимира и в 988 году Крещение Руси. Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель.
С Х века строятся величественные храмы. С ХI века на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом — не говоря об их чисто духовной роли — в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. В монастырях процветали иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. Широкая благотворительная деятельность монашеских обителей способствовала воспитанию в народе духа милосердия и сострадательности.
В ХII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. Татаро-монгольское нашествие — величайшее бедствие, постигшее Русь в ХIII веке, — не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси — залога будущей победы над поработителями.
Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в ХIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель Митрополит Алексий (1354-1378) воспитал святого благоверного князя Димитрия Донского. Он, как позднее и святитель Митрополит Иона (1448-1471), силою своего авторитета помогал московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранении государственного единства. Великий подвижник Церкви русской преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг — Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.
Сохранению национального самосознания и культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. В ХIII веке было положено начало Почаевской Лавре. Эта обитель и ее игумен преподобный Иов многое сделали для утверждения Православия в западнорусских землях. Всего с ХIV до половины ХV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 года). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.
Освобождаясь от захватчиков, Русское государство набирало силу, а с ним росла и сила Русской Православной Церкви. В 1448 году, незадолго до падения Византийской империи, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. Митрополит Иона, поставленный Собором русских епископов в 1448 году, получил титул Митрополита Московского и всея Руси.
В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В 1589 году Московский Митрополит Иов стал первым русским Патриархом. Восточные патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место.
ХVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Ермоген (1606-1612), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда вписана героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры от шведов и поляков в 1608-1610 годах.
В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем — исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону.
Начало ХVIII века ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в 1721 году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет.
В Синодальный период своей истории (1721-1917 годы) Русская Церковь особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны. Велось восстановление старых и строительство новых храмов. Начало ХIХ века ознаменовалось деятельностью замечательных богословов. Немало сделали русские церковные ученые и для развития таких наук, как история, языкознание, востоковедение.
ХIХ век дал великие образцы русской святости: выдающихся иерархов митрополитов Московских Филарета и Иннокентия, преподобного Серафима Саровского, старцев Оптиной и Глинской пустынь.
В начале ХХ века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции — в 1917 году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (1917-1925).
Святитель Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11 ноября 1917 года говорилось: «Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения — кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов — смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга… Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!»
Для большевиков, пришедших к власти в 1917 году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.
Когда в 1921-22 годах советское правительство потребовало выдачи ценных священных предметов, дело дошло до рокового конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви. К началу II Мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений лишь несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие были убиты или пропали без вести.
Катастрофический для страны ход боевых действий в начале II Мировой войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Для богослужений открылись храмы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества — она оказала и материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, финансирования танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.
Кульминацией этого процесса, который можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в «патриотическом единении», был прием Сталиным 4 сентября 1943 года Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).
С этого исторического момента началось «потепление» в отношениях Церкви с государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.
Трудным было положение Русской Православной Церкви в период так называемой «хрущевской оттепели», когда в угоду идеологическим установкам были закрыты тысячи церквей на всей территории Советского Союза.
Празднование Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году ознаменовало закат государственно-атеистической системы, придало новый импульс церковно-государственным отношениям, заставило власть предержащих начать диалог с Церковью и выстраивать взаимоотношения с нею на принципах признания ее огромной исторической роли в судьбе Отечества и ее вклада в формирование нравственных устоев нации. Началось подлинное возвращение народа в Отчий дом — люди потянулись ко Христу и Его Святой Церкви. Архипастыри, пастыри, миряне стали ревностно трудиться над воссозданием полнокровной церковной жизни. При этом абсолютное большинство священнослужителей и верующих явило необычайную мудрость, выносливость, стойкость в вере, преданность Святому Православию, несмотря ни на трудности, с которыми было сопряжено возрождение, ни на попытки внешних сил расколоть Церковь, расшатать ее единство, лишить ее внутренней свободы, подчинить мирским интересам. Даже распад Советского Союза в 1991 году, сопровождавшийся повсеместным ростом национального эгоизма, не смог разрушить полиэтничности Московского Патриархата. Стремление заключить Русскую Православную Церковь в рамки Российской Федерации и связанных с нею национальных диаспор доселе оказывается тщетным.
Однако последствия гонений оказались весьма и весьма тяжкими. Предстояло не только восстановить из руин тысячи храмов и сотни монастырей, но и возродить традиции образовательного, просветительного, благотворительного, миссионерского, церковно-общественного служения.
Возглавить церковное возрождение в этих непростых условиях было суждено митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию, который был избран Поместным Собором Русской Православной Церкви на овдовевшую после кончины Святейшего Патриарха Пимена Первосвятительскую кафедру. 10 июня 1990 года состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Под его Первосвятительским омофором Русская Православная Церковь подъяла тяжелейшие труды по воссозданию утраченного за годы гонений. Своеобразными вехами на этом нелегком пути стали Архиерейские Соборы Русской Православной Церкви, на которых свободно обсуждались актуальные проблемы церковного возрождения, принимались решения по каноническим, дисциплинарным и вероучительным вопросам.
Современное состояние[править | править код]
Современная структура Русской православной церкви (Московского патриархата), порядок формирования её центральных и местных органов управления, их полномочия определены Уставом Русской православной церкви, принятым Архиерейским собором 16 августа 2000 года с поправками, принятыми на Архиерейском соборе 27 июня 2008 года, а также Архиерейскими соборами 2011, 2013, 2016 и 2017 годов.
Ныне действующая редакция Гражданского устава РПЦ зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ 30 ноября 1998 года при перерегистрации религиозных объединений в соответствии с новым Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Гражданский устав РПЦ (1991), зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ 30 мая 1991 года, был опубликован в «Журнале Московской Патриархии».
Устав РПЦ определяет Русскую православную церковь как «многонациональную поместную автокефальную церковь, находящуюся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими поместными православными церквами».
Согласно Уставу Русской православной церкви, высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный синод во главе с патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями — каждый в своей компетенции.
Поместный собор решает вопросы, касающиеся избрания патриарха и его ухода на покой, предоставления частям Русской православной церкви автокефалии, автономии и самоуправления. Созывается в сроки, которые определяются Архиерейским собором или, в исключительных случаях, патриархом и Священным синодом, в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян. Последний собор был созван в январе 2009 года.
Архиерейский собор — поместный собор, в котором участвуют исключительно епископы. Является высшим органом иерархического управления Русской православной церкви. В его состав входят все правящие епископы Церкви, а также викарные епископы, возглавляющие синодальные учреждения и духовные академии; по Уставу, созывается не реже одного раза в четыре года.
Священный синод, согласно действующему Уставу РПЦ, является высшим «органом управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами». Состоит из председателя — патриарха (или местоблюстителя), девяти постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев.
Патриарх — предстоятель Церкви, имеет титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Ему принадлежит «первенство чести» среди епископата Русской православной церкви. Имя патриарха возносится во время богослужения во всех храмах Русской православной церкви.
Высший церковный совет — постоянный исполнительный орган, действующий с марта 2011 года при патриархе Московском и всея Руси и Священном синоде Русской православной церкви. Возглавляется патриархом и состоит из руководителей синодальных учреждений Русской православной церкви.
Как юридическое лицо Церковь зарегистрирована в виде религиозной организации «Русская православная церковь».
Святые[править | править код]
Таблицу имен русских святых, расположенных в хронологическом порядке, смотрите здесь.
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Официальный сайт Русской Православной Церкви
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ОТДЕЛ ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СВЯЗЕЙ
История Русской Православной Церкви
В.И. Петрушко. Курс лекций по истории Русской Церкви
Владимир Русак. История Российской Церкви
Василий Ключевский. Православие в России
Краткая история Русской Православной Церкви
Подкатегории
В этой категории отображается 15 подкатегорий из имеющихся 15.
Р
- Россия (Источники) (пусто)
Страницы в категории «Россия»
Показано 200 страниц из 6008, находящихся в данной категории.
(Предыдущая страница) (Следующая страница)Х
- Храм преподобного Серафима Саровского (Любинский)
- Храм преподобного Серафима Саровского (Ростов-на-Дону)
- Храм преподобного Серафима Саровского (Саратов)
- Храм преподобного Серафима Саровского (Светлогорск)
- Храм преподобного Серафима Саровского (Сланцы)
- Храм преподобного Серафима Саровского (Сосногорск)
- Храм преподобного Серафима Саровского (Тула)
- Храм преподобного Серафима Саровского (Удачный)
- Храм преподобного Серафима Саровского (Чаадаевка)
- Храм преподобного Серафима Саровского (Щелково)
- Храм преподобного Серафима Саровского (Энем)
- Храм преподобного Серафима Саровского в Дубках (Йошкар-Ола)
- Храм преподобного Серафима Саровского в Кунцеве (Москва)
- Храм преподобного Серафима Саровского в Раеве (Москва)
- Храм преподобного Сергия и мученика Валентина (Королев)
- Храм преподобного Сергия Радонежского (Актюбинский)
- Храм преподобного Сергия Радонежского (Архангельск)
- Храм преподобного Сергия Радонежского (Богородское)
- Храм преподобного Сергия Радонежского (Брянск)
- Храм преподобного Сергия Радонежского (Внуково)
- Храм преподобного Сергия Радонежского (Волгоград)
- Храм преподобного Сергия Радонежского (Дмитрова Гора)
- Храм преподобного Сергия Радонежского (Долгопрудный)
- Храм преподобного Сергия Радонежского (Илеза)
- Храм преподобного Сергия Радонежского (Липовка)
- Храм преподобного Сергия Радонежского (Мытищи)
- Храм преподобного Сергия Радонежского (Саратов)
- Храм преподобного Сергия Радонежского (Севастополь)
- Храм преподобного Сергия Радонежского (Сертолово)
- Храм преподобного Сергия Радонежского (Смоленск)
- Храм преподобного Сергия Радонежского (Снежинск)
- Храм преподобного Сергия Радонежского (Стодолище)
- Храм преподобного Сергия Радонежского (Филиппово)
- Храм преподобного Сергия Радонежского (Черкесск)
- Храм преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве (Москва)
- Храм преподобного Сергия Радонежского в Бусинове (Москва)
- Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (Москва)
- Храм преподобного Сергия Радонежского в Орлином (Севастополь)
- Храм преподобного Сергия Радонежского в Плескове (Москва)
- Храм преподобного Сергия Радонежского в Тарасове (Москва)
- Храм преподобного Силуана Афонского (Симферополь)
- Храм преподобного Тихона Калужского (Алексеевка)
- Храм преподобного Феодора Ушакова (Новофёдоровка)
- Храм преподобного Феодосия Печерского (Охотниково)
- Храм преподобной Ангелины Сербской (Москва)
- Храм Преподобной Евфросинии, великой княгини Московской в Котловке (Москва)
- Храм преподобной княгини Феодосии (Бакряж)
- Храм преподобной Ксении Римляныни (Мамадыш)
- Храм преподобной Марии Египетской (Константиново)
- Храм преподобномученика Евстратия в Терновке (Севастополь)
- Храм преподобномученицы Евдокии (Липецк)
- Храм преподобномученицы Елисаветы (Гусь-Хрустальный)
- Храм преподобномученицы Елисаветы (Йошкар-Ола)
- Храм преподобных Антония и Феодосия Печерских (Печерск)
- Храм преподобных Зосимы и Савватия (Кунгурка)
- Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново (Москва)
- Храм преподобных Кирилла и Марии (Донино)
- Храм преподобных Нила и Германа Столобенских (Сосница)
- Храм Преполовения Пятидесятницы (Ростов-на-Дону)
- Храм Пресвятой Богородицы "Взыскание погибших" и "Всех скорбящих Радосте" (Чурилково)
- Храм Пресвятой Троицы (Озёры)
- Храм Пресвятой Троицы (Староуткинск)
- Храм Пресвятой Троицы (Троицкий Посад)
- Храм Пресвятой Троицы (Троицкое)
- Храм Пресвятой Троицы (Шамары)
- Храм Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса) в Кускове (Москва)
- Храм Происхождения Честных Древ Креста Господня (Лисино-Корпус)
- Храм пророка Божия Илии (Ильинское)
- Храм пророка Божия Илии (Петрозаводск)
- Храм пророка Божия Илии (Саратов)
- Храм пророка Божия Илии (Улан-Удэ)
- Храм пророка Божия Илии (Уфа)
- Храм пророка Божия Илии (Шестаково)
- Храм пророка Захарии и праведной Елисаветы (Черноморское)
- Храм пророка Илии (Владикавказ)
- Храм пророка Илии (Ельня)
- Храм пророка Илии (Каргата)
- Храм пророка Илии (Кегостров)
- Храм пророка Илии (Лахденпохьи)
- Храм пророка Илии (Медвежьегорск)
- Храм пророка Илии (Первомайское)
- Храм пророка Илии (Подывотье)
- Храм пророка Илии (Почеп)
- Храм пророка Илии (Саратов)
- Храм пророка Илии (Селихово)
- Храм пророка Илии (Сенной)
- Храм пророка Илии (Старица)
- Храм пророка Илии (Старый Оскол)
- Храм пророка Илии (Темкино)
- Храм пророка Илии (Теньковка)
- Храм пророка Илии (Чална-1)
- Храм пророка Илии в Верхнесадовом (Севастополь)
- Храм пророка Иоанна Предтечи (Вязовое)
- Храм пророка Иоанна Предтечи (Гвардейск)
- Храм пророка Иоанна Предтечи (Калуга)
- Храм прп. Серафима Вырицкого (Решетниково)
- Храм равноапостольного великого князя Владимира (Красное)
- Храм равноапостольного Владимира (Разумное)
- Храм равноапостольного Владимира (Садовый)
- Храм равноапостольного Владимира (Чистополье)
- Храм равноапостольного Владимира и целителя Пантелеймона (Вязовое)
- Храм равноапостольного князя Владимира (Искра)
- Храм равноапостольного князя Владимира (Клетня)
- Храм равноапостольного князя Владимира (Краснолесье)
- Храм равноапостольного князя Владимира (Махачкала)
- Храм равноапостольного князя Владимира (Монетный)
- Храм равноапостольного князя Владимира (Пермь)
- Храм равноапостольного князя Владимира (Станционный-Полевской)
- Храм равноапостольного князя Владимира (Ульяновск)
- Храм равноапостольного князя Владимира (Хрустальный)
- Храм равноапостольной княгини Ольги (Ульяновск)
- Храм равноапостольной Марии Магдалины (Редкино)
- Храм равноапостольной Марии Магдалины (Саратов)
- Храм равноапостольной Нины (Поника)
- Храм равноапостольной Нины (Садовый)
- Храм равноапостольной Нины (Сочи)
- Храм равноапостольной Нины в Пластунке (Сочи)
- Храм равноапостольной Ольги (Зенино)
- Храм равноапостольной Тамары (Майкоп)
- Храм равноапостольных Кирилла и Мефодия (Велиж)
- Храм равноапостольных Кирилла и Мефодия (Екатеринбург)
- Храм равноапостольных Кирилла и Мефодия (Оболенск)
- Храм равноапостольных Кирилла и Мефодия (Родниковое)
- Храм равноапостольных Кирилла и Мефодия (Северодвинск)
- Храм равноапостольных Кирилла и Мефодия (Угра)
- Храм равноапостольных Кирилла и Мефодия (Химки)
- Храм равноапостольных Кирилла и Мефодия (Элита)
- Храм равноапостольных Константина и Елены (Бодуны)
- Храм равноапостольных Константина и Елены (Ново-Гришино)
- Храм равноапостольных Константина и Елены (Новочеркасск)
- Храм равноапостольных Константина и Елены (Омск)
- Храм равноапостольных Константина и Елены (Свияжск)
- Храм равноапостольных Константина и Елены (Северный)
- Храм равноапостольных Константина и Елены в Орловке (Севастополь)
- Храм равноапостольных Мефодия и Кирилла (Малые Маячки)
- Храм Ризоположения на Донской (Москва)
- Храм Ризоположения Пресвятой Богородицы в Леонове (Москва)
- Храм Ризоположения Пресвятой Богородицы во Влахерне
- Храм Рождества Богородицы (Балакирево)
- Храм Рождества Богородицы (Богородское)
- Храм Рождества Богородицы (Большое Лучинское)
- Храм Рождества Богородицы (Великое)
- Храм Рождества Богородицы (Верхняя Золотица)
- Храм Рождества Богородицы (Заречное)
- Храм Рождества Богородицы (Зиновьево)
- Храм Рождества Богородицы (Каргополь)
- Храм Рождества Богородицы (Красный (Пречистый) Бор)
- Храм Рождества Богородицы (Крева)
- Храм Рождества Богородицы (Некрасовское)
- Храм Рождества Богородицы (Поздеевское)
- Храм Рождества Богородицы (Поречье)
- Храм Рождества Богородицы (Савинское)
- Храм Рождества Богородицы (Тульчино)
- Храм Рождества Богородицы (Туношна)
- Храм Рождества Богородицы (Турово)
- Храм Рождества Богородицы (Упирвичи)
- Храм Рождества Богородицы (Федосьино)
- Храм Рождества Богородицы (Щербинино)
- Храм Рождества Богородицы деревни Кишкино (Тула)
- Храм Рождества Божией Матери (Дютьково)
- Храм Рождества Божией Матери (Костино)
- Храм Рождества Иоанна Крестителя в Хмельницком (Севастополь)
- Храм Рождества Иоанна Предтечи (Алешунино)
- Храм Рождества Иоанна Предтечи (Востряково)
- Храм Рождества Иоанна Предтечи (Дубна)
- Храм Рождества Иоанна Предтечи (Екатеринбург)
- Храм Рождества Иоанна Предтечи (Ивановская Лисица)
- Храм Рождества Иоанна Предтечи (Ключищи)
- Храм Рождества Иоанна Предтечи (Кузьминское)
- Храм Рождества Иоанна Предтечи (Леликово)
- Храм Рождества Иоанна Предтечи (Любим)
- Храм Рождества Иоанна Предтечи (Марилово)
- Храм Рождества Иоанна Предтечи (Мелихово)
- Храм Рождества Иоанна Предтечи (Павловское)
- Храм Рождества Иоанна Предтечи (Северный)
- Храм Рождества Иоанна Предтечи (Сочи)
- Храм Рождества Иоанна Предтечи (Старый Оскол)
- Храм Рождества Иоанна Предтечи (Суздаль)
- Храм Рождества Иоанна Предтечи (Усть-Баргузин)
- Храм Рождества Иоанна Предтечи (Черемшанка)
- Храм Рождества Иоанна Предтечи (Шуя)
- Храм Рождества Иоанна Предтечи (Юкки)
- Храм Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском (Москва)
- Храм Рождества Иоанна Предтечи в Московском (Москва)
- Храм Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках (Москва)
- Храм Рождества Иоанна Предтечи на Ивановой Горе (Глубоково)
- Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне (Москва)
- Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Алексеевка)
- Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Архангельское)
- Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Безымено)
- Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Белев)
- Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Бердюжье)
- Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Богородское)
- Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Большое Скуратово)
- Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Брянск)
- Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Васькино)
- Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Велегож)
- Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Верхний Уфалей)
- Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Владикавказ)
- Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Воронок)