Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново (Москва)
Храм Преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове — православный храм Воскресенского благочиния Московской епархии. Храм расположен в районе Гольяново, Восточного административного округа города Москвы.
История[править | править код]
Первое упоминание о селе, получившем название от рыбки "гольян", в изобилии водившейся в местных водоемах, относится к 60-м годам XVII столетия, когда Гольяново было вотчиной царя Алексия Михайловича Романова. Через него проходила древняя Хомутовская дорога, идущая из Москвы к «великокняжеским бортням» на реке Клязьме. Его точное именование было: «Покровское, Васильцова уезда, стана Радонежской десятины». Близко к этому времени в Гольянове была построена деревянная церковь в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. Видимо, застройщиком ее являлся сам царь Алексей Михайлович. Храм получал «хлебную ругу» (содержание) из села Покровского. Еще свидетельствуется, что храм наделен был «десятиной пахотной земли и десятиной покосов», на эти доходы содержался храм и его причт. Царем Алексеем Михайловичем в Гольянове был построен еще и свечной завод. С момента построения храма в честь Соловецких святых Зосимы и Савватия, к Гольянову уже нельзя относится как к приселку, а только как к селу.
В 60-е годы ХVII века (1662 г.) приход состоял из 58 дворов, причем, входили сюда не только жители Гольянова, но и крестьяне соседних деревень - Черницыно, Абрамцево, Кобылино.
Гольяново с окрестными деревнями находилось уже в ведении Главной дворцовой канцелярии. Но поскольку доходным имением оно не было, то к началу XIX века село оказалось в руках частных владельцев. В 1805 году Гольяново приобрел некий Сергеев, а с 1811 года оно значится уже за надворным советником князем И.Н. Трубецким. В имение последнего входили также и окрестные селения: Абрамцево, Лукино, Суково и бывший дворцовый приселок - Никольское.
После Отечественной войны 1812 года и разграбления французами основной усадьбы князей Трубецких в Говорове, Иван Николаевич Трубецкой и его жена — Наталья Сергеевна (урожденная княжна Мещерская), перебрались в тихое Гольяново. С переездом князей Трубецких в Гольянове забурлила жизнь. Вокруг имения в Гольянове был разбит парк и создан огромный водоем. К 1816 году Гольяново стало центром имения Трубецких и официально получило статус села. В это же время вместо деревянной церкви препп. Зосимы и Савватия возводится церковь кирпичная, которая освящается в 1842 году.Помещики Трубецкие были не только основными вкладчиками, но и строителями храма. Церковь имел две части – холодная часть храма, или летняя церковь (четверик с престолом в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких), и зимний придел - трапезная часть храма, с престолом в честь свв. мучеников Адриана и Натальи. На месте старой деревянной церкви была возведена каменная часовня. Церковь построена в стиле ампир - позднего классицизма. Трапезная часть храма имела пока только один придел в честь святых мучеников Адриана и Натальи; там, где ныне находится алтарь «Живоносный Источник», струился живой ключ. К концу XIX века усадьба Трубецких значилась уже за Товариществом Балашихинской мануфактуры. В 1872 году огромный надел размером 2653 десятины, в который входили села: Гольяново, Никольское и другие окрестные деревни, был продан купцу А.Н. Прибылову. Рядом с Гольяновом находился кирпичный завод Венедикта Веденеева и ткацко-красильное заведение. Здесь же продолжал работать бывший царский свечной завод, только уже под началом Московского Епархиального ведомства.
В 30-х годах XX века в Гольянове был создан свиноводческий совхоз имени 10-летия Октября. Советские преобразования этого времени коснулись и церкви: храм был закрыт, а помещение отдано под макаронную фабрику, со всеми вытекающими из этого последствиями. В 1960 году Гольяново вошло в состав Москвы, а к началу 70-х годов попало в зону массовой жилищной застройки. Здание храма до последнего момента остается в Гольянове единственной ценной постройкой первой четверти XIX в.
31 марта 1990 года, после 75 лет разрухи и осквернений, храм преподобных Зосимы и Савватия был возвращен Русской Православной Церкви. Здание стояло без купола, с порушенной алтарной абсидой, с кратером вместо пола в четверике, с обезглавленной колокольней. От хранения и использования для опытов над кроликами и крысами химикатов на стенах не только не сохранилось росписи, не было самой штукатурки, сам кирпич пришлось стесывать на полтора метра от пола, потому как химикатами он весь был протравлен, и никакая штукатурка, а тем более роспись, держаться на нем не могли. Когда храм был приспособлен под макаронную фабрику, то, чтобы не ставить фабричной трубы, колокольню храма приспособили для вытяжки дыма, предварительно разобрав у нее купол. Кроме того, шлак из печей в течение десятилетий не вывозился, а высыпался прямо на территории. И когда храм был отдан Церкви, то пришлось вывезти с территории храма (и это в Москве-то!), ни много ни мало, сто двадцать вагонов «культурного грунта».
Храм представлял неописуемое зрелище. Входить в него можно было только через окно, которое ныне в алтаре придела святых мучеников Адриана и Наталии; там же, где ныне престол «Живоносный Источник», никакого алтаря в храме никогда ни в какие времена не существовало. На его месте была выемка от бившего источника, который снабжен был своеобразным кирпичным перекрытием, и вход к источнику представлял собою лаз: всякий желающий почерпнуть из источника, мог сделать это только подобравшись к нему на коленях. (На месте источника впоследствии был возведен баптистерий.) На месте четверика, вместо купола красовался небесный свод, вместо пола зиял кратер. С самого верха, откуда должен был бы начинаться купол, до дна вырытой в полу воронки, спускалась немыслимая по величине железная конструкция, которую и поднять-то можно было только мощным краном. Алтарная апсида главного алтаря была разрушена.
На 31 марта 1990 г. (день принятия ключей) был назначен субботник. О субботнике население было заранее оповещено. В течение двух дней и трех ночей соорудили временный иконостас. Народная помощь не иссякала всю неделю, но и результаты налицо: не взирая на невыразимую, даже ужасающую разруху за одну неделю руины храма были приспособлены к Богослужению. 31 марта были приняты ключи, шестого же апреля вечером уже была отслужена первая Всенощная, под праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. На самый день праздника утром, по благословению Святейшего Патриарха Пимена, было совершено малое (священническое) освящение престола в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и совершена первая Божественная Литургия.
Современное состояние[править | править код]
Описание[править | править код]
Ныне существующий храм в стиле классицизма с трехъярусной колокольней был выстроен в 1842 г. После 1917 г. храм был закрыт и обезглавлен. Вновь освящен в 1990 г За последние годы храм преображается на глазах. Из руин возвысились стены храма, вновь устремилась к небу величавая колокольня и своим перезвоном приглашает людей в храм прославить Бога.
На территории храма посажен прекрасный цветник, в центре которого бьет фонтан.
Кроме того, за храмом располагается трехэтажное здание воскресной школы, в котором также находится музей картин и скульптур, библиотека и конференц-зал.
21 августа 2008 года в день престольного праздника на территории храма был открыт памятник Святому благоверному царевичу Димитрию Угличскому.
Деятельность прихода[править | править код]
При храме Зосимы и Савватия Соловецких имеется баптистерий.
Действует воскресная школа для детей и взрослых, а также имеется Духовно-просветительский центр.
Создана благотворительная служба по оказанию помощи малоимущим.
Работает библиотека и церковный музей.
Действует Родительский комитет — общественное объединение жителей муниципального района Гольяново, актив которого составляют учителя ближних школ и прихожане храма.
Святыни[править | править код]
- Образ святителя Николая с житием, икона Тверских письмен.
- Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» - с двунадесятыми праздниками. На обратной строноне иконы – печать с годом и автором написания – 1691 год, Сильвестр.
- Два ковчега - на 50 и на 100 мощей. Изготовлены Андреем Матвеенко, методом маркитри (мозаика по дереву)
- Голгофский крест. Крест сделан по образцу того креста, который находится в старообрядческой часовне московского Преображенского кладбища. Исходник был изготовлен византийскими мастерами и относится к XIV веку.
Престольные праздники[править | править код]
- Зосима Соловецкий, игумен, Савватий Соловецкий, преподобные - 21 августа (перенесение мощей)
- Адриан Никомидийский, мученик - 8 сентября и Наталия Никомидийская, мученица - 8 сентября
- Икона Пресвятой Богородицы "Живоносный Источник" - пятница Светлой седмицы
Как добраться[править | править код]
Адрес: г.Москва, Байкальская ул., 37А (ближайшее метро: "Щелковская")
Телефон: (495)460-22-40
Проезд: авт. 3, 68, ост. "Аптека"
Паломнику[править | править код]
В храме обустроен баптистерий.
Фото[править | править код]
-
Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы»
-
Памятник Святому благоверному царевичу Димитрию Угличскому
-
-
-
-
-
-
-
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Храм Преподобных Зосимы и Савватия в Гольяново