Категория:Россия
Росси́я (Росси́йская Федера́ция) — федеративное государство в Восточной Европе, Северной Азии и, частично, в Центральной Европе. Территория России в её конституционных границах составляет 17 125 191 км²; население страны (в пределах её заявленной территории) составляет 146 748 590 человек (2020). Занимает первое место в мире по территории и девятое — по численности населения. Столица — Москва. Государственный язык — русский.
Крупнейшие города[править | править код]
- Москва
- Санкт-Петербург
- Новосибирск
- Екатеринбург
- Нижний Новгород
- Казань
- Челябинск
- Самара
- Омск
- Ростов-на-Дону
Таблица субъектов Российской Федерации[править | править код]
Православие в России[править | править код]
Русская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. По преданию, святой апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия остановился на Киевских горах и благословил будущий город Киев. Распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой — Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, апостолов и просветителей славян. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа — крещение князя Владимира и в 988 году Крещение Руси. Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель.
С Х века строятся величественные храмы. С ХI века на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом — не говоря об их чисто духовной роли — в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. В монастырях процветали иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. Широкая благотворительная деятельность монашеских обителей способствовала воспитанию в народе духа милосердия и сострадательности.
В ХII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. Татаро-монгольское нашествие — величайшее бедствие, постигшее Русь в ХIII веке, — не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси — залога будущей победы над поработителями.
Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в ХIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель Митрополит Алексий (1354-1378) воспитал святого благоверного князя Димитрия Донского. Он, как позднее и святитель Митрополит Иона (1448-1471), силою своего авторитета помогал московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранении государственного единства. Великий подвижник Церкви русской преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг — Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.
Сохранению национального самосознания и культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. В ХIII веке было положено начало Почаевской Лавре. Эта обитель и ее игумен преподобный Иов многое сделали для утверждения Православия в западнорусских землях. Всего с ХIV до половины ХV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 года). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.
Освобождаясь от захватчиков, Русское государство набирало силу, а с ним росла и сила Русской Православной Церкви. В 1448 году, незадолго до падения Византийской империи, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. Митрополит Иона, поставленный Собором русских епископов в 1448 году, получил титул Митрополита Московского и всея Руси.
В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В 1589 году Московский Митрополит Иов стал первым русским Патриархом. Восточные патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место.
ХVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Ермоген (1606-1612), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда вписана героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры от шведов и поляков в 1608-1610 годах.
В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем — исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону.
Начало ХVIII века ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в 1721 году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет.
В Синодальный период своей истории (1721-1917 годы) Русская Церковь особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны. Велось восстановление старых и строительство новых храмов. Начало ХIХ века ознаменовалось деятельностью замечательных богословов. Немало сделали русские церковные ученые и для развития таких наук, как история, языкознание, востоковедение.
ХIХ век дал великие образцы русской святости: выдающихся иерархов митрополитов Московских Филарета и Иннокентия, преподобного Серафима Саровского, старцев Оптиной и Глинской пустынь.
В начале ХХ века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции — в 1917 году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (1917-1925).
Святитель Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11 ноября 1917 года говорилось: «Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения — кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов — смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга… Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!»
Для большевиков, пришедших к власти в 1917 году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.
Когда в 1921-22 годах советское правительство потребовало выдачи ценных священных предметов, дело дошло до рокового конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви. К началу II Мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений лишь несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие были убиты или пропали без вести.
Катастрофический для страны ход боевых действий в начале II Мировой войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Для богослужений открылись храмы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества — она оказала и материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, финансирования танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.
Кульминацией этого процесса, который можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в «патриотическом единении», был прием Сталиным 4 сентября 1943 года Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).
С этого исторического момента началось «потепление» в отношениях Церкви с государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.
Трудным было положение Русской Православной Церкви в период так называемой «хрущевской оттепели», когда в угоду идеологическим установкам были закрыты тысячи церквей на всей территории Советского Союза.
Празднование Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году ознаменовало закат государственно-атеистической системы, придало новый импульс церковно-государственным отношениям, заставило власть предержащих начать диалог с Церковью и выстраивать взаимоотношения с нею на принципах признания ее огромной исторической роли в судьбе Отечества и ее вклада в формирование нравственных устоев нации. Началось подлинное возвращение народа в Отчий дом — люди потянулись ко Христу и Его Святой Церкви. Архипастыри, пастыри, миряне стали ревностно трудиться над воссозданием полнокровной церковной жизни. При этом абсолютное большинство священнослужителей и верующих явило необычайную мудрость, выносливость, стойкость в вере, преданность Святому Православию, несмотря ни на трудности, с которыми было сопряжено возрождение, ни на попытки внешних сил расколоть Церковь, расшатать ее единство, лишить ее внутренней свободы, подчинить мирским интересам. Даже распад Советского Союза в 1991 году, сопровождавшийся повсеместным ростом национального эгоизма, не смог разрушить полиэтничности Московского Патриархата. Стремление заключить Русскую Православную Церковь в рамки Российской Федерации и связанных с нею национальных диаспор доселе оказывается тщетным.
Однако последствия гонений оказались весьма и весьма тяжкими. Предстояло не только восстановить из руин тысячи храмов и сотни монастырей, но и возродить традиции образовательного, просветительного, благотворительного, миссионерского, церковно-общественного служения.
Возглавить церковное возрождение в этих непростых условиях было суждено митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию, который был избран Поместным Собором Русской Православной Церкви на овдовевшую после кончины Святейшего Патриарха Пимена Первосвятительскую кафедру. 10 июня 1990 года состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Под его Первосвятительским омофором Русская Православная Церковь подъяла тяжелейшие труды по воссозданию утраченного за годы гонений. Своеобразными вехами на этом нелегком пути стали Архиерейские Соборы Русской Православной Церкви, на которых свободно обсуждались актуальные проблемы церковного возрождения, принимались решения по каноническим, дисциплинарным и вероучительным вопросам.
Святые[править | править код]
Таблицу имен русских святых, расположенных в хронологическом порядке, смотрите здесь.
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Официальный сайт Русской Православной Церкви
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ОТДЕЛ ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СВЯЗЕЙ
История Русской Православной Церкви
В.И. Петрушко. Курс лекций по истории Русской Церкви
Владимир Русак. История Российской Церкви
Василий Ключевский. Православие в России
Краткая история Русской Православной Церкви
Подкатегории
В этой категории отображается 15 подкатегорий из имеющихся 15.
Р
- Россия (Источники) (пусто)
Страницы в категории «Россия»
Показано 200 страниц из 6117, находящихся в данной категории.
(Предыдущая страница) (Следующая страница)К
- Крестовоздвиженский храм (Дарна)
- Крестовоздвиженский храм (Кисловодск)
- Крестовоздвиженский храм (Коломна)
- Крестовоздвиженский храм (Марчуги)
- Крестовоздвиженский храм (Мишеронский)
- Крестовоздвиженский храм (Орехово-Зуево)
- Крестовоздвиженский храм (Первомайский)
- Крестовоздвиженский храм (Рогозны)
- Крестовоздвиженский храм (Саратов)
- Крестовоздвиженский храм (Серпухов)
- Крестовоздвиженский храм (Смоленск)
- Крестовоздвиженский храм (Сокольниково)
- Крестовоздвиженский храм (Ставрополь)
- Крестовоздвиженский храм (Татаринцево)
- Крестовоздвиженский храм (Юсупово)
- Крестовский мужской монастырь
- Кутузовский скит (Кутузовка)
Л
М
- Магдалининский храм (Улиткино)
- Максимилиановская церковь (Большой Златоуст)
- Максимовский храм (Нахабино)
- Мариенбургский Покровский храм (Гатчина)
- Меляевский скит (Меляево)
- Михаило-Архангельская церковь (Белебей)
- Михаило-Архангельская церковь (Новониколаевское)
- Михаило-Архангельский (Городково)
- Михаило-Архангельский кафедральный собор (Архангельск)
- Михаило-Архангельский кафедральный собор (Ижевск)
- Михаило-Архангельский собор (Бронницы)
- Михаило-Архангельский собор (Пятигорск)
- Михаило-Архангельский храм (Архангельское)
- Михаило-Архангельский храм (Вертлино)
- Михаило-Архангельский храм (Жуковский)
- Михаило-Архангельский храм (Загорново)
- Михаило-Архангельский храм (Зирган)
- Михаило-Архангельский храм (Константиново)
- Михаило-Архангельский Храм (Константиново)
- Михаило-Архангельский храм (Краснознаменск)
- Михаило-Архангельский храм (Ленинское)
- Михаило-Архангельский храм (Лобня)
- Михаило-Архангельский храм (Микулино-Городище)
- Михаило-Архангельский храм (Михайловское)
- Михаило-Архангельский храм (Петрово)
- Михаило-Архангельский храм (Починки)
- Михаило-Архангельский храм (Путилково)
- Михаило-Архангельский храм (Пышлицы)
- Михаило-Архангельский храм (Сергиев Посад)
- Михаило-Архангельский храм (Синьково)
- Михаило-Архангельский храм (Сорокино)
- Михаило-Архангельский храм (Талдом)
- Михаило-Архангельский храм (Тараканово)
- Михаило-Архангельский храм (Шарапово)
- Михайло-Архангельский собор (Сердобск)
- Михайло-Архангельский храм (Большая Лука)
- Михайло-Архангельский храм (Гиагинская)
- Михайло-Архангельский храм (Кувакино)
- Михайло-Архангельский храм (Курджипская)
- Михайло-Архангельский храм (Майкоп)
- Михайло-Архангельский храм (Поджигородово)
- Михайло-Архангельский храм (Скорняково)
- Михайло-Архангельский храмовый комплекс (Бушарино)
- Молельная комната великомученика Пантелеимона (Фряново)
- Молельная комната иконы Божией Матери «Иверская» (Монино)
- Молельная комната иконы Божией Матери «Поможение родам» (Щелково)
- Молельная комната мучеников и бессребреников Космы и Дамиана (Солнечногорск)
- Молельная комната святителя Луки Крымского в Международном аэропорту «Симферополь» имени И.К. Айвазовского
- Молельная комната святителя Луки Симферопольского (Долгопрудный)
- Молельная комната святителя Луки Симферопольского (Лосино-Петровский)
- Молельная комната святителя Луки Симферопольского (Сукманиха)
- Молельная комната святителя Николая Мирликийского (Лосино-Петровский)
- Молельная комната святителя Спиридона Тримифунтского (Черусти)
- Молитвенная комната при Городской больнице №1 (Орехово-Зуево)
- Молитвенный дом Симеона Столпника (Усть-Пинега)
- Москва
Н
- Надвратный храм-колокольня Распятского монастыря (Серпухов)
- Неопалимовский храм (Кубинка)
- Нерехта
- Нижне-Никольский храм (Смоленск)
- Никитская церковь (Владимир)
- Никитская церковь (Юрьев-Польский)
- Никитский храм (Коломна)
- Никитский храм (Никитское)
- Николо-Архангельский храм (Балашиха)
- Николо-Владимирский храм (Тула)
- Николо-Георгиевская церковь (Смогири)
- Николо-Димитриевский храм (Березники)
- Николо-Иоасафовский собор (Белгород)
- Николо-Набережная церковь (Муром)
- Николо-Пятницкий храм (Ильеши)
- Николо-Тихвинский соборный храм (Саратов)
- Николо-Ямской храм (Рязань)
- Никольская Зеленоградская церковь (Москва)
- Никольская церковь (Николо-Берёзовка)
- Никольский кафедральный собор (Ардатов)
- Никольский кафедральный собор (Казань)
- Никольский кафедральный собор (Канаш)
- Никольский кафедральный собор (Славгород)
- Никольский кафедральный собор (Чистополь)
- Никольский скит Житенного монастыря (Крапивня)
- Никольский собор (Волоколамск)
- Никольский собор (Зарайск)
- Никольский собор (Можайск)
- Никольский собор (Мышкин)
- Никольский собор (Наро-Фоминск)
- Никольский собор (Нижний Новгород)
- Никольский храм (Аксиньино)
- Никольский храм (Алексеевское)
- Никольский храм (Ангелово)
- Никольский храм (Атепцево)
- Никольский храм (Балашиха)
- Никольский храм (Балыкино)
- Никольский храм (Батюшково)
- Никольский храм (Большая Дубна)
- Никольский храм (Бужаниново)
- Никольский храм (Васильевское)
- Никольский храм (Воронеж)
- Никольский храм (Горки)
- Никольский храм (Дарьино)
- Никольский храм (Дерюзино)
- Никольский храм (Дуброво)
- Никольский храм (Еганово)
- Никольский храм (Каменское)
- Никольский храм (Кашира)
- Никольский храм (Кизема)
- Никольский храм (Коломна)
- Никольский храм (Красненский)
- Никольский храм (Красногорск)
- Никольский храм (Курганово)
- Никольский храм (Курилово)
- Никольский храм (Лосино-Петровский)
- Никольский храм (Луховицы)
- Никольский храм (Лямцино)
- Никольский храм (Малинники)
- Никольский храм (Малышево)
- Никольский храм (Мансурово)
- Никольский храм (Митрополье)
- Никольский храм (Мытищи)
- Никольский храм (Незнаново)
- Никольский храм (Нетребово)
- Никольский храм (Нижняя Павловка)
- Никольский храм (Николо-Крутины)
- Никольский храм (Николо-Прозорово)
- Никольский храм (Николо-Урюпино)
- Никольский храм (Никольское)
- Никольский храм (Никольское-Гагарино)
- Никольский храм (Никулино)
- Никольский храм (Никульское)
- Никольский храм (Новлянское)
- Никольский храм (Новый Милет)
- Никольский храм (Оболдино)
- Никольский храм (Озерецкое)
- Никольский храм (Островцы)
- Никольский храм (Парфентьево)
- Никольский храм (Петровское)
- Никольский храм (Подольск)
- Никольский храм (Полярный)
- Никольский храм (Правдинский)
- Никольский храм (Пушкино)
- Никольский храм (Ромашково)
- Никольский храм (Свердловский)
- Никольский храм (Семеновское)
- Никольский храм (Серебряные Пруды)
- Никольский храм (Середниково)
- Никольский храм (Сидоровское)
- Никольский храм (Солнечногорск)
- Никольский храм (Сортавала)
- Никольский храм (Стрелково)
- Никольский храм (Сушки)
- Никольский храм (Тишково)
- Никольский храм (Торжок)
- Никольский храм (Узуново)
- Никольский храм (Федоскино)
- Никольский храм (Химки)
- Никольский храм (Царево)
- Никольский храм (Черкизово)
- Никольский храм (Черленково)
- Никольский храм (Шатура)
- Никольский храм (Шопша)
- Никольский храм (Щелково)
- Никольский храм при епархиальном Духовно-просветительском центре (Петропавловск-Камчатский)
- Никольский храм при Уфимском железнодорожном вокзале
- Новоседмиезерное Свято-Пантелеимоновское архиерейское подворье (Ульяновск)
П
- Пантелеимоновский собор (Белокуриха)
- Пантелеимоновский храм (Жуковский)
- Пантелеимоновский храм (Заветы Ильича)
- Пантелеимоновский храм (Красногорск)
- Пантелеимоновский храм (Львовский)
- Пантелеимоновский храм (Мытищи)
- Пантелеимоновский храм (Пушкино)
- Пантелеимоновский храм (Химки)
- Пантелеимоновский храм в Климовском доме-интернате (Климовск)
- Пантелеимоновский храм в Подольской городской клинической больнице (Подольск)
- Патриаршее подворье в военном гарнизоне штаба РВСН храм преподобного Илии Муромца и великомученицы Варвары (Власиха)
- Патриаршее подворье Покровский храм Николо-Архангельского кладбища (Балашиха)