Категория:Россия
![](/palomnik/images/thumb/7/78/%D0%A5%D0%A1%D0%A1.jpg/400px-%D0%A5%D0%A1%D0%A1.jpg)
Росси́я (Росси́йская Федера́ция) — федеративное государство в Восточной Европе, Северной Азии и, частично, в Центральной Европе. Территория России в её конституционных границах составляет 17 125 191 км²; население страны (в пределах её заявленной территории) составляет 146 748 590 человек (2020). Занимает первое место в мире по территории и девятое — по численности населения. Столица — Москва. Государственный язык — русский.
Крупнейшие города[править | править код]
- Москва
- Санкт-Петербург
- Новосибирск
- Екатеринбург
- Нижний Новгород
- Казань
- Челябинск
- Самара
- Омск
- Ростов-на-Дону
Таблица субъектов Российской Федерации[править | править код]
Православие в России[править | править код]
История[править | править код]
Русская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. По преданию, святой апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия остановился на Киевских горах и благословил будущий город Киев. Распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой — Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, апостолов и просветителей славян. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа — крещение князя Владимира и в 988 году Крещение Руси. Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель.
![](/palomnik/images/thumb/d/df/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D0%BD.jpg/300px-%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D0%BD.jpg)
С Х века строятся величественные храмы. С ХI века на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом — не говоря об их чисто духовной роли — в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. В монастырях процветали иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. Широкая благотворительная деятельность монашеских обителей способствовала воспитанию в народе духа милосердия и сострадательности.
В ХII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. Татаро-монгольское нашествие — величайшее бедствие, постигшее Русь в ХIII веке, — не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси — залога будущей победы над поработителями.
Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в ХIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель Митрополит Алексий (1354-1378) воспитал святого благоверного князя Димитрия Донского. Он, как позднее и святитель Митрополит Иона (1448-1471), силою своего авторитета помогал московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранении государственного единства. Великий подвижник Церкви русской преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг — Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.
![](/palomnik/images/thumb/7/79/5patriarchs.jpg/300px-5patriarchs.jpg)
Сохранению национального самосознания и культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. В ХIII веке было положено начало Почаевской Лавре. Эта обитель и ее игумен преподобный Иов многое сделали для утверждения Православия в западнорусских землях. Всего с ХIV до половины ХV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 года). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.
Освобождаясь от захватчиков, Русское государство набирало силу, а с ним росла и сила Русской Православной Церкви. В 1448 году, незадолго до падения Византийской империи, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. Митрополит Иона, поставленный Собором русских епископов в 1448 году, получил титул Митрополита Московского и всея Руси.
В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В 1589 году Московский Митрополит Иов стал первым русским Патриархом. Восточные патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место.
ХVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Ермоген (1606-1612), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда вписана героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры от шведов и поляков в 1608-1610 годах.
В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем — исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону.
![](/palomnik/images/thumb/5/59/%D0%97%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A1%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B0_%D0%B8_%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%B2_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B5.jpg/300px-%D0%97%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A1%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B0_%D0%B8_%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%B2_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B5.jpg)
Начало ХVIII века ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в 1721 году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет.
В Синодальный период своей истории (1721-1917 годы) Русская Церковь особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны. Велось восстановление старых и строительство новых храмов. Начало ХIХ века ознаменовалось деятельностью замечательных богословов. Немало сделали русские церковные ученые и для развития таких наук, как история, языкознание, востоковедение.
ХIХ век дал великие образцы русской святости: выдающихся иерархов митрополитов Московских Филарета и Иннокентия, преподобного Серафима Саровского, старцев Оптиной и Глинской пустынь.
В начале ХХ века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции — в 1917 году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (1917-1925).
Святитель Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11 ноября 1917 года говорилось: «Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения — кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов — смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга… Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!»
![](/palomnik/images/thumb/4/47/Highest_authority_of_Russian_Orthodox_Church_in_1917.jpg/300px-Highest_authority_of_Russian_Orthodox_Church_in_1917.jpg)
Для большевиков, пришедших к власти в 1917 году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.
Когда в 1921-22 годах советское правительство потребовало выдачи ценных священных предметов, дело дошло до рокового конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви. К началу II Мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений лишь несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие были убиты или пропали без вести.
Катастрофический для страны ход боевых действий в начале II Мировой войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Для богослужений открылись храмы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества — она оказала и материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, финансирования танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.
Кульминацией этого процесса, который можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в «патриотическом единении», был прием Сталиным 4 сентября 1943 года Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).
С этого исторического момента началось «потепление» в отношениях Церкви с государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.
Трудным было положение Русской Православной Церкви в период так называемой «хрущевской оттепели», когда в угоду идеологическим установкам были закрыты тысячи церквей на всей территории Советского Союза.
![](/palomnik/images/thumb/4/40/Avers_medal_1000_rus.jpg/300px-Avers_medal_1000_rus.jpg)
Празднование Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году ознаменовало закат государственно-атеистической системы, придало новый импульс церковно-государственным отношениям, заставило власть предержащих начать диалог с Церковью и выстраивать взаимоотношения с нею на принципах признания ее огромной исторической роли в судьбе Отечества и ее вклада в формирование нравственных устоев нации. Началось подлинное возвращение народа в Отчий дом — люди потянулись ко Христу и Его Святой Церкви. Архипастыри, пастыри, миряне стали ревностно трудиться над воссозданием полнокровной церковной жизни. При этом абсолютное большинство священнослужителей и верующих явило необычайную мудрость, выносливость, стойкость в вере, преданность Святому Православию, несмотря ни на трудности, с которыми было сопряжено возрождение, ни на попытки внешних сил расколоть Церковь, расшатать ее единство, лишить ее внутренней свободы, подчинить мирским интересам. Даже распад Советского Союза в 1991 году, сопровождавшийся повсеместным ростом национального эгоизма, не смог разрушить полиэтничности Московского Патриархата. Стремление заключить Русскую Православную Церковь в рамки Российской Федерации и связанных с нею национальных диаспор доселе оказывается тщетным.
Однако последствия гонений оказались весьма и весьма тяжкими. Предстояло не только восстановить из руин тысячи храмов и сотни монастырей, но и возродить традиции образовательного, просветительного, благотворительного, миссионерского, церковно-общественного служения.
Возглавить церковное возрождение в этих непростых условиях было суждено митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию, который был избран Поместным Собором Русской Православной Церкви на овдовевшую после кончины Святейшего Патриарха Пимена Первосвятительскую кафедру. 10 июня 1990 года состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Под его Первосвятительским омофором Русская Православная Церковь подъяла тяжелейшие труды по воссозданию утраченного за годы гонений. Своеобразными вехами на этом нелегком пути стали Архиерейские Соборы Русской Православной Церкви, на которых свободно обсуждались актуальные проблемы церковного возрождения, принимались решения по каноническим, дисциплинарным и вероучительным вопросам.
Современное состояние[править | править код]
Современная структура Русской православной церкви (Московского патриархата), порядок формирования её центральных и местных органов управления, их полномочия определены Уставом Русской православной церкви, принятым Архиерейским собором 16 августа 2000 года с поправками, принятыми на Архиерейском соборе 27 июня 2008 года, а также Архиерейскими соборами 2011, 2013, 2016 и 2017 годов.
Ныне действующая редакция Гражданского устава РПЦ зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ 30 ноября 1998 года при перерегистрации религиозных объединений в соответствии с новым Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Гражданский устав РПЦ (1991), зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ 30 мая 1991 года, был опубликован в «Журнале Московской Патриархии».
Устав РПЦ определяет Русскую православную церковь как «многонациональную поместную автокефальную церковь, находящуюся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими поместными православными церквами».
Согласно Уставу Русской православной церкви, высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный синод во главе с патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями — каждый в своей компетенции.
Поместный собор решает вопросы, касающиеся избрания патриарха и его ухода на покой, предоставления частям Русской православной церкви автокефалии, автономии и самоуправления. Созывается в сроки, которые определяются Архиерейским собором или, в исключительных случаях, патриархом и Священным синодом, в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян. Последний собор был созван в январе 2009 года.
Архиерейский собор — поместный собор, в котором участвуют исключительно епископы. Является высшим органом иерархического управления Русской православной церкви. В его состав входят все правящие епископы Церкви, а также викарные епископы, возглавляющие синодальные учреждения и духовные академии; по Уставу, созывается не реже одного раза в четыре года.
Священный синод, согласно действующему Уставу РПЦ, является высшим «органом управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами». Состоит из председателя — патриарха (или местоблюстителя), девяти постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев.
Патриарх — предстоятель Церкви, имеет титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Ему принадлежит «первенство чести» среди епископата Русской православной церкви. Имя патриарха возносится во время богослужения во всех храмах Русской православной церкви.
Высший церковный совет — постоянный исполнительный орган, действующий с марта 2011 года при патриархе Московском и всея Руси и Священном синоде Русской православной церкви. Возглавляется патриархом и состоит из руководителей синодальных учреждений Русской православной церкви.
Как юридическое лицо Церковь зарегистрирована в виде религиозной организации «Русская православная церковь».
Святые[править | править код]
Таблицу имен русских святых, расположенных в хронологическом порядке, смотрите здесь.
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Официальный сайт Русской Православной Церкви
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ОТДЕЛ ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СВЯЗЕЙ
История Русской Православной Церкви
В.И. Петрушко. Курс лекций по истории Русской Церкви
Владимир Русак. История Российской Церкви
Василий Ключевский. Православие в России
Краткая история Русской Православной Церкви
Подкатегории
В этой категории отображается 15 подкатегорий из имеющихся 15.
Р
- Россия (Источники) (пусто)
Страницы в категории «Россия»
Показано 200 страниц из 6008, находящихся в данной категории.
(Предыдущая страница) (Следующая страница)Х
- Храм мученика Василиска Команского в Кудепсте (Сочи)
- Храм мученика Вонифатия (Лосня)
- Храм мученика Иоанна воина (Мартьянково)
- Храм Мученика Иоанна Воина (Никифорово)
- Храм мученика Иоанна Воина (Новоберезовский)
- Храм мученика Иоанна Воина (Челябинск)
- Храм мученика Иоанна Воина (Чернецкое)
- Храм мученика Уара (Химки)
- Храм мученика Уара Египетского (Булатово)
- Храм мученика Уара Египетского (Истомиха)
- Храм мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине (Москва)
- Храм мучеников Бориса и Глеба (Хиславичи)
- Храм мучеников Гурия, Самона и Авива (Муром)
- Храм мучеников и бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших (Перхушково)
- Храм мучеников и бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших (Хочёма)
- Храм мучеников Мины, Виктора и Викентия (Тверь)
- Храм мучеников Флора и Лавра (Игумново)
- Храм мучеников Флора и Лавра (Мегреги)
- Храм мучеников Флора и Лавра (Хохлово)
- Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (Благовещенск)
- Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (Вартемяги)
- Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (Светлый)
- Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (Сочи)
- Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (Янишполе)
- Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Кокошкино (Москва)
- Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии (Вогулка)
- Храм мученицы Александры Римской (Ниэмелянхови)
- Храм мученицы Татианы (Бобрава)
- Храм мученицы Татианы (Кобяково)
- Храм мученицы Татианы (Октябрьский)
- Храм мученицы Татианы (Самара)
- Храм на кладбище иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Марфино)
- Храм на кладбище праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского (Краснознаменск)
- Храм Нерукотворного Образа Спасителя (Саратов)
- Храм Нерукотворного Образа Спасителя (Холуново)
- Храм Нерукотворного Образа Спасителя (Шимановск)
- Храм Нерукотворного Образа Христа Спасителя (Сочи)
- Храм Нерукотворного Спаса (Деулино)
- Храм Никиты Великомученика (Дровосеки)
- Храм Никиты мученика (Елизарово)
- Храм Николая и Александры, царственных страстотерпцев (Тургояк)
- Храм Николая Мир Ликийских (Никольское)
- Храм Николая Мирликийского (Голенково-Погост)
- Храм Николая Мирликийского (Горышино)
- Храм Николая Мирликийского (Емельяново)
- Храм Николая Мирликийского (Холмогоры)
- Храм Николая Чудотворца (Александровка)
- Храм Николая Чудотворца (Алексин)
- Храм Николая Чудотворца (Андрианово)
- Храм Николая Чудотворца (Архангельск)
- Храм Николая Чудотворца (Ассиновская)
- Храм Николая Чудотворца (Астрахань)
- Храм Николая Чудотворца (Базарный Карабулак)
- Храм Николая Чудотворца (Барышская Слобода)
- Храм Николая Чудотворца (Батюшково)
- Храм Николая Чудотворца (Белев)
- Храм Николая Чудотворца (Белое)
- Храм Николая Чудотворца (Белый Омут)
- Храм Николая Чудотворца (Бердяуш)
- Храм Николая Чудотворца (Большая Ржакса)
- Храм Николая Чудотворца (Большевик)
- Храм Николая Чудотворца (Большие Плоты)
- Храм Николая Чудотворца (Бор)
- Храм Николая Чудотворца (Вёска)
- Храм Николая Чудотворца (Вашка)
- Храм Николая Чудотворца (Веркола)
- Храм Николая Чудотворца (Верхний Шибряй)
- Храм Николая Чудотворца (Вологда)
- Храм Николая Чудотворца (Вороний Куст)
- Храм Николая Чудотворца (Высоцкое)
- Храм Николая Чудотворца (Вязово)
- Храм Николая Чудотворца (Гаврилов-Ям)
- Храм Николая Чудотворца (Георгиевское)
- Храм Николая Чудотворца (Глинка)
- Храм Николая Чудотворца (Горелое)
- Храм Николая Чудотворца (Городна)
- Храм Николая Чудотворца (Гусь-Хрустальный)
- Храм Николая Чудотворца (Двуреченск)
- Храм Николая Чудотворца (Динас)
- Храм Николая Чудотворца (Долгий Буерак)
- Храм Николая Чудотворца (Дружинино)
- Храм Николая Чудотворца (Екатеринбург)
- Храм Николая Чудотворца (Еремкино)
- Храм Николая Чудотворца (Ессентуки)
- Храм Николая Чудотворца (Ефремов)
- Храм Николая Чудотворца (Зональная станция)
- Храм Николая Чудотворца (Зубарёво)
- Храм Николая Чудотворца (Ижевск)
- Храм Николая Чудотворца (Илюшкино)
- Храм Николая Чудотворца (Исток)
- Храм Николая Чудотворца (Казанское)
- Храм Николая Чудотворца (Калугино)
- Храм Николая Чудотворца (Карачево)
- Храм Николая Чудотворца (Каюрово)
- Храм Николая Чудотворца (Кеврола)
- Храм Николая Чудотворца (Кленовское)
- Храм Николая Чудотворца (Клишева)
- Храм Николая Чудотворца (Комарёво)
- Храм Николая Чудотворца (Копнино)
- Храм Николая Чудотворца (Коршуновка)
- Храм Николая Чудотворца (Котовск)
- Храм Николая Чудотворца (Кочаки)
- Храм Николая Чудотворца (Крапивна)
- Храм Николая Чудотворца (Красный Яр)
- Храм Николая Чудотворца (Кривополянье)
- Храм Николая Чудотворца (Криуши)
- Храм Николая Чудотворца (Кротково)
- Храм Николая Чудотворца (Кубринск)
- Храм Николая Чудотворца (Кудама)
- Храм Николая Чудотворца (Кукуи)
- Храм Николая Чудотворца (Кулаково)
- Храм Николая Чудотворца (Кутьино)
- Храм Николая Чудотворца (Кыласово)
- Храм Николая Чудотворца (Кыштым)
- Храм Николая Чудотворца (Лукьяново)
- Храм Николая Чудотворца (Лучинское)
- Храм Николая Чудотворца (Лыченцы)
- Храм Николая Чудотворца (Лычное)
- Храм Николая Чудотворца (Магадан)
- Храм Николая Чудотворца (Магнитка)
- Храм Николая Чудотворца (Майкоп)
- Храм Николая Чудотворца (Малевка)
- Храм Николая Чудотворца (Малый Снежеток)
- Храм Николая Чудотворца (Машково-Сурёна)
- Храм Николая Чудотворца (Маяк)
- Храм Николая Чудотворца (Мечнянка)
- Храм Николая Чудотворца (Моисеево-Алабушка)
- Храм Николая Чудотворца (Нагорный)
- Храм Николая Чудотворца (Налейка)
- Храм Николая Чудотворца (Ненокса)
- Храм Николая Чудотворца (Нефедьево)
- Храм Николая Чудотворца (Нижняя Санарка)
- Храм Николая Чудотворца (Николаевка)
- Храм Николая Чудотворца (Николо-Гора)
- Храм Николая Чудотворца (Николо-Ям)
- Храм Николая Чудотворца (Никольск)
- Храм Николая Чудотворца (Никольское)
- Храм Николая Чудотворца (Никольское-на-Черемшане)
- Храм Николая Чудотворца (Никульское)
- Храм Николая Чудотворца (Новая Сортировка)
- Храм Николая Чудотворца (Новинки)
- Храм Николая Чудотворца (Новосиль)
- Храм Николая Чудотворца (Ныроб)
- Храм Николая Чудотворца (Озерки)
- Храм Николая Чудотворца (Октябрьский Городок)
- Храм Николая Чудотворца (Орловка)
- Храм Николая Чудотворца (Осиново)
- Храм Николая Чудотворца (Оськино)
- Храм Николая Чудотворца (Панино)
- Храм Николая Чудотворца (Перевалово)
- Храм Николая Чудотворца (Платоново)
- Храм Николая Чудотворца (Повенец)
- Храм Николая Чудотворца (Поповка)
- Храм Николая Чудотворца (поселок 1-е Мая)
- Храм Николая Чудотворца (Раскуиха)
- Храм Николая Чудотворца (Сабакаево)
- Храм Николая Чудотворца (Савцыно)
- Храм Николая Чудотворца (Светлоград)
- Храм Николая Чудотворца (Свободный)
- Храм Николая Чудотворца (Святое)
- Храм Николая Чудотворца (Северодвинск)
- Храм Николая Чудотворца (Сергиевское)
- Храм Николая Чудотворца (Среднеуральск)
- Храм Николая Чудотворца (Становая)
- Храм Николая Чудотворца (Старая Лопуховка)
- Храм Николая Чудотворца (Сторожевая)
- Храм Николая Чудотворца (Стрежевой)
- Храм Николая Чудотворца (Сукмановка)
- Храм Николая Чудотворца (Сурское)
- Храм Николая Чудотворца (Сычевка)
- Храм Николая Чудотворца (Терешок)
- Храм Николая Чудотворца (Тиинск)
- Храм Николая Чудотворца (Труслейка)
- Храм Николая Чудотворца (Тульский)
- Храм Николая Чудотворца (Улитина Новинка)
- Храм Николая Чудотворца (Утяшево)
- Храм Николая Чудотворца (Ушаковские Горки)
- Храм Николая Чудотворца (Феодосия)
- Храм Николая Чудотворца (Холм-Жирковский)
- Храм Николая Чудотворца (Хотушь)
- Храм Николая Чудотворца (Черняное)
- Храм Николая Чудотворца (Чесма)
- Храм Николая Чудотворца (Шадринск)
- Храм Николая Чудотворца (Шахты)
- Храм Николая Чудотворца (Эссойла)
- Храм Николая Чудотворца в Измайлове (Москва)
- Храм Николая Чудотворца в Клённиках (Москва)
- Храм Николая Чудотворца в Кленове (Москва)
- Храм Николая Чудотворца в Покровском (Москва)
- Храм Николая Чудотворца на Берсеневке (Москва)
- Храм Николая Чудотворца на Елшанском кладбище (Саратов)
- Храм Николая Чудотворца на Меленках (Ярославль)
- Храм Николая Чудотворца на территории "Севмаш" (Северодвинск)
- Храм Николая Чудотворца при в/ч 14258 (Шарапово)
- Храм Николая Чудотворца при Никольском училище (Орехово-Зуево)
- Храм Николая Чудотворца при УГГУ (Екатеринбург)
- Храм Николы Мокрого (Ярославль)
- Храм Николы на Ржавце (Тула)
- Храм новомучеников и исповедников Белгородских (Строитель)
- Храм новомучеников и исповедников Владимирских (Галицы)