Категория:Россия
![](/palomnik/images/thumb/7/78/%D0%A5%D0%A1%D0%A1.jpg/400px-%D0%A5%D0%A1%D0%A1.jpg)
Росси́я (Росси́йская Федера́ция) — федеративное государство в Восточной Европе, Северной Азии и, частично, в Центральной Европе. Территория России в её конституционных границах составляет 17 125 191 км²; население страны (в пределах её заявленной территории) составляет 146 748 590 человек (2020). Занимает первое место в мире по территории и девятое — по численности населения. Столица — Москва. Государственный язык — русский.
Крупнейшие города[править | править код]
- Москва
- Санкт-Петербург
- Новосибирск
- Екатеринбург
- Нижний Новгород
- Казань
- Челябинск
- Самара
- Омск
- Ростов-на-Дону
Таблица субъектов Российской Федерации[править | править код]
Православие в России[править | править код]
История[править | править код]
Русская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. По преданию, святой апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия остановился на Киевских горах и благословил будущий город Киев. Распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой — Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, апостолов и просветителей славян. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа — крещение князя Владимира и в 988 году Крещение Руси. Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель.
![](/palomnik/images/thumb/d/df/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D0%BD.jpg/300px-%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D0%BD.jpg)
С Х века строятся величественные храмы. С ХI века на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом — не говоря об их чисто духовной роли — в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. В монастырях процветали иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. Широкая благотворительная деятельность монашеских обителей способствовала воспитанию в народе духа милосердия и сострадательности.
В ХII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. Татаро-монгольское нашествие — величайшее бедствие, постигшее Русь в ХIII веке, — не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси — залога будущей победы над поработителями.
Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в ХIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель Митрополит Алексий (1354-1378) воспитал святого благоверного князя Димитрия Донского. Он, как позднее и святитель Митрополит Иона (1448-1471), силою своего авторитета помогал московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранении государственного единства. Великий подвижник Церкви русской преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг — Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.
![](/palomnik/images/thumb/7/79/5patriarchs.jpg/300px-5patriarchs.jpg)
Сохранению национального самосознания и культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. В ХIII веке было положено начало Почаевской Лавре. Эта обитель и ее игумен преподобный Иов многое сделали для утверждения Православия в западнорусских землях. Всего с ХIV до половины ХV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 года). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.
Освобождаясь от захватчиков, Русское государство набирало силу, а с ним росла и сила Русской Православной Церкви. В 1448 году, незадолго до падения Византийской империи, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. Митрополит Иона, поставленный Собором русских епископов в 1448 году, получил титул Митрополита Московского и всея Руси.
В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В 1589 году Московский Митрополит Иов стал первым русским Патриархом. Восточные патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место.
ХVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Ермоген (1606-1612), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда вписана героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры от шведов и поляков в 1608-1610 годах.
В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем — исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону.
![](/palomnik/images/thumb/5/59/%D0%97%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A1%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B0_%D0%B8_%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%B2_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B5.jpg/300px-%D0%97%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A1%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B0_%D0%B8_%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%B2_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B5.jpg)
Начало ХVIII века ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в 1721 году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет.
В Синодальный период своей истории (1721-1917 годы) Русская Церковь особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны. Велось восстановление старых и строительство новых храмов. Начало ХIХ века ознаменовалось деятельностью замечательных богословов. Немало сделали русские церковные ученые и для развития таких наук, как история, языкознание, востоковедение.
ХIХ век дал великие образцы русской святости: выдающихся иерархов митрополитов Московских Филарета и Иннокентия, преподобного Серафима Саровского, старцев Оптиной и Глинской пустынь.
В начале ХХ века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции — в 1917 году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (1917-1925).
Святитель Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11 ноября 1917 года говорилось: «Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения — кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов — смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга… Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!»
![](/palomnik/images/thumb/4/47/Highest_authority_of_Russian_Orthodox_Church_in_1917.jpg/300px-Highest_authority_of_Russian_Orthodox_Church_in_1917.jpg)
Для большевиков, пришедших к власти в 1917 году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.
Когда в 1921-22 годах советское правительство потребовало выдачи ценных священных предметов, дело дошло до рокового конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви. К началу II Мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений лишь несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие были убиты или пропали без вести.
Катастрофический для страны ход боевых действий в начале II Мировой войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Для богослужений открылись храмы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества — она оказала и материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, финансирования танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.
Кульминацией этого процесса, который можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в «патриотическом единении», был прием Сталиным 4 сентября 1943 года Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).
С этого исторического момента началось «потепление» в отношениях Церкви с государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.
Трудным было положение Русской Православной Церкви в период так называемой «хрущевской оттепели», когда в угоду идеологическим установкам были закрыты тысячи церквей на всей территории Советского Союза.
![](/palomnik/images/thumb/4/40/Avers_medal_1000_rus.jpg/300px-Avers_medal_1000_rus.jpg)
Празднование Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году ознаменовало закат государственно-атеистической системы, придало новый импульс церковно-государственным отношениям, заставило власть предержащих начать диалог с Церковью и выстраивать взаимоотношения с нею на принципах признания ее огромной исторической роли в судьбе Отечества и ее вклада в формирование нравственных устоев нации. Началось подлинное возвращение народа в Отчий дом — люди потянулись ко Христу и Его Святой Церкви. Архипастыри, пастыри, миряне стали ревностно трудиться над воссозданием полнокровной церковной жизни. При этом абсолютное большинство священнослужителей и верующих явило необычайную мудрость, выносливость, стойкость в вере, преданность Святому Православию, несмотря ни на трудности, с которыми было сопряжено возрождение, ни на попытки внешних сил расколоть Церковь, расшатать ее единство, лишить ее внутренней свободы, подчинить мирским интересам. Даже распад Советского Союза в 1991 году, сопровождавшийся повсеместным ростом национального эгоизма, не смог разрушить полиэтничности Московского Патриархата. Стремление заключить Русскую Православную Церковь в рамки Российской Федерации и связанных с нею национальных диаспор доселе оказывается тщетным.
Однако последствия гонений оказались весьма и весьма тяжкими. Предстояло не только восстановить из руин тысячи храмов и сотни монастырей, но и возродить традиции образовательного, просветительного, благотворительного, миссионерского, церковно-общественного служения.
Возглавить церковное возрождение в этих непростых условиях было суждено митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию, который был избран Поместным Собором Русской Православной Церкви на овдовевшую после кончины Святейшего Патриарха Пимена Первосвятительскую кафедру. 10 июня 1990 года состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Под его Первосвятительским омофором Русская Православная Церковь подъяла тяжелейшие труды по воссозданию утраченного за годы гонений. Своеобразными вехами на этом нелегком пути стали Архиерейские Соборы Русской Православной Церкви, на которых свободно обсуждались актуальные проблемы церковного возрождения, принимались решения по каноническим, дисциплинарным и вероучительным вопросам.
Современное состояние[править | править код]
Современная структура Русской православной церкви (Московского патриархата), порядок формирования её центральных и местных органов управления, их полномочия определены Уставом Русской православной церкви, принятым Архиерейским собором 16 августа 2000 года с поправками, принятыми на Архиерейском соборе 27 июня 2008 года, а также Архиерейскими соборами 2011, 2013, 2016 и 2017 годов.
Ныне действующая редакция Гражданского устава РПЦ зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ 30 ноября 1998 года при перерегистрации религиозных объединений в соответствии с новым Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Гражданский устав РПЦ (1991), зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ 30 мая 1991 года, был опубликован в «Журнале Московской Патриархии».
Устав РПЦ определяет Русскую православную церковь как «многонациональную поместную автокефальную церковь, находящуюся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими поместными православными церквами».
Согласно Уставу Русской православной церкви, высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный синод во главе с патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями — каждый в своей компетенции.
Поместный собор решает вопросы, касающиеся избрания патриарха и его ухода на покой, предоставления частям Русской православной церкви автокефалии, автономии и самоуправления. Созывается в сроки, которые определяются Архиерейским собором или, в исключительных случаях, патриархом и Священным синодом, в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян. Последний собор был созван в январе 2009 года.
Архиерейский собор — поместный собор, в котором участвуют исключительно епископы. Является высшим органом иерархического управления Русской православной церкви. В его состав входят все правящие епископы Церкви, а также викарные епископы, возглавляющие синодальные учреждения и духовные академии; по Уставу, созывается не реже одного раза в четыре года.
Священный синод, согласно действующему Уставу РПЦ, является высшим «органом управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами». Состоит из председателя — патриарха (или местоблюстителя), девяти постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев.
Патриарх — предстоятель Церкви, имеет титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Ему принадлежит «первенство чести» среди епископата Русской православной церкви. Имя патриарха возносится во время богослужения во всех храмах Русской православной церкви.
Высший церковный совет — постоянный исполнительный орган, действующий с марта 2011 года при патриархе Московском и всея Руси и Священном синоде Русской православной церкви. Возглавляется патриархом и состоит из руководителей синодальных учреждений Русской православной церкви.
Как юридическое лицо Церковь зарегистрирована в виде религиозной организации «Русская православная церковь».
Святые[править | править код]
Таблицу имен русских святых, расположенных в хронологическом порядке, смотрите здесь.
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Официальный сайт Русской Православной Церкви
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ОТДЕЛ ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СВЯЗЕЙ
История Русской Православной Церкви
В.И. Петрушко. Курс лекций по истории Русской Церкви
Владимир Русак. История Российской Церкви
Василий Ключевский. Православие в России
Краткая история Русской Православной Церкви
Подкатегории
В этой категории отображается 15 подкатегорий из имеющихся 15.
Р
- Россия (Источники) (пусто)
Страницы в категории «Россия»
Показано 200 страниц из 6008, находящихся в данной категории.
(Предыдущая страница) (Следующая страница)Х
- Храм Сергия Радонежского (Плавск)
- Храм Сергия Радонежского (Роговатое)
- Храм Сергия Радонежского (Румянцево)
- Храм Сергия Радонежского (Сарга)
- Храм Сергия Радонежского (Сергиевское)
- Храм Сергия Радонежского (Сергиевы Горки)
- Храм Сергия Радонежского (Ставрополь)
- Храм Сергия Радонежского (Старый Оскол)
- Храм Сергия Радонежского (Таволжанка)
- Храм Сергия Радонежского (Тверь)
- Храм Сергия Радонежского (Теребрено)
- Храм Сергия Радонежского (Тимонино)
- Храм Сергия Радонежского (Тобольск)
- Храм Сергия Радонежского (Товарково)
- Храм Сергия Радонежского (Томск)
- Храм Сергия Радонежского (Троицк)
- Храм Сергия Радонежского (Тула)
- Храм Сергия Радонежского (Тулуковщина)
- Храм Сергия Радонежского (Усть-Лабинск)
- Храм Сергия Радонежского (Челябинск)
- Храм Сергия Радонежского (Черкассы)
- Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе (Москва)
- Храм Сергия Радонежского и преподобномученицы Елисаветы (Екатеринбург)
- Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле
- Храм Сергия священномученика (Климовск)
- Храм Силуана Афонского (Новая Ляда)
- Храм Симеона Богоприимца (Ершичи)
- Храм Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (Сысерть)
- Храм Симеона Верхотурского (Екатеринбург)
- Храм Симеона Верхотурского (Черепаново)
- Храм Симеона Персидского на Пятницком кладбище (Москва)
- Храм Симеона Столпника (Переславль-Залесский)
- Храм Симеона Столпника (Семеновское)
- Храм Симеона Столпника за Яузой (Москва)
- Храм Смоленской иконы Божией Матери (Богослов)
- Храм Смоленской иконы Божией Матери (Борисоглеб)
- Храм Смоленской иконы Божией Матери (Бородино)
- Храм Смоленской иконы Божией Матери (Васильевское)
- Храм Смоленской иконы Божией Матери (Диево-Городище)
- Храм Смоленской иконы Божией Матери (Дубна)
- Храм Смоленской иконы Божией Матери (Камызяк)
- Храм Смоленской иконы Божией Матери (Мстёра)
- Храм Смоленской иконы Божией Матери (Муром)
- Храм Смоленской иконы Божией Матери (Орёл)
- Храм Смоленской иконы Божией Матери (Поповка)
- Храм Смоленской иконы Божией Матери (Седлистое)
- Храм Смоленской иконы Божией Матери (Середа)
- Храм Смоленской иконы Божией Матери (Талица)
- Храм Смоленской иконы Божией Матери (Федоровское)
- Храм Смоленской иконы Божией Матери (Южно-Сахалинск)
- Храм Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» (Пеклино)
- Храм Смоленской иконы Божией Матери в Пулкове (Санкт-Петербург)
- Храм Смоленской Пресвятой Богородицы (Подолино)
- Храм Собора Архангела Михаила (Верхние Хаврогоры)
- Храм Собора Пресвятой Богородицы (Рогожа)
- Храм сорока мучеников Севастийских (Сочи)
- Храм Сорока Севастийских мучеников (Саратов)
- Храм сорока Севастийских мучеников (Чехов-2)
- Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках (Москва)
- Храм Софии Премудрости Божией у Пушечного двора (Москва)
- Храм Сошествия Святаго Духа (Новодвинск)
- Храм Сошествия Святого Духа (Адлер)
- Храм Сошествия Святого Духа (Богородское)
- Храм Сошествия Святого Духа (Голубино)
- Храм Сошествия Святого Духа (Духовщина)
- Храм Сошествия Святого Духа (Камызино)
- Храм Сошествия Святого Духа (Красино)
- Храм Сошествия Святого Духа (Кыштым)
- Храм Сошествия Святого Духа (Новое)
- Храм Сошествия Святого Духа (Саратов)
- Храм Сошествия Святого Духа (Стеклянная Радица)
- Храм Сошествия Святого Духа на апостолов (Теренкуль)
- Храм Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище (Москва)
- Храм Спаса на Городу (Ярославль)
- Храм Спаса Нерукотворенного (Еройла)
- Храм Спаса Нерукотворенного (Щеккила)
- Храм Спаса Нерукотворного (Абрамцево)
- Храм Спаса Нерукотворного (Венгерово)
- Храм Спаса Нерукотворного (Головчино)
- Храм Спаса Нерукотворного (Златоуст)
- Храм Спаса Нерукотворного (Каргасок)
- Храм Спаса Нерукотворного (Кировск)
- Храм Спаса Нерукотворного (Коларово)
- Храм Спаса Нерукотворного (Лесной)
- Храм Спаса Нерукотворного (Михаил-Архангел)
- Храм Спаса Нерукотворного (Нижний Архыз)
- Храм Спаса Нерукотворного (Павлодольская)
- Храм Спаса Нерукотворного (Прохорово)
- Храм Спаса Нерукотворного (Рыбницы)
- Храм Спаса Нерукотворного (Смоленск)
- Храм Спаса Нерукотворного (Соликамск)
- Храм Спаса Нерукотворного (Спасский)
- Храм Спаса Нерукотворного (Спасское)
- Храм Спаса Нерукотворного (Супонево)
- Храм Спаса Нерукотворного (Филиппово)
- Храм Спаса Нерукотворного в Мурманске (Спас-на-Водах)
- Храм Спаса Нерукотворного Образа (Войново)
- Храм Спаса Нерукотворного Образа (Коларово)
- Храм Спаса Нерукотворного Образа (Красная Горбатка)
- Храм Спаса Нерукотворного Образа (Краснокаменск)
- Храм Спаса Нерукотворного Образа (Лобаново)
- Храм Спаса Нерукотворного Образа (Ляхи)
- Храм Спаса Нерукотворного Образа (Николо-Заболотье)
- Храм Спаса Нерукотворного Образа (Райсеменовское)
- Храм Спаса Нерукотворного Образа (Серпухов)
- Храм Спаса Нерукотворного Образа (Телепнево)
- Храм Спаса Нерукотворного Образа (Тюмень)
- Храм Спаса Нерукотворного Образа (Уварово)
- Храм Спаса Нерукотворного Образа в Большом Свинорье (Москва)
- Храм Спаса Нерукотворного Образа в Гирееве (Москва)
- Храм Спаса Нерукотворного Образа на Дороге жизни (Всеволожск)
- Храм Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне (Кострома)
- Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни (Москва)
- Храм Спаса Преображения (Белый Яр)
- Храм Спаса Преображения (Головчино)
- Храм Спаса Преображения (Замьяны)
- Храм Спаса Преображения (Купанское)
- Храм Спаса Преображения (Новоспасское)
- Храм Спаса Преображения (Преображенка)
- Храм Спаса Преображения (Спасское)
- Храм Спаса Преображения (Южноуральск)
- Храм Спаса Преображения на Болвановке (Москва)
- Храм Спасителя Исцелителя слепорожденного (Чапаевка)
- Храм Спиридона Тримифунтского (Магнитогорск)
- Храм Спиридона Тримифунтского (Палникс)
- Храм Спиридона Тримифунтского (Родниковый)
- Храм Спиридона Тримифунтского (Саратов)
- Храм Сретения Господня (Беклемишево)
- Храм Сретения Господня (Заостровье)
- Храм Сретения Господня (Ивановка)
- Храм Сретения Господня (Кондопога)
- Храм Сретения Господня (Кучка)
- Храм Сретения Господня (Лапыгино)
- Храм Сретения Господня (Любимовка)
- Храм Сретения Господня (Муром)
- Храм Сретения Господня (Петрозаводск)
- Храм Сретения Господня (Рыбинск)
- Храм Сретения Господня (Серпухов)
- Храм Сретения Господня (Старопышминск)
- Храм Сретения Господня (Строитель)
- Храм Сретения Господня (Сылва)
- Храм Сретения Господня (Трубчевск)
- Храм Сретения Господня (Ярославль)
- Храм Сретения Господня в Бирюлёве (Москва)
- Храм Сретения Господня и духовно-православный центр (Вятский Посад)
- Храм Сретения Господня и святителя Луки (Симферополь)
- Храм Сретения Господня села Богучарово (Тула)
- Храм Стефана Сурожского (Орджоникидзе)
- Храм страстотерпца Николая II (Каштаны)
- Храм страстотерпца Царевича Алексия (Кашино)
- Храм страстотерпца царя Николая (Арти)
- Храм страстотерпца царя Николая (Никольское)
- Храм страстотерпца царя Николая (Щелково-3)
- Храм Татианы Томской (Богашево)
- Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Ёгла)
- Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Атиг)
- Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Брянск)
- Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Иваново)
- Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Красносельское)
- Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Кубинка)
- Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Кунгур)
- Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Любим)
- Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Новоспасское)
- Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Ногинск)
- Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Осока)
- Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Павлово)
- Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Путилово)
- Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Рюминское)
- Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Салми)
- Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Сенная Губа)
- Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Смоленск)
- Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Ступино)
- Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Суздаль)
- Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Сукромны)
- Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Суходол)
- Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Шебекино)
- Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Ютановка)
- Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском (Москва)
- Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Саларьево (Москва)
- Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Сущёве (Москва)
- Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке (Москва)
- Храм Тихвинской иконы Божьей Матери (Нерастанное)
- Храм Тихона Амафунтского (Нефедьево)
- Храм Тихона Задонского (Камышеватое)
- Храм Тихона Задонского (Нижняя Серебрянка)
- Храм Тихона Задонского (Рыбинск)
- Храм Тихона, Патриарха Московского (Ушумун)
- Храм Трёх Святителей (Тольятти)
- Храм Трёх Святителей Великих (Велиж)
- Храм Трёх Святителей на Кулишках (Москва)
- Храм Трех святителей (Глотаево)
- Храм Трех Святителей (Красноярск)
- Храм Трех Святителей (Стригуны)
- Храм Трех Святителей (Тюмень)
- Храм Трех Святителей (Ульяновск)
- Храм Трех Святителей (Уманская-Ленинградская)
- Храм Трех святителей Московских (Забалуйка)
- Храм Трех Святителей Московских (Медведево)
- Храм Троицы Живоначальной (Александровка)
- Храм Троицы Живоначальной (Алешня)