Категория:Россия
Росси́я (Росси́йская Федера́ция) — федеративное государство в Восточной Европе, Северной Азии и, частично, в Центральной Европе. Территория России в её конституционных границах составляет 17 125 191 км²; население страны (в пределах её заявленной территории) составляет 146 748 590 человек (2020). Занимает первое место в мире по территории и девятое — по численности населения. Столица — Москва. Государственный язык — русский.
Крупнейшие города[править | править код]
- Москва
- Санкт-Петербург
- Новосибирск
- Екатеринбург
- Нижний Новгород
- Казань
- Челябинск
- Самара
- Омск
- Ростов-на-Дону
Таблица субъектов Российской Федерации[править | править код]
Православие в России[править | править код]
Русская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. По преданию, святой апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия остановился на Киевских горах и благословил будущий город Киев. Распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой — Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, апостолов и просветителей славян. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа — крещение князя Владимира и в 988 году Крещение Руси. Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель.
С Х века строятся величественные храмы. С ХI века на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом — не говоря об их чисто духовной роли — в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. В монастырях процветали иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. Широкая благотворительная деятельность монашеских обителей способствовала воспитанию в народе духа милосердия и сострадательности.
В ХII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. Татаро-монгольское нашествие — величайшее бедствие, постигшее Русь в ХIII веке, — не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси — залога будущей победы над поработителями.
Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в ХIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель Митрополит Алексий (1354-1378) воспитал святого благоверного князя Димитрия Донского. Он, как позднее и святитель Митрополит Иона (1448-1471), силою своего авторитета помогал московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранении государственного единства. Великий подвижник Церкви русской преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг — Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.
Сохранению национального самосознания и культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. В ХIII веке было положено начало Почаевской Лавре. Эта обитель и ее игумен преподобный Иов многое сделали для утверждения Православия в западнорусских землях. Всего с ХIV до половины ХV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 года). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.
Освобождаясь от захватчиков, Русское государство набирало силу, а с ним росла и сила Русской Православной Церкви. В 1448 году, незадолго до падения Византийской империи, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. Митрополит Иона, поставленный Собором русских епископов в 1448 году, получил титул Митрополита Московского и всея Руси.
В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В 1589 году Московский Митрополит Иов стал первым русским Патриархом. Восточные патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место.
ХVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Ермоген (1606-1612), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда вписана героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры от шведов и поляков в 1608-1610 годах.
В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем — исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону.
Начало ХVIII века ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в 1721 году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет.
В Синодальный период своей истории (1721-1917 годы) Русская Церковь особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны. Велось восстановление старых и строительство новых храмов. Начало ХIХ века ознаменовалось деятельностью замечательных богословов. Немало сделали русские церковные ученые и для развития таких наук, как история, языкознание, востоковедение.
ХIХ век дал великие образцы русской святости: выдающихся иерархов митрополитов Московских Филарета и Иннокентия, преподобного Серафима Саровского, старцев Оптиной и Глинской пустынь.
В начале ХХ века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции — в 1917 году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (1917-1925).
Святитель Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11 ноября 1917 года говорилось: «Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения — кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов — смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга… Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!»
Для большевиков, пришедших к власти в 1917 году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.
Когда в 1921-22 годах советское правительство потребовало выдачи ценных священных предметов, дело дошло до рокового конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви. К началу II Мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений лишь несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие были убиты или пропали без вести.
Катастрофический для страны ход боевых действий в начале II Мировой войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Для богослужений открылись храмы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества — она оказала и материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, финансирования танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.
Кульминацией этого процесса, который можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в «патриотическом единении», был прием Сталиным 4 сентября 1943 года Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).
С этого исторического момента началось «потепление» в отношениях Церкви с государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.
Трудным было положение Русской Православной Церкви в период так называемой «хрущевской оттепели», когда в угоду идеологическим установкам были закрыты тысячи церквей на всей территории Советского Союза.
Празднование Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году ознаменовало закат государственно-атеистической системы, придало новый импульс церковно-государственным отношениям, заставило власть предержащих начать диалог с Церковью и выстраивать взаимоотношения с нею на принципах признания ее огромной исторической роли в судьбе Отечества и ее вклада в формирование нравственных устоев нации. Началось подлинное возвращение народа в Отчий дом — люди потянулись ко Христу и Его Святой Церкви. Архипастыри, пастыри, миряне стали ревностно трудиться над воссозданием полнокровной церковной жизни. При этом абсолютное большинство священнослужителей и верующих явило необычайную мудрость, выносливость, стойкость в вере, преданность Святому Православию, несмотря ни на трудности, с которыми было сопряжено возрождение, ни на попытки внешних сил расколоть Церковь, расшатать ее единство, лишить ее внутренней свободы, подчинить мирским интересам. Даже распад Советского Союза в 1991 году, сопровождавшийся повсеместным ростом национального эгоизма, не смог разрушить полиэтничности Московского Патриархата. Стремление заключить Русскую Православную Церковь в рамки Российской Федерации и связанных с нею национальных диаспор доселе оказывается тщетным.
Однако последствия гонений оказались весьма и весьма тяжкими. Предстояло не только восстановить из руин тысячи храмов и сотни монастырей, но и возродить традиции образовательного, просветительного, благотворительного, миссионерского, церковно-общественного служения.
Возглавить церковное возрождение в этих непростых условиях было суждено митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию, который был избран Поместным Собором Русской Православной Церкви на овдовевшую после кончины Святейшего Патриарха Пимена Первосвятительскую кафедру. 10 июня 1990 года состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Под его Первосвятительским омофором Русская Православная Церковь подъяла тяжелейшие труды по воссозданию утраченного за годы гонений. Своеобразными вехами на этом нелегком пути стали Архиерейские Соборы Русской Православной Церкви, на которых свободно обсуждались актуальные проблемы церковного возрождения, принимались решения по каноническим, дисциплинарным и вероучительным вопросам.
Святые[править | править код]
Таблицу имен русских святых, расположенных в хронологическом порядке, смотрите здесь.
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Официальный сайт Русской Православной Церкви
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ОТДЕЛ ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СВЯЗЕЙ
История Русской Православной Церкви
В.И. Петрушко. Курс лекций по истории Русской Церкви
Владимир Русак. История Российской Церкви
Василий Ключевский. Православие в России
Краткая история Русской Православной Церкви
Подкатегории
В этой категории отображается 15 подкатегорий из имеющихся 15.
Р
- Россия (Источники) (пусто)
Страницы в категории «Россия»
Показано 200 страниц из 6114, находящихся в данной категории.
(Предыдущая страница) (Следующая страница)В
- Вознесенский собор (Павлово)
- Вознесенский собор (Самара)
- Вознесенский собор (Тверь)
- Вознесенский храм (Борщево)
- Вознесенский храм (Бузаево)
- Вознесенский храм (Бурцево)
- Вознесенский храм (Екатеринбург)
- Вознесенский храм (Жуковский)
- Вознесенский храм (Кинешма)
- Вознесенский храм (Красноармейск)
- Вознесенский храм (Красноперекопск)
- Вознесенский храм (Малиново)
- Вознесенский храм (Речицы)
- Вознесенский храм (Ростов-на-Дону)
- Вознесенский храм (Руново)
- Вознесенский храм (Сурмино)
- Вознесенский храм (Тархово)
- Вознесенский храм (Электросталь)
- Вознесенский храм (Яхрома)
- Вознесенский храм на Дебре (Кострома)
- Вознесенско-Георгиевский храм (Тюмень)
- Вознесенско-Сретенский приход (Ярославль)
- Воинский храм мученика Иоанна Воина (Степыгино)
- Войсковой собор Александра Невского (Краснодар)
- Воскресенская церковь (Воскресенское)
- Воскресенская церковь (Пенза)
- Воскресенская церковь из села Патакино
- Воскресенская церковь Трех Исповедников
- Воскресенский (Варваринский) храм (Нерехта)
- Воскресенский войсковой собор (Старочеркасская)
- Воскресенский кафедральный собор (Кашин)
- Воскресенский кафедральный собор (Краснослободск)
- Воскресенский кафедральный собор (Кызыл)
- Воскресенский собор (Арзамас)
- Воскресенский собор (Венев)
- Воскресенский собор (Вологда)
- Воскресенский собор (Волоколамск)
- Воскресенский собор (Почеп)
- Воскресенский собор (Руза)
- Воскресенский собор (Тутаев)
- Воскресенский собор (Усинск)
- Воскресенский собор (Уфа)
- Воскресенский собор на Дебре (Кострома)
- Воскресенский храм (Ашитково)
- Воскресенский храм (Белая Колпь)
- Воскресенский храм (Борисово)
- Воскресенский храм (Ботово)
- Воскресенский храм (Бурмакино)
- Воскресенский храм (Быково)
- Воскресенский храм (Воскресенск)
- Воскресенский храм (Воскресенское)
- Воскресенский храм (Высоцкое)
- Воскресенский храм (Городня)
- Воскресенский храм (Захарьино)
- Воскресенский храм (Ивойлово)
- Воскресенский храм (Ильинский Погост)
- Воскресенский храм (Клин)
- Воскресенский храм (Кожино)
- Воскресенский храм (Красное)
- Воскресенский храм (Левашово)
- Воскресенский храм (Подольск)
- Воскресенский храм (Раменье)
- Воскресенский храм (Серпухов)
- Воскресенский храм (Черная Заводь)
- Воскресенский храм (Шипулино)
- Воскресенский храм-часовня (Гузерипль)
- Воскресенско-Мироносицкий женский монастырь (Зубовка)
- Воскресенское Ново-Иерусалимское архиерейское подворье (Казань)
- Восресенский храм (Бурмакино)
- Восресенский храм (Левашово)
- Вот, например, страница храма
- Всеxсвятское подворье Троице-Сергиевой лавры
- Всехсвятская церковь (Тюмень)
- Всехсвятский храм (Климовск)
- Всехсвятский храм (Ледово)
- Всехсвятский храм (Серпухов)
- Всехсвятский храм (Шаховская)
- Входо-Иерусалимский храм (Верея)
Г
- Гавриило-Архангельский мужской монастырь (Барбаши)
- Гарнизонный храм пророка Божия Илии в Любимовке (Севастополь)
- Георгиевская церковь (Старая Ладога)
- Георгиевский собор (Юрьев-Польский)
- Георгиевский храм (Авиационный)
- Георгиевский храм (Адыгейск)
- Георгиевский храм (Аксиньино)
- Георгиевский храм (Болхов)
- Георгиевский храм (Ванилово)
- Георгиевский храм (Горки-10)
- Георгиевский храм (Дедовск)
- Георгиевский храм (Долгопрудный)
- Георгиевский храм (Жилино)
- Георгиевский храм (Ивантеевка)
- Георгиевский храм (Игнатьево)
- Георгиевский храм (Краснодар)
- Георгиевский храм (Ливны)
- Георгиевский храм (Монино)
- Георгиевский храм (Мытищи)
- Георгиевский храм (Поварово)
- Георгиевский храм (Подольск)
- Георгиевский храм (Поречье)
- Георгиевский храм (Сосновый Бор)
- Георгиевский храм (Тырныауз)
- Георгиевский храм (Химки)
- Глебова пустынь (Глебово)
- Градо-Абаканский храм равноапостольных Константина и Елены
- Градоякутский Никольский храм
- Гребневский храм (Гребнево)
- Гребневский храм (Одинцово)
- Гусевский женский монастырь "Ахтырской" иконы Божией Матери
Д
- Данииловский храм (Нахабино)
- Дивногорский храм иконы Божией Матери "Знамение" Абалакской
- Димитрие-Солунский храм (Белые Столбы)
- Димитрие-Солунский храм (Большое Тесово)
- Димитрие-Солунский храм (Дмитровский Погост)
- Димитрие-Солунский храм (Донхово-Аксеново)
- Димитрие-Солунский храм (Дуброво)
- Димитрие-Солунский храм (Руза)
- Димитрие-Солунский храм (Яковлево)
- Димитриевский храм (Бийск)
- Дмитриевский собор (Владимир)
- Домовая церковь вмч. Анастасии Узорешительницы (Санкт-Петербург)
- Домовая церковь и Душепопечительский православный центр прав. Иоанна Кронштадтского (Москва)
- Домовая церковь Святого исповедника Луки Крымского при МГТУ (Мурманск)
- Домовая церковь Филофея, митрополита Тобольского (Тюмень)
- Домовой храм «Казанской» иконы Пресвятой Богородицы в НОЧУ СОШ «Русская школа» (Москва)
- Домовой храм праведного Иоанна Русского (Радумльский кадетский корпус)
- Домовой храм преподобного Сергия Радонежского при психиатрической больнице №5 (Троицкое)
- Домовой храм святого благоверного великого князя Александра Невского в ЖК Александр Невский (Санкт-Петербург)
- Домовой храм страстотерпца царевича Алексия (Новая)
- Домовый крестильный храм во имя Святителя Игнатия Брянчанинова (Химки)
- Домовый храм Архангела Гавриила (Краснознаменск)
- Домовый храм благоверного князя Игоря Черниговского и мучеников Маркиана и Мартирия (Клязьма)
- Домовый храм великомученика Пантелеимона (Ашукино)
- Домовый храм во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии при Свято-Софийском детском доме (Москва)
- Домовый храм иконы Божией Матери "Всецарица" (Хабарка)
- Домовый храм иконы Божией Матери "Казанская" при Детском доме для детей-инвалидов №15 (Москва)
- Домовый храм иконы Божией Матери "Феодоровская" в Епархиальном управлении (Архангельск)
- Домовый храм иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» при заводе АТИ и Школа трезвения православного клуба мч. Вонифатия (Санкт-Петербург)
- Домовый храм иконы Божией Матери «Целительница» (Электросталь)
- Домовый храм Иоанна Богослова при САФУ (Архангельск)
- Домовый храм Иоанна Кронштадтского при САФУ (Архангельск)
- Домовый храм Матроны Московской (Пушкино)
- Домовый храм Николая Чудотворца при ООО «Автодороги» (Архангельск)
- Домовый храм преподобного Серафима Саровского при Свято-Димитриевском детском доме (Москва)
- Домовый храм преподобномученицы Елизаветы при 1 ГКБ (им. Пирогова) (Москва)
- Домовый храм святителя Николая Мирликийского (Звенигород)
- Домовый храм святителя Спиридона Тримифунтского (Электросталь)
- Домовый храм святителя Спиридона Тримифунтского при Свято-Спиридоньевской богадельне (Москва)
- Домовый храм святых апостолов Петра и Павла в Воскресенском (Москва)
- Домовый храм страстотерпца Царевича Алексия при Психоневрологическом интернате №11 (Москва)
- Донской храм (Кубинка)
- Духосошественский храм (Лесные Поляны)
Е
З
- Знаменская церковь (Красные Горы)
- Знаменская церковь (Новосибирск)
- Знаменская церковь (Переславль-Залесский)
- Знаменская церковь в Пушкине (Санкт-Петербург)
- Знаменский крестильный храм (Голубое)
- Знаменский скит (Хрипуново)
- Знаменский собор (Борисоглебск)
- Знаменский собор (Кемерово)
- Знаменский собор (Москва)
- Знаменский храм (Алешино)
- Знаменский храм (Аннино)
- Знаменский храм (Голубое)
- Знаменский храм (Знаменское)
- Знаменский храм (Комлево)
- Знаменский храм (Красногорск)
- Знаменский храм (Кузьминское)
- Знаменский храм (Лобаново)
- Знаменский храм (Марьино)
- Знаменский храм (Непецино)
- Знаменский храм (Новое)
- Знаменский храм (Росхмель)
- Знаменский храм (Свердловский)
- Знаменский храм (Серебряные Пруды)
- Знаменский храм (Старая Кашира)
- Знаменский храм (Томск)
- Знаменский храм (Турыгино)
- Знаменский храм (Черкасское)
- Знаменский храм (Щелково)
И
- Иверская часовня (Чернецкое)
- Иверский семинарский храм (Барнаул)
- Иверский храм (Птицефабрика)
- Иверский храм (Растуново)
- Иверский храм-крестильня (Жуковский)
- Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» храм (Суповский)
- Иконы Божией Матери «Скоропослушница» храм (Тлюстенхабль)
- Ильинская церковь (Выборг)
- Ильинская церковь (Мичуринск)
- Ильинская часовня (Большая Кондратовская)
- Ильинский храм (Апрелевка)
- Ильинский храм (Барково)