Читаем Ветхий Завет

Оглавление

Человек живет Богом

На кого мы надеемся?

Продолжим наш разговор об эсхатологии Исаии… Маленький отрывок, половина главы, – но здесь вся суть этого мира, человеческой истории, всего того, чем гордится человек. Ведь все достояние официальной эпохальной истории воспринимается как высшее достижение человеческого гения, высшее проявление человеческого ума, человеческой культуры. Человек гордится своей культурой, своими достижениями, наукой, техникой, своими возможностями – как ему кажется, он контролирует, подчиняет себе природу, может управлять здоровьем, и так далее.

Так вот, все то, чем гордится человек и чему он поклоняется, на языке Священного Писания называется идолом. А противоположно такому идолопоклонству упование на Бога. Вопрос в том, на кого мы надеемся? От кого ждем помощи? Так, мы понимаем, что лечит врач, и приходим к врачу, чтобы он вылечил. Но помощи и милости раньше верующие люди ожидали все-таки от Бога, Который может дать врачу ум, сноровку, разум. И так во всех сферах нашей жизни. Вопрос не в том, много ли техники в нашем распоряжении, пользуемся ли мы транспортом или не пользуемся – вопрос, на что мы надеемся? На свои способности управлять рулем, или на Бога, Который хранит мою жизнь и жизнь людей, которые находятся в это время на дороге? Кто отвечает за все это? «Я – хозяин на дороге, моя машина в моих руках» – и тогда дело кончается очень часто плачевно. На самом деле и моя жизнь, и жизнь всех остальных водителей, всех пешеходов, во всяком случае, в восприятии религиозного человека, в руках Божиих.

Поэтому, пусть это не всегда сопровождается отдельной молитвой, человек мысленно вверяет себя и людей, находящихся поблизости от него, милосердному Богу, Который может защитить, спасти от разных неприятных вещей. В этом суть упования для человека.

Когда в древности воины вступали в битву (об этом говорят примеры царя Саула, царя Давида, многих, кто совершали героические подвиги, о чем написаны отдельные Книги про царей Израильских), надежду они возлагали на Бога. «Меч в моей руке есть сила, но тем не менее помощь подает Господь», – так Давид свидетельствовал, когда еще юношей выходил против Голиафа. Убил камень, выпущенный из пращи, праща была в руках Давида, но он верил, что силу камню и меткость руке давал Бог, а иначе все бессмысленно.

Это упование исчезло. Почему мы начинаем надеяться на себя и на предметы, созданные нашими руками? В глубине своей мы ничем не отличаемся от язычников, идолопоклонников – суть идолопоклонства в чем? Человек сделал своими руками идола и называет его богом и просит у этого, сделанного им же, предмета помощи. Священное Писание не раз и не два обличает эту глупость и лживость человека – как он может ждать спасения от того, кого сам сделал?

В духовном смысле наша надежда на блага современной цивилизации точно такая же. Мы сделали вещь и думаем, что она сможет нас спасти и защитить. Тем самым мы отказываем Богу в том, чтобы Он нас спасал и защищал.

Я еще раз говорю: дело не в том, что мы должны объявить войну технике, а в том, что мы (пользуясь техникой и вообще всеми благами современной культуры – машинами, интернетом, телевидением, радио, сотовыми телефонами), надежду на то, чтобы в нашей жизни было благо, возлагаем на Бога: уповаем на Него.

Таким образом, конфликт между современной цивилизацией и Богом очевиден – они несовместимы друг с другом при неправильном отношении человека к благам цивилизации.

А почему мы всегда стараемся возложить упование на что угодно, но только не на Бога? И тут второй момент. Пророк Исаия свидетельствует, что в основе всего мира лежит гордыня. Мир дышит гордостью, а гордость и Бог – вещи изначально несовместимые. Исаия изрекает приговор от Лица Бога: Бог идет судить мир, потому что в основе этого мира лежит гордыня. Он идет сокрушать гордыню, поскольку она превозносится, восстает против Бога.

Вопрос именно в этом. Гордость – состояние непослушания Богу, недоверие Богу, противление Богу, в чем бы эта гордость ни проявлялась. Гордость отделена от Бога, она не хочет Его признавать своим Творцом, она готова слушаться кого угодно, но только не Бога. Состояние оторванности, противления, непослушания Богу и есть духовная болезнь, которая названа гордыней. Гордыня лежит в основе человеческой культуры. Конечно, не всей культуры, есть и благая культура – церковная, другие явления культуры, которые не на гордыне замешаны. Но все-таки все, что творится в современном мире, так или иначе, в большей или меньшей степени, осквернено именно гордостью. Она превозносится над Творцом и отводит человека, чтобы он возлагал свое упование не на Бога, а на созданную им вещь. В этом коренной грех гордыни. Всякая гордыня сокрушится, все, что было построено на гордыне, исчезнет, – все, что было построено не на гордыне, сохранится.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka