- Ветхий Завет – бесценный опыт Богообщения
- Грехопадение как раскол единства
- Дары и жертвы
- Каин и Ной – отцы цивилизации
- Мир без Бога – Вавилонская башня
- Бог дал, Бог взял
- История патриарха Авраама
- Отцовское благословение
- Тяжелый путь избранничества
- 12 сыновей – кто из них достоин благословения?
- Патриарх Иосиф – прообраз Христа
- На избранничество посылает Господь
- Между двумя водами
- Вступить в Завет с Богом
- Грех смывается только кровью
- Ветхозаветные праздники
- По Закону Господа
- Вступление в Землю обетованную
- В Завете с Богом должно быть все общество
- «Кому много дано, с того много и спросится»
- Благодать Божия – не гарантия Спасения
- Об испытании царствованием
- Главная жертва, которую принимает Бог от человека, есть послушание Ему
- Об испытании царствованием
- «По сердцу Божию царь Давид»
- Урок избранничества
- Душа принадлежит только Богу
- Урок избранничества
- Царь Давид как прообраз Христа
- О кротости
- «Жертва Богу – дух сокрушенный»
- О покаянии
- Бог не смотрит на нашу праведность, Бог смотрит на нашу веру
- О чистоте сердца
- Когда приходит Бог, все должно ликовать
- О чистоте сердца
- Судьба каждого человека наполнена Промыслом Божиим
- О возмездии
- Строительство храма
- О храме Божием
- Соломон, как прообраз Христов
- Бог дает благодать смиренным
- О смиренномудрии
- Послушание больше жертвы
- Когда слабеют объединяющие народ связи…
- О разделении
- Губительная привычка Богопротивления
- О разделении
- Пророческое служение в Ветхом Завете
- Делай, что должно…
- Бог сохраняет верующих во имя Его
- Поиск ответа, как жить
- О знаке богооставленности
- Бог открывает то, что нужно
- Верующих защищает и духовное воинство
- Без благодати видеть тайны, свершаемые Богом, нельзя
- Оставляя Бога, человек перестает быть человеком
- «Что я скажу Богу?»
- Сами бедствия – не зло
- О судьбах народов
- Вера есть там, где живо сердечное чувство
- Об истинном богоугождении
- Дары Божии всегда преизобильны
- Нельзя служить Богу и мамоне
- Трепет сердца, уповающего на Бога
- На что надеяться?
- Мы все нуждаемся в милосердии Божием
- На что надеяться?
- Служитель слова, не остающегося бездейственным
- Пророчество – иное призвание
- Приняв Бога всем сердцем, мы изменимся
- Пророк дает надежду
- Дар различать духов
- Льстивые уста движимы не духом истины
- Кто такие пророки?
- Откройте сердце Богу…
- Пророчество о Рождестве Спасителя
- Спасается тот, кто любит Бога
- Осмысление времени в Книге пророка Исаии
- О полноте времен
- Все дары уже даны
- Мессианские места Книги пророка Исаии
- С приходом в мир Христа мы можем служить только добру
- Нам возвращена свобода
- Видеть себя в свете Божией правды
- Торжество нашей Пасхи
- Никто уже ничего дьяволу не должен
- Где страдание ради Христа, там и Его слава
- Никто уже ничего дьяволу не должен
- Упование – начало спасения
- Назвать Бога Отцом можно только во Христе
- Бог – Жизнь этого мира
- Эсхатология пророка Исаии
- Великая сила поста
- Когда пост откроет нам Небо
- Пост, который избрал Господь
- «Отдай голодному душу твою…»
- Человек живет Богом
- На кого мы надеемся?
- Спасительная сила послушания
- Стяжание смирения как основное делание человека
- Смирение имеет великую силу
- Смирение выше, глубже, спасительней всяких других состояний
- Вавилон – образ мира сего
- Смирение является символом бытия, в котором человек связан с Богом
- Человеческой любви недостаточно
- У человека есть возможность выбрать
- Любовь Божия сочетает несопоставимое
- Плач о грешниках
- Только покаяние может изменить судьбу
- Чтобы выжить в падении, надо покаяться
- Печальные последствия катаклизмов
- Открывая нам невидимого Бога
- Человек может почитать истинного Бога
- Упорство нераскаянного сердца
- Покаяние – фундамент духовной жизни
- Возможность нового сердца
- Быть народом Божиим
- Поклонение в Духе и истине
- Все зависит от человеческого сердца
- Через душевное человек восходит к духовному
- Дыхание нашей жизни в руках Божиих
- Божий Промысел пребывает над всеми народами
- Нет душевного – не будет и духовного
- Богообщение словами не описать
- Каждое слово в Библии исполнено смысла
- Глубины Премудрости Божией
- Как сохранить ревность по Богу
- Господь есть спасение всех людей
- Главное – люди должны жить верой
- Блажен человек, призванный Богом
- Сердце должно быть чистым
- Никогда не отлучаться от Бога
- Покаяние есть очищение сердца от идолов
- Долготерпение Божие призывает к покаянию
- Бог ждет подходящего времени
- Церковь питает верующих своей благодатью
- Свет Его ярче лучей солнечных
- Стать светом для других
- Единый день в очах Господа
- Господь – спасение мое
- Важно, что я верую
- Для всех христиан важна вера в воскресение
- Увидеть смысл вещей и событий, Промысел Божий
- Праведник уповает на Бога
- Краеугольный камень праведности
- Мудрость как плод упования
- Настоящий мудрец имеет мудрость от Бога
- Принесена новая, совершенная Жертва
- Нет совершенного мира в этом мире
- Очень многое зависит от каждого
- Господь сокрушает гордыню
- Именно слава всегда должна быть Божией
- Власти надо подчиняться независимо от того, каково ее отношение к Богу
- Сын Человеческий приходит, и кончаются все земные царства
- Будем стремиться познать Бога
- Дух Божий сходит, и все становится очень органично
- Установить подлинное царство может только Бог
- Без познания Бога мы пребываем во тьме
- Будем стремиться познать Бога
- Только Бог может соразмерить все силы нашего существа
- Источник всех благ – Господь
- Воскресаем тоже мы во Христе
- Люди, живущие Христом, не боятся смерти и не совершают греха
- День последних судеб мира
- Христос уже пришел, и Суд уже возвещен
- Универсальный церковный принцип
- Помня о Боге и устремляясь к Нему
- Во благодати Святого Духа изливается настоящая жизнь
- В полноте все явится в последние дни мира
- Главная задача пророков – открывать волю Божию
- Бог через все творит Свой Промысел
- Миссионерского института: Вопль, восходящий к Богу
- Иона как прообраз Христа
- Скиния Божия – это сердце человеческое
- Есть только одна жертва, способная угодить Богу
- Вера, явленная в смирении, отодвигает бедствия
- Происходящее есть веление Промысла Божия
- Верующий все побеждает силою живущего в нем Святого Духа
- Главное – это смириться
- Полный текст
В Завете с Богом должно быть все общество
О присутствии Бога в человеческой истории
Начинаем знакомство с историческими книгами Ветхого Завета. Главным образом это будут Книги Царств. Не надо думать, что они касаются только истории еврейского народа и, как явление историческое, нам не нужны. Это не так: смысл не в том, что в этих исторических книгах описаны какие-то этапы жизни царства Израильского, рассказано о его исторических деятелях, экономических отношениях и так далее. Нет.
Надо всегда помнить, что Ветхий Завет, как и вся Библия, есть Откровение Божие человеку, свидетельство Бога о том, что выходит за рамки обычной исторической реальности. В этом смысле исторические книги Ветхого Завета свидетельствуют, как Бог действует в истории, как Он являет Свое присутствие в истории, как Он открывает человекам, чего от них хочет, помогает человеку сделать единственно правильный выбор в жизни. Эти книги открывают, как Бог вразумляет и наказывает человека, побуждает его к каким-то историческим шагам, политическим действиям.
Даже на самый упрощенный взгляд, исторические книги Ветхого Завета показывают, как Бог посредством обычных исторических, политических, экономических вещей являет Свою волю в судьбе человечества и конкретного народа. Изучая эти образцы, мы можем понять, как в нашей жизни, в нашей исторической реальности действует Бог. Наша задача – помочь всем, кто пытается разобраться в Библии, осознать этот факт, посмотреть, каким образом и что являет Бог через исторические события, понять, как это применимо к нашей жизни.
В Библии четыре Книги Царств. Первая начинается с рождения последнего израильского судьи (мы пропускаем с вами целую книгу, Книгу Судей: примеры, сюжеты, описанные там, известны, понятны всякому, поэтому не будем на ней останавливаться).
Мы закончили на том, что еврейский народ, захватив Землю Обетованную, не исполнил данного ему повеления Божия – не уничтожил весь народ, живший на этой территории, а ведь только так он мог жить на этой территории безопасно.
Израильский народ этого не сделал по понятным причинам. Во-первых, захваченных иноплеменников можно было обратить в рабов. Во-вторых, никто больше воевать уже не хотел, люди разбрелись по действительно Обетованной Земле – богатой, сытной. Уставшие от долгого странствования по пустыне стали занимать пустующие дома, виллы, города, земли, виноградники, чтобы просто начать жить по-человечески – ведь ради этого они сюда и пришли. И доводить дело до конца им уже не хотелось.
Это и стало ловушкой для израильского народа – оставив эти племена, народ оставил тем самым себе соблазн: иноплеменники исповедовали очень нехорошую, плотскую, дикую религию. Эта необузданность и стала соблазном для израильского народа и отвлекла его от истинного Бога. Это первое.
Второе. Бытие израильского народа на Земле Обетованной начинается с наказа, который дает Иисус Навин. Когда народ просит его распустить, Иисус Навин собирает иудеев в последний раз, чтобы напомнить им слова Завета (об этом говорится в Книге Иисуса Навина), – он, напоминая обстоятельства Завета, напоминая, что требует от них Бог, заключает свою речь трагически: «Тем не менее, знаю, что никто из вас заповеди Божии слушать не собирается и жить по Божию Закону никто из вас не станет, но я и дом мой будем служить Господу, ибо Он свят, а вы делайте, что хотите».
То есть израильский народ только-только вышел в Землю Обетованную, а Иисус Навин уже трезво оценивает духовные возможности народа; он уже знает, что никто не будет соблюдать заповеди Божии. Так и получилось.
Когда мы говорим «никто», не надо понимать это буквально, то есть 100 %. Никто – это значит большинство народа. Но в том-то и состоит особенность народа Божия вообще (и израильского народа в частности), и особенность Церкви как явления духовной жизни, что бытие народа может определяться даже не волей большинства, а проступками одного человека.
Например, в Книге Иисуса Навина описывается такой эпизод: был взят Иерихон, и, по повелению Божию, этот город должно было предать заклятью, то есть вся добыча, взятая в нем, должна быть посвящена Богу – никто из народа не смеет взять себе ничего, все принадлежит Богу. Любой, кто возьмет, совершает святотатство, украв у Бога. И, казалось, все это исполнили.
В следующем же сражении с жителями гораздо более слабого городка Гая евреи, имея большинство, сражение проиграли. Очевидно, что израильский народ был оставлен Богом – он так это и понял. «Почему? Что такое мы сделали, что были оставлены?», – они стали вопрошать Бога. Оказалось, что один из народа взял какую-то малость из добычи Иерихона; и за это Бог оставил целый народ.
Так и в нашей Церкви. Апостол Павел очень хорошо говорит: если болеет один член Церкви, то о нем должно переживать, за него должно молиться все церковное сообщество. Если этого не будет, то болезнь, которой болен один, распространится на всю церковную Полноту; ведь в Завет с Богом вступает вся человеческая общность – не один человек из этого общества, а все общество: все общество как целое отвечает пред Лицом Бога за соблюдение данного Завета. Так что не важно, сколько человек не исполняли Закон по пришествии в Землю Обетованную, важно, что они были, и в силу их неверности считался неверным весь народ.
Известный факт: на протяжении нескольких столетий в Израиле не совершалась пасха Господня, хотя это было фундаментальное положение религиозных традиций ветхозаветной Церкви израильского народа. Если уж такой значимый обряд не соблюдался, что говорить о менее значимых вещах.
При несоблюдении заповедей, неверности Богу сохранение религиозных традиций соседних народов – очень плотских, близких не просто к идолопоклонству, а к открытому сатанизму – было, конечно, очень соблазнительным. Все мы понимаем: чтобы сохранить свою душу от соблазна, надо быть духовно цельным человеком, очень аскетично настроенным, очень любящим Бога – один святой отец сказал: «На кипящий котел мухи не садятся»; надо кипеть, гореть и тогда можно пережить окружающий тебя соблазн.
Израильский народ, оставив рядом с собой главнейший соблазн – идолопоклонство и поклонение твари вместо Бога, при этом в массе своей не горел ни любовью к Богу, ни заботой о соблюдении заповедей. Поэтому буквально с первых же лет истории израильского народа ярко стали проявляться богоотступничество, богозабвение, непочитание Бога. И поэтому Бог, чтобы этот народ как-то вразумить, наказать, напомнить, что Он есть Бог и другого нет Бога, что Он един есть Бог, могущий спасти, что все идолы ничтожны, как сказано в Псалтири, все боги язычников суть бесы, – Господь попускает израильский народ быть попираемым от соседних племен, которых было много. Какие-то народы были родственны Израилю, как аммонитяне, моавитяне, другие принадлежали к тем племенам, которые должны были быть (но не были) истреблены. Один из самых опасных врагов Израиля – племя филистимлян, которое жило на Средиземноморском побережье. С ним происходили самые напряженные бои, самое долгое и трудное противостояние. И когда народ ослабевал в своем горении, Бог попускал врагам одолевать Израиль – гибли мужчины, уводились в плен женщины, истреблялись дети, пустели земля и виноградники. И когда народ, предпринимая всевозможные естественные средства, никак не мог от напасти избавиться, он вспоминал, что есть Бог, и какая-то часть народа обращалась к Нему через плач, стенания, через вопль. Бог, видя, что народ сокрушился и смирился, осознал свою вину перед Ним, посылал человека, который, будучи вдохновленным благодатью Божией, так воодушевлялся, что организовывал народ и, поскольку с ним был Бог, низлагал всех соперников Израиля, побеждал всех его врагов и освобождал Израиль.
Эти люди, по сути дела, все были мирными людьми – обыкновенные пастухи или земледельцы, но когда на них сходила благодать Божия, они воодушевлялись, становились воинами, вождями, возглавляли поход и сокрушали израильских врагов.
Действие благодати Божией было настолько очевидно, что весь народ радовался в первую очередь тому, что Бог их не забыл. Воодушевлялись, видя, что Бог Израиля сильнее всех – и надо только жить по заповедям Божиим, и они будут в безопасности.
Так как человек, воодушевленный Богом, приводил их к победе, они верили, что с этим человеком пребывает Бог, и после войны продолжали к этому человеку обращаться за разрешением разных своих нужд, проблем. Эти вожди и получили название судей, поскольку народ видел в них людей, способных свидетельствовать о силе Божией среди несчастного народа, все более забывающего Бога.
Так вот, Первая Книга Царств начинается как раз с повествования о рождении последнего судьи в Израиле. Почему последнего – об этом мы узнаем дальше.
В Библии все очень органично взаимосвязано: подробно описывается, как будущий судья появился на свет, как он ушел к своим предкам и какую роль в истории израильского государства сыграл. Речь идет о судье и пророке Самуиле.
В то время, когда должен был родиться Самуил, израильским народом никто не управляет. Все мужчины должны собираться три раза в год в месте, где находится скиния, Ковчег Завета, где совершается жертвоприношение, чтобы они ощутили свое единство, вспомнили, что все они – единый народ, вступивший в Завет с Богом, – должны являть свое единство перед Лицом Бога, вместе восстановить себя в благодати Завета, вспоминать клятвы, которые дали, и следить за тем, чтобы эти клятвы исполнялись всем народом.
Но это не было сделано. Да, люди приходили в храм, приносили жертвоприношения, но всеобщего собрания в знак возобновления Завета не было.
В тот момент, когда должен был родиться Самуил, обязанности судьи исполнял очень старый священник по имени Илия. У первосвященника было два сына. Но хотя они были в священническом сане, вели себя безобразно. С этого начинает описание исторической реальности Первая Книга Царств. Сыновья Илии Офни и Финеес не просто не были благочестивыми – они откровенно развращали народ, творили дела страшные, брали все, что люди приносили Богу, наживались на этом, вели себя очень бесцеремонно и даже, как говорит Библия, совращали и соблазняли тех женщин, которые приходили на поклонение к Богу. Но Библия лишь вскользь упоминает о том, как они жили. Беда в том, что Илия, их отец, зная, что они отвращают народ от скинии, своими поступками приводя людей к потере веры в Бога, ничего им не говорил. Грех его велик, и именно в этом грехе Священное Писание его укоряет, его – человека благочестивого. Укоряет в том, что он не воспитывает тех, кто вверен его заботам и попечению. Ведь он – судья, а, стало быть, в данном народе должен являться олицетворением силы Божией, свидетельствовать через свои поступки и дела, что Бог действительно не оставил народ. Кроме того, он священник, то есть должен постоянно заботиться о ревностном исполнении богослужения, о чистоте и святости предстоящих жертвеннику Господню. И еще он – отец, который перед Лицом Бога несет прямую ответственность за воспитание сыновей. И потому Священное Писание укоряет его даже больше, чем его детей.
В первой Книге Царств проводится интересная параллель: упоминаются два отца – Самуил, ставший отцом на закате своей жизни, и первосвященник Илия. И у того, и у другого – два сына, и обоих сыновья никуда не годные. Но Илию Библия укоряет именно за то, что он не ревновал о воспитании детей, и он получает наказание, а Самуил за это не наказывается. Почему?
Следует помнить всегда, что отец должен воспитывать, это его священная обязанность. В учительных книгах достаточно много написано, как должно воспитывать. И Самуил занимался этим воспитанием, а Илия не занимался. Но существует еще и момент свободного самоопределения человека, о чем мы часто забываем. Человек может не принять наставление отца, отвергнуть заветы матери, он может презреть веру своих родителей, хотя они свято пытались его научить этой вере и сами жили в соответствии с ней. Это выбор самого человека. Как мы знаем, даже Адам, который беседовал с Богом в раю и не имел в себе никакого греха, тем не менее, захотел избрать иной путь, а не жить по заветам Бога, сотворившего его. Если такое сделал Адам, то тем более так может сделать любой ребенок по отношению к своим родителям. Каждый родитель (в данном случае мы говорим об отце) обязан воспитывать своих детей, но что из этого получится, знать ему не дано.