Константин Корепанов
Читаем Ветхий Завет

В Завете с Богом должно быть все общество

О присутствии Бога в человеческой истории

Начинаем знакомство с историческими книгами Ветхого Завета. Главным образом это будут Книги Царств. Не надо думать, что они касаются только истории еврейского народа и, как явление историческое, нам не нужны. Это не так: смысл не в том, что в этих исторических книгах описаны какие-то этапы жизни царства Израильского, рассказано о его исторических деятелях, экономических отношениях и так далее. Нет.

Надо всегда помнить, что Ветхий Завет, как и вся Библия, есть Откровение Божие человеку, свидетельство Бога о том, что выходит за рамки обычной исторической реальности. В этом смысле исторические книги Ветхого Завета свидетельствуют, как Бог действует в истории, как Он являет Свое присутствие в истории, как Он открывает человекам, чего от них хочет, помогает человеку сделать единственно правильный выбор в жизни. Эти книги открывают, как Бог вразумляет и наказывает человека, побуждает его к каким-то историческим шагам, политическим действиям.

Даже на самый упрощенный взгляд, исторические книги Ветхого Завета показывают, как Бог посредством обычных исторических, политических, экономических вещей являет Свою волю в судьбе человечества и конкретного народа. Изучая эти образцы, мы можем понять, как в нашей жизни, в нашей исторической реальности действует Бог. Наша задача – помочь всем, кто пытается разобраться в Библии, осознать этот факт, посмотреть, каким образом и что являет Бог через исторические события, понять, как это применимо к нашей жизни.

В Библии четыре Книги Царств. Первая начинается с рождения последнего израильского судьи (мы пропускаем с вами целую книгу, Книгу Судей: примеры, сюжеты, описанные там, известны, понятны всякому, поэтому не будем на ней останавливаться).

Мы закончили на том, что еврейский народ, захватив Землю Обетованную, не исполнил данного ему повеления Божия – не уничтожил весь народ, живший на этой территории, а ведь только так он мог жить на этой территории безопасно.

Израильский народ этого не сделал по понятным причинам. Во-первых, захваченных иноплеменников можно было обратить в рабов. Во-вторых, никто больше воевать уже не хотел, люди разбрелись по действительно Обетованной Земле – богатой, сытной. Уставшие от долгого странствования по пустыне стали занимать пустующие дома, виллы, города, земли, виноградники, чтобы просто начать жить по-человечески – ведь ради этого они сюда и пришли. И доводить дело до конца им уже не хотелось.

Это и стало ловушкой для израильского народа – оставив эти племена, народ оставил тем самым себе соблазн: иноплеменники исповедовали очень нехорошую, плотскую, дикую религию. Эта необузданность и стала соблазном для израильского народа и отвлекла его от истинного Бога. Это первое.

Второе. Бытие израильского народа на Земле Обетованной начинается с наказа, который дает Иисус Навин. Когда народ просит его распустить, Иисус Навин собирает иудеев в последний раз, чтобы напомнить им слова Завета (об этом говорится в Книге Иисуса Навина), – он, напоминая обстоятельства Завета, напоминая, что требует от них Бог, заключает свою речь трагически: «Тем не менее, знаю, что никто из вас заповеди Божии слушать не собирается и жить по Божию Закону никто из вас не станет, но я и дом мой будем служить Господу, ибо Он свят, а вы делайте, что хотите».

То есть израильский народ только-только вышел в Землю Обетованную, а Иисус Навин уже трезво оценивает духовные возможности народа; он уже знает, что никто не будет соблюдать заповеди Божии. Так и получилось.

Когда мы говорим «никто», не надо понимать это буквально, то есть 100 %. Никто – это значит большинство народа. Но в том-то и состоит особенность народа Божия вообще (и израильского народа в частности), и особенность Церкви как явления духовной жизни, что бытие народа может определяться даже не волей большинства, а проступками одного человека.

Например, в Книге Иисуса Навина описывается такой эпизод: был взят Иерихон, и, по повелению Божию, этот город должно было предать заклятью, то есть вся добыча, взятая в нем, должна быть посвящена Богу – никто из народа не смеет взять себе ничего, все принадлежит Богу. Любой, кто возьмет, совершает святотатство, украв у Бога. И, казалось, все это исполнили.

В следующем же сражении с жителями гораздо более слабого городка Гая евреи, имея большинство, сражение проиграли. Очевидно, что израильский народ был оставлен Богом – он так это и понял. «Почему? Что такое мы сделали, что были оставлены?», – они стали вопрошать Бога. Оказалось, что один из народа взял какую-то малость из добычи Иерихона; и за это Бог оставил целый народ.

Так и в нашей Церкви. Апостол Павел очень хорошо говорит: если болеет один член Церкви, то о нем должно переживать, за него должно молиться все церковное сообщество. Если этого не будет, то болезнь, которой болен один, распространится на всю церковную Полноту; ведь в Завет с Богом вступает вся человеческая общность – не один человек из этого общества, а все общество: все общество как целое отвечает пред Лицом Бога за соблюдение данного Завета. Так что не важно, сколько человек не исполняли Закон по пришествии в Землю Обетованную, важно, что они были, и в силу их неверности считался неверным весь народ.

Известный факт: на протяжении нескольких столетий в Израиле не совершалась пасха Господня, хотя это было фундаментальное положение религиозных традиций ветхозаветной Церкви израильского народа. Если уж такой значимый обряд не соблюдался, что говорить о менее значимых вещах.

При несоблюдении заповедей, неверности Богу сохранение религиозных традиций соседних народов – очень плотских, близких не просто к идолопоклонству, а к открытому сатанизму – было, конечно, очень соблазнительным. Все мы понимаем: чтобы сохранить свою душу от соблазна, надо быть духовно цельным человеком, очень аскетично настроенным, очень любящим Бога – один святой отец сказал: «На кипящий котел мухи не садятся»; надо кипеть, гореть и тогда можно пережить окружающий тебя соблазн.

Израильский народ, оставив рядом с собой главнейший соблазн – идолопоклонство и поклонение твари вместо Бога, при этом в массе своей не горел ни любовью к Богу, ни заботой о соблюдении заповедей. Поэтому буквально с первых же лет истории израильского народа ярко стали проявляться богоотступничество, богозабвение, непочитание Бога. И поэтому Бог, чтобы этот народ как-то вразумить, наказать, напомнить, что Он есть Бог и другого нет Бога, что Он един есть Бог, могущий спасти, что все идолы ничтожны, как сказано в Псалтири, все боги язычников суть бесы, – Господь попускает израильский народ быть попираемым от соседних племен, которых было много. Какие-то народы были родственны Израилю, как аммонитяне, моавитяне, другие принадлежали к тем племенам, которые должны были быть (но не были) истреблены. Один из самых опасных врагов Израиля – племя филистимлян, которое жило на Средиземноморском побережье. С ним происходили самые напряженные бои, самое долгое и трудное противостояние. И когда народ ослабевал в своем горении, Бог попускал врагам одолевать Израиль – гибли мужчины, уводились в плен женщины, истреблялись дети, пустели земля и виноградники. И когда народ, предпринимая всевозможные естественные средства, никак не мог от напасти избавиться, он вспоминал, что есть Бог, и какая-то часть народа обращалась к Нему через плач, стенания, через вопль. Бог, видя, что народ сокрушился и смирился, осознал свою вину перед Ним, посылал человека, который, будучи вдохновленным благодатью Божией, так воодушевлялся, что организовывал народ и, поскольку с ним был Бог, низлагал всех соперников Израиля, побеждал всех его врагов и освобождал Израиль.

Эти люди, по сути дела, все были мирными людьми – обыкновенные пастухи или земледельцы, но когда на них сходила благодать Божия, они воодушевлялись, становились воинами, вождями, возглавляли поход и сокрушали израильских врагов.

Действие благодати Божией было настолько очевидно, что весь народ радовался в первую очередь тому, что Бог их не забыл. Воодушевлялись, видя, что Бог Израиля сильнее всех – и надо только жить по заповедям Божиим, и они будут в безопасности.

Так как человек, воодушевленный Богом, приводил их к победе, они верили, что с этим человеком пребывает Бог, и после войны продолжали к этому человеку обращаться за разрешением разных своих нужд, проблем. Эти вожди и получили название судей, поскольку народ видел в них людей, способных свидетельствовать о силе Божией среди несчастного народа, все более забывающего Бога.

Так вот, Первая Книга Царств начинается как раз с повествования о рождении последнего судьи в Израиле. Почему последнего – об этом мы узнаем дальше.

В Библии все очень органично взаимосвязано: подробно описывается, как будущий судья появился на свет, как он ушел к своим предкам и какую роль в истории израильского государства сыграл. Речь идет о судье и пророке Самуиле.

В то время, когда должен был родиться Самуил, израильским народом никто не управляет. Все мужчины должны собираться три раза в год в месте, где находится скиния, Ковчег Завета, где совершается жертвоприношение, чтобы они ощутили свое единство, вспомнили, что все они – единый народ, вступивший в Завет с Богом, – должны являть свое единство перед Лицом Бога, вместе восстановить себя в благодати Завета, вспоминать клятвы, которые дали, и следить за тем, чтобы эти клятвы исполнялись всем народом.

Но это не было сделано. Да, люди приходили в храм, приносили жертвоприношения, но всеобщего собрания в знак возобновления Завета не было.

В тот момент, когда должен был родиться Самуил, обязанности судьи исполнял очень старый священник по имени Илия. У первосвященника было два сына. Но хотя они были в священническом сане, вели себя безобразно. С этого начинает описание исторической реальности Первая Книга Царств. Сыновья Илии Офни и Финеес не просто не были благочестивыми – они откровенно развращали народ, творили дела страшные, брали все, что люди приносили Богу, наживались на этом, вели себя очень бесцеремонно и даже, как говорит Библия, совращали и соблазняли тех женщин, которые приходили на поклонение к Богу. Но Библия лишь вскользь упоминает о том, как они жили. Беда в том, что Илия, их отец, зная, что они отвращают народ от скинии, своими поступками приводя людей к потере веры в Бога, ничего им не говорил. Грех его велик, и именно в этом грехе Священное Писание его укоряет, его – человека благочестивого. Укоряет в том, что он не воспитывает тех, кто вверен его заботам и попечению. Ведь он – судья, а, стало быть, в данном народе должен являться олицетворением силы Божией, свидетельствовать через свои поступки и дела, что Бог действительно не оставил народ. Кроме того, он священник, то есть должен постоянно заботиться о ревностном исполнении богослужения, о чистоте и святости предстоящих жертвеннику Господню. И еще он – отец, который перед Лицом Бога несет прямую ответственность за воспитание сыновей. И потому Священное Писание укоряет его даже больше, чем его детей.

В первой Книге Царств проводится интересная параллель: упоминаются два отца – Самуил, ставший отцом на закате своей жизни, и первосвященник Илия. И у того, и у другого – два сына, и обоих сыновья никуда не годные. Но Илию Библия укоряет именно за то, что он не ревновал о воспитании детей, и он получает наказание, а Самуил за это не наказывается. Почему?

Следует помнить всегда, что отец должен воспитывать, это его священная обязанность. В учительных книгах достаточно много написано, как должно воспитывать. И Самуил занимался этим воспитанием, а Илия не занимался. Но существует еще и момент свободного самоопределения человека, о чем мы часто забываем. Человек может не принять наставление отца, отвергнуть заветы матери, он может презреть веру своих родителей, хотя они свято пытались его научить этой вере и сами жили в соответствии с ней. Это выбор самого человека. Как мы знаем, даже Адам, который беседовал с Богом в раю и не имел в себе никакого греха, тем не менее, захотел избрать иной путь, а не жить по заветам Бога, сотворившего его. Если такое сделал Адам, то тем более так может сделать любой ребенок по отношению к своим родителям. Каждый родитель (в данном случае мы говорим об отце) обязан воспитывать своих детей, но что из этого получится, знать ему не дано.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka