- Ветхий Завет – бесценный опыт Богообщения
- Грехопадение как раскол единства
- Дары и жертвы
- Каин и Ной – отцы цивилизации
- Мир без Бога – Вавилонская башня
- Бог дал, Бог взял
- История патриарха Авраама
- Отцовское благословение
- Тяжелый путь избранничества
- 12 сыновей – кто из них достоин благословения?
- Патриарх Иосиф – прообраз Христа
- На избранничество посылает Господь
- Между двумя водами
- Вступить в Завет с Богом
- Грех смывается только кровью
- Ветхозаветные праздники
- По Закону Господа
- Вступление в Землю обетованную
- В Завете с Богом должно быть все общество
- «Кому много дано, с того много и спросится»
- Благодать Божия – не гарантия Спасения
- Об испытании царствованием
- Главная жертва, которую принимает Бог от человека, есть послушание Ему
- Об испытании царствованием
- «По сердцу Божию царь Давид»
- Урок избранничества
- Душа принадлежит только Богу
- Урок избранничества
- Царь Давид как прообраз Христа
- О кротости
- «Жертва Богу – дух сокрушенный»
- О покаянии
- Бог не смотрит на нашу праведность, Бог смотрит на нашу веру
- О чистоте сердца
- Когда приходит Бог, все должно ликовать
- О чистоте сердца
- Судьба каждого человека наполнена Промыслом Божиим
- О возмездии
- Строительство храма
- О храме Божием
- Соломон, как прообраз Христов
- Бог дает благодать смиренным
- О смиренномудрии
- Послушание больше жертвы
- Когда слабеют объединяющие народ связи…
- О разделении
- Губительная привычка Богопротивления
- О разделении
- Пророческое служение в Ветхом Завете
- Делай, что должно…
- Бог сохраняет верующих во имя Его
- Поиск ответа, как жить
- О знаке богооставленности
- Бог открывает то, что нужно
- Верующих защищает и духовное воинство
- Без благодати видеть тайны, свершаемые Богом, нельзя
- Оставляя Бога, человек перестает быть человеком
- «Что я скажу Богу?»
- Сами бедствия – не зло
- О судьбах народов
- Вера есть там, где живо сердечное чувство
- Об истинном богоугождении
- Дары Божии всегда преизобильны
- Нельзя служить Богу и мамоне
- Трепет сердца, уповающего на Бога
- На что надеяться?
- Мы все нуждаемся в милосердии Божием
- На что надеяться?
- Служитель слова, не остающегося бездейственным
- Пророчество – иное призвание
- Приняв Бога всем сердцем, мы изменимся
- Пророк дает надежду
- Дар различать духов
- Льстивые уста движимы не духом истины
- Кто такие пророки?
- Откройте сердце Богу…
- Пророчество о Рождестве Спасителя
- Спасается тот, кто любит Бога
- Осмысление времени в Книге пророка Исаии
- О полноте времен
- Все дары уже даны
- Мессианские места Книги пророка Исаии
- С приходом в мир Христа мы можем служить только добру
- Нам возвращена свобода
- Видеть себя в свете Божией правды
- Торжество нашей Пасхи
- Никто уже ничего дьяволу не должен
- Где страдание ради Христа, там и Его слава
- Никто уже ничего дьяволу не должен
- Упование – начало спасения
- Назвать Бога Отцом можно только во Христе
- Бог – Жизнь этого мира
- Эсхатология пророка Исаии
- Великая сила поста
- Когда пост откроет нам Небо
- Пост, который избрал Господь
- «Отдай голодному душу твою…»
- Человек живет Богом
- На кого мы надеемся?
- Спасительная сила послушания
- Стяжание смирения как основное делание человека
- Смирение имеет великую силу
- Смирение выше, глубже, спасительней всяких других состояний
- Вавилон – образ мира сего
- Смирение является символом бытия, в котором человек связан с Богом
- Человеческой любви недостаточно
- У человека есть возможность выбрать
- Любовь Божия сочетает несопоставимое
- Плач о грешниках
- Только покаяние может изменить судьбу
- Чтобы выжить в падении, надо покаяться
- Печальные последствия катаклизмов
- Открывая нам невидимого Бога
- Человек может почитать истинного Бога
- Упорство нераскаянного сердца
- Покаяние – фундамент духовной жизни
- Возможность нового сердца
- Быть народом Божиим
- Поклонение в Духе и истине
- Все зависит от человеческого сердца
- Через душевное человек восходит к духовному
- Дыхание нашей жизни в руках Божиих
- Божий Промысел пребывает над всеми народами
- Нет душевного – не будет и духовного
- Богообщение словами не описать
- Каждое слово в Библии исполнено смысла
- Глубины Премудрости Божией
- Как сохранить ревность по Богу
- Господь есть спасение всех людей
- Главное – люди должны жить верой
- Блажен человек, призванный Богом
- Сердце должно быть чистым
- Никогда не отлучаться от Бога
- Покаяние есть очищение сердца от идолов
- Долготерпение Божие призывает к покаянию
- Бог ждет подходящего времени
- Церковь питает верующих своей благодатью
- Свет Его ярче лучей солнечных
- Стать светом для других
- Единый день в очах Господа
- Господь – спасение мое
- Важно, что я верую
- Для всех христиан важна вера в воскресение
- Увидеть смысл вещей и событий, Промысел Божий
- Праведник уповает на Бога
- Краеугольный камень праведности
- Мудрость как плод упования
- Настоящий мудрец имеет мудрость от Бога
- Принесена новая, совершенная Жертва
- Нет совершенного мира в этом мире
- Очень многое зависит от каждого
- Господь сокрушает гордыню
- Именно слава всегда должна быть Божией
- Власти надо подчиняться независимо от того, каково ее отношение к Богу
- Сын Человеческий приходит, и кончаются все земные царства
- Будем стремиться познать Бога
- Дух Божий сходит, и все становится очень органично
- Установить подлинное царство может только Бог
- Без познания Бога мы пребываем во тьме
- Будем стремиться познать Бога
- Только Бог может соразмерить все силы нашего существа
- Источник всех благ – Господь
- Воскресаем тоже мы во Христе
- Люди, живущие Христом, не боятся смерти и не совершают греха
- День последних судеб мира
- Христос уже пришел, и Суд уже возвещен
- Универсальный церковный принцип
- Помня о Боге и устремляясь к Нему
- Во благодати Святого Духа изливается настоящая жизнь
- В полноте все явится в последние дни мира
- Главная задача пророков – открывать волю Божию
- Бог через все творит Свой Промысел
- Миссионерского института: Вопль, восходящий к Богу
- Иона как прообраз Христа
- Скиния Божия – это сердце человеческое
- Есть только одна жертва, способная угодить Богу
- Вера, явленная в смирении, отодвигает бедствия
- Происходящее есть веление Промысла Божия
- Верующий все побеждает силою живущего в нем Святого Духа
- Главное – это смириться
- Полный текст
Осмысление времени в Книге пророка Исаии
О полноте времен
В прошлой беседе мы остановились на образе горы Господней, которая покроет всю землю и будет величественней всех остальных холмов и гор. Свидетельство пророка Исаии об этой горе заключается словами, что сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах... И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!
Представим себе гору, где собираются все народы и где Бог приготовил пищу, которую вкушают все люди, радуясь и веселясь. Эта пища чрезвычайно сытная – как говорит в Новом Завете Христос: «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек».
Вкусив эту пищу, человек прозрит, покрывало снимется, истреблена и поглощена будет смерть.
Это пророчество – образ Евхаристии, Причастия Телу и Крови Христовым, которое совершается в Церкви. Церковь и существует чтобы причащать людей этой нетленной Пище, давая им бессмертие. Но закончим с образом горы Господней.
Приходится сталкиваться с тем, что люди порой не понимают этого образа. Здесь сказано, что в день, когда гора поднимется, люди будут причащаться, смерть истребится, покрывало снимется, Бог снимет поношение с народа Своего по всей земле. Речь здесь идет о народе, который Бог называет Своим, – который Священное Писание называет израильским народом. После того, что произошло со Христом, этот народ пребывает в поругании, он всеми изгоняется, всеми нелюбим. И когда Бог отрет всякую слезу с очей человеческих, снимется поношение с этого народа. То есть Бог восстановит Свой Завет, мир с этим народом, который сейчас все поносят.
Произойдет то, о чем в Апокалипсисе, в толкованиях святых отцов говорится о последних судьбах мира – однозначно говорится, что однажды, в последние дни мира, еврейский народ узнает, что антихрист, которого они называют богом, – это подлог, это ложный мессия, и в последние дни мира произойдет восстановление Завета с еврейским народом ради отцов, с которыми Бог вступил в Завет. То есть отпадение Израиля (и эту мысль проводит апостол Павел) – до времени, чтобы вошла полнота язычников, полнота других времен: отвержение еврейского народа, которое порой выставляется в принцип жизни, – это тоже домостроительство нашего спасения. И однажды наступит день, когда поношение с этого народа будет снято. О каком дне идет речь?
Тут мы подходим к теме чрезвычайно важной. Все пророческие Книги поднимают очень важный вопрос. Это вопрос осмысления времени в свете истории Христа, Который, как мы знаем из новозаветного Откровения, есть Начало и Конец всего, Источник и Цель, Причина и Завершение, Начало и абсолютное Совершенство, Альфа и Омега всего сущего, и потому во Христе совершенно иначе осмысляется само понятие времени.
У пророков это с особой рельефностью выступает. Они говорят о явлении Христа как о событии единовременном. Для них не существует Первого и Второго Пришествия Христа, они знают просто явление Сына Божия в мир – явление миру Мессии. Среди всех пророчеств есть имеющие вполне определенный исторический характер: Христос будет пронзен, Он будет погребен у богатого, Иуда Его предаст поцелуем, Он будет похоронен, и много других вещей очень подробно расписано. И все они носят исторический характер – мы знаем, что они исполнились, об этом сказано в Евангелии, это засвидетельствовали люди, которые были со Христом и видели исполнение всех пророчеств.
Читая Евангелие, мы каждый раз это наблюдаем, сопоставляя с пророчествами Ветхого Завета. Пророчества о Рождестве – вот вертеп и звезда, и так далее. Но в них же встречаются обстоятельства, которые носят заведомо метаисторический характер, то есть они заведомо невозможны (это очевидно всякому, кто читает пророчества). Например, в пророчестве, что в те дни будет явлена гора Господня, есть слова, что в тот день, когда возникнет гора Господня, люди перестанут воевать,перекуют все мечи на орала, и наступит мир. Но, хотя есть гора Господня и все народы уверовали во Христа, в современной политической реальности мы понимаем, что гарантией стабильности мира как раз является вооружение разных народов, баланс сил, о достижении которого так много говорят. И получается, что о перековке мечей на орала речи просто ну никакой не может быть в реальности.
Все дары уже даны
Практически у каждого пророка есть пророчества, имеющие вполне реальные исторические черты, но есть фрагменты, которые в истории не сбылись и не могут сбыться. Например, самое известное пророчество из 11 главы Книги пророка Исаии: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ве́дения и благочестия.
Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина».
Все вполне соответствует тому, что будет являть Собой Христос, Он –«отрасль из корня Иессеева», Он – Сын Давида, Он – Давид, сын Иессея. Он произрос из этого корня по плоти и действительно владеет всеми дарами, которые дал Ему Бог, – и премудростью, и разумом, и истиной. Он может судить не потому, что видит, а потому, что знает тайны человеческие. Как об этом сказано, Христос не имел нужды, чтобы кто-то Ему говорил или свидетельствовал о ком-то, потому что видел Сам, что на сердце человека. Все это о Христе, – но дальше: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. (...) И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава».
Понятно, что описанные изменения в мире животных невозможны в современности – это абсолютный нонсенс.
Но после снова идет свидетельство вполне историческое: когда явится «отрасль от корня Иессеева», Он будет Знамением для всех народов, и язычники к Нему обратятся (что действительно произошло – после Вознесения Иисуса Христа обратились язычники).
Вот так можно в принципе разобрать любое пророчество – оно всегда имеет два измерения: историческое и метаисторическое.
С точки зрения Бога, есть просто явление в мир Христа, Который уже явился и все сделал. Но это мгновение – явление Христа – растянуто, по Промыслу Божию, в истории на неизвестно сколько лет, пока к явившемуся Христу не перейдут все, кто может иметь надежду спастись.
Пока наполняется гора Господня, пока собираются все, кто может отозваться на этот призыв, длится история. На самом деле, все уже свершилось, и все дары, которые может Бог дать человеку, уже даны, Церковь уже воздвигнута, уже есть Трапеза, благодаря которой мы причащаемся бессмертию, уже есть дары Святого Духа, которыми мы постигаем бездны мудрости Божией, – все дано. И святые, к которым мы постоянно обращаемся в молитвах, засвидетельствовали собой, что смерти нет – даже тела их являют собой нетление, говоря, что смерти нет. Но есть неполнота, незавершенность, длится история.
Представляете: открывается дверь, чтобы все люди вошли в нее на брачный пир – дверь распахивается, и все люди входят, но можно с помощью кинематографических трюков сделать так, что эта дверь будет открываться тысячи лет, медленно, микрон за микроном будет открываться, а если мы посмотрим сверху, она – раз, открылась, и все вошли.
Христос есть Дверь, и Он ее открыл.
Две точки отсчета, две рамки – историческое и метаисторическое измерения времени. И день тот означает как первое Пришествие Иисуса Христа, так и Второе Его Пришествие.
В явлении Христа все уже дано, но мы говорим: нет, этого не может быть, это невозможно. Но есть в истории Церкви моменты, когда Церкви явлено было, что действительно возможно восстановление райского царства. Оно уже сейчас возможно, но вследствие определенных исторических условностей мы не можем это разглядеть.
Церковь находится на острие: вся полнота даров уже дана, и все-таки совершенство не наступило. Ярче всего это является в таинствах церковных: Бог входит в человека, Бог входит в бытие человека, прикасается к человеку и делает то, к чему Он прикасается, вечным, нетленным, не принадлежащим времени.
Особенное из таинств – Евхаристия, когда человек, все собрание церковное, причащаясь, находясь здесь, на земле, в то же время становится Царством Божиим. Благодатью Святого Духа, Который сходит и на хлеб, и на Церковь, на народ Божий, Он преобразует его в Церковь и дает ему, если тот готов воспринять, красоту Царства Небесного и чистоту того, что будет явлено тогда, когда закончится история. Это, в пророческом понимании, день тот.