- Ветхий Завет – бесценный опыт Богообщения
- Грехопадение как раскол единства
- Дары и жертвы
- Каин и Ной – отцы цивилизации
- Мир без Бога – Вавилонская башня
- Бог дал, Бог взял
- История патриарха Авраама
- Отцовское благословение
- Тяжелый путь избранничества
- 12 сыновей – кто из них достоин благословения?
- Патриарх Иосиф – прообраз Христа
- На избранничество посылает Господь
- Между двумя водами
- Вступить в Завет с Богом
- Грех смывается только кровью
- Ветхозаветные праздники
- По Закону Господа
- Вступление в Землю обетованную
- В Завете с Богом должно быть все общество
- «Кому много дано, с того много и спросится»
- Благодать Божия – не гарантия Спасения
- Об испытании царствованием
- Главная жертва, которую принимает Бог от человека, есть послушание Ему
- Об испытании царствованием
- «По сердцу Божию царь Давид»
- Урок избранничества
- Душа принадлежит только Богу
- Урок избранничества
- Царь Давид как прообраз Христа
- О кротости
- «Жертва Богу – дух сокрушенный»
- О покаянии
- Бог не смотрит на нашу праведность, Бог смотрит на нашу веру
- О чистоте сердца
- Когда приходит Бог, все должно ликовать
- О чистоте сердца
- Судьба каждого человека наполнена Промыслом Божиим
- О возмездии
- Строительство храма
- О храме Божием
- Соломон, как прообраз Христов
- Бог дает благодать смиренным
- О смиренномудрии
- Послушание больше жертвы
- Когда слабеют объединяющие народ связи…
- О разделении
- Губительная привычка Богопротивления
- О разделении
- Пророческое служение в Ветхом Завете
- Делай, что должно…
- Бог сохраняет верующих во имя Его
- Поиск ответа, как жить
- О знаке богооставленности
- Бог открывает то, что нужно
- Верующих защищает и духовное воинство
- Без благодати видеть тайны, свершаемые Богом, нельзя
- Оставляя Бога, человек перестает быть человеком
- «Что я скажу Богу?»
- Сами бедствия – не зло
- О судьбах народов
- Вера есть там, где живо сердечное чувство
- Об истинном богоугождении
- Дары Божии всегда преизобильны
- Нельзя служить Богу и мамоне
- Трепет сердца, уповающего на Бога
- На что надеяться?
- Мы все нуждаемся в милосердии Божием
- На что надеяться?
- Служитель слова, не остающегося бездейственным
- Пророчество – иное призвание
- Приняв Бога всем сердцем, мы изменимся
- Пророк дает надежду
- Дар различать духов
- Льстивые уста движимы не духом истины
- Кто такие пророки?
- Откройте сердце Богу…
- Пророчество о Рождестве Спасителя
- Спасается тот, кто любит Бога
- Осмысление времени в Книге пророка Исаии
- О полноте времен
- Все дары уже даны
- Мессианские места Книги пророка Исаии
- С приходом в мир Христа мы можем служить только добру
- Нам возвращена свобода
- Видеть себя в свете Божией правды
- Торжество нашей Пасхи
- Никто уже ничего дьяволу не должен
- Где страдание ради Христа, там и Его слава
- Никто уже ничего дьяволу не должен
- Упование – начало спасения
- Назвать Бога Отцом можно только во Христе
- Бог – Жизнь этого мира
- Эсхатология пророка Исаии
- Великая сила поста
- Когда пост откроет нам Небо
- Пост, который избрал Господь
- «Отдай голодному душу твою…»
- Человек живет Богом
- На кого мы надеемся?
- Спасительная сила послушания
- Стяжание смирения как основное делание человека
- Смирение имеет великую силу
- Смирение выше, глубже, спасительней всяких других состояний
- Вавилон – образ мира сего
- Смирение является символом бытия, в котором человек связан с Богом
- Человеческой любви недостаточно
- У человека есть возможность выбрать
- Любовь Божия сочетает несопоставимое
- Плач о грешниках
- Только покаяние может изменить судьбу
- Чтобы выжить в падении, надо покаяться
- Печальные последствия катаклизмов
- Открывая нам невидимого Бога
- Человек может почитать истинного Бога
- Упорство нераскаянного сердца
- Покаяние – фундамент духовной жизни
- Возможность нового сердца
- Быть народом Божиим
- Поклонение в Духе и истине
- Все зависит от человеческого сердца
- Через душевное человек восходит к духовному
- Дыхание нашей жизни в руках Божиих
- Божий Промысел пребывает над всеми народами
- Нет душевного – не будет и духовного
- Богообщение словами не описать
- Каждое слово в Библии исполнено смысла
- Глубины Премудрости Божией
- Как сохранить ревность по Богу
- Господь есть спасение всех людей
- Главное – люди должны жить верой
- Блажен человек, призванный Богом
- Сердце должно быть чистым
- Никогда не отлучаться от Бога
- Покаяние есть очищение сердца от идолов
- Долготерпение Божие призывает к покаянию
- Бог ждет подходящего времени
- Церковь питает верующих своей благодатью
- Свет Его ярче лучей солнечных
- Стать светом для других
- Единый день в очах Господа
- Господь – спасение мое
- Важно, что я верую
- Для всех христиан важна вера в воскресение
- Увидеть смысл вещей и событий, Промысел Божий
- Праведник уповает на Бога
- Краеугольный камень праведности
- Мудрость как плод упования
- Настоящий мудрец имеет мудрость от Бога
- Принесена новая, совершенная Жертва
- Нет совершенного мира в этом мире
- Очень многое зависит от каждого
- Господь сокрушает гордыню
- Именно слава всегда должна быть Божией
- Власти надо подчиняться независимо от того, каково ее отношение к Богу
- Сын Человеческий приходит, и кончаются все земные царства
- Будем стремиться познать Бога
- Дух Божий сходит, и все становится очень органично
- Установить подлинное царство может только Бог
- Без познания Бога мы пребываем во тьме
- Будем стремиться познать Бога
- Только Бог может соразмерить все силы нашего существа
- Источник всех благ – Господь
- Воскресаем тоже мы во Христе
- Люди, живущие Христом, не боятся смерти и не совершают греха
- День последних судеб мира
- Христос уже пришел, и Суд уже возвещен
- Универсальный церковный принцип
- Помня о Боге и устремляясь к Нему
- Во благодати Святого Духа изливается настоящая жизнь
- В полноте все явится в последние дни мира
- Главная задача пророков – открывать волю Божию
- Бог через все творит Свой Промысел
- Миссионерского института: Вопль, восходящий к Богу
- Иона как прообраз Христа
- Скиния Божия – это сердце человеческое
- Есть только одна жертва, способная угодить Богу
- Вера, явленная в смирении, отодвигает бедствия
- Происходящее есть веление Промысла Божия
- Верующий все побеждает силою живущего в нем Святого Духа
- Главное – это смириться
- Полный текст
Сын Человеческий приходит, и кончаются все земные царства
Сегодня мы заканчиваем беседы о Книге пророка Даниила. Сразу хочу сказать, что подробно разбирать всю книгу мы не будем. Это очень сложно и требует совершенно особой обстановки, а если пытаться серьезно размышлять над Книгой пророка Даниила, то надо просто читать древних святоотеческих толкователей. Дело в том, что последние главы Книги пророка Даниила посвящены данным ему от Бога откровениям, связанным с последними судьбами мира.
Апокалиптический зверь, о котором, наверное, многие слышали или читали в Откровении Иоанна Богослова, впервые появляется именно у пророка Даниила. Очень много пророчеств, видений, связанных с последними судьбами мира, с тем, что принято называть словом «апокалипсис», хотя это не совсем корректно.
У пророка Даниила появляются впервые и становятся классическими очень многие образы. Как, например, «мерзость запустения, стоящая на святом месте». Такую фразу употребляет Христос, тоже говоря о последних судьбах мира. Вот все это подробно истолковывать мы не будем. Кому интересно, может почитать святых отцов.
Хочется сказать о другом, тоже связанном с откровениями о судьбах мира. У пророка Даниила есть совершенно четкое указание относительно явления в мир Христа, то есть буквально подсчитаны годы, он получает откровение о том, когда именно явится в мир Мессия. Это свидетельство – очень важное. Именно оно было известно книжникам, которые жили в Иерусалиме в то время, когда Родился в Вифлееме Иисус Христос. Действительно, народ ожидал Мессию, потому что все по срокам точно было предсказано, именно по годам. И книжники ничего другого ждать не могли. Потому-то перед нашим, так скажем, лицом и перед лицом народа, которому они засвидетельствовали, принуждая распять Иисуса Христа, фарисеи, книжники не имеют оправдания: Он все сказал и о времени, и о месте, и об обстоятельствах Своего Пришествия к Своему народу. Но книжники и фарисеи, призванные увидеть знамение и узнать по нему Пришествие в мир Мессии Спасителя, не захотели это сделать. Именно не захотели. Как говорит Пилат, из зависти они Его убили. Как свидетельствует Иисус Христос: вы умеете различать знамения погоды, знамения неба, а знамения времени вы разве не видите? Ведь все посчитано по пророчествам, данным Даниилу.
Вот об этом мы немножко поговорим. Это девятая глава Книги Даниила. Начинается она совершенно удивительной молитвой пророка Даниила. Я бы сказал, это шедевр молитвы человеческой и Божией. Мы все пользуемся, и это правильно, молитвословами и составленными святыми отцами молитвами. Они направляют наше сердце, наши чувства, наш ум в правильное русло, в правильную систему ценностей, они являются именно, в хорошем смысле, тем Прокрустовым ложем, на котором выправляются изгибы нашей души, шероховатости нашей воли, вспышки нашей гордыни. Мы по этим молитвам вытягиваем себя, как нужно жить, определяем, что должен переживать христианин, который собирается стать сосудом благодати Божией, – ведь мы все призваны стать вместилищем Святого Духа.
Вот к таким молитвам относится молитва пророка Даниила. Она удивительно смиренна, удивительно величественна, действительно, очень напряженна. Видно, что человек глубоко сокрушается, смиряется, он почти лежит перед Богом и духом, и телом в изнеможении, понимая, что он – ничто и его народ – ничто, и все люди перед Ним – ничто. И из этого состояния, что мы всего лишь прах, слышен удивительной силы голос: «Господи, ведь Ты же обещал! Когда Ты явишь Свою милость? Да, мы такие, но Ты – Бог!».
Это такое же состояние, как у женщины сирофиникиянки из Евангельской истории, которая упрашивает Христа, чтобы Он ее услышал: «Да, мы псы, но и псы имеют крохи, падающие со стола господ». «Да, мы плохие, – говорит пророк Даниил, – но мы же Твой народ. Ты же обещал тем, от кого произошел наш народ, что мы не исчезнем до конца. Вспомни! Ну, ладно, я – ничто, но пророк Иеремия обещал, что вот-вот должны исполниться сроки, когда должен закончиться наш плен. Что будет с нашим народом? Как будет?».
Ответом на эту молитву является удивительная милость Божия к Даниилу. Когда читаешь эту молитву, понимаешь, почему Дух Божий называет Даниила «мужем желаний». Заканчивается молитва так: «Господи! услыши; Господи! прости; Господи! внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого»...
Ради Тебя Самого – не ради меня, не ради народа, не ради нашей славы, а ради Тебя Самого, «Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем».