- Ветхий Завет – бесценный опыт Богообщения
- Грехопадение как раскол единства
- Дары и жертвы
- Каин и Ной – отцы цивилизации
- Мир без Бога – Вавилонская башня
- Бог дал, Бог взял
- История патриарха Авраама
- Отцовское благословение
- Тяжелый путь избранничества
- 12 сыновей – кто из них достоин благословения?
- Патриарх Иосиф – прообраз Христа
- На избранничество посылает Господь
- Между двумя водами
- Вступить в Завет с Богом
- Грех смывается только кровью
- Ветхозаветные праздники
- По Закону Господа
- Вступление в Землю обетованную
- В Завете с Богом должно быть все общество
- «Кому много дано, с того много и спросится»
- Благодать Божия – не гарантия Спасения
- Об испытании царствованием
- Главная жертва, которую принимает Бог от человека, есть послушание Ему
- Об испытании царствованием
- «По сердцу Божию царь Давид»
- Урок избранничества
- Душа принадлежит только Богу
- Урок избранничества
- Царь Давид как прообраз Христа
- О кротости
- «Жертва Богу – дух сокрушенный»
- О покаянии
- Бог не смотрит на нашу праведность, Бог смотрит на нашу веру
- О чистоте сердца
- Когда приходит Бог, все должно ликовать
- О чистоте сердца
- Судьба каждого человека наполнена Промыслом Божиим
- О возмездии
- Строительство храма
- О храме Божием
- Соломон, как прообраз Христов
- Бог дает благодать смиренным
- О смиренномудрии
- Послушание больше жертвы
- Когда слабеют объединяющие народ связи…
- О разделении
- Губительная привычка Богопротивления
- О разделении
- Пророческое служение в Ветхом Завете
- Делай, что должно…
- Бог сохраняет верующих во имя Его
- Поиск ответа, как жить
- О знаке богооставленности
- Бог открывает то, что нужно
- Верующих защищает и духовное воинство
- Без благодати видеть тайны, свершаемые Богом, нельзя
- Оставляя Бога, человек перестает быть человеком
- «Что я скажу Богу?»
- Сами бедствия – не зло
- О судьбах народов
- Вера есть там, где живо сердечное чувство
- Об истинном богоугождении
- Дары Божии всегда преизобильны
- Нельзя служить Богу и мамоне
- Трепет сердца, уповающего на Бога
- На что надеяться?
- Мы все нуждаемся в милосердии Божием
- На что надеяться?
- Служитель слова, не остающегося бездейственным
- Пророчество – иное призвание
- Приняв Бога всем сердцем, мы изменимся
- Пророк дает надежду
- Дар различать духов
- Льстивые уста движимы не духом истины
- Кто такие пророки?
- Откройте сердце Богу…
- Пророчество о Рождестве Спасителя
- Спасается тот, кто любит Бога
- Осмысление времени в Книге пророка Исаии
- О полноте времен
- Все дары уже даны
- Мессианские места Книги пророка Исаии
- С приходом в мир Христа мы можем служить только добру
- Нам возвращена свобода
- Видеть себя в свете Божией правды
- Торжество нашей Пасхи
- Никто уже ничего дьяволу не должен
- Где страдание ради Христа, там и Его слава
- Никто уже ничего дьяволу не должен
- Упование – начало спасения
- Назвать Бога Отцом можно только во Христе
- Бог – Жизнь этого мира
- Эсхатология пророка Исаии
- Великая сила поста
- Когда пост откроет нам Небо
- Пост, который избрал Господь
- «Отдай голодному душу твою…»
- Человек живет Богом
- На кого мы надеемся?
- Спасительная сила послушания
- Стяжание смирения как основное делание человека
- Смирение имеет великую силу
- Смирение выше, глубже, спасительней всяких других состояний
- Вавилон – образ мира сего
- Смирение является символом бытия, в котором человек связан с Богом
- Человеческой любви недостаточно
- У человека есть возможность выбрать
- Любовь Божия сочетает несопоставимое
- Плач о грешниках
- Только покаяние может изменить судьбу
- Чтобы выжить в падении, надо покаяться
- Печальные последствия катаклизмов
- Открывая нам невидимого Бога
- Человек может почитать истинного Бога
- Упорство нераскаянного сердца
- Покаяние – фундамент духовной жизни
- Возможность нового сердца
- Быть народом Божиим
- Поклонение в Духе и истине
- Все зависит от человеческого сердца
- Через душевное человек восходит к духовному
- Дыхание нашей жизни в руках Божиих
- Божий Промысел пребывает над всеми народами
- Нет душевного – не будет и духовного
- Богообщение словами не описать
- Каждое слово в Библии исполнено смысла
- Глубины Премудрости Божией
- Как сохранить ревность по Богу
- Господь есть спасение всех людей
- Главное – люди должны жить верой
- Блажен человек, призванный Богом
- Сердце должно быть чистым
- Никогда не отлучаться от Бога
- Покаяние есть очищение сердца от идолов
- Долготерпение Божие призывает к покаянию
- Бог ждет подходящего времени
- Церковь питает верующих своей благодатью
- Свет Его ярче лучей солнечных
- Стать светом для других
- Единый день в очах Господа
- Господь – спасение мое
- Важно, что я верую
- Для всех христиан важна вера в воскресение
- Увидеть смысл вещей и событий, Промысел Божий
- Праведник уповает на Бога
- Краеугольный камень праведности
- Мудрость как плод упования
- Настоящий мудрец имеет мудрость от Бога
- Принесена новая, совершенная Жертва
- Нет совершенного мира в этом мире
- Очень многое зависит от каждого
- Господь сокрушает гордыню
- Именно слава всегда должна быть Божией
- Власти надо подчиняться независимо от того, каково ее отношение к Богу
- Сын Человеческий приходит, и кончаются все земные царства
- Будем стремиться познать Бога
- Дух Божий сходит, и все становится очень органично
- Установить подлинное царство может только Бог
- Без познания Бога мы пребываем во тьме
- Будем стремиться познать Бога
- Только Бог может соразмерить все силы нашего существа
- Источник всех благ – Господь
- Воскресаем тоже мы во Христе
- Люди, живущие Христом, не боятся смерти и не совершают греха
- День последних судеб мира
- Христос уже пришел, и Суд уже возвещен
- Универсальный церковный принцип
- Помня о Боге и устремляясь к Нему
- Во благодати Святого Духа изливается настоящая жизнь
- В полноте все явится в последние дни мира
- Главная задача пророков – открывать волю Божию
- Бог через все творит Свой Промысел
- Миссионерского института: Вопль, восходящий к Богу
- Иона как прообраз Христа
- Скиния Божия – это сердце человеческое
- Есть только одна жертва, способная угодить Богу
- Вера, явленная в смирении, отодвигает бедствия
- Происходящее есть веление Промысла Божия
- Верующий все побеждает силою живущего в нем Святого Духа
- Главное – это смириться
- Полный текст
Миссионерского института: Вопль, восходящий к Богу
Сегодня мы поговорим о Книге пророка Ионы, одного из пророков, называемых «малыми». Книга известна тем, что очень маленькая – три главки, заключающих в себе одну историю.
Там, несомненно, есть пророческая нотка и пророческие образы, но это действительно редкая для пророков Книга, состоящая из одного сюжета, поэтому она легко запоминается. Книга известна еще и потому, что ее практически целиком читают в Великую Субботу на вечерне, большой отрывок из нее про пророка Иону.
Хотя она очень известна, тем не менее, есть некоторые моменты, которые необходимо обговорить, чтобы яснее понять о чем свидетельствует эта пророческая книга. В ней не только рассказ о приключениях пророка Ионы, в ней есть пророчества о Христе.
Кратко сюжет: Господь посылает пророка Иону в город, далекий от Палестины, Ниневию, столицу другого государства. Там не живут израильтяне. Но грехи этого города, как свидетельствует Господь, весьма высоко дошли, и вопль этого города слишком хорошо слышен и взывает об отмщении, о том, что его надо наказать.
Вообще, выражение «Бог слышит вопль» можно понимать двояко. С одной стороны, величайшей неправдой перед Лицом Бога является унижение людей обездоленных, сирот, вдов, то есть тех, кто не может себя защитить и прокормить. И обиды по отношению к ним Господь воспринимает, как Свои личные, а стенания этих обездоленных и униженных людей можно понимать как вопль. А с другой стороны, в контексте всех Книг Священного Писания, можно понимать вопль, восходящий к Богу как свидетельство невидимых бесплотных сил, которые присутствуют везде.
Как мы знаем, ангелы-хранители есть не только у людей, но и у городов, у государств. Есть силы Небесные, оберегающие источники, реки, какие-то протяженности земные. Нам только отчасти это приоткрыто, и апостол Павел призывает не заострять на этом внимание. Тем не менее, мы знаем, что окружающий мир, кроме людей, населен еще и бесплотными силами. И очевидно, что бесплотные силы тоже как-то свидетельствуют, по крайней мере, в разных местах Священного Писания мы это видим намеки на это. Эти силы Небесные, духи, посланные на служение человеку, тоже могут взывать о воздаянии. По крайней мере, на примере Содома и Гоморры мы можем представить себе этот вопрос.
Так или иначе, Господь определил город Ниневию наказать и послал Иону – пророчествовать в надежде, что горожане могут покаяться. Иона отказывается. Истинные причины, побудившие Иону бежать от своей миссии, нам не известны. То, что он говорит потом, видимо, лишь некоторое изъяснение того, что на самом деле было.
Итак, пророк Иона пытается уклониться от миссии и сбежать. Поступок довольно странный для пророка, показывающий, что человек он сложный, противоречивый, так скажем, не профессиональный пророк, а просто человек, избранный специально для несения этой миссии.
Возможно (по крайней мере, так пытается объяснить поступок пророка Ионы известный учитель Церкви Ефрем Сирин), разочаровавшись в силе пророческой проповеди в самом Израиле, пророк Иона тем более не ждал ничего хорошего от людей, которые вообще не знают истинного Бога: «Если уж люди, знающие Бога, не слышат проповеди и свидетельства пророков, то какой смысл говорить тем, кто вообще чужд истинной вере?!». И он пытается уклониться, хотя понимает, что убежать от Бога невозможно.
Действительно, когда Иона попытался на корабле уплыть, налетела такая сильная буря, что корабль чуть не утонул. Корабельщики, пытаясь выяснить причину Божией немилости, бросают жребий и узнают, что причина в Ионе. Он им объявляет, не лукавя, что пытается сбежать от Лица Бога. И говорит: бросьте меня в пучину, и море утихнет. Его бросают в пучину, и буря утихает, можно сказать, гнев Божий утихает, и корабль благополучно плывет дальше. Иона погружается в пучину, и, как сказано в Книге, Бог повелел большому киту проглотить Иону.
Возможно, не кит в самом прямом понимании, – это просто такой перевод, хотя в данном случае я склонен повторять за святителем митрополитом Филаретом (Дроздовым), Первосвятителем Московским первой половины XIX века. Его спросили: ну как может кит проглотить Иону и как он там сохранился в целости? Митрополит сказал: «Для меня нет никаких сомнений – если бы Библия написала, что Иона проглотил кита, я бы и этому поверил». Поэтому в данном случае я не буду объяснять, какой это вид рыбы и кто там кого глотал, не в этом смысл. Иона был проглочен и, находясь во чреве кита, он смирился и взмолился к Богу: душа моя дошла до исхода смерти, до самой преисподней земли, я умоляю Тебя меня освободить, чтобы я восстал, чтобы ад меня не удержал.
И Бог повелел, и Иона был выпущен. В славянском языке используется такое выражение: «изблевал» кит Иону. В богослужебной литературе это часто используется, иногда людей, возможно, смущает, но именно такое было действие.
Иона идет в город, проповедует, что через 40 дней город будет разрушен. Неожиданно его проповедь возымела действие. Все люди этого города, от мала до велика, по повелению правителя наложили на себя пост. Буквально было объявлено, что поститься должны все, все должны сойти со своих седалищ, почетных и важных, все должны надеть вретище, посыпать голову пеплом, то есть смириться, забыть о своих роскошных шелковых и парчовых нарядах, о своем избытке. Все должны уравняться друг с другом, стать как последние нищие.