- Ветхий Завет – бесценный опыт Богообщения
- Грехопадение как раскол единства
- Дары и жертвы
- Каин и Ной – отцы цивилизации
- Мир без Бога – Вавилонская башня
- Бог дал, Бог взял
- История патриарха Авраама
- Отцовское благословение
- Тяжелый путь избранничества
- 12 сыновей – кто из них достоин благословения?
- Патриарх Иосиф – прообраз Христа
- На избранничество посылает Господь
- Между двумя водами
- Вступить в Завет с Богом
- Грех смывается только кровью
- Ветхозаветные праздники
- По Закону Господа
- Вступление в Землю обетованную
- В Завете с Богом должно быть все общество
- «Кому много дано, с того много и спросится»
- Благодать Божия – не гарантия Спасения
- Об испытании царствованием
- Главная жертва, которую принимает Бог от человека, есть послушание Ему
- Об испытании царствованием
- «По сердцу Божию царь Давид»
- Урок избранничества
- Душа принадлежит только Богу
- Урок избранничества
- Царь Давид как прообраз Христа
- О кротости
- «Жертва Богу – дух сокрушенный»
- О покаянии
- Бог не смотрит на нашу праведность, Бог смотрит на нашу веру
- О чистоте сердца
- Когда приходит Бог, все должно ликовать
- О чистоте сердца
- Судьба каждого человека наполнена Промыслом Божиим
- О возмездии
- Строительство храма
- О храме Божием
- Соломон, как прообраз Христов
- Бог дает благодать смиренным
- О смиренномудрии
- Послушание больше жертвы
- Когда слабеют объединяющие народ связи…
- О разделении
- Губительная привычка Богопротивления
- О разделении
- Пророческое служение в Ветхом Завете
- Делай, что должно…
- Бог сохраняет верующих во имя Его
- Поиск ответа, как жить
- О знаке богооставленности
- Бог открывает то, что нужно
- Верующих защищает и духовное воинство
- Без благодати видеть тайны, свершаемые Богом, нельзя
- Оставляя Бога, человек перестает быть человеком
- «Что я скажу Богу?»
- Сами бедствия – не зло
- О судьбах народов
- Вера есть там, где живо сердечное чувство
- Об истинном богоугождении
- Дары Божии всегда преизобильны
- Нельзя служить Богу и мамоне
- Трепет сердца, уповающего на Бога
- На что надеяться?
- Мы все нуждаемся в милосердии Божием
- На что надеяться?
- Служитель слова, не остающегося бездейственным
- Пророчество – иное призвание
- Приняв Бога всем сердцем, мы изменимся
- Пророк дает надежду
- Дар различать духов
- Льстивые уста движимы не духом истины
- Кто такие пророки?
- Откройте сердце Богу…
- Пророчество о Рождестве Спасителя
- Спасается тот, кто любит Бога
- Осмысление времени в Книге пророка Исаии
- О полноте времен
- Все дары уже даны
- Мессианские места Книги пророка Исаии
- С приходом в мир Христа мы можем служить только добру
- Нам возвращена свобода
- Видеть себя в свете Божией правды
- Торжество нашей Пасхи
- Никто уже ничего дьяволу не должен
- Где страдание ради Христа, там и Его слава
- Никто уже ничего дьяволу не должен
- Упование – начало спасения
- Назвать Бога Отцом можно только во Христе
- Бог – Жизнь этого мира
- Эсхатология пророка Исаии
- Великая сила поста
- Когда пост откроет нам Небо
- Пост, который избрал Господь
- «Отдай голодному душу твою…»
- Человек живет Богом
- На кого мы надеемся?
- Спасительная сила послушания
- Стяжание смирения как основное делание человека
- Смирение имеет великую силу
- Смирение выше, глубже, спасительней всяких других состояний
- Вавилон – образ мира сего
- Смирение является символом бытия, в котором человек связан с Богом
- Человеческой любви недостаточно
- У человека есть возможность выбрать
- Любовь Божия сочетает несопоставимое
- Плач о грешниках
- Только покаяние может изменить судьбу
- Чтобы выжить в падении, надо покаяться
- Печальные последствия катаклизмов
- Открывая нам невидимого Бога
- Человек может почитать истинного Бога
- Упорство нераскаянного сердца
- Покаяние – фундамент духовной жизни
- Возможность нового сердца
- Быть народом Божиим
- Поклонение в Духе и истине
- Все зависит от человеческого сердца
- Через душевное человек восходит к духовному
- Дыхание нашей жизни в руках Божиих
- Божий Промысел пребывает над всеми народами
- Нет душевного – не будет и духовного
- Богообщение словами не описать
- Каждое слово в Библии исполнено смысла
- Глубины Премудрости Божией
- Как сохранить ревность по Богу
- Господь есть спасение всех людей
- Главное – люди должны жить верой
- Блажен человек, призванный Богом
- Сердце должно быть чистым
- Никогда не отлучаться от Бога
- Покаяние есть очищение сердца от идолов
- Долготерпение Божие призывает к покаянию
- Бог ждет подходящего времени
- Церковь питает верующих своей благодатью
- Свет Его ярче лучей солнечных
- Стать светом для других
- Единый день в очах Господа
- Господь – спасение мое
- Важно, что я верую
- Для всех христиан важна вера в воскресение
- Увидеть смысл вещей и событий, Промысел Божий
- Праведник уповает на Бога
- Краеугольный камень праведности
- Мудрость как плод упования
- Настоящий мудрец имеет мудрость от Бога
- Принесена новая, совершенная Жертва
- Нет совершенного мира в этом мире
- Очень многое зависит от каждого
- Господь сокрушает гордыню
- Именно слава всегда должна быть Божией
- Власти надо подчиняться независимо от того, каково ее отношение к Богу
- Сын Человеческий приходит, и кончаются все земные царства
- Будем стремиться познать Бога
- Дух Божий сходит, и все становится очень органично
- Установить подлинное царство может только Бог
- Без познания Бога мы пребываем во тьме
- Будем стремиться познать Бога
- Только Бог может соразмерить все силы нашего существа
- Источник всех благ – Господь
- Воскресаем тоже мы во Христе
- Люди, живущие Христом, не боятся смерти и не совершают греха
- День последних судеб мира
- Христос уже пришел, и Суд уже возвещен
- Универсальный церковный принцип
- Помня о Боге и устремляясь к Нему
- Во благодати Святого Духа изливается настоящая жизнь
- В полноте все явится в последние дни мира
- Главная задача пророков – открывать волю Божию
- Бог через все творит Свой Промысел
- Миссионерского института: Вопль, восходящий к Богу
- Иона как прообраз Христа
- Скиния Божия – это сердце человеческое
- Есть только одна жертва, способная угодить Богу
- Вера, явленная в смирении, отодвигает бедствия
- Происходящее есть веление Промысла Божия
- Верующий все побеждает силою живущего в нем Святого Духа
- Главное – это смириться
- Полный текст
Божий Промысел пребывает над всеми народами
В заключение наших бесед по Книге пророка Иеремии хотелось отметить один эпизод, который раскрывается в 35-й главе. Эпизод замечательный, очень мудрый и очень глубокий. Ни до, ни после ничего подобного мы не видим. Эпизод этот почти совершенно оторван от контекста самой книги.
Где-то в Израиле проживает небольшое племя, которое в Книге пророка Иеремии называется рехавиты. Что это за племя, откуда они пришли? Из самой Библии мы никаких выводов сделать не можем. Но они – не иудеи. И вот пророк Иеремия, чтобы вразумить иудеев, жителей Иерусалима говорит: «Пойдите к этому народу и предложите им выпить вина». Посланные пошли, предложили вино. Рехавиты отказались: «Наши отцы заповедовали нам никогда не пить вина, мы не нарушим того, что сказали нам наши отцы». Посланные возвращаются и передают это ответ. Тогда Бог устами пророка Иеремии говорит: «Вот видите, они боятся нарушить заповедь, которую дали им их отцы, а народ Мой не может сохранить заповеди, которые им дал Я, Господь Бог этого народа» – для рехавитов слова человеческие, слова и наставления отцов более значимы, чем для иудеев заповеди и наставления их Бога. А дому Рехавитов сказал Иеремия: «так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: за то, что вы послушались завещания Ионадава, отца вашего, и храните все заповеди его и во всем поступаете, как он завещал вам, – за то, – как говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, – не отнимется у Ионадава, сына Рехавова, муж, предстоящий пред лицем Моим во все дни» (Иер. 35:2, 18,19).
Контекст понятен – Господь Бог ставит в пример иудеям рехавитов именно за то, что те хранят заповеди. Но тут важен и другой момент. Оказывается, если народ, этническая общность, живет, более или менее соблюдая установления – своих ли предков или данные когда-то людям Богом, – то этот народ сохраняет с Богом связь. Как Сам Господь говорит, «предстоящий перед лицем Моим не отымется от этого народа вовеки» – всегда, по воле Божией, среди этого народа является человек, ходатайства, молитвы которого Бог слышит, потому что этот народ хранит хоть чьи-то заповеди.
Никогда, читая Священное Писание, не надо забывать, что все появившиеся на земле народы созданы Богом. И Бог о них заботится, Бог о них промышляет, Бог творит с ними великие и славные дела.
В заключении Книги Иеремии есть немало глав, которые посвящены плачу Иеремии о погибающих народах. Но плач Иеремии – не просто плач человека. В его плаче слышен «глас хлада тонка, и тамо Господь» в полноте благодати Святого Духа. Как апостол Павел потом скажет в Послании к Римлянам, «Дух Святый ходатайствует за вас воздыханиями неизреченными».
Дух Святой устами пророка Иеремии плачет о погибающей славе человеческой, о погибающих людях, ведь никто из людей ему не чужд: Бог израильского народа есть Бог всех народов – если внимательно читать Библию, можно увидеть, что постоянно сам Дух Святой указывает на то, что Его Промысел пребывает над всеми народами.
Много раз за время наших бесед по истории Ветхого Завета я указывал на то, что в Священном Писании постоянно подчеркивается: Промысел Божий распростерт над всеми народами, – но над израильским народам по преимуществу, ведь задача у него особенная, на него возложена особенная миссия, сделать ему надлежит больше, чем всем остальным народам, потому так сильно заботится о нем Бог.
Из эпизода с племенем рехавитов можно сделать и еще один вывод – любая традиционность, любое хранение традиций есть благо. Наш век, страдающий либерализмом, разрывающий связи с прошлым во имя совершенно непонятных целей, ценностей, идеалов, есть как раз практически демоническая попытка разрушить последние основы нормального существования человека на земле.